Все о грузовом автомобиле ЗИС-5: история создания, устройство, фото

MISTER "X"

Эксперт
Команда форума
Судья
Модератор
ПРОВЕРЕННЫЙ ПРОДАВЕЦ
Private Club
Регистрация
7/2/15
Сообщения
7.832
Репутация
13.480
Реакции
33.611
RUB
0
Депозит
18 000 рублей
Сделок через гаранта
23
Легендарная «трехтонка» ЗИС-5 мелькает в хрониках Великой отечественной войны практически везде. Знакомимся с историей и устройством знакового грузовика


Фото: autowp.ru
Фото: autowp.ru

ЗИС-5: история создания

Как и большая часть техники той нелегкой поры, ЗИС-5 не стал чисто советской разработкой с нуля. Машина продолжила тему модели-предшественника АМО-2, являвшую собой практически полную копию американского грузовика SA от Autocar Dispatch. Глобально разница была не большой и в основном нацеленной на повышение грузоподъемности с 2,5 до 3 тонн. Но даже прямое сравнение внешности «продвинутого» ЗИС-5 с родоначальником в виде заокеанского Autocar Dispatch SA может ввести неподготовленного наблюдателя в замешательство — уж больно машины похожи.

Более того, интерьер нашего ЗИСа также почти буква в букву копировал далеко не идеального в плане эргономики американца, что влекло за собой и все соответствующие неудобства. Например, в виде тесноты рабочего места водителя и единой жесткой лавки вместо отдельных сидений или мягкого дивана. Единственное, что хоть как-то могло объективно приблизить «трехтонку» к званию отечественного автомобиля был тот факт, что все детали и сборка для него производились только в Советском Союзе.

24 июня 2020
17 июля 2022

Первые ЗИСы сошли с конвейера в 1933 году, а с 1934, когда производство наладили, а пилотная партия была признана успешной, завод вышел на проектную мощность — 65 машин в день. Вообще ЗИС расшифровывается как «завод имени Сталина». Но, по стечению обстоятельств, в СССР таковых насчитывалось аж три. Собственно головной ЗИС в Москве (позже ЗИЛ), УльЗИС в Ульяновске (позже УАЗ) и УралЗИС в Миассе (нынешний «УралАЗ»). Производство на основном московском заводе длилось с 1934 по 1948 год, в результате чего свет увидело 571 199 грузовиков ЗИС-5. Точное количество выпущенных машин в Ульяновске и Миассе, где последний экземпляр сошел со стапеля в 1956-м, неизвестно.
1933 ЗиС-5

1933 ЗиС-5 (Фото: autowp.ru)

По устоявшейся традиции в народе ЗИС-5 окрестили в соответствии с номинальным тоннажом: «трехтонка». Еще имеются сведения о втором имени собственном — «Захар», но среди любителей автоистории до сих пор ведутся дебаты касательно первенства. Дело в том, что «Захаром» еще называют более позднюю и не менее культовую ЗИЛовскую модель — 157.

Устройство ЗИС-5​

Так как машина во многом является копией американского прообраза, ключевые особенности конструкции «трехтонки» совпадают с таковыми у грузовика SA. Но, несмотря на прямые заимствования, советский грузовик мог похвастаться более мощным мотором, нежели у собрата из США. Под капотом ЗИС-5 нашел место 5,6-литровый бензиновый 6-цилиндровый двигатель на 73 силы, тогда как SA имел 60 сил на 4,9 литров объема. Правда, корни советского мотора все равно тянутся из-за океана (за основу при разработке был взят американский Hercules), но формально это был наш отечественный мотор. В пару к силовому агрегату полагалась 4-ступенчатая коробка передач. Разумеется, механическая.

Как и положено любому грузовику (да и вообще серьезному автомобилю той эпохи), ЗИС-5 выполнен на раме, к которой крепятся прочие агрегаты и узлы. Причем двигатель прикручен к ней жестко, без каких-либо промежуточных подушек или демпферов.

1933 ЗИС-5


1933 ЗИС-5 (Фото: autowp.ru)

Подвеска зависимая, привод задний. На заднем мосту установлены двускатные колеса со стальными дисками, спереди тоже сталь. Это заслуживает упоминания потому, что детище Autocar Dispatch могло оснащаться и деревянными ободами. Но советские инженеры, трезво оценив условия предстоящей работы, от такого удешевления отказались. К сожалению, сэкономили на другом: в отличие от SA, имевшем передние гидравлические тормоза (сзади была механика), ЗИС-5 был вкруг оснащен менее эффективным механическим приводом. Разумеется, учитывая, что тоннаж и мощность нашей машины были выше «американца», это не могло не сказаться на эффективности замедления. Правда, на последних годах выпуска гидравлические тормоза все же появились, но в самое тяжелое военное время водителям приходилось давить на среднюю педаль что есть мочи.

Еще одной характерной чертой, отличающей ЗИС-5 от оригинала, являлось отсутствие переднего бампера. Экономия часто выходила боком: любой фронтальный удар сразу принимали на себя сильно выступающие передние крепления рессор. Сзади, разумеется, были тоже рессоры, а амортизаторов в подвеске было не предусмотрено вовсе. Ни о каком гидроусилителе шоферу мечтать тоже не приходилось, да и в целом кабина ЗИС-5, мягко говоря, не отличалась убранством. Три циферблата, пара ручек-выключателей, руль, педали, да рычаги КПП с ручным тормозом. Оснащение не предусматривало даже отопителя с простейшим вентилятором. Зато грузовик мог похвастать компрессором для подкачки шин, приводимым непосредственно от двигателя, что было редкостью для того времени.

Чертеж ЗИС-5​

Один из вариантов общего чертежа ЗИС-5 приводится ниже.

Чертеж грузовика ЗИС-5В


Чертеж грузовика ЗИС-5В (Фото: drawingdatabase.com)

Модификация ЗИС-5В​

Как любой массовый продукт автопромышленности, да еще и попавший на военное время, ЗИС-5 имел огромное количество версий. Самой распространенной из которых являлась модификация ЗИС-5В. Официально это название по заводским документам не проходило, но в реалиях Великой отечественной было не до того. Считается, что индекс «В» обозначает «временный». Другая версия трактует литеру как «военный».
И правда, основной задачей доработанной модификации было снизить производственные издержки для экономии времени и материалов в условиях войны. Впрочем, доработками это можно назвать с очень большой долей условности, ведь на деле все обстояло ровно наоборот: и без того простейшую машину еще сильнее «раздели».
ЗиС-5В


ЗиС-5В (Фото: autowp.ru)

Кабину перестали обшивать снаружи металлом. Элегантные покатые формы передних крыльев уступили место простым линиям, а полноценную крышу заменили дерматином на деревянных рейках — так проще конвейеру. Исчезли передние тормоза, что свело и без того слабую эффективность торможения практически к нулю. Правую фару и один из откидных бортов — долой. И так же поступали с другими элементами и деталями, хоть сколь-нибудь усложнявшими или удорожавшими выпуск машины. Эти крайние меры позволяли сэкономить на изготовлении каждого ЗИСа более 150 кг металла, которые были более востребованы в производстве танков, самолетов и других видов вооружений. Всего в модификации 5В было выпущено 84 100 автомобилей.

Что до прочих вариаций ЗИС-5, их подробное перечисление потянет на небольшую книгу. Несколько десятков версий порой изменяли грузовик очень сильно, вплоть до постановки на гусеничный ход и добавления третьей оси, менявшей колесную формулу ЗИС-5 на 6х4.
ЗиС-42


ЗиС-42 (Фото: autowp.ru)

Характеристики ЗИС-5​

Ниже приведены основные характеристики грузовика ЗИС-5 в базовом (не военном) исполнении.
  • Годы производства (на всех заводах): 1933—1958
  • Двигатель: ЗИС-5, бензиновый, 6-цилиндровый рядный, объем 5,6 литра, мощность 73 л.с.
  • Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
  • Снаряженная масса: 3000 кг
  • Грузоподъемность: 3000 кг
  • Максимальная скорость: 60 км/ч

Фото ЗИС-5​

ЗиС-5 пожарная автоцистерна производства Московского завода пожарных машин. С 1941 года получила наименование ПМЗ-2 (Фото: autowp.ru)

10.PNG11.PNG12.PNG13.PNG15.PNG19.PNG20.PNG

 
  • Теги
    зис-5
  • Сверху Снизу