Вне закона. Как автодилеры отменили право потребителя знать, сколько стоит автомобиль и чем ответило государство?

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0


Для большинства автолюбителей пояснения не нужны. Для тех, кто был в коме еще не в курсе, приводим короткий пересказ ситуации на рынке. А потом разберем, почему автосалоны живут вне закона и что пытались сделать власти.

Короткий дайджест​


  1. С того момента, как пандемия накрыла мир, автомобили в России подорожали в два раза. Потом ушли европейские марки, , пришли китайцы и стали забирать себе рынок, пользуясь дефицитом.
  2. Затем начали падать продажи и в итоге автосалоны потеряли 60% покупателей, возницы японских праворуких авто и погнали в Россию альтернативы китайским бричкам.
  3. Рынок уже лет десять выстраивает отношения с клиентами по принципу "клиент-лох и терпила" и "не нравится - проваливай" (специально заниженные цены в рекламе, искусственный ажиотаж и ожидание авто по полгода, горы навязанных услуг (включая флешки за полмиллиона), фейковые скидки и т.п.).
  4. Весной 2022 года российскому бизнесу разрешили почти все, в качестве базовой меры поддержки власти ввели мораторий на проверки. С этого мента под запретом только убийства людей и причинение тяжкого вреда здоровью. Такие вещи как обман потребителей на миллионы или миллиарды - никакой ответственности вообще не порождает. То есть делать это нельзя, но если очень хочется... компетентные органы пришлют тебе предупреждение с припиской "исполнение данного предостережения не является обязательным и носит профилактический характер".
  5. Ситуация дошла до того, что на проблему роста стоимости автомобилей обратила внимание администрация президента и В.Путин . 15 апреля 2023 года правительство будет докладывать президенту, как снизились цены (с интересом ждем это смелое выступление). Кстати, если кто-то забыл, когда президент снизить стоимость жилья на 20%, оно в итоге на 40%.

Право каждого знать цену товара​


Вернемся к теме нашего заголовка. Сегодня мы говорим только о ценнике на авто. В поведенческой экономике есть такая скучная тема как информационная асимметрия. Применительно к потребительским рынкам она означает, что клиенты не знают ценовых границ и себестоимости товаров и услуг, поэтому дабы сделать рынок конкурентным, необходимо заставить автосалоны раскрывать информацию о цене авто. Клиенты смогут сравнивать цены и делать осознанный выбор. При этом цену можно ставить хоть миллиард за гнилой кабриолет. Запрещается манипулирование информацией о цене. В нашем случае - привлекать клиентов бесплатным сыром в надежде бахнуть тепленького покупателя на месте (широко применяются голливудские улыбки, правильная музыка, ароматерапия, тикающий счетчик на скидку, девушки-хостесс и прочие трюки с бесплатным кофе и цыганским гипнозом).

Рецепт от РОЛЬФ-Ясенево:
Хостесс – первые лица, которые встречают клиентов в дилерских центрах. Именно им и их внешнему виду мы уделяем особое внимание. Проводим мастер-классы, приглашая профессиональных визажистов. Показываем на практике, как поддерживать профессиональный внешний вид. Это касается не только одежды, но и макияжа, укладки. Важно, чтобы при всей строгости макияжа он соответствовал и естественности сотрудника – девушки, которая должна чувствовать себя уверенно, нравится самой себе.

Обязанность продавца довести информацию о цене авто прописана в ст. 10 Закона "О защите прав потребителей". Норма мертва и ни один салон адекватной конечной стоимости покупки не дает. Дилеры делают вид, что комплектаций слишком много, они уникальны, поэтому ценник можно показать только примерный и заниженный. А клиенту с фигой в кошельке хочется видеть минимальную цену и сразу купить вкусненькое.

Также обязанность не врать в рекламе установлена статьей 5 Закона "О рекламе".

1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:
- о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара

Есть еще много всяких норм про публичную сделку и обязанность передать товар по заявленной цене, но автосалоны давно положили свою оферту с дисклаймером на эти хотелки и чувствуют себя в состоянии наматывать на кардан российское гражданское право (даже в условиях падения рынка на 60%).

Проводим следственный эксперимент​


Забиваем в православный поисковик "KIA Carnival" и дальше начиняем шляться по интернетам. В нашем случае мы просто зашли на Дзен. Почти сразу мошенники бизнесмены берут нас за куки и предлагают такое.



Или подозрительно похожие объявления от "разных" компаний



Жамкаем на объявление, предвкушая карнавал удачи.



Правда на сайте написано (с чего бы?)

Данный сайт носит исключительно информационно-справочный характер. Не является публичной офертой. Для получения подробной информации обращайтесь по телефону +7 (495) 818-60-67. Опубликованная на сайте информация может быть изменена в любое время без предварительного уведомления

Смотрим отзывы по компании, находится много негатива и даже сайт борцов с серыми автодилерами у которых статья посвящена работе именно этой фирмы с типичным примером:

Уже дома наш клиент понял, что, помимо машины, в договор включили дополнительные сервисы: установление сигнализации, страховка, антикор. Неожиданным образом цена на автомобиль взлетела с 475 900 рублей до 725 000 рублей, а процент по кредиту составлял 18 процентов вместо обещанного нулевого.

В общем, много работы для юристов по спасению тех, кто доверчив. А у официального дилера минимальная цена такая



Реклама останется безнаказанной​


Вы наверняка спросите, почему такой откровенно лживой рекламой завалена половина интернета? Впрочем, другая половина завалена рекламой официальных дилеров и крупнейших автосалонов, которые тоже не продают авто по заявленным ценам, указывая скромно "цена от ... рублей". Но чтобы получить это "от", надо отдать почку выполнить массу дополнительных условий). Вы никогда не разберетесь, какие ваши реальные расходы на автомобиль, пока не проведете в автосалоне остаток жизни хотя бы полдня.




Ответ очевиден. Все баннеры в интернете не проверишь, пальба по воробьям дорого обходится государству. До введения моратория на проверки (еще раз напомним, мы недавно) в антимонопольную службу поступало порядка 18 тысяч жалоб на рекламу по которым возбуждалось 4 тысячи дел. Реклама же в интернете - это рынок более чем на 300 млрд рублей, миллионы рекламных сообщений.

Еще одна милая новость в том, что антимонопольное ведомство не признает рекламой все обещания на сайте самого автосалона. А это сильно упрощает жизнь бизнесу, поскольку штраф за обман в рекламе от 100 000 рублей, а за недостоверную информацию - от 5 000 рублей.

Вот как на него ФАС России (единственное ведомство, которое занимается рекламой).

По мнению специалистов ФАС России, не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте производителя или продавца данных товаров (лица, оказывающего данные услуги), если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров (услуг), правилах пользования, а также непосредственно о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги и т.п., следовательно, на такую информацию положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.

Дела по рекламе автосалонов - редкие гости в нашей ленте новостей (мы стараемся отслеживать результаты поведенческого надзора). В 2021 году в Волгограде типичная для автосалонов вещь - никаких льготных программ кредитования у продавца нет и быть не могло, только 1 из 15 заявленных на сайте банков имел договорные с ним отношения и обещания кредита под 0% без первого взноса наглая неправда. В другом случае челябинский автосалон на не совсем правдивой рекламе подарков. Оказалось, что покупателям наиболее популярнрй комплектации автомобиля Шкода не полагался "комлпект шин в подарок". Вопреки рекламному обещанию.

Обман потребителей​


В 2014 году Роспотребнадзор вынес 146 тысяч постановлений по делам о нарушении прав потребителей. В 2021 году - 33 тысячи (на обман потребителей приходилось 3,3% всех нарушений). В 2022 году это будет "что-то около ноля", потому что мораторий на проверки и административные расследования.

Вот как менялась динамика выявления нарушений права потребителя



То есть 10 лет назад выявлялось 300 000 нарушений, а в 2021 году их стало в 10 раз меньше. Каждый ощутил на себе, насколько меньше стали нарушать его права? Тогда потребители меньше стали писать жалоб? Находим общие цифры: нет, количество жалоб выросло на 40% с 280 до 400 тысяч.




Тогда почему так мало нарушений? Потому что меньше стало проверок? Так и есть. В 2012 Роспотребнадзор 147 тысяч раз откошмарил бизнес, а в 2021 году... в 12 раз меньше: проведено 11 тысяч проверок. Что вообще произошло? А вот что.



А вот, собственно, количество нарушений прав потребителей на информацию (это когда не раскрывается вовремя информация о цене, гарантии, свойствах товара).



Похоже, что автосалоны и прочие предприятия на законы забили, проверять их стало труднее, нарушений выявляют в 10 раз меньше, штрафы сейчас налагать нельзя (а последние годы необходимо было выдавать предупреждение и только потом штрафовать по минимальной планке), жалоба основанием для проверки быть не может и т.д и т.п.

Чем ответила Лига потребителей?​


Потребители, конечно, тоже не остались в стороне. Они мощно ответили автосалонам - взяли и обеднели. Просадили деньги где-то в другом месте и отказались покупать машины втридорога.

На днях вышла очень странная статья. " " пишет: автосалоны в РФ перестали навязывать допуслуги при продаже автомашин. Видимо, газетчики подпоили и разболтали пару менеджеров.

Как отметил Роман Тимашов, директор по сервису компании "Автодом Алтуфьево", ещё несколько лет назад автодилеры, чтобы привлечь клиентов, транслировали самые низкие цены на авто и предлагали бонусом дополнительные услуги, включая бесплатную установку допоборудования, страховые продукты и т.д.
"Это работало, когда рынок был насыщен автомобилями, складские запасы были полны, и были определенные цели по продажам, доле рынка и отдаче от обслуживания клиентов", - сказал Тимашов, подчеркнув, что "сейчас все изменилось".
Он также заявил, что дефицит новых автомобилей стимулирует продавцов к агрессивному продвижению дополнительных услуг. Сейчас меньше товарных автомобилей на складах и меньше платежеспособных клиентов. Кроме того, многие автомобили, ввозимые по параллельному импорту, изначально хорошо оснащены.

Другой деятель все свалил на серые автосалоны (ага, мы поверили).

Ренат Тюктеев, руководитель отдела розничных продаж компании "Авилон", утверждает, что на автомобильном рынке в последнее время появилась тенденция отказа от дополнительных опций.
"Прежде всего, я хотел бы отметить, что 95% навязывания допов происходит в "серых" дилерских центрах. Подобные случаи иногда появляются в официальных ДЦ, но их быстро пресекают сами производители", - говорит Тюктеев.



продолжение следует...











 
Сверху Снизу