Хайп на AI или путевые заметки с выставки Gitex в Дубае

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0
image


В конце октября в Дубае прошла выставка GITEX-2023. Её посетило вдвое больше людей, чем крупнейшую европейскую — Hannover Messe. На GITEX было не только разнообразное технологичное, но и странное: специфический маркетинг, множество «пустышек», а иногда и попросту «обманок».

Первыми бросались в глаза роботы-собаки, в основном китайских компаний, похожие на известный продукт компании Boston Dynamics. Они шныряли везде и буквально не давали прохода. Но вообще GITEX-2023 — это выставка всего: технологических компаний, продуктов, проектов, команд разработки, хардварных, софтверных и облачных технологий. Здесь были представлены все сферы, где сегодня может присутствовать хай-тек: «умный» город и «умные» вещи, автомобили и разные «примочки» для них, блокчейн, API, платформы для разработки, цифровые устройства и оборудование. И, конечно, технологии искусственного интеллекта (ИИ).

ИИ — это центральная тема GITEX в этом году: AI in Everything. Почти каждая компания хотела продемонстрировать применение ИИ в своей работе, даже если она на самом деле и рядом-то не особо стояла.

В общем, смотрите, как выглядит выставка по хайповой теме, когда все хотят быть там. Как по нам — MVP на MVP из говна и палок. Но давайте обо всём по порядку.

image


В выставке участвовало более шести тысяч организаций из 170 стран. Было несколько павильонов: про WEB 3.0, про IOT и Big Data, отдельная Cyber Valley, DevSlam для аутстаффинг-агентств, павильон про 5G и большая выставка стартапов. Там были участники со всего мира, полно европейских, азиатских и американских компаний, не говоря уже о китайских, которые в последние годы занимают на таких выставках самое масштабное место.

GITEX проводится при поддержке Правительства Объединённых Арабских Эмиратов: хозяева выставки были тоже представлены огромными стендами с зеркальными потолками.

image


Количество посетителей поражало! Во многие места было просто не пробиться. Гигантская площадь: в последний день я с удивлением обнаружил, что есть какой-то зал, до которого нужно было идти не меньше километра. Люди были везде! На вход — огромная очередь, поэтому, чтобы зайти без проблем, необходимо было приходить пораньше. Впрочем, на выход вечером была такая же проблема: пробки в московское метро в час пик и рядом не стояли.

image


Наша экспозиция располагалась на общем российском стенде Made in Russia. Был, кстати, и отдельный стенд — Made in Moscow. Это был павильон, посвящённый ИИ, поэтому мои субъективные заметки будут больше касаться именно этой темы, поскольку по понятным причинам большую часть времени я проводил именно на нашем стенде. Мы представляли на выставке свой продукт под названием AudioInsights, который анализирует и оценивает разговоры продавца с потенциальными покупателями в колл-центрах. Первоначально он был у нас на русском языке, к выставке мы подготовили английскую версию, а прямо в ходе мероприятия доделали и показали вариант на арабском.


Хайп на ИИ​


Хотя эта выставка носила общетехнологический характер, упоминание об ИИ можно было заметить почти на всех стендах. На одном из плакатов даже в названии города — Dubai — две последние буквы (-AI) были прописными. Отмечу один занимательный факт, который отчётливо проявился на GITEX. Разработка систем на базе искусственного интеллекта — на сегодня это не только глобальный тренд, но ещё и просто гигантский хайп, в который пытаются вписаться все кому не лень.

image


Даже компании, которые никакого, казалось бы, отношения к этой технологии не имеют, на своих стендах и в маркетинговых материалах стараются показать, что именно у них разрабатывают такие решения. Например, вместо Development пишут ChatGPT Development или ещё круче — помечают себя как OpenAI Scientist. Для тех, кто в теме, это кажется просто смешным: компания «подтягивается» к Open AI, чтобы как-то использовать для себя имя известного бренда.

Очень показателен стенд местной компании G42, где нельзя увидеть ничего, кроме гигантского фото главы этой компании, пожимающего руку сооснователю Open AI Сэму Альтману, а также многочисленных изображений аббревиатуры AI. Тут надо пояснить: G42 — это большой технологический холдинг, но своих разработок в сфере ИИ он показать пока не может. компания подписала соглашение с OpenAI с целью предоставления передовых решений в области искусственного интеллекта этого американского разработчика на рынках ОАЭ и всего региона. И, чтобы продемонстрировать это достижение, выставила огромное фотодоказательство:

image



Смена трендов​


Кстати, ещё недавно подобный хайп поднимался по поводу технологий блокчейн, но он уже утих.

Так что компании, пришедшие на GITEX с блокчейн, чувствовали себя несколько неуютно, поскольку уже не вызывали большого интереса.

К слову сказать, интересно, как меняются тенденции. Не так давно на таких выставках была другая модная повестка — технологии ESG (Environmental, Social and Corporate Governance).

Это другими словами — «зелёная повестка» для развития бизнеса. Идея, которая лежит в основе ESG, — это устойчивое развитие коммерческой деятельности с учётом ответственного отношения к окружающей и социальной среде и людям. Все технологии потребляют ресурсы, и чем дальше, тем больше: блокчейн, биткоин, майнинг, а теперь и нейронные сети используют огромное количество той же .

Технологии, обеспечивающие ESG, очень активно пропагандируются на Западе, но на этой выставке таких предложений было очень мало. Я заметил только пару стендов, где предлагались решения для экологичного дата-центра или какие-то экологичные технологии анализа данных.

Где-то даже предлагался ESG-чат-бот. Что бы это ни значило, но и такое там было. Видимо, могут сказываться культурные различия. Пока подобные идеи слабо воспринимаются в Эмиратах в отличие от, например, США.

image



Ярмарка тщеславия и реально работающие решения​


Бросается в глаза, что очень многие фирмы показывают цифровых помощников. Это просто хайп внутри хайпа. У многих на стендах — разного рода экраны, где показаны эти цифровые ассистенты, которые у вас на глазах оживают, как фотографии в книгах о Гарри Поттере. Все работают на базе нейросетей, по утверждению разработчиков — на своих моделях. В реальности, конечно, почти всё это основано на ChatGPT. Сейчас практически любое решение, которое слушает и говорит, собирается с использованием ChatGPT.

На этой выставке мне стало очевидно, что многие сюда приходят, чтобы похвастаться, кто громче заявит о себе, у кого больше стенд, у кого лучше цифровой помощник.

image


По моим ощущениям, очень немногие хотели представить какие-либо доказательства реальной пользы от работы своих продуктов. Не было рациональных аргументов вроде «Внедрите такого цифрового помощника, и вы сможете заработать/сэкономить столько-то». Основной месседж рекламных заявлений — другой, статусный: «У вас будет работать наш цифровой помощник, и вы будете в тренде, оседлаете волну».

Я полагаю, что это тоже связано с культурными особенностями региона: арабские страны отличаются от европейских или, например, американских. И Эмираты, и Саудовская Аравия — это очень богатые клиенты. У них нет потребности экономить, но им привычнее искать, чем выделяться.

image


Например, там был представлен электросамокат для детей в форме мотоцикла.

Электросамокаты и так вещь страшная в плане травм, но в Китае уже наладили выпуск этого устройства для школьников. Выглядит это круто, блестяще и едет быстро. И несмотря на то, что это явно опасная штука, на выставке были посетители, которые хотели купить выставочный образец за тысячи долларов.

Они заинтересованы в статусных вещах, в каких-то «блестящих» технологиях. И, как мне кажется, многие компании-экспоненты это понимают и на это ориентируются.

Все показывают технологии, но никто подробно не объясняет, что именно с этим ИИ делать, зачем на практике нужны все эти штуки, например, роботы-кошки. Никто не позиционирует их как, например, удобных и безотказных компаньонов или не говорит чего-то про аллергию. Нет, они маст хэв просто потому, что это современно и престижно.

В общем, если утрировать, то можно привести пример с Metaverse, которая также присутствовала на выставке. Классная штука: здесь можно проводить конференции, а также делать развлечения.

А может и GITEX здесь провести? Технология уже готова, только люди туда не ходят. Какой-то пустой выхлоп, всё уходит в свисток.


Китайские и «не совсем китайские» стенды на выставке​


Китайцев было очень много. В основном они представляли цифровое оборудование разных видов: «умные» микроволновки и чайники, коммутаторы и маршрутизаторы, микросхемы и игрушки… Этакий филиал AliExpress.

Интересно, что по-английски они вообще не говорят, однако их это не особенно беспокоит: они пользуются цифровыми переводчиками на базе искусственного интеллекта. Это такое устройство со встроенным ChatGPT, который может переводить почти на любой язык. Вот с ними они и работают на своих стендах.

image


Интересно, что я заметил несколько стендов, которые выглядели, как арабские, но в реальности оказывались китайскими. Люди там выглядели, как местные, включая женщин в хиджабах, но когда я начал общаться с представителями, стало понятно, что компания не арабская, а китайская.

Например, стенд, где было много «живых» изображений людей в арабских одеждах, принадлежал компании из провинции Шэньчжэнь. Именно там сидят разработчики, а на выставке компанию представляет местная маркетинговая фирма. Таким образом китайцы надеются лучше продвинуться на арабском рынке. Кстати, таких стендов было несколько.

Ещё одна удивившая меня вещь — на стендах арабских и китайских компаний было много продавцов родом из Великобритании. В местном бизнесе считается, что за счёт такого «правильного», интересного английского языка продавец более презентабелен. Такой вот интернационал в продвижении и продажах.

image



Русские на GITEX​


На GITEX мы попали, что называется, на скаку. Мы получили место на стенде «Made in Russia», который организовал Российский экспортный центр (РЭЦ), буквально за несколько недель до начала мероприятия. У нас была просто минимальная подготовка, всё остальное сделал Российский экспортный центр (РЭЦ).

Они же могли привести к нам инвестора, потенциального клиента или партнёра-интегратора.

Нам как разработчику, чтобы продавать свой софт в Эмиратах, нужен был интегратор, который находится на месте, и РЭЦ выполнял эту задачу: целенаправленно искал таких людей и приводил на наш стенд.

Наша компания показала на выставке программный продукт на основе ИИ, который анализирует звонки продавцов с целью определения их эффективности. Особенно хорошо потенциальным клиентам «заходила» ролевая игра, где мы разыгрывали и записывали реальный диалог, а далее проводили его AI-оценку с помощью AudioInsights.

На GITEX были также представлены аналогичные нашему решения от других производителей.

Например, местная компания Intella разработала отдельный модуль преобразования голоса в текст, который учитывает разные диалекты арабского языка.

image


Компания Qorden, представленная огромным стендом, разрабатывает очень похожий на наш продукт, хотя, как выяснилось немного позже, реального решения у неё пока нет. Мы смогли ознакомиться только с его дизайном, сделанным в Figma. Впрочем, возможно, были ещё какие-то аналогичные компании-разработчики, но я в силу занятости на своём стенде не смог сделать полного обзора.

Мы соседствовали с компаниями, которые занимаются технологиями виртуальной реальности, аналитикой, с SAS-стартапами. Стартапов вообще было много, причём все представлявшиеся ими технологии не были адаптированы под местный рынок. Все существующие у них клиенты — из России, у многих компаний и сайты — только на русском.

image


Казалось бы, какой смысл приезжать в Дубай, когда у тебя продукт и сайт — на русском языке, а продавцы не очень уверенно общаются на английском. Но, как ни странно, на российские стенды приходило достаточно много клиентов, которые были из России или СНГ. Это были люди из телекома, банков, ещё откуда-то. Они ходили по выставке, смотрели, что есть в мире, а после этого шли к нам, к своим. Примечательно, что больше половины лидов, которые мы привезли из Дубая, имело отношение к русскоязычному сообществу. Это были люди не только из России, но и из СНГ, а также те, кто когда-то переехал в Эмираты.

Что же касается продаж на арабском или каком-то другом локальном рынке, то, поговорив с профильным инвестором из Абу-Даби, мы уяснили один важный принцип. По его словам, если мы хотим получить здесь инвестиции или развивать бизнес, то сначала надо сделать проект для каких-то клиентов, пусть даже совсем небольших, в этом регионе. Местным бизнесменам совсем не так интересен наш опыт в СНГ или на других рынках. Какой бы большой клиент у нас ни был, сколько бы мы сейчас сотен и тысяч звонков ни анализировали — это не производит впечатления.

Нужно показать, что всё это хорошо работает где-то рядом, например, в компаниях, которые ремонтируют принтеры или принимают звонки в колл-центры.

Только потом они будут разговаривать о продаже такого продукта в авиакомпании, банки, крупные отели — туда, где очень много звонков и где крутятся большие деньги.


Проблемы с локализацией​


Наш продукт AudioInsights позволяет очень быстро оценивать все разговоры, которые ведут продавцы в колл-центрах с потенциальными покупателями, за счёт чего можно повысить эффективность их работы. Одна модель ИИ переводит все разговоры в текст, другая делает анализ по определённым критериям и стандартам продаж. Клиенты при этом экономят половину стоимости оценки разговора и даже больше.

image


У нас до сих пор все продажи продукта были русскоязычным клиентам. Перед GITEX мы добавили локализованную английскую версию. Однако уже после первых встреч с потенциальными клиентами из Саудовской Аравии, из Абу-Даби, стало понятно, что у них главный вопрос такой: «Может ли ваш продукт понимать арабский?»

Мы попытались прямо там найти решение: может, здесь, на выставке, есть продукт для перевода voice-to-text с арабской спецификой? И мы такой нашли! Египетская компания Intella решает именно эту задачу, более того, они сделали модель, заточенную под разные диалекты арабского языка. Мы взяли API с их сайта, который предлагается как SaaS, интегрировали их продукт с AudioInsights и начали тестирование. Всё это происходило прямо на стенде.

И тут мы столкнулись с неожиданной проблемой: нам был нужен арабский спикер для тестирования. Но решить этот вопрос оказалось, как ни странно, очень непросто. Мы подходили к разным участникам выставки в арабской одежде и обращались к ним с этой просьбой. Они были вежливы, интересовались, зачем это нам, на просьбу записать диалог на пару минут всегда отвечали: «We’ll think about and get back», что в «переводе» на русский означает: «Спасибо, нам не надо». Выручили нас ребята с соседнего стенда из Иордании, правда, сначала они тоже сомневались, но после уверенного кивка их руководителя согласились на эксперимент.

Анализ арабского сделали на ChatGPT. Здесь пришлось чуть поправить промпт, чтобы модель правильно работала с языком, но ответы выдавала на английском. После недолгих усилий текст был получен. Ура, модель сработала правильно!

image

Вот реальный диалог из приложения. Отдельная история, что мы после перевода интерфейса сначала неправильно сделали направление текста, быстро это заметили и после первого показа срочно поставили RTL.

А дальше мы решили показать наш продукт и индийцам. Известно, что многие крупные компании, например, HP, Microsoft или Dell, размещают свои колл-центры в Индии, так что, когда вы позвоните в такую компанию, то почти наверняка вам ответит индус. В таких колл-центрах много разговоров на английском, но есть и местные. В Индии большинство говорит на хинди или бенгальском, а ещё существует масса диалектов. Кроме того, многие общаются на местном суржике, в котором намешаны хинди с английским. И вот опытным путём выяснилось, что ChatGPT и другие в такой каше не могут качественно разобраться без дообучения. Так что наше решение индийцам оказалось неинтересно.

Кстати, аналогичная проблема у нас возникла, когда мы говорили с потенциальным клиентом из Казахстана. Он нам сказал: «Русский — это прекрасно! Но нам нужен другой язык, и даже не казахский. У нас разговор — просто полный суржик, в нём перемешаны русский и казахский. Как это будет работать?»

В ряде простых случаев что-то может отработать более-менее нормально, но в реальности, скорее всего, надо собирать модель самостоятельно и обучать на датасете диалогов.


«Пустышки» и «обманки»​


Я уже упоминал компанию Qorden, которая на своём гигантском стенде утверждает, что у них есть прекрасный AI-продукт. По их словам, они делают абсолютно такой же, как у нас, продукт и утверждают, что всё у них прекрасно. Но вот незадача — у них даже сайта не было (спустя несколько дней после выставки его все таки доделали). Никаких компьютеров, ничего реального на стенде тоже нет. Все наши попытки выяснить, как их продукт работает, вызывали у продавцов одно заклинание: «Вы записываетесь на демо, а мы вам как-нибудь потом покажем, обязательно покажем!» В реальности они, конечно, нам показывать ничего не стали бы, поскольку мы не похожи на богатых клиентов. Они ориентируются на арабский рынок, на шейхов.

На стенде у них работали 20 человек, которые собирали контакты. Это может показаться смешным, но в этом есть свой смысл. Купит у них кто-нибудь — тогда они делать и начнут. Они верят, что для такого продукта есть рынок, и спешат подцепить клиентов. Неважно, что продукта не существует. Главное — поскорее выйти на этот рынок. Если посмотреть на их рекламу, то можно заметить, что в макете повторяются одни и те же фразы, видимо, делали совсем второпях.

Ну и цифры слева взяты явно с потолка:

image


Уже после выставки нам позвонили с этого стенда, пригласили посмотреть на продукт, но и здесь нам показали только слайды и ничего больше.

Другой пример — небольшая компания из Индии Writewiz.ai, вышедшая на выставку с чат-ботом и writing-ассистентом. Мы просили их показать, как это работает, но, несмотря на неоднократные обещания, они так и не смогли этого сделать. Оказалось, что эта компания занимается заказной разработкой. На выставке они хотели как-то выделиться, но показать продукт, к сожалению, не получилось. Впрочем, вполне вероятно, что этого никто и не заметил.

Был ещё один потенциально интересный продукт — AI Assistant, который, по утверждению его разработчиков, способен писать приложения без программистов. Т. е., используя нейронные сети, он может полностью исключить человека из процесса кодирования. Когда мы попросили объяснить, как приложение работает, они отказались, сославшись на секретную информацию.

Показать работу, впрочем, согласились, но ничего не заработало. Как мы потом поняли, представляла этот продукт консалтинговая компания, для которой главная задача — это продажи.

Справедливости ради стоит добавить, что сейчас появляются большие кодовые модели, такие, как Code Llama и Code Interpreter от OpenAI, первые тесты которых в программировании впечатляют, но это тема для отдельного рассказа.

При этом нельзя сказать, что подобные методы — это явное мошенничество или scam. Скорее это такой метод ведения бизнеса, своего рода способ уменьшить производственные риски. В разработке можно долго писать хорошую программу, а в итоге её никто не купит, и вся работа пойдёт коту под хвост. Из-за этого некоторые компании используют выставочную аудиторию, чтобы проверить свою продуктовую гипотезу. Возможно, у них потом получается добиться какого-то результата.

Кстати, понять, что продукта-то пока нет, не так уж просто. Такие компании, как правило, очень хорошо делают маркетинговую демонстрацию, у них красивые стенды и хорошо обученные люди.

Мы даже на ходу стали у них учиться. Уже прямо на выставке сделали адаптацию своего решения для арабского рынка, добавив, в частности, нейросеть Falcon, потому что Falcon — это гордость Эмиратов, это то, куда они вложили деньги. Причём она ещё и очень хорошая нейросеть по показателям. Кстати, даже у себя на футболках мы разместили названия разных нейросетей, включая Falcon.

image


Вообще на выставке было представлено достаточно много недоработанных продуктов.

Например, одним из многих цифровых ассистентов является разрекламированный цифровой полицейский Абдулла. Сделала его одна из компаний, расположенных в Абу-Даби. Его разработчики пытаются оседлать тренд, не особо оценивая риски использования технологии.

Например, Абдуллу можно попросить подсказать, как лучше пить водку в стране, в которой есть ограничение на употребление алкоголя. И он, не задумываясь, расскажет, как это сделать.

Хотя при правильной разработке Абдулла должен сказать, что вы не можете употреблять алкоголь в этой стране, потому что это запрещено нормами религии.

image


Разработчики просто не подумали, что кто-то может намеренно неправильно использовать цифрового полицейского. Конечно, такое не рассказывают тем шейхам, которые приходят и интересуются технологиями чат-ботов.

Кажется, что на самом деле это обычная картина: сначала появляются какие-то несовершенные решения, а потом мы думаем, что делать с последствиями. Но стратегии производства разные: кто-то пытается срезать углы, а кто-то долго делает честную работу.


ИИ и информационная безопасность​


На GITEX я видел, как обычно, много стендов с более традиционными средствами информационной безопасности: файрволлами, сетевыми хранилищами, системами наблюдения.

И здесь была очевидна серьёзная конкуренция. А вот для нейросетей ничего подобного я не заметил. Тема информационной безопасности в приложении к технологиям ИИ на таких мероприятиях пока не поднимается. По крайней мере, стендов, где говорится о таких решениях, я не видел. Однако некоторое движение на эту тему уже можно заметить: было много кулуарных бесед, где люди делились проблемами в этой сфере, рассказывая о попытках их решить. На самом деле это очень сложная задача, особенно учитывая повсеместное использование таких нейросетей, как ChatGPT или Llama 2. Недаром эти вопросы начинают подниматься на государственном уровне. Буквально на днях Великобритания и США почти одновременно объявили о создании в своих странах .

Тем не менее, несмотря на хайп вокруг ИИ, пока не слышно об опыте крупных компаний или организаций, которые используют такие технологии в бизнесе и могли бы уже объявить о возврате инвестиций. Наверное, когда это случится и процесс пойдёт, то и безопасность ИИ тронется следом. Думаю, что уже на GITEX Dubai в 2024 году или даже на майской выставке в Берлине мы увидим больше предложений на тему информационной безопасности в сфере ИИ.


Что дальше?​


В будущем году, полагаю, тренды останутся теми же. Однако кое-что, очевидно, изменится.

Когда мы общались на выставке с одним из инвесторов из Абу-Даби, он вполне определённо заявил, что они не собираются вкладываться в стартапы, которые используют ИИ на уровне прикладного применения, — в инструменты для редакторов, маркетологов, менеджеров или продавцов. Инвесторы предпочитают вкладываться в инфраструктурные системы. По их мнению, «когда все вокруг ищут золото, надо не золото искать, а лопаты продавать». Пока этого не происходит, но ожидать перемен стоит уже в ближайшее время. Сейчас все мы пользуемся приложениями Microsoft Office в их традиционном виде, а скоро в нём появятся функции ИИ.

Возможно, они уже , но пока не дошли до пользователей. Как только это случится, все стартапы, которые сейчас предлагают создание презентации при помощи искусственного интеллекта, развалятся за несколько недель. Power Point есть у всех, так что продукты таких стартапов сразу потеряют смысл. Стоит дополнить, что недавно это произошло с выходом , и это прихлопнуло львиную долю стартапов, которые лишь немного расширяли функции ChatGPT.

Я полагаю, что на следующей выставке уже не будут так много рассказывать про прикладные применения ИИ. Будет стенд того же Falcon или других аналогичных моделей ИИ, где они будут говорить: «Используйте именно нашу модель. Наша модель лучше».

И будет активно развиваться то, что обеспечивает работу: производство видеокарт, облачные технологии, инструменты той же самой безопасности ИИ.

В следующем году GITEX пройдёт не только в Эмиратах. Появится ещё GITEX Europe в Берлине.

Оба мероприятия состоятся в мае 2024-го. Кстати, места на выставку в Эмиратах на будущий год уже распроданы.

И это совсем неслучайно! Думаю, что в целом такая же ситуация — в любой отрасли: когда появляется что-то кардинально новое, туда стекается всеобщее внимание, все жаждут сопричастности и хотят делать на этом новом свой проект.








 
  • Теги
    gitex в дубае
  • Сверху Снизу