Военная шоколадка от Hershey: «Секретное Орудие Гитлера» или хитрый план?⁠⁠

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0
В 1937 году в компанию Hershey пришли серьёзные люди в форме армии США и сказали — «мы хотим шоколадку». Серьёзные люди в костюмах Вилли Вонки, немного оторопели, но потом все поняли правильно. На кону стоял крупный заказ от МинОбороны, и значит.... это хорошо. И подобный запрос был вполне понятен и логичен. Шоколад уже с давних пор был известен как прекрасный источник энергии в достаточно плотной форме. Съел кусочек, и вот твой организм получил массу калорий и, значит, энергии. А этот самый кусочек занимает куда меньше места, чем боле традиционные источники питания. Когда Британская Империя была в своём зените и ввозила какао-бобы из заокеанских колоний, то половина этого импорта шла исключительно на приготовление шоколада для военно-морского флота. И поэтому все военные давно положили глаз на этот продукт, в качестве экстренного источника питания для солдат. А те, которые «не пошли в серию» потом достаточно активно поставлялись на гражданский рынок. Вот вы, возможно, не знали, но первые конфетки M&M's были разработаны исключительно для армии США. А их знаменитое карамельное покрытие было создано для того, чтобы защитить шоколада от таянья — одной из основных проблем этого продукта в тёплом климате. Да и батончики Snickers, по слухам, появился в результате попыток разработать новый продукт для министерства обороны. Впрочем, сейчас не об этом разговор. А о более странных представителях этой категории продуктов.



Вот об этой штуке.

Итак, после того как военные попросили шоколадку, Hershey выкатили свой вариант решения гастрономической проблемы. Они тщательно подумали над возможными сложностями, с которыми, предстояло столкнуться их продукту. Потом посовещались с химиками-технологами и представили комиссии так называемый батончик Логана (в честь полковника интендантской службы Пола Логана, который, собственно и делал заказ). Вместо какао-порошка они добавили какао-жир, молоко взяли сухое и обезжиренное. Сверху приправили всё это овсяной мукой. Подумали даже о здоровье солдат, бахнув туда лошадиную дозу витаминов для профилактики болезней и нехватки важных веществ в организме бойца. Этот батончик обладал удивительной термостойкостью даже без покрытия карамельной оболочкой. Представьте себе шоколадку, которая начинала попытки перейти в жидкое состояние только после часового лежания при температуре в районе 50°. Мечта любого завхоза, работающего в жарком климате. Вот только платить за это, пришлось зубами солдат — откусить от такой плитки можно было, приложив значительные челюстные усилия. Но зато даже в тропическом климате у солдат всегда был под рукой экстренный запас еды — питательный и вкусн...



Посмотрите на лицо этого человека. Уже понятно, что не такая уж она и вкусная... да?

А нет, пару слов о вкусе. Это... было... ужасно... Солдаты не зря называли эту плитку «Секретным оружием Гитлера». Во-первых, он был откровенно горьким, ведь сахар в те времена был дефицитом и его не хватало на все виды промышленности. Поэтому при выборе «тратить дорогой дефицит» и «пусть солдаты испытывают горечь шоколада» вариант был очевиден. Во-вторых, ЖКТ бойцов реагировал на эту плитку крайне неоднозначно и мог приводить к проблемам с пищеварением, особенно у тех торопыг, которые сжирали всю плитку за один присест (кто читает инструкции, да?). В-третьих, солдатам с плохими зубами приходилось либо голодать, либо срезать тонкие кусочки шоколадки ножом и грызть уже их. Но и даже здоровые солдаты предпочитали не есть эту плитку. И это был успех, всё, как и рассчитывалось. Нет, Пол Логан, одобривший заказ, не был шпионом и саботажником. В его действиях была чёткая и продуманная логика. Ведь рассудите сами. Шоколад принадлежал к так называемому экстренному пайку. Что это означает? Только то, что потреблять его нужно было исключительно тогда, когда речь идёт непосредственно о выживании. А теперь представьте себе солдата, который сидит в сыром окопе, грустит, делать нечего. Но он знает, что где-то в запасе личного пайка лежит вкусная и сладкая шоколадка. Что он с ней сделает? Естественно, съест её, чтобы поднять себе настроение. Но вот что с бойцом будет потом, в экстремальной ситуации, когда он окажется совсем без еды? Всё, что ему останется — сидеть с пустым брюхом. Так что Логан требовал от армейского шоколадного пайка всего четыре позиции: вес в районе 100 грамм, высокая пищевая ценность, способность выдерживать жару и главное, быть по вкусу «немного лучше, чем варёная картошка». И последнее было очень важным. Настолько важным, что одно время, в экспериментальные образцы пытались добавить немного керосина, чтобы уж наверняка (True Story). Но это уже показалось чересчур, даже для военных.



Вот так вот она выглядит. Как кусок мыла, да?

И новый паёк полностью соответствовал всем требованиям. Особенно последнему. Многие из солдат действительно утверждали, что предпочли бы питаться исключительно варёной картошкой, а не этой гадостью. А производителям пришлось пересмотреть технологический процесс целиком. Тугоплавкий шоколад, что удивительно, отказывался плавиться и его приходилось буквально вручную трамбовать в формы. Но военный контракт того стоил. Даже когда в США закрывались кондитерские производства, Hershey остались на плаву именно потому, что они штамповали пайки для войны. Всего за 1941—1945 на фронты было отправлено более трёх миллиардов батончиков. В конце второй мировой их мощности достигали 3 миллионов шоколадок в сутки, а компания получила награду Е от армии и флота, как выдающийся производитель. Из 85 тысяч предприятий, которые работали на оборону США, всего около 4 тысяч получили подобную награду. Ну и немного по цифрам. Стоимость производства такой шоколадки была в районе 5 центов. Один батончик содержал 600 калорий. Всего рацион D содержал в себе три батончика и значит солдат получал от них около 1800 калорий. Это было меньше расчетных 4000 калорий в сутки, но вполне достаточно для того, чтобы человек мог продержаться несколько дней.



Этот вариант был чуть лучше. Но все равно — далек от стандартов нормального человека.


Бонус: из всего рациона эта плитка была единственным из армейской еды, чем могли питаться больные дизентерией. Что как вы понимаете было важным преимуществом во время походов. Пусть для этого и приходилось растворять шоколадку в кипятке, пытаясь сообразить что-то вроде горького какао. Именно поэтому многие солдаты часто расшифровывали D-bar (официальное название этой шоколадки) как dysentery Bar. Если вам интересно, полевое питание A и B — это были аналоги гарнизонного рациона, для приготовления которых надо было использовать повара и передвижную кухню. C — это консервы, которые солдат носил с собой в походе. Ну а D — вот эта самая шоколадка. Позднее, американские солдаты обнаружили ещё одно исключительно полезное свойство этой штуки. Если где-то их обступали назойливые местные детишки и требовали вкусняшек, обычно хватало всего одной такой шоколадки, чтобы надолго отвадить попрошаек. После поедания этой... пусть будет, сладости... дети обычно принимали решение больше никогда ничего не просить у американских солдат. И вообще, в некоторых случаях пересматривали свою любовь к шоколаду на долгие годы. Особо ушлые янки, меняли плитку на обычную гражданскую еду. И пытались побыстрее покинуть место обмена, во избежание народных волнений. Позднее состав «рациона D» был немного модернизирован и вкус чуть-чуть улучшили (но не настолько, чтобы его можно было есть без проблем). Это было сделано для войны в тропическом климате — как раз Америка сражалась на Тихоокеанском театре, и там были немного другие температурные условия, да и солдаты, слишком часто выбрасывали обычные шоколадки. Надо было хоть в чём-то их улучшить. И вот этот «тропический вариант» пробыл на службе до середины шестидесятых годов и даже был отправлен на Луну с астронавтами Аполлона-15. Короче, мораль тут будет неожиданная для истории об обычной шоколадке: смысл существования любого объекта не всегда заключается в том, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Вы можете просто не понимать всей картины.










 
Сверху Снизу