Зачем люди коллекционируют кроссовки и почему это хорошая инвестиция

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
6.532
Репутация
7.054
Реакции
19.820
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
1711715594689.png

Сегодня у каждого человека в гардеробе есть несколько пар кроссовок, которые он использует строго по своему назначению. Но существуют люди, для которых кроссовки нечто большее, чем обычная обувь. Таких людей называют «сникерхедами», они коллекционируют спортивную обувь и даже инвестируют в нее. Они готовы выстаивать в очередях сутками и отдавать последние деньги, чтобы получить заветную пару.

Немного занимательной этимологии

В XIX веке впервые появился прообраз современной спортивной обуви — туфли с резиновой подошвой и текстильным верхом. В начале Экс экс века производство таких легких тапочек наладил бренд Keds, из-за чего их стали называть кедами.

Человек в кедах мог ходить почти бесшумно, и все воришки того времени носили именно их. Из-за этого такая обувь получила название «сникеры», от английского слова sneak — «красться». Если переводить «сникеры» на русский буквально, то получится «подкрадули».

Чуть позже любителей кроссовок и прочей спортивной обуви стали называть «сникерхедами», смешав два английских слова — sneaker (кроссовки) и head (голова).


Как кроссовки стали предметом коллекционирования?​

Эта субкультура появилась в 80-х годах прошлого века в США благодаря двум явлениям — баскетболу и хип-хопу.

В 1985 году компания Nike сделала эксклюзивную модель для Майкла Джордана под названием Nike Air Jordan I. Хоть обувь не соответствовала дресс-коду НБА, Джордан все равно ее надел. После игры он получил штраф 5000 долларов, который компания Nike выплатила за баскетболиста. В этом же году Джордан стал победителем в номинации «Открытие года», из-за чего линейка кроссовок Air Jordan была быстро распродана. Хип-хоп же принес кроссовкам бешеную популярность, когда группа Run DMC выпустила трек My Adidas.

После этого появились настоящие коллекционеры кроссовок, которые скупали редкие модели у обычных людей за большие деньги. Чуть позже остальные знаменитости стали красоваться в спортивной обуви, что только увеличило число сникерхедов и развило эту субкультуру, которая перешла из США в другие страны.

Интересные факты из мира сникерхедов

  • Самыми дорогими кроссовками считаются Air Jordan 13 в расцветке «bred». Их продали на аукционе Sotheby's за 2,2 млн долларов в 2023 году. В этой паре Майкл Джордан сыграл вторую игру финала НБА 1998 года против команды «Юта Джаз».
  • Оригинальная пара Air Jordan 1, в которой играл Майкл Джордан в матче в 1985 году, продали в 2020 году на аукционе Sotheby’s за 560 000 млн долларов.
  • По оценке инвестиционного банка Cowen, рынок перепродаж составляет 2 млрд долларов и растет очень большими темпами! По прогнозам экспертов, к 2030 году рынок может достичь 30 млрд долларов.
  • В ноябре 2016 года Фонд актера Майкла Джея Фокса (исполнитель роли Марти в фильме «Назад в будущее») продал легендарную пару самозавязывающихся кроссовок Nike Mag из второй части трилогии за 200 тысяч долларов.
  • Университет Карнеги — Меллона создал официальный курс по истории коллекционирования кроссовок под названием «Sneakerology 101».

Как начать коллекционировать кроссовки?​

1. Знать принципы сникер-движения.​

Мало кто из коллекционеров собирает кроссовки всех марок. Обычно, у каждого есть определенный принцип выбора. Например:
собирают модели одного бренда или одной линейки;
коллекционируют только за коллаборациями;
ищут только лимитированные серии.

2. Знать и отслеживать основные модели и бренды​

Редких лимитированных моделей кроссовок не так уж много, поэтому составить свой список довольно легко. Основные бренды, за которыми охотятся знаменитости, — Reebok, Adidas, Nike, ASICS, Air Jordan, Balenciaga и т.д.

3. Знать сленг сникерхедов (хотя бы чуть-чуть)​

Вот некоторые из самых распространенных понятий.

Дэдсток — абсолютно новая пара, которую даже не примеряли.

Грааль — редкая, лимитированная или эксклюзивная пара, которую ценят коллекционеры.

Кемп — большая очередь за кроссовками, которая порой растягивается на несколько дней.

Раффл — право на выкуп кроссовок из грядущего релиза. Определяют счастливчиков с помощью лотереи, проведенной между желающими приобрести новую пару обуви.

Ресток — перевыпуск известной модели.

Сидинг — бренд какому-то знаменитому человеку выдает кроссовки, одежду, товары.

Семпл — прототип модели, которую не выпустили. Очень ценится среди коллекционеров.

Хайпбист — сникерхеды, которые покупают только популярные модели, чтобы оставаться в тренде.

Что влияет на популярность кроссовок​

Основной фактор роста спроса на кроссовки в качестве объекта инвестирования на рынке модной обуви сегодня — их лимитированность. И в большей мере она касается не количества релизов, а объема пар каждого размера. Отсюда складывается и цена, ведь какие-то размеры лимитированных кроссовок, выходящих в коллаборации, могут стоить 100 000 рублей, другие — в два раза дешевле. Допустим, вышла некая коллаборация, где размер 9 US сделали в небольших количествах, и ее, естественно, раскупили за минуту. Люди начали носить эту обувь, и со временем новых пар становится все меньше, их лимитированность — выше, а стоимость перепродажи и инвестиционной ценности будет расти.

Фактор освещения в СМИ играет свою роль так же, как и внешний вид обуви. Кроссовки могут быть лимитированными, ограниченного тиража и в коллаборации с известным артистом, но выглядеть непрезентабельно. Дизайн важен. Мы не просто так покупаем кроссовки и в целом одежду. Нам необходимо понимать, что это выглядит приятно, сочетается с другими элементами нашего гардероба и отдельных образов. И если обувь не соответствует ожиданиям потребителей, то даже самая громкая коллаборация несильно повлияет на продажи. В результате на популярность кроссовок влияют три фактора: их количество, освещенность в СМИ и внешний вид.

Инвестиционные перспективы​

Для начала стоит привести пример наиболее перспективных для инвестирования брендов. Так как основные факторы инвестирования — это количество и узнаваемость, помимо Balenciaga или Maison Mihara Yasuhiro нельзя не упомянуть наиболее распространенные Nike и Adidas. Последние часто сотрудничают с большим количеством различных компаний и организаций, из-за этого их инвестиционная привлекательность растет крайне сильно, ведь кроссовки набирают популярность за счет громкого имени.

Как это работает? Допустим, Nike сделали коллаборацию с популярным фильмом. Фанаты этого кино, конечно, захотят себе эти кроссовки и поэтому начнут быстро оформлять заказы. Имя, которое стоит рядом, очень сильно влияет, поэтому у Nike и Adidas много совместных проектов с инфлюенсерами и организациями. За счет этого и растет инвестиционная привлекательность.

Однако не стоит забывать и об инвестиционных рисках. Как минимум, модель может потерять востребованность, причем не только из-за времени, но и по причине репутационных ошибок. Последнее случилось с Трэвисом Скоттом из-за давки на концерте: старт продаж был запланирован на 16 декабря, но после событий на фестивале Astroworld запуск Air Max 1 x Cactus Jack отложен. И от подобного никто не застрахован. Поэтому риски могут быть разными, а контролировать их получается не всегда. Но все же существуют стратегии инвестирования, которые можно использовать для минимизации рисков.

Одна из них — вложения в коллаборации от мировых брендов, например, Nike x Off-White Вирджила Абло. У этого дизайнера мировое имя, а его модели были востребованными и привлекательными. После его ухода из жизни созданная им обувь стала лимитированной, поскольку новых коллабораций больше не будет, а его творчество ценят и признают во всем мире. Цены на пары, к которым был причастен дизайнер, начали расти вверх, ведь это легендарные коллаборации, которые больше никогда не повторятся. В этом случае риски сведены к минимуму, хотя и не исключены.

Еще один вариант — экологичные с точки зрения бизнеса бренды, тот же магазин Concepts и его сотрудничество с Nike SB. Это коллаборация, в которой нет скандала и провокации. В целом с организациями, которые уже зарекомендовали себя с репутационной точки зрения, сотрудничать очень выгодно, если человек действительно смотрит на кроссовки как на инвестиции.

Из чего складывается стоимость кроссовок​

В первую очередь на стоимость обуви влияют мировые события, которые сказываются на поставке товара. К примеру, политика, связанная с Китаем, очень важна, потому что кроссовки Nike в основном отшиваются именно в этой стране. Однако Дональд Трамп в случае победы на выборах в США может ввести пошлины в размере 60% на товары из Китая, что негативно скажется на кроссовках, на инвестициях в них и в целом на покупки. Если повышается цена на кроссовки, то дорожает и ритейл.

Также оказывать влияние на стоимость могут технологические инновации — например, у Adidas уже есть модель обуви, напечатанная на 3D-принтере. Мы постепенно идем к тому, чтобы кроссовки создавались за счет искусственного интеллекта. Сейчас появились такие технологии, позволяющие придумать, спроектировать и генерировать дизайн за десять секунд. А эскизы кроссовок с помощью ИИ может нарисовать человек, который даже не владеет навыками изобразительного искусства.

Это удобно, ведь ИИ можно предложить самый простой вариант эскиза, который превратит его уже в более серьезную модель, а качество будет расти в экспоненциальной прогрессии. Мы, например, отрисовывая будущую обувь, уже сейчас используем искусственный интеллект для ускорения процесса. Раньше этого не было, и, конечно, вся работа была намного сложнее и длилась дольше.

Тренды в дизайне​

Как уже было упомянуто выше, потребителей привлекает внешний вид и внешние элементы, которые находятся сейчас в тренде. Например, в 2024 году выходят кроссовки Black Olive Nike Travis, которые сочетают тренды на оливковый, хаки, темно-болотный и зеленый цвета. В прошлом году наблюдался тренд на кроссовки бежево-коричневого цвета, а Nike в коллаборации с Трэвисом Скоттом это тоже использовал. Каждый год появляются новые оттенки, они попадают в тренды, и многие бренды учитывают это.

Кстати, есть и bootleg-бренды, то есть локальные производители кроссовок, которые пробуют распространить по всему миру свои точки. Очень часто, чтобы поднять привлекательность своих моделей, они берут базу AJ 1 Low, AJ 1 High от Nike и делают такие же цвета, потому что понимают: если такой популярный бренд это использует, значит, его покупают, а обувь привлекает аудиторию.

Также на популярность дизайна могут влиять технические особенности. Например, Nike Civilist x Nike SB Dunk Low меняют свой цвет при нагреве. Оттенок кроссовок меняется, к примеру, на красный, желтый, зеленый. Несмотря на неоднозначные комментарии от коллекционеров кроссовок о релизе, его цена все равно сильно выросла после старта продаж и сейчас может достигать более 900 долларов за некоторые размеры в ритейле при стартовой стоимости у официальных магазинов дистрибьюторов в 125 долларов. Тем не менее тренд на столь яркие модели изменился в сторону более однотонных расцветок, из-за чего ценность этой модели на вторичных площадках постепенно пошла вниз.

Рынок кроссовок стремительно развивается, и бренды стараются выпускать лимитированные коллекции, чтобы привлечь больше внимания и повысить прибыль. Даже тут свое влияние начинает оказывать искусственный интеллект, что неизбежно в современных реалиях. Но, несмотря на большой выбор, инвесторам стоит учитывать факторы риска при вложении средств в конкретные пары обуви, однако избежать вероятности неудачи полностью все же не получится.

 
  • Теги
    adidas nike кроссовки
  • Сверху Снизу