Отсутствие четкого понимания, какие электросамокаты считать мопедами, а какие - нет, приводит к странным историям. Одна из таких разворачивается в Новосибирске. Жителей этого города, пользующихся услугами кикшеринга, начали поголовно штрафовать за управление краткосрочно арендованными самокатами за то, что ими управляли без прав.
Юрист из Новосибирска Александр Шахаев обратился в Железнодорожный районный суд с жалобой на постановление ГИБДД о привлечении его к ответственности за езду на самокате без прав. Он требует прекратить производство по делу и отменить штраф в 5 тысяч рублей. Судебное разбирательство обещает быть прецедентным.
- 22 июня я вышел из офиса после рабочего дня. Погода была чудесной. Решил воспользоваться кикшерингом, доехать до метро на самокате, - рассказал "РГ" Александр. - В районе Бурлинского переезда ко мне подошли сотрудники ГИБДД. Попросили предъявить водительское удостоверение. Я удивился. В приложении кикшеринга говорится о том, что права для поездки на самокате не нужны. Но на меня составили протокол и отстранили от управления транспортным средством. А самокат забрал эвакуатор.
Шахаева признали виновным в административном правонарушении по части 1 статьи 12.7 КоАП. По данным "РГ", аналогичные "пятитысячные" штрафы получили уже более 100 жителей Новосибирска.
- У нас имеется экспертиза ЭКЦ ГУ МВД России по Новосибирской области о том, что мощность электросамокатов кикшеринга желто-черного и фиолетового цвета действительно превышает 250 Вт, - объяснила "РГ" представитель ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Анна Варновская. - А это уже относит их к мототранспортным средствам, для управления которыми необходимы водительские права категории "М" и шлем.
Но представители кикшеринга утверждают, что мощность их самокатов гораздо ниже, и демонстрируют другую экспертизу.
- Все наши самокаты изготавливаются производителем по индивидуальному заказу, - рассказал "РГ" представитель компании Whoosh Денис Балакирев. - Их мощность не превышает 250 Вт, номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки составляет 143,4 Вт, а скорость системно ограничена 25 км/ч. Эти характеристики подтверждаются спецификацией и техническим заключением. Аналогичную позицию - что для управления самокатом Whoosh водительское удостоверение не требуется, сформулировал и Минтранс России.
Экспертиза, на которую ссылается ГИБДД, штрафуя пользователей, не может быть основанием для штрафа, поскольку она основана на данных о серийных моделях самокатов из сети интернет. Реальная экспертиза самокатов Whoosh сотрудниками ГИБДД не проводилась.
По словам прокатчиков, сложившаяся ситуация в Новосибирске уникальна. В других городах отмечались разовые инциденты, которые разрешались после предоставления в ГИБДД подтверждающей документации из сервиса.
В компании "Юрент" сообщили, что им известно о 16 случаях составления административных протоколов на пользователей. В компании считают абсолютно неправомерными действия ГИБДД. Как говорится в ответе на запрос "РГ", у компании есть заключения независимой экспертизы АНО "Лаборатория Судебных Экспертиз" и письмо Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), которые подтверждают, что самокаты Юрент не относятся к категории мопеда и для езды на них не нужны права. Согласно техническим характеристикам самокаты имеют ограничение скорости до 25 км/ч и мощность менее 0,25 кВт (по ПДД это не позволяет отнести их к мопеду).
"Мы обратились к прокурору и к уполномоченному по правам предпринимателей. Он также сделал запрос в прокуратуру с просьбой дать оценку действиям сотрудников ГИБДД Новосибирска. Сейчас проводится проверка, и мы ожидаем ее результатов.Выписанные штрафы в настоящее время обжалуются в суде. Компания Юрент с самого начала обеспечила поддержку пользователей в обжаловании штрафов. Сейчас ждем решений суда, чтобы отменить штрафы и доказать, что действия ГИБДД Новосибирска в отношении пользователей электросамокатов неправомерны" - говорится в комментарии компании.
Сами же новосибирцы считают, что "противостояние" связано с тем, что местные власти до сих не могут найти общего языка с прокатчиками. "Экспансия" кикшеринга в сибирские города началась со скандалов. Омская мэрия потребовала от прокатчиков в течение семи дней добровольно вынести все электросамокаты с территории города. В Новосибирске с прокатчиков начали требовать плату за парковку, а самокаты забирать на штрафстоянку.
И только руководство Томска заранее село с предпринимателями за стол переговоров и разработало универсальный правовой акт, определяющий все принципы работы компаний по предоставлению аренды самокатов физическим лицам на городской территории. В частности, документ предусматривает порядок размещения парковок самокатов, места для передвижения на них, иные требования и правила эксплуатации средств индивидуальной мобильности
- Самокаты - это экологичный способ передвижения, который востребован в студенческом Томске. И при соблюдении правовой стороны вопроса и принципов безопасности он будет развиваться, - заявили в городской администрации.
Однако в Новосибирске считают иначе. А в результате страдают обычные горожане, решившие прокатиться по улице на самокате в хорошую погоду. Одни уверяют их, что водительского удостоверения для этого не требуется. Другие штрафуют без предупреждения.
Проблема носит системный характер. Не столь давно подобный скандал развернулся в Татарстане. Причем обвиненному в том, что он управлял СИМ незаконно, пришлось дойти до кассационного суда. И только тогда все наладилось. Но очевидно, что на грабли одного региона чиновники другого не наступают. Им приходится обзаводиться собственным не очень приятным опытом. Причем, не попадись за рулем электросамоката юрист, срок получения такого опыта резко увеличился бы.
Проблема еще и в том, что для таких средств передвижения не только правила не писаны, нет даже понимания, как их можно квалифицировать. Есть рекомендация МВД, чтобы считать все электросамокаты мощностью более 250 Ватт мопедами. Но как установить эту мощность? Если бы эту технику сертифицировали при ввозе в страну или при производстве - был бы один разговор. Сейчас разработан проект некоего ГОСТа, который должен установить требования к электросамокатам. Но и он не предполагает четкого определения, что считать транспортными средствами, требующими права управления, а что нет. А пока нет ни одного документа на эту тему, проблема сохранится. И будут страдать либо пешеходы, из-за того, что их сбивают на тротуарах, либо пользователи кикшеринга, которые даже предполагать не могли, что взятый в аренду электросамокат требует наличия водительского удостоверения.
Юрист из Новосибирска Александр Шахаев обратился в Железнодорожный районный суд с жалобой на постановление ГИБДД о привлечении его к ответственности за езду на самокате без прав. Он требует прекратить производство по делу и отменить штраф в 5 тысяч рублей. Судебное разбирательство обещает быть прецедентным.
- 22 июня я вышел из офиса после рабочего дня. Погода была чудесной. Решил воспользоваться кикшерингом, доехать до метро на самокате, - рассказал "РГ" Александр. - В районе Бурлинского переезда ко мне подошли сотрудники ГИБДД. Попросили предъявить водительское удостоверение. Я удивился. В приложении кикшеринга говорится о том, что права для поездки на самокате не нужны. Но на меня составили протокол и отстранили от управления транспортным средством. А самокат забрал эвакуатор.
Шахаева признали виновным в административном правонарушении по части 1 статьи 12.7 КоАП. По данным "РГ", аналогичные "пятитысячные" штрафы получили уже более 100 жителей Новосибирска.
- У нас имеется экспертиза ЭКЦ ГУ МВД России по Новосибирской области о том, что мощность электросамокатов кикшеринга желто-черного и фиолетового цвета действительно превышает 250 Вт, - объяснила "РГ" представитель ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Анна Варновская. - А это уже относит их к мототранспортным средствам, для управления которыми необходимы водительские права категории "М" и шлем.
Но представители кикшеринга утверждают, что мощность их самокатов гораздо ниже, и демонстрируют другую экспертизу.
- Все наши самокаты изготавливаются производителем по индивидуальному заказу, - рассказал "РГ" представитель компании Whoosh Денис Балакирев. - Их мощность не превышает 250 Вт, номинальная максимальная мощность в режиме длительной нагрузки составляет 143,4 Вт, а скорость системно ограничена 25 км/ч. Эти характеристики подтверждаются спецификацией и техническим заключением. Аналогичную позицию - что для управления самокатом Whoosh водительское удостоверение не требуется, сформулировал и Минтранс России.
Экспертиза, на которую ссылается ГИБДД, штрафуя пользователей, не может быть основанием для штрафа, поскольку она основана на данных о серийных моделях самокатов из сети интернет. Реальная экспертиза самокатов Whoosh сотрудниками ГИБДД не проводилась.
По словам прокатчиков, сложившаяся ситуация в Новосибирске уникальна. В других городах отмечались разовые инциденты, которые разрешались после предоставления в ГИБДД подтверждающей документации из сервиса.
Для электросамокатов правила не писаны и нет даже понимания, как эти средства передвижения квалифицировать
В компании "Юрент" сообщили, что им известно о 16 случаях составления административных протоколов на пользователей. В компании считают абсолютно неправомерными действия ГИБДД. Как говорится в ответе на запрос "РГ", у компании есть заключения независимой экспертизы АНО "Лаборатория Судебных Экспертиз" и письмо Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), которые подтверждают, что самокаты Юрент не относятся к категории мопеда и для езды на них не нужны права. Согласно техническим характеристикам самокаты имеют ограничение скорости до 25 км/ч и мощность менее 0,25 кВт (по ПДД это не позволяет отнести их к мопеду).
"Мы обратились к прокурору и к уполномоченному по правам предпринимателей. Он также сделал запрос в прокуратуру с просьбой дать оценку действиям сотрудников ГИБДД Новосибирска. Сейчас проводится проверка, и мы ожидаем ее результатов.Выписанные штрафы в настоящее время обжалуются в суде. Компания Юрент с самого начала обеспечила поддержку пользователей в обжаловании штрафов. Сейчас ждем решений суда, чтобы отменить штрафы и доказать, что действия ГИБДД Новосибирска в отношении пользователей электросамокатов неправомерны" - говорится в комментарии компании.
Сами же новосибирцы считают, что "противостояние" связано с тем, что местные власти до сих не могут найти общего языка с прокатчиками. "Экспансия" кикшеринга в сибирские города началась со скандалов. Омская мэрия потребовала от прокатчиков в течение семи дней добровольно вынести все электросамокаты с территории города. В Новосибирске с прокатчиков начали требовать плату за парковку, а самокаты забирать на штрафстоянку.
И только руководство Томска заранее село с предпринимателями за стол переговоров и разработало универсальный правовой акт, определяющий все принципы работы компаний по предоставлению аренды самокатов физическим лицам на городской территории. В частности, документ предусматривает порядок размещения парковок самокатов, места для передвижения на них, иные требования и правила эксплуатации средств индивидуальной мобильности
- Самокаты - это экологичный способ передвижения, который востребован в студенческом Томске. И при соблюдении правовой стороны вопроса и принципов безопасности он будет развиваться, - заявили в городской администрации.
Однако в Новосибирске считают иначе. А в результате страдают обычные горожане, решившие прокатиться по улице на самокате в хорошую погоду. Одни уверяют их, что водительского удостоверения для этого не требуется. Другие штрафуют без предупреждения.
Проблема носит системный характер. Не столь давно подобный скандал развернулся в Татарстане. Причем обвиненному в том, что он управлял СИМ незаконно, пришлось дойти до кассационного суда. И только тогда все наладилось. Но очевидно, что на грабли одного региона чиновники другого не наступают. Им приходится обзаводиться собственным не очень приятным опытом. Причем, не попадись за рулем электросамоката юрист, срок получения такого опыта резко увеличился бы.
Проблема еще и в том, что для таких средств передвижения не только правила не писаны, нет даже понимания, как их можно квалифицировать. Есть рекомендация МВД, чтобы считать все электросамокаты мощностью более 250 Ватт мопедами. Но как установить эту мощность? Если бы эту технику сертифицировали при ввозе в страну или при производстве - был бы один разговор. Сейчас разработан проект некоего ГОСТа, который должен установить требования к электросамокатам. Но и он не предполагает четкого определения, что считать транспортными средствами, требующими права управления, а что нет. А пока нет ни одного документа на эту тему, проблема сохранится. И будут страдать либо пешеходы, из-за того, что их сбивают на тротуарах, либо пользователи кикшеринга, которые даже предполагать не могли, что взятый в аренду электросамокат требует наличия водительского удостоверения.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация