Заснеженная Азия 2012. Часть I.
Однажды здесь прошел один. За ним прошли десять. Потом их были сотни. Затем тысячи. Так родился путь. И всегда, здесь было не так, как у нас. Здесь все по-другому. Сюда несли богатства, но проносили их мимо. Здесь проносили мысли и веру, и они оседали тут. Здесь живут люди, у которых нет ничего, и есть гораздо больше, чем у нас. Часто, время останавливается здесь, в этих бескрайних песчаных просторах и в громадных горах. И поэтому здесь ценят другое. Здесь не везде есть электричество, и почти нигде нет отопления. Но здесь всегда светло и много тепла - вас всегда позовут в дом и накормят. Здесь почти нет работы, нет денег, но на вас могут потратить весь свой выходной, а вместо денег устроить экскурсию и напоить чаем. Здесь вечером с минаретов над городом несутся голоса муэдзинов. Сегодня, мы поедем там, где шли тысячи.
Сборы были быстрыми. Паспорт сделали за четыре дня. Бак сварили за три. Дела доделали за два. Собрались за один. Все как всегда, и вспоминая как много мы забыли, мы в ночь покинули Уфу. Утром были на границе с Казахстаном. На казахской стороне произошел неприятный инцидент – при осмотре машине в кармане нашли охотничьи патроны, а потом еще пистолетные в кармане сиденья.. Вот блин… приехали. Я перед выездом всю машину перетряс, как пропустил это не знаю. Но в реальности страшного ничего не было – составили протокол, изъяли, я написал пару объяснительных и через пару часов мы уже мчались через степь.
Первые дни были неинтересными, мчались через Казахстан, ночевали в Атырау, никуда заезжать не стали. На второй день послед обеда заправились по полной в Бейнеу и пошли на границу. Там очередь из фур, встал с ними. Рядом легковушки стоят, в общем в итоге получилось что вперед всех залез без очереди в потоке фур, погранцы тоже как то запустили. Побегали с бумажками, посмотрели как дальнобои проходят, да уж… Деньги берут не стесняясь.. На удивление прошли запросто, была заминка с собакой, но потом пока бегали, даже машину смотреть не стали. На узбекской стороне дикая очередь, конечно, 30 января, все едут домой. Человек 100 стоит перед дверями, стемнело, всех плющит холод, люди уже натягивают пакеты на ноги, пускают по паре человек. Потом пустили машины, мы заехали пятыми. Еще минут сорок мороки, поверхностный осмотр багажника и мы в Узбекистане. Тут же берем симку Билайна и меняем деньги.
Валюта и связь.
Сумы. Загадочные и беспощадные. Толстые пачки денег перекочовывают к вам в карманы, сумки, бардачки. За 1000 рублей дают 75 000, доллары еще выгоднее – 1 к 2700, на сотню – 270 тысяч. Но не стоит обольщаться кипой денег – тают они так же быстро, как и появились. Цены чуть ниже, чем в России, но все же за 50 литров бензина можно отдать от 88 000 до 150 000, а за пару бутылок Кока-колы – 7000. В Киргизии сомы, долларовый курс так же выгоднее – 1 к 46, против рублевого 1 к 1.42.
Купить связь в Узбекистане крайне проблематично – без паспорта с узбекской пропиской ее не продает ни МТС ни Билайн. Единственный вариант – сразу на границы с рук, по 12 000. Советую купить пару, мы купили одну, и постоянно дергали ее с телефона в модем. В Киргизии никаких проблем – даже паспорт не спрашивают. Билайн и МТС работают почти везде.
Всю ночь идем через Каралкапастан. Сначала одиозный вагончик-КПМ, где "урх" у буржуйки, вытерев руки от рыбы, записал нас в журнал. Затем полтысячи разбитых километров асфальта и еще с пяток КПМ и весьма дружелюбными "урхами". Заправок вообще нет, жилья тоже мало. Утром 31-го были в Нукусе.
Нукус встретил чистотой и пустынностью улиц. Поспав пару часов около заправки, будим хозяев, и узнаем что бензина нет. Проблема решилась быстро, пока стояли на обочине. Два молодых парня на шестерке сказали, что есть бензин, поехали к ним домой, через пару переулков, взяли 80 литров по 3000, реальную цену так и не узнали, хотя видели надписи в одном месте по 1560. Двинулись на Ургенч, в планах было добраться до Хивы, и там отметить Новый год. По дороге смотрим старые крепости, хотя часть их них пришлось отменить из-за поджимающего времени, заодно срезаем дорогу через старый понтонный мост через Амударью, странно, что он еще не развалился.
В Ургенче пообедали, поменяли немного денег у местных, и там же прикупили бензина. Помню, еще заезжал в банк, по неопытности, чуть не поменял долларов по 1500.. :-) . А еще запомнился КПМ, где "урхи" после того как записали нас, спросили, нет ли у меня шоколадки….
"Урхи".
Полиция у них называется YPX. Мы окрестили их "урхами", для удобства.
С "урхами" было интереснее всего. Помимо бесчисленных постов, а в общей сложности нас тормозили порядка 40 раз, это было еще и интересно. При этом за всю долгую дорогу, я отдал деньги всего два раза – за превышение и один раз за тонировку и ремни.
Нас не никто не прессовал и никто не просил денег. За 15 дней проведенных в глубине Средней Азии. Секрет таился в простом – семья. Практически всегда, узнав кто в машине, они говрили :" Ааа, семейный, ладно, езжай.." . Максимум – записывали. Никто не пытался что-то проверить, заглянуть в багажник, что-то попросить или намекнуть. Ну может пару раз, и то не сильно. Это было одно из самых спокойных путешествий по отношению к представителям власти. Так же было и на границах.
Начитавшись интернета, я был готов ко всему. В реальности же все оказалось по другому. Я даже не могу сказать, что видел такое отношение от родных гаишников.
Я даже привез обратно тонировку автомобиля.
Хивы. Прекрасные и тихие Хивы. Они навсегда запомнятся нам ароматными дынями и солнечным Новым годом в +6 градусов. И прекрасными людьми, что чтут устои древнего Хорезма.
____
Новый год был спокоен, встретили в отеле Азия-Хивы. Отличный ужин узбекской кухни.
Утром попытались починить пробитую накануне тормозную трубку. Я буду помнить это всегда - 1 января, мастер вышел на работу, в течении 7 часов пытался запаять трубку, носился с ней по городу, ставил, снимал, опять паял в другом месте, потом резал, глушил задний контур, и в конце концов вместо денег провел отличную экскурсию по Ичан-Кале, притащил к себе домой, накормил, напоил, и пытался оставить ночевать.
Теперь в Хивах у меня есть друг. Его зовут Бахтияр.
На Бухару шли всю ночь. День ремонта конечно же, уже не был просто потерянным, но все же нужно было как сэкономить немного времени. Так же планировалось под покровом ночи и воспользоваться новой бетонкой, вместо подвеско-дробящего двухсоткилометрового грейдера. В каком то месте, автомобильная дорога проходим прямо через железнодорожный мост. Только проехали – пошел поезд…
Уже ближе к утру наткнулись на заправку на которой был бензин. Сторговались на 2500, залили 100 литров, и приняли решение пройти внедорожный участок. Оставили дорогу и ушли в пустыню Кызыл-Кум.
Кызыл-Кум впечатлил не особо. За 150 километровый участок практически не было ни больших песков, ни чего особенного. Дорога правда легкая, машина идет сотню свободно.
Больше всех конечно, радовалась собака, которая уже давно тряслась в клетке.. :-) К тому же, после обеда ушел туман, и стало интереснее.
В город приехали уже вечером. Нашли отель прямо рядом с крепостью Арк. Отличный отель, все есть, чего нет – доставили. :-) .
Бухара произвела среднее впечатление. С одной стороны старинный город, с другой, все что можно – коммерсилизировали. Большинство архитектурных памятников снаружи достаточны, а платные внутренности мне показались излишними. Еще Бухара запомнилась узкими извилистыми улочками а-ля "проспект для матиза", где уазик отчаянно скреб зеркалами по стенам, выехав при этом на обалденную площадку к отелю.
Поужинали в отличном ресторанчике Doloma рядом с отелем, погуляли по ночной Бухаре. Одно я могу сказать точно – ночью в Узбекистане красивее.
Интересно, что к 21.00 улицы пустеют, и почти никто не ходит. Изумительное время.
_____
Утром Бухара произвела меньшее впечатление. Сходили в Арк, чуть не прибили надоедливую тетку-экскурсовода, прошвырнулись по рынку, пообедали в той же Диламе.
____
Гуляли по Бухаре день, потом тронулись на Самарканд. Заправится не удалось, из двух открытых заправок на одной был только дизель, а на другой…..
Бензин.
Бензин в Узбекистане разный. Мы заливали 75-й, 80-й, 91-й, 92-й, 93-й, 95-й и даже 96-й. Самый лучший – 80-й. Это красивая желтая жидкость, пахнущая отличным бензином, и машина на нем шла просто отлично. Хуже всего был 96-й – это была жидкость без цвета и без запаха, и расход на нем был запредельным. Цены на заправках от 1560 за литр 80-го до 1950 за дитр 96-го. Беда в том, что 99,9 % всех заправок закрыты. Еще на 0,1% дикие очереди и ограниченный отпуск бензина. Местные занимаются тем, что барыжат бензин на выезде из городов. Торгуют от 2600, до 3200, что по нашему до 38 рублей за литр. Заправится на заправке – НЕРЕАЛЬНО. Ниже, на трех фото с трудом поместилась очередь на заправку. Единственное исключение – сам Ташкент, где 80-й в свободном доступе. При этом в канистры НЕ заправляют. Мы потратили очень много сил, чтобы заправить канистры после Памира. В целом же, нас сильно спас 100-литровй бак, установленный в багажник.
Идти решили через Шахрисабз, чтобы посмотреть летнюю резиденцию Амира Тимура. Приехали уже к вечеру. Город странный, везде пьяная молодежь, ничего нет, резиденция… ну в общем на любителя видимо.
А вот потом был бонус :-). 60 км ночных перевалов. Первое знакомство с местными горами и перевалами. Именно здесь мы решили, по возможности передвигаться ночью.
Поздно вечером пришли в Самарканд, поужинали в «Астории» и устроились в какой то поганенькой гостинице в центре.
Самарканд.
Самарканд не понравился ни разу. Ни кому. Грязный город. За площадью Регистан и мавзолеем Амир Тимура скрывается грязный и неухоженный торговый город. Гостиница в центре была плохая.
Окраина ужасающа. Разваливающиеся пятиэтажки, огромная помойка прямо в городе, накоторой живут в хибарах люди, дворы панелек выходят прямо в котлован. Улицы завалены мусором, никто не убирается. Секрет Самарканда понятен – туристов не возят ни куда кроме Регистана. Но даже в полу-квартале от площади уже помойка. Древняя торговая столица. Не хватает только гадящих везде верблюдов.
____
Бензина все так же нет. На выезде покупаем пару лепешек, и тут же покупаем 50 литров какой то желтой и воняющей жидкости по 2900. Говорят 91-й. Проезжаем пару десятков километров, и в деревеньке так же с рук, но уже по 2600, и больше похоже на бензин. Берем еще 60 литров. А еще через километров 50 на заправке бензин по 1770. Я поначалу расстроился, но когда на мои «Мне 80 литров» замахали руками и сказали «По 10 в руки», полегчало. Договорился на 30. Уходим на Ташкент.
Жемчужины Узбекистана.
В Узбекистане немного красивой природы. Если не считать горы, то это или пустыня, или уходящие до горизонта поля хлопка и редкие деревья. Почти везде строения и селения – съехать с дороги почти невозможно. Архитектура Узбекистана тоже весьма своеобразна – после двух городов она кажется вам уже однообразной. Да, Хивы прекрасны, но после, даже Бухара смотрится не так, не говоря уже о Самарканде. Минареты.. площади… мечети…
Но в Узбекистане я нашел то, чего не видел нигде. Это другие люди и другая культура. Не похожая на нас. Многие из них имеют очень мало, но готовы поделиться многим. Многие из них улыбаясь, машут тебе. Почти каждый готов помочь.
Это целый другой мир, разнообразный, таинственно пахнущий и вкусно манящий сознание. Это горячие лепешки из тандыра и яркие гранаты, торг везде и во всем, отсутствие элементарного и бесподобный судак в кляре...
Однажды здесь прошел один. За ним прошли десять. Потом их были сотни. Затем тысячи. Так родился путь. И всегда, здесь было не так, как у нас. Здесь все по-другому. Сюда несли богатства, но проносили их мимо. Здесь проносили мысли и веру, и они оседали тут. Здесь живут люди, у которых нет ничего, и есть гораздо больше, чем у нас. Часто, время останавливается здесь, в этих бескрайних песчаных просторах и в громадных горах. И поэтому здесь ценят другое. Здесь не везде есть электричество, и почти нигде нет отопления. Но здесь всегда светло и много тепла - вас всегда позовут в дом и накормят. Здесь почти нет работы, нет денег, но на вас могут потратить весь свой выходной, а вместо денег устроить экскурсию и напоить чаем. Здесь вечером с минаретов над городом несутся голоса муэдзинов. Сегодня, мы поедем там, где шли тысячи.
Сборы были быстрыми. Паспорт сделали за четыре дня. Бак сварили за три. Дела доделали за два. Собрались за один. Все как всегда, и вспоминая как много мы забыли, мы в ночь покинули Уфу. Утром были на границе с Казахстаном. На казахской стороне произошел неприятный инцидент – при осмотре машине в кармане нашли охотничьи патроны, а потом еще пистолетные в кармане сиденья.. Вот блин… приехали. Я перед выездом всю машину перетряс, как пропустил это не знаю. Но в реальности страшного ничего не было – составили протокол, изъяли, я написал пару объяснительных и через пару часов мы уже мчались через степь.
Первые дни были неинтересными, мчались через Казахстан, ночевали в Атырау, никуда заезжать не стали. На второй день послед обеда заправились по полной в Бейнеу и пошли на границу. Там очередь из фур, встал с ними. Рядом легковушки стоят, в общем в итоге получилось что вперед всех залез без очереди в потоке фур, погранцы тоже как то запустили. Побегали с бумажками, посмотрели как дальнобои проходят, да уж… Деньги берут не стесняясь.. На удивление прошли запросто, была заминка с собакой, но потом пока бегали, даже машину смотреть не стали. На узбекской стороне дикая очередь, конечно, 30 января, все едут домой. Человек 100 стоит перед дверями, стемнело, всех плющит холод, люди уже натягивают пакеты на ноги, пускают по паре человек. Потом пустили машины, мы заехали пятыми. Еще минут сорок мороки, поверхностный осмотр багажника и мы в Узбекистане. Тут же берем симку Билайна и меняем деньги.
Валюта и связь.
Сумы. Загадочные и беспощадные. Толстые пачки денег перекочовывают к вам в карманы, сумки, бардачки. За 1000 рублей дают 75 000, доллары еще выгоднее – 1 к 2700, на сотню – 270 тысяч. Но не стоит обольщаться кипой денег – тают они так же быстро, как и появились. Цены чуть ниже, чем в России, но все же за 50 литров бензина можно отдать от 88 000 до 150 000, а за пару бутылок Кока-колы – 7000. В Киргизии сомы, долларовый курс так же выгоднее – 1 к 46, против рублевого 1 к 1.42.
Купить связь в Узбекистане крайне проблематично – без паспорта с узбекской пропиской ее не продает ни МТС ни Билайн. Единственный вариант – сразу на границы с рук, по 12 000. Советую купить пару, мы купили одну, и постоянно дергали ее с телефона в модем. В Киргизии никаких проблем – даже паспорт не спрашивают. Билайн и МТС работают почти везде.
Всю ночь идем через Каралкапастан. Сначала одиозный вагончик-КПМ, где "урх" у буржуйки, вытерев руки от рыбы, записал нас в журнал. Затем полтысячи разбитых километров асфальта и еще с пяток КПМ и весьма дружелюбными "урхами". Заправок вообще нет, жилья тоже мало. Утром 31-го были в Нукусе.
Нукус встретил чистотой и пустынностью улиц. Поспав пару часов около заправки, будим хозяев, и узнаем что бензина нет. Проблема решилась быстро, пока стояли на обочине. Два молодых парня на шестерке сказали, что есть бензин, поехали к ним домой, через пару переулков, взяли 80 литров по 3000, реальную цену так и не узнали, хотя видели надписи в одном месте по 1560. Двинулись на Ургенч, в планах было добраться до Хивы, и там отметить Новый год. По дороге смотрим старые крепости, хотя часть их них пришлось отменить из-за поджимающего времени, заодно срезаем дорогу через старый понтонный мост через Амударью, странно, что он еще не развалился.
В Ургенче пообедали, поменяли немного денег у местных, и там же прикупили бензина. Помню, еще заезжал в банк, по неопытности, чуть не поменял долларов по 1500.. :-) . А еще запомнился КПМ, где "урхи" после того как записали нас, спросили, нет ли у меня шоколадки….
"Урхи".
Полиция у них называется YPX. Мы окрестили их "урхами", для удобства.
С "урхами" было интереснее всего. Помимо бесчисленных постов, а в общей сложности нас тормозили порядка 40 раз, это было еще и интересно. При этом за всю долгую дорогу, я отдал деньги всего два раза – за превышение и один раз за тонировку и ремни.
Нас не никто не прессовал и никто не просил денег. За 15 дней проведенных в глубине Средней Азии. Секрет таился в простом – семья. Практически всегда, узнав кто в машине, они говрили :" Ааа, семейный, ладно, езжай.." . Максимум – записывали. Никто не пытался что-то проверить, заглянуть в багажник, что-то попросить или намекнуть. Ну может пару раз, и то не сильно. Это было одно из самых спокойных путешествий по отношению к представителям власти. Так же было и на границах.
Начитавшись интернета, я был готов ко всему. В реальности же все оказалось по другому. Я даже не могу сказать, что видел такое отношение от родных гаишников.
Я даже привез обратно тонировку автомобиля.
Хивы. Прекрасные и тихие Хивы. Они навсегда запомнятся нам ароматными дынями и солнечным Новым годом в +6 градусов. И прекрасными людьми, что чтут устои древнего Хорезма.
Новый год был спокоен, встретили в отеле Азия-Хивы. Отличный ужин узбекской кухни.
Утром попытались починить пробитую накануне тормозную трубку. Я буду помнить это всегда - 1 января, мастер вышел на работу, в течении 7 часов пытался запаять трубку, носился с ней по городу, ставил, снимал, опять паял в другом месте, потом резал, глушил задний контур, и в конце концов вместо денег провел отличную экскурсию по Ичан-Кале, притащил к себе домой, накормил, напоил, и пытался оставить ночевать.
Теперь в Хивах у меня есть друг. Его зовут Бахтияр.
На Бухару шли всю ночь. День ремонта конечно же, уже не был просто потерянным, но все же нужно было как сэкономить немного времени. Так же планировалось под покровом ночи и воспользоваться новой бетонкой, вместо подвеско-дробящего двухсоткилометрового грейдера. В каком то месте, автомобильная дорога проходим прямо через железнодорожный мост. Только проехали – пошел поезд…
Уже ближе к утру наткнулись на заправку на которой был бензин. Сторговались на 2500, залили 100 литров, и приняли решение пройти внедорожный участок. Оставили дорогу и ушли в пустыню Кызыл-Кум.
Кызыл-Кум впечатлил не особо. За 150 километровый участок практически не было ни больших песков, ни чего особенного. Дорога правда легкая, машина идет сотню свободно.
Больше всех конечно, радовалась собака, которая уже давно тряслась в клетке.. :-) К тому же, после обеда ушел туман, и стало интереснее.
В город приехали уже вечером. Нашли отель прямо рядом с крепостью Арк. Отличный отель, все есть, чего нет – доставили. :-) .
Бухара произвела среднее впечатление. С одной стороны старинный город, с другой, все что можно – коммерсилизировали. Большинство архитектурных памятников снаружи достаточны, а платные внутренности мне показались излишними. Еще Бухара запомнилась узкими извилистыми улочками а-ля "проспект для матиза", где уазик отчаянно скреб зеркалами по стенам, выехав при этом на обалденную площадку к отелю.
Поужинали в отличном ресторанчике Doloma рядом с отелем, погуляли по ночной Бухаре. Одно я могу сказать точно – ночью в Узбекистане красивее.
Интересно, что к 21.00 улицы пустеют, и почти никто не ходит. Изумительное время.
Утром Бухара произвела меньшее впечатление. Сходили в Арк, чуть не прибили надоедливую тетку-экскурсовода, прошвырнулись по рынку, пообедали в той же Диламе.
Гуляли по Бухаре день, потом тронулись на Самарканд. Заправится не удалось, из двух открытых заправок на одной был только дизель, а на другой…..
Бензин.
Бензин в Узбекистане разный. Мы заливали 75-й, 80-й, 91-й, 92-й, 93-й, 95-й и даже 96-й. Самый лучший – 80-й. Это красивая желтая жидкость, пахнущая отличным бензином, и машина на нем шла просто отлично. Хуже всего был 96-й – это была жидкость без цвета и без запаха, и расход на нем был запредельным. Цены на заправках от 1560 за литр 80-го до 1950 за дитр 96-го. Беда в том, что 99,9 % всех заправок закрыты. Еще на 0,1% дикие очереди и ограниченный отпуск бензина. Местные занимаются тем, что барыжат бензин на выезде из городов. Торгуют от 2600, до 3200, что по нашему до 38 рублей за литр. Заправится на заправке – НЕРЕАЛЬНО. Ниже, на трех фото с трудом поместилась очередь на заправку. Единственное исключение – сам Ташкент, где 80-й в свободном доступе. При этом в канистры НЕ заправляют. Мы потратили очень много сил, чтобы заправить канистры после Памира. В целом же, нас сильно спас 100-литровй бак, установленный в багажник.
Идти решили через Шахрисабз, чтобы посмотреть летнюю резиденцию Амира Тимура. Приехали уже к вечеру. Город странный, везде пьяная молодежь, ничего нет, резиденция… ну в общем на любителя видимо.
А вот потом был бонус :-). 60 км ночных перевалов. Первое знакомство с местными горами и перевалами. Именно здесь мы решили, по возможности передвигаться ночью.
Поздно вечером пришли в Самарканд, поужинали в «Астории» и устроились в какой то поганенькой гостинице в центре.
Самарканд.
Самарканд не понравился ни разу. Ни кому. Грязный город. За площадью Регистан и мавзолеем Амир Тимура скрывается грязный и неухоженный торговый город. Гостиница в центре была плохая.
Окраина ужасающа. Разваливающиеся пятиэтажки, огромная помойка прямо в городе, накоторой живут в хибарах люди, дворы панелек выходят прямо в котлован. Улицы завалены мусором, никто не убирается. Секрет Самарканда понятен – туристов не возят ни куда кроме Регистана. Но даже в полу-квартале от площади уже помойка. Древняя торговая столица. Не хватает только гадящих везде верблюдов.
Бензина все так же нет. На выезде покупаем пару лепешек, и тут же покупаем 50 литров какой то желтой и воняющей жидкости по 2900. Говорят 91-й. Проезжаем пару десятков километров, и в деревеньке так же с рук, но уже по 2600, и больше похоже на бензин. Берем еще 60 литров. А еще через километров 50 на заправке бензин по 1770. Я поначалу расстроился, но когда на мои «Мне 80 литров» замахали руками и сказали «По 10 в руки», полегчало. Договорился на 30. Уходим на Ташкент.
Жемчужины Узбекистана.
В Узбекистане немного красивой природы. Если не считать горы, то это или пустыня, или уходящие до горизонта поля хлопка и редкие деревья. Почти везде строения и селения – съехать с дороги почти невозможно. Архитектура Узбекистана тоже весьма своеобразна – после двух городов она кажется вам уже однообразной. Да, Хивы прекрасны, но после, даже Бухара смотрится не так, не говоря уже о Самарканде. Минареты.. площади… мечети…
Но в Узбекистане я нашел то, чего не видел нигде. Это другие люди и другая культура. Не похожая на нас. Многие из них имеют очень мало, но готовы поделиться многим. Многие из них улыбаясь, машут тебе. Почти каждый готов помочь.
Это целый другой мир, разнообразный, таинственно пахнущий и вкусно манящий сознание. Это горячие лепешки из тандыра и яркие гранаты, торг везде и во всем, отсутствие элементарного и бесподобный судак в кляре...