«Верните наши деньги!» Как компании истребовать дебиторскую задолженность

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.223
Репутация
11.695
Реакции
61.957
RUB
50
Финансовые отношения с подрядчиками, клиентами и партнёрами компании выстраивают по-разному, но почти всегда участники деловых коммуникаций сталкиваются с дебиторской задолженностью.


Её взыскание нередко становится для бизнеса большой проблемой. О том, как минимизировать риски возникновения долгов и как их взыскать, рассказывают эксперты.

maxresdefault-25-1200x675.jpg


Немного терминологии

Дебиторская задолженность – всё, что должны предприятию другие компании, государство или клиенты-физлица. Например, если компания розничной торговли взяла товар под реализацию, то у неё может образоваться дебиторская задолженность перед поставщиком. Организация, которая вправе требовать погашения долга – это кредитор. А должник – дебитор.

Чтобы минимизировать дебиторскую задолженность, необходимо комплексно подходить к решению этой задачи.

Весь процесс можно разделить на пять основных этапов.

Этап №1. Выстраивание грамотных деловых отношений

Кредиторам необходимо установить чёткие механизмы контроля за исполнением обязательств со стороны контрагентов, особенно за платёжной дисциплиной. Если дебиторская задолженность уже есть, то в первую очередь нужно определить основные причины невыплаты долгов. Участники договора должны быть готовы к конструктивному диалогу и поиску взаимовыгодных решений.

Как правило, в контракте прописываются уникальные условия и сроки исполнения обязательств, а также штрафы, предусмотренные за нарушение договора.

Нарушениями считаются:
  • просрочка платежа;
  • неполный платёж;
  • платёж со стороны другой организации, внесённый за контрагента;
  • нарушение обязательств, связанных с товарами, работами, услугами.
Любое нарушение необходимо зафиксировать, составить отчёт по регламенту и передать в финансово-экономический, либо юридический отдел компании для начала работы с задолженностью.

Чтобы минимизировать возможные риски в сделке, стороны обращаются к различным методам обеспечения, которые могут быть как закреплены законом, так и включены в сам договор:
  • удержание имущества должника;
  • привлечение поручителей;
  • независимая гарантия;
  • обеспечительная передача недвижимости, денег, ценных бумаг в депозит нотариусу.
Помимо этого, можно перекрыть риск по обязательствам взятыми под залог активами контрагента, то есть внедрить систему обеспечения требований.

Отдельным пунктом стоит отметить финансовые методы снижения рисков:
  • Факторинг. Так называют уступку права потребовать плату за товары или услуги. В сделке появляется третья сторона – фактор, или финансовый агент.
  • Банковская гарантия. Это соглашение, по которому банк обязан выплатить долг клиента, если тот не выполнил своих обязательств перед заказчиком.
  • Страхование дебиторской задолженности. В этом случае компания страхует себя от ситуаций, когда клиент купил у неё товары в рассрочку, но не смог за них заплатить.

Правильный выбор способа обеспечения поможет обеим сторонам сделки уменьшить возможные риски и обеспечить исполнение условий контракта.

Этап №2. Досудебное урегулирование спора

Для многих компаний возникновение просроченной задолженности становится неприятным сюрпризом. Существует несколько шагов, которые можно предпринять до обращения в суд.

Ведение переговоров и переписки с контрагентом

Обсуждение ситуации и поиск компромиссных решений могут стать началом работы с задолженностью и помочь избежать дальнейших конфликтов. Не нужно с первых часов «просрочки» отправлять соответствующие бумаги с претензиями надёжным, проверенным делом партнёрам.

Медиация

– это возможность разрешения споров без обращения в суд. Найти сторонам взаимовыгодное решение и избежать длительных и затратных судебных процессов помогает нейтральное лицо – медиатор. Он является профессиональным посредником в вопросах задолженностей и споров.

Основные принципы медиации:
  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • беспристрастность посредника.

Реструктуризация задолженности

К этому способу часто прибегают в коммерческих организациях, подстраивая и меняя первоначальные условия и сроки исполнения обязательств. Это делается, чтобы прийти к более комфортному, посильному платежу для должника и сохранить деловые отношения.

Досудебная претензия

Перед тем, как обратиться в суд, сторона, считающая, что её права были нарушены, должна попытаться разрешить спор мирным путём. Сначала она должна обратиться к контрагенту с уведомлением о возникшей проблеме. Этот шаг обычно предусматривает отправку документа, который называется «досудебная претензия».

Прежде, чем идти в суд, нужно соблюсти все досудебные процедуры и формальности:
  • дождаться ответа на отправленное предложение (нормальным считается срок рассмотрения и ответа в течение одного календарного месяца по п.2 ст. 452 ГК, если в претензии не указано иное);
  • собрать доказательства отправки и получения досудебной претензии, чтобы предоставить их в случае обращения в суд.

Если истец не докажет суду, что он искал компромисс до инициации судебного разбирательства, иск будет отклонен.

Этап №3. Судебное разбирательство

Подготовив всю необходимую информацию для составления искового заявления, ответственное подразделение компании, чаще всего юридический отдел, переходит к процедурам судебного взыскания.

Исковое заявление направляют в арбитражный суд в письменной форме. Это официальный шаг, который запускает цепочку событий на пути к разрешению спора в судебном порядке.

После проверки соблюдения всех требований по ст. 125-126 АПК РФ, суд выбирает один из вариантов дальнейших действий:
  • принять иск и возбудить производство;
  • оставить заявление без движения;
  • вернуть иск;
  • отказать в принятии иска.

Ключевые фазы судебного процесса:
  • подготовительная часть, где принимает участие судья;
  • рассмотрение дела по существу, где происходит основное обсуждение;
  • судебные прения, где стороны высказывают свои аргументы;
  • постановление суда, в котором официально оглашается решение.
Судебные прения – это важный этап процесса, во время которого стороны представляют свои аргументы и пытаются убедить суд в правильности своей позиции.

Они доводят до суда следующую информацию:
  • в чем заключается спор;
  • какой закон применим в данном споре;
  • какие из доказательств истинные, а какие нет;
  • какие обстоятельства имели место и вызвали последствия, которые привели к возбуждению дела;
  • на каких условиях стороны готовы прийти к соглашению.
Решение арбитражного суда излагается в отдельном документе, включающем обоснования решения, и подписывается судьёй, либо всеми судьями, которые принимали это решение.

Следующий этап после вынесения решения суда – принудительное взыскание задолженности.

Этап №4. Принудительное взыскание

Кредитор может обратиться в службу судебных приставов. Правда, взыскание долгов может затянуться на один, два или три месяца. Такой способ взыскания будет наиболее эффективен, если у должника есть деньги на счетах, либо имущество, отображающееся в госреестре. Тогда имущество арестуют и реализуют в течение одного-двух лет, а вырученные деньги пойдут в счёт погашения долга.

Получив исполнительный документ, кредитор может попробовать получить свои средства быстрее, обратившись в банк, где открыт счёт должника, и запросив возврат. Банк обязан выполнить запрос не позднее, чем на следующий день после получения необходимых документов и уведомить об этом в течение трёх дней с момента зачисления средств на счёт организации.

Кредитор имеет право взыскать долг и в рамках банкротного дела.

Этап №5. Банкротство

, инициаторами дел по банкротству в 2022-2023 годах выступили следующие категории лиц:
  • конкурсные кредиторы – 66%;
  • ФНС России – 23%;
  • должники – 10%;
  • сотрудники и другие лица – 1%.
Эта процедура наиболее эффективна для возврата денег. Но почему же все не пользуются банкротством для взыскания долгов? Дело в том, что это трудоёмкий и долгий процесс, не всегда финансово целесообразный для кредитора. В среднем дела по банкротству юридических лиц рассматриваются в течение трёх лет.

Во время процедуры банкротства кредиторам приходится обращаться за помощью к юридическим фирмам, узкопрофильным специалистам и аудиторам, потому что возникают спорные вопросы по различным областям права, включая налоговое, интеллектуальную собственность и прочее.

Для несостоятельных организаций ключевую роль в проведении процедуры банкротства играет арбитражный управляющий. Это специалист, который назначается арбитражным судом и является независимым посредником между кредитором и должником. Ему выплачивается ежемесячная фиксированная сумма за счёт средств должника и процент от продажи имущества должника (федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ, ст 20.6 п.2). Размер выплаты зависит от типа процедуры банкротств. При расчетах взыскания дебиторской задолженности необходимо помнить о данной выплате и включать её в общий расчет.



 
  • Теги
    дебиторская задолженность как вернуть дебиторскую задолженность
  • Сверху Снизу