За кадром "Гладиатора"

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0


В 1964 году вышел фильм Энтони Манна "Падение Римской империи" - последний из классических голливудских пеплумов. Он провалился в прокате, и жанр "меч и сандалии" был забыт на несколько десятилетий.
1 мая 2000 года студия Dreamworks и Ридли Скотт выпустили на арену "Гладиатора" - своеобразный ремейк фильма Манна. Он получил 5 премий "Оскар", имел большой кассовый успех и возродил интерес к масштабным фильмам-пеплумам.

Легендарную картину снимали с января по май 1999 года - с незавершённым сценарием, который дорабатывали в процессе съёмок.
"Иногда мы собираемся вместе, выпиваем и шутим над тем, какого же провала избежали. Не просто избежали - но и получили "Оскар" за лучший фильм." (Рассел Кроу)




Кроу начал сниматься в "Гладиаторе" через несколько месяцев после выхода фильма “Свой человек” (1999). Для роли биохимика Джеффри Виганда (которая принесла ему его первую номинацию на "Оскар") Рассел набрал около 18 кг и обрил голову, чтоб было удобнее носить парик.
"У меня был период в пять с половиной месяцев, чтоб избавиться от Джеффри Виганда и стать Максимусом. Как ни странно, диета на самом деле второстепенный фактор. Главное - физическая активность. Я живу на ферме, у меня есть 560 акров земли и 270 коров ангусской породы - и я просто вернулся к своей обычной жизни.
Также занимался с тренером - силовые, боксёрские тренировки и всё такое. Для меня было важно, чтобы люди видели в Максимусе не гребаную пластиковую куклу, а настоящего мужчину. Я удостоверился, что всё, что мог сделать Максимус, смогу сделать и я - и тело быстро пришло в форму".
Актёр так втянулся, что продолжил интенсивные тренировки в перерывах между съёмками.



"Знаете, когда я выбираю роль, то никогда не задумываюсь о физических нагрузках, которые мне придётся испытать. Но в середине этих съёмок я подумал - может, стоило согласиться на ту роль кондуктора", - смеётся Кроу.
Он сломал кость стопы, повредил ахиллово сухожилие и несколько сухожилий бицепса, обзавёлся трещиной в бедренной кости. Во время одного из гладиаторских боёв Рассел получил по рукам рукоятью меча и на два года потерял чувствительность в указательном пальце правой руки.
На съёмках сцены битвы в Германии его конь испугался огня и поскакал вниз с холма к деревьям. "На нём были шоры, а я в шлеме, и мы не видели, что делается сзади. Конь метнулся к одному дереву, затем к другому - и ветка пропорола мне щёку насквозь".
Швы на его щеке заметны в сцене, когда Максимус говорит Коммоду, что намерен вернуться домой.
"Во время съёмок мне прислали записку с просьбой не играть в футбол, потому что я могу получить травму. Я снимался в одной сцене масштабного боя за другой, поэтому отправил им свою записку: "Я могу бороться с четырьмя тиграми, но не могу играть в футбол? Уж как-нибудь переживёте. С любовью, Рассел".



Первая сцена битвы была снята в Борн-Вуде, графство Суррей, Англия. Комиссия по лесному хозяйству Великобритании сначала планировала вырубку леса, поэтому Ридли Скотт предложил им свои услуги - сжечь часть леса дотла. Комиссия охотно согласилась.

Одна из съёмочных площадок фильма - поле битвы и римский лагерь в Борн-Вуде.



16 000 горящих стрел были выпущены в воздух под наблюдением супервайзера по спецэффектам Нила Корбоулда. Оператор Джон Мэтисон использовал системы аэрофотосъёмки со скоростью 15 метров в секунду, чтобы проследить за полётом стрел.
Мастер боевых искусств Николас Пауэлл, ранее работавший над "Храбрым сердцем", отвечал за постановку боёв на мечах. Он также должен был обучить актёров, каскадёров и 1000 статистов, которые принимали участие в битве в Германии. За несколько недель до начала съёмок Пауэлл отправился в Австралию, чтобы поработать с Расселом Кроу один на один.

Грим одного из преторианцев, пытавшихся убить Максимуса.



Из Англии команда переехала в Уарзазат, Марокко. Съёмки проходили в ксаре Айт-Бен-Хадду. Ксар - это тип укреплённой берберской деревни, состоящей из пристроенных друг к другу (часто на склоне горы) домов, так что снаружи ксар выглядит как крепость, окружённая стеной. Ксар - одна из главных форм берберской архитектуры.
Айт-Бен-Хадду располагается на бывшем караванном пути между Сахарой и Марракешем в предгорьях Атласских гор в южном Марокко. В 1987 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Художник-постановщик Артур Макс расказывал:
"Это было волшебно - поднимаешься на холм, и попадаешь в другую эпоху. Было чудом найти этот древний ксар. У подножия города располагалось поле, где местные жители играли в футбол - идеальное место для постройки небольшой арены".
Было важно, чтобы недавно построенный амфитеатр был неотличим от окружающей его древней архитектуры. Используя только местные материалы и методы, которые не менялись на протяжении поколений, строительная бригада произвела более 30 000 саманных кирпичей, из которых была построена конструкция. "Кирпичи делали из простой глины, смешанной с соломой, отливали в формах и обжигали на солнце, - говорит Макс. - Когда арена обрела форму на существующем ландшафте, она выглядела так, как будто существовала веками".

Съёмки в древней цитадели Айт-Бен-Хадду. Февраль-март 1999 г.



Многих животных привезли на съёмки из зоопарка в Рабате (Марокко), чтоб обойти строгие правила ввоза животных в страну.
"Из зоопарка к нам приехали 4 льва, 2 тигра, 2 леопарда, 10 страусов и 2 жирафа. А ещё 10 стервятников, которые были обучены кружить по арене и даже спускаться "поедать" тела в нескольких сценах.
"Работа с животными похожа на лихую езду. Если сконцентрироваться и быть очень осторожным, то не должно возникнуть проблем, - но вы всегда можете оказаться в кювете. А с тиграми единственное, в чём можно быть уверенным - то, что они непредсказуемы. Да, эти тигры выросли в неволе и настолько ручные, насколько это вообще возможно. Но парни, бегающие перед ними, для них как игрушки. Поэтому мы должны были быть осторожными"
. (Сани Рейнольдс, дрессировщик животных).
Всего в съёмках участвовало пять бенгальских тигров - под контролем дрессировщиков. Рядом с ними находился ветеринар, вооруженный дротиками с транквилизаторами.
Актёры держались на расстоянии не менее 15 футов от зверей.



"Здоровая детина, длиной в три с половиной метра от морды до хвоста, - рассказывает Кроу об одном из тигров. - Он был таким красивым и величественным, его хотелось бы просто погладить и обнять — но, само собой, это было слишком опасно.
Эти великолепные создания не всегда выполняли то, что от них хотели - поэтому съёмки сцен с ними растянулись на 12 дней (вместо запланированных шести).
Трое парней удерживали тигра на цепях, чтоб ограничить его движение вперёд. Какое-то время всё было хорошо, но однажды случилось ЧП. Ребята тянут цепь, и тигр вдруг такой: "Ну, если вы не хотите, чтоб я шёл туда, тогда я иду к вам". По инструкции необходимо лечь на землю и прикрыть голову; но один из этих парней запаниковал. Он сделал пару шагов.. и вот зверь рядом, парень падает! А тигру просто захотелось поиграть. Но ведь ясно, что могут эти кошки.. сейчас он играет, а через секунду может голову оторвать".
Нил Корбоулд заказал у компании Animated Extras манекен тигра - для сцены, где зверь прыгает на Максимуса. Манекен швыряли в Рассела, он хватал его и катался по земле.

Для эпизодов, где тигры пытаются схватить гладиаторов, животных отсняли на фоне синего экрана и скомпоновали сцены так, чтоб звери были ближе к актёрам.



В съёмках задействовали местных жителей - в качестве массовки на арене и на невольничьем рынке.
Для сцен на арене Нил Корбоулд приготовил восковые наконечники копий, наполненные бутафорской кровью. К мечам крепили трубки, которые тянулись от рукоятки меча к лезвию и снабжались кровью. Кусочки латексного поролона имитировали частицы человеческой плоти.



Над музыкой к "Гладиатору" работали Ханс Циммер, Клаус Бадельт, Лиза Джерард и Дживан Гаспарян.
Создавая саундтрек, Ханс Циммер нашёл вдохновение в классическом венском вальсе - и эта концепция стала основой для многих музыкальных тем фильма.
"Я взял чётко определенный стиль, форму и структуру вальса и сделал его совершенно диким. Иногда эту идею было очень трудно осуществить - ведь вальс "мягкая" музыка. Но было так интересно, что произойдёт, когда я переверну его с ног на голову.
Однажды в начале съёмок кто-то включил компакт-диск Dead Can Dance с песнями Лизы Джеррард. Чем больше мы слушали, тем больше задумывались - может, сделать что-то подобное для фильма, найти певца, который бы спел так же? Наконец, было решено: а давайте позвоним самой Лизе" (Ханс Циммер).
Австралийская певица и композитор выросла в бедном предместье Мельбурна - Прахране, в основном населённом выходцами из Средиземноморья и Ближнего Востока. По словам Лизы, в детстве она любила гулять на берегу реки, где женщины занимались стиркой и зачастую пели свои национальные песни на непонятных девочке языках. Во многом благодаря этому у неё и сформировалась своеобразная манера пения без слов.
"Я пою на языке сердца. Это выдуманный язык, которым я пользуюсь уже давно - начала петь на нём, когда мне было лет 12. И я думала, что таким образом разговариваю с Богом."



"Когда я впервые связался с ней по поводу работы со мной над "Гладиатором", Лиза вежливо отказалась, сказав, что это не совсем её тема, - вспоминает Циммер. - Но позже она увидела какие-то кадры оттуда, и согласилась. И очень хотела успеть на следующий самолёт, чтоб прибыть к нам.
Мне нужно было найти нежный женский голос. Потому что первая сцена "Гладиатора" идиллическая - поэтичный образ пшеничного поля, рука, скользящая по колосьям.. и всё, что вы слышите, - это голос Лизы. Я хотел, чтобы музыка в этот момент напоминала о доме Максимуса - месте, где он был наиболее счастлив."

1621600997113179761.gif


Покинув Марокко, компания отправилась на "остров-крепость" Мальту. Там и был создан экранный Колизей.
Артур Макс сопровождал Скотта на разведку в исторический форт Рикасоли - испанский форт 17-го века, который позже был преобразован в казармы вторгшимися войсками Наполеона. Скотт вспоминает: "Песчаные бури хорошо состарили его. Также был гигантский плац, который идеально подошел бы нашему Колизею."
Ограничения по времени и площади сделали невозможным создание полномасштабной копии массивного трёхуровневого архитектурного чуда, которое было центром римских мифов и культуры в течение 2000 лет. Поэтому строительная бригада Макса построила из гипса и фанеры лишь фрагмент первого яруса. Он составлял примерно одну треть окружности оригинала и имел высоту 52 фута(16 м).

Остальная часть Колизея была сделана с использованием компьютерной графики. Создание копии заняло несколько месяцев и обошлось примерно в 1 млн долларов.
Также были построены недра Колизея, которые включали технологически грубую, но тщательно продуманную систему лифтов для подъема гладиаторов на поле боя и вход на арену. Комплекс обслуживался палаточными “костюмными деревнями”, в которых были раздевалки, склады, оружейные комнаты и другие помещения.



Над визуальными эффектами для фильма работала британская компания The Mill под руководством Джона Нельсона.
Однажды Нельсон спросил Ридли - если бы мы находились в настоящем Колизее, как бы снимали выход гладиаторов на арену? Режиссёр сказал, что хотел бы снять актёров со Steadicam-а, кружа на 360 градусов вокруг них, чтоб показать зрителям Колизей во всём его великолепии. Steadicam - переносная система стабилизации видеокамеры; это устройство обеспечивает плавное перемещение камеры во время съёмок в движении.
Для массовых сцен в Колизее, в дополнение к реальным статистам и цифровым, также использовались 400 картонных зрителей.

Исполнительницы ролей весталок в перерыве между дублями. Форт Рикасоли, Мальта, 1999 г.



"Во время съемок сцены в Колизее, когда Максимус забирается на лошадь, я случайно вмазал кому-то по голове. Эмоции взяли верх, большинство актёров увлеклись, начали драться по-настоящему, никакого притворства больше не было — словом, пострадало немало людей."(Джимон Хонсу)
По словам Скотта, на съёмках произошёл только один несчастный случай.
"Там было два брата, статисты - кажется, римляне по национальности, - вспоминал он.- Во время обеденного перерыва втихаря устроили гонку вокруг арены. Колесница перевернулась, ударилась об стену; и один из них повредил себе череп. Его забрали на вертолёте в больницу, чтоб провести операцию на головном мозге."
Более 2500 единиц Орудия были разработаны и изготовлены для фильма под руководством оружейника Саймона Атертона и его команды. Атертон также был консультантом художника по костюмам Джанти Йейтс по части шлемов и некоторых доспехов. Шлемы воинов изготовлялись из стекловолокна мастерами из Пешавара (Пакистан).
100 экземпляров алюминиевых доспехов и 550 полиуретановых были изготовлены Родом Вассом и его компанией Armordillo. Компания разработала уникальную технологию напыляемого полиуретана и впервые использовала её на съёмках "Гладиатора". За три месяца было изготовлено 27 500 элементов брони.

Некоторое Орудие сделали из резины, чтоб избежать травм - например, этот моргенштерн.



Студия обсуждала вариант, чтоб императора Коммода сыграл Джуд Лоу. Но Ридли видел в этой роли только Хоакина Феникса.
"Когда мы предложили ему роль, я думаю, что больше всего удивился сам Хоакин, - говорит режиссер. - Он не физически внушительный тип, которого можно было бы представить в такой роли. Но он отлично передаёт сложный характер этого коррумпированного правителя".
Феникс очень нервничал на съёмках. Постоянно таскал по площадке свой меч, чтоб свыкнуться с ним(а ещё один хранил в отеле). Скотт помогал ему справиться с переживаниями - репетировал сцены с ним с выключенной камерой.
Однажды Хоакин попросил Рассела разозлить его перед их совместной сценой - считал, что это его взбодрит. Кроу растерялся и обратился за советом к Ричарду Харрису: "Что делать с этим дитём, он просит наорать на него перед дублем". Харрис подумал и сказал "Ну давай его разозлим". В течение нескольких часов с помощью нескольких пинт пива они помогали коллеге обрести боевой дух.



"Примерно через две недели после начала сьёмок на меня снизошло озарение. Я снимался в сценах битвы за Германию и как-то выдалось несколько выходных. Однажды утром изучал сценарий и тут меня будто молнией ударило: "••••, я понял!" Пошёл стричь волосы и набирать вес(сначала я был в хорошей форме). Мне хотелось сделать Коммода обрюзгшим, чтоб показать - этот тощий принц превращается в императора".
Ридли заметил результаты "озарения" и как-то упомянул об этом в разговоре с продюсером. Тот не в самых деликатных выражениях передал Фениксу, что он толстый. "На следующий день Хоакин явился ко мне в костюме Коммода и говорит: "Я слышал, что выгляжу, как маленький жирный хомяк". После этого он неделями голодал",- вспоминает Ридли.
"Коммод - персонаж, которого я действительно любил изучать как актёр, - размышляет Феникс.- Я думаю, что лучше всего описать его как избалованного ребёнка. Ему было всего 19 лет,когда он стал императором. Сейчас он уязвим и грустен, а в следующее мгновение устраивает истерику. Он отчаянно хочет любви народа, но ирония истории заключается в том, что гладиаторские игры, которые он устроил, чтобы заставить чернь полюбить его, в конечном итоге приводят его заклятого врага в Рим."
За роль Коммода 25-летний Феникс был впервые номинирован на "Оскар".



"И я отомщу, в этой жизни или в следующей.." Расселу не нравилась эпичная речь его героя, и он с трудом согласился сказать её.
Руководители Dreamworks хотели включить в фильм сцену секса между Максимусом и Луциллой. Скотт и Кроу были против этого.
"Они были абсолютно уверены, что это будет уместно в эпизоде, когда Луцилла приходит в тюрьму к Максимусу, закованному в цепи. Ну, она снимает с него одежду, и дело в шляпе. Понимаете, такой человек чести, как он, цель которого - отомстить за смерть жены и сына - не будет останавливаться на полпути ради чёртова перепихона. Это полностью меняло образ."(Рассел Кроу)



Актёров и статистов одевала художник по костюмам Джанти Йейтс. За свою работу над фильмом она удостоилась "Оскара".
"Генерал, ставший рабом, раб, ставший гладиатором - для каждого этапа жизни Максимуса мы должны были сделать восемь экземпляров костюмов. Четыре - для актера. Четыре - для дублёров: каскадёра в сценах верховой езды и каскадёра в сценах сражений. По мере продвижения съёмок были разные версии каждого костюма: чистые, грязные, рваные, окровавленные. Доспехи Рассела должны были быть удобными - поэтому их изготовили из поролона, покрытого кожей.
После каждой своей победы на арене Максимус прикрепляет серебряную фигурку к своей кирасе(нагруднику). Идея добавлять детали к кирасе принадлежала самому Расселу. Он обсудил это с Ридли, и они решили, что мысль замечательная" (Джанти Йейтс).
Проксимо вручает Максимусу свой старый гладиаторский нагрудник, украшенный эмблемами двух грифонов и ростком дерева. Позже Максимус добавил туда серебряные эмблемы своих лошадей - Ардженто и Скарто, жену с сыном и кипарис с его фермы. В финальной сцене на доспехе появилась последняя фигурка - Ника, крылатая богиня Победы.



Луциллу сыграла датская модель и актриса Конни Нильсен.
"Мы долго искали подходящую актрису на эту роль, - вспоминает продюсер Бранко Лустиг.-Когда мы увидели Конни, то поняли: вот она, Луцилла. У меня было ощущение, что я наблюдаю за молодой Софи Лорен в "Падении Римской империи". Она замечательная актриса".
Шёлковые платья Конни Нильсен вручную расшили золотой нитью, чтобы придать ткани мерцание. Зимняя накидка Луциллы сшита из кашемира, с шёлковой подкладкой и оторочена искусственным мехом. Обувь изготавливали в Риме; сандалии Коммода и Луциллы были покрыты вышивкой ручной работы. Хоакин Феникс - веган, поэтому по его просьбе сандалии сшили из кожзаменителя.
Замысловатые королевские украшения создал известный английский ювелир Мартин Адамс, - за исключением одного кольца, который принесла сама Нильсен.
"В магазине антиквариата я нашла перстень с печаткой 2000-летней давности, - рассказывает Нильсен. - Было невероятно осознавать, что это кольцо когда-то носил человек, живший в те времена."



Ридли хотел, чтобы белые доспехи Коммода выглядели, как мраморные - как будто Коммод пытался быть похожим на статуи своих прославленных предков. И Йейтс создала потрясающий комплект - тонкая шёлковая рубашка, туника и штаны, поверх которых надевали броню.
"Его броня не должна была стеснять движения. Поэтому она изготовлена из резины, обтянутой тонкой кожей, - говорила она. - Можете себе представить, как Хоакин себя чувствовал под палящим солнцем Мальты".



Отдел костюмов также изготовил 500 гладиаторских туник из грубого льна, каждую из которых нужно было "состарить". В общем, Йейтс вместе с начальником гардероба Розмари Берроуз, помощником дизайнера Самантой Ховарт и их командой сшили более 10 000 костюмов для актёров и тысячи статистов.
Берроуз также отвечала за создание гардеробных, которые Йейтс называла "костюмными деревнями", которые использовались как складские помещения. Также там делали причёски и макияж статистам( их могло быть до 2000 человек в день). Кроме того, в Англии массовка принимала грязевые ванны перед съёмками.

Немецкий актёр и бывший бодибилдер Ральф Мёллер в роли гладиатора Хэгана. Форт Рикасоли, Мальта, 1999 г.



Ридли собрал в своём фильме несколько прославленных ветеранов театра и кино.
Ричард Харрис в роли императора Марка Аврелия; Дерек Джейкоби в роли сенатора Гракха; Дэвид Хеммингс в роли Кассия - церемониймейстера гладиаторских игр в Колизее. И Оливер Рид, сыгравший Антония Проксимо - тренера гладиаторов.
"Эти актёры принадлежат к поколению, которое лично участвовало в создании классических пеплумов, - говорит Скотт. -Для меня было очень приятно иметь возможность работать с ними, и тем более интересно вернуться к этому жанру вместе с ними".
"Четыре всадника апокалипсиса" (так Ридли называл старую актёрскую гвардию).



Харрис и Кроу стали друзьями - и поддерживали общение до самой смерти Ричарда в 2002-м. Рассел тогда прервал съёмки в "Хозяине морей", чтобы поприсутствовать на его похоронах.

Когда Оливер Рид получил от Скотта приглашение на пробы, то вспыхнул: "Черт побери, если они хотят посмотреть, как я умею играть, то пусть смотрят мои фильмы!". И всё же согласился - заявив, что "мечтал бесплатно съездить в Лондон, чтоб посетить пару спектаклей".
Рид сразу невзлюбил Кроу и часто ссорился с ним."Уж очень похож на меня в молодости,-говорил Олли.- Такой же пьяница и не потерпит никакого дерьма".

Сначала Омид Джалили, сыгравший продавца бракованных жирафов, боялся своего старого коллегу. Но позже изменил свое мнение.
"Он был очень доброжелательным, этот парень с пронзительными голубыми глазами. Он всегда делал паузу после того, как выслушивал кого-то - чтоб убедиться, что человек сказал всё, что хотел. Потому что сам терпеть не мог людей, которые его перебивали.
Он играл на высочайшем уровне. У него была такая величественность; не думаю, что кто-то другой смог бы сыграть эту роль".



Рид умер от сердечного приступа во время съёмок на Мальте.
В тот день в пабе в Валетте рядом с Оливером была его жена - 36-летняя Джозефина Бёрдж, несколько друзей. И компания моряков с корабля HMS Cumberland, с которыми он и устроил соревнования - по армрестлингу и "кто кого перепьёт". Говорят, что Рид выпил 8 пинт лагера, дюжину стопок рома, полбутылки виски и несколько рамок коньяка Hennessy. Он собирался сам оплатить общий счёт в 270 мальтийских лир(около 590 долларов).

Оливер не успел сняться в нескольких оставшихся сценах. Ридли решил "оживить" его с помощью компьютерной графики.
"Это было пустяком по сравнению с другими нашими задачами. Оливер показал вдохновляющее и трогательное выступление. Всё, что мы сделали - это помогли ему завершить съёмки в фильме" (супервайзер по визуальным эффектам Джон Нельсон)
Стоимость двухминутного отснятого материала с участием Рида составила 3,2 млн долларов.
"Когда Рида не стало, нам надо было что-то придумать по поводу концовки фильма, - вспоминает мастер по спецэффектам Роб Харви. - Это все выглядело такой странной затеей, особенно в то время, когда технологии были еще не так развиты.
Пришлось перезаписать дубли с Кроу на зеленом фоне, а также переснять двери и решетки, чтобы Оливер мог говорить через них с Расселом и фактически вырезать его часть оттуда.
"Мы всего лишь "поиграли" с его бородой, а вот голову пришлось вырезать и прилепить к телу дублёра, и нам пришлось изрядно с этим повозиться, чтобы это можно было смотреть. Мы пытались сделать это как можно более изящно, и в итоге получилось довольно хитроумно - в плане и сценария, и съёмок.
Мы сели вместе с монтажёром и просмотрели весь отснятый с Оливером материал. Хотелось найти какие-то реплики, которые были выброшены, или же забракованные дубли, чтобы сделать из этого что-то вразумительное".
Они нашли подходящую сцену. Максимус идёт на арену сражаться с Тигром из Галлии, а Проксимо кричит ему вслед: "Мы лишь тени и пыль, Максимус!"
"Лишь тени и пыль..."- тихо повторил Оливер, когда эпизод уже была отснят. При монтаже повторную реплику вырезали. А потом этот случайно снятый момент пригодился для последней сцены с Проксимо.

Скотт посвятил фильм памяти Рида.







 
Один из лучших фильмов современности!!!
 
Этот фильм из категории тех,которые можно пересматривать и каждый раз,его смотришь как первый раз и постоянно находишь что-то новое:good:
 
Сверху Снизу