Новости В России из-за резкого роста цен даже массовые автомобили стали попадать под налог на роскошь

Marat_1162

Стаж на ФС с 2014 г
Private Club
Старожил
Migalki Club
Меценат💰️
Регистрация
25/3/16
Сообщения
4.649
Репутация
9.166
Реакции
22.743
RUB
0
Депозит
3 500 рублей
Сделок через гаранта
4
В России ежегодно из-за роста цен расширяется список автомобилей, которые облагаются повышенным транспортным налогом. Если изначально так называемый «налог на роскошь» касался только машин класса «люкс», то в последние годы он все больше распространяется на массовые модели. Пять лет назад в соответствующем перечне Минпромторга РФ было около 700 транспортных средств, теперь их там почти 1400, список увеличился вдвое.

Такое неприятное следствие роста цен на автомобили при снижении реальных доходов населения сопровождается стремительным увеличением числа займов: доля кредитных автомобилей на рынке уже превышает 60%. Кредитоваться людей вынуждают реалии: в российских автосалонах почти не осталось машин дешевле 1 млн рублей. В связи с этим эксперты дают советы, как автомобилисты могут сэкономить. Подробнее об этом — в нашем материале.

«Список „роскошных“ машин раздулся в разы»​

Налог на дорогие автомобили появился в России в 2014 году: под повышенную ставку попадают абсолютно все машины, стоимость которых превышает 3 млн рублей. Первоначально «налог на роскошь» затронул люксовые и премиальные марки: Rolls-Rоусе, Lamborghini, Ferrari, Bentley, Aston Martin, Porsche, Cadillac, Mercedes-Benz, BMW, Audi и другие. Но с тех пор новые автомобили в России подорожали более чем на 70% из-за девальвации рубля, увеличения утилизационного сбора, затрат автопроизводителей и дилеров, роста НДС, инфляции и других факторов.

Автокомпании стали ежемесячно переписывать ценники. Только в 2021 году, по официальным главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, новые импортные автомобили в России подорожали в пределах 20%, российского производства — на 8%. На фоне пандемии коронавируса основной причиной роста стоимости автомобилей стал их дефицит: заводы меньше выпускают машин из-за разрыва цепочек поставок и нехватки комплектующих, главным образом — электронных чипов.

«В результате список „роскошных“ машин раздулся и распух. В нем сейчас порядка 1400 авто, хотя еще в 2016 году было всего 700.

Роскошными стали некоторые модели Kia, Hyundai и Skoda, что само по себе выглядит как дурной анекдот. Еще чуть-чуть, и в этот клуб постучатся Lada и УАЗ»,
по этому поводу руководитель Федерации автовладельцев России Максим Едрышов.

Перечень конкретных моделей автомобилей для расчета повышенного транспортного налога на сайте Минпромторга РФ, он ежегодно обновляется в феврале–апреле. На данный момент в него включены 1390 машин, которые делятся по категориям. Самая большая начальная категория (автомобили стоимостью от 3 до 5 млн рублей) пока включает 635 моделей. Далее идут автомобили в ценовом диапазоне от 5 до 10 млн рублей (таких 520), от 10 до 15 млн рублей (134) и от 15 млн рублей — 101.

В последнее время планку в 3 млн рублей пробили многие представители масс-маркета, причем речь не всегда идет о топовых комплектациях с мощными моторами. Например, под «налог на роскошь» попали семейные внедорожники Skoda Kodiaq, Nissan Murano, Mazda CX-9, Toyota Fortuner, KIA Mohave и Honda Pilot. Также в список Минпромторга включены Kia Stinger, Toyota Supra, Subaru Outback, Citroen SpaceTourer, Peugeot Traveller, Volkswagen Multivan. Повышенный транспортный налог на эти автомобили обходится владельцам в районе 9,5 — 20,5 тыс. рублей.

Как рассчитывается «налог на роскошь»​

Транспортный налог рассчитывается по формуле, где количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которую устанавливают власти российских регионов. В случае повышенного налога эта сумма умножается на еще одну позицию — так называемый «коэффициент роскоши». Чем дороже автомобиль, тем коэффициент выше. Также учитываются сроки владения автомобилем.

Для машин стоимостью от 3 до 5 млн рублей стандартный транспортный налог умножался на 1,1. За автомобили стоимостью от 5 до 10 млн рублей владельцы платят уже двойной налог (коэффициент 2). Самая дорогая ставка касается машин с ценником более 10 млн рублей — для них налог повышен втрое.

Сумму транспортного налога можно самостоятельно проверить на Госуслугах и в личном кабинете на сайте ФНС. Квитанции также приходят по почте по месту регистрации владельца автомобиля. Транспортный налог в России обязаны платить как физические, так и юридические лица, на которые зарегистрирован автомобиль.

Для налоговой службы не важна сумма сделки при покупке автомобиля, ведомство ориентируется на соответствующий перечень Минпромторга. Если машина в него не включена, но стоит более 3 млн рублей, повышенного налога не будет. Но есть ситуации, когда человек купил автомобиль за 2,8 млн рублей, но ему все равно пришел повышенный транспортный налог.

1219309.jpg


cardealermagazine.co.uk

На это в Минпромторге заявляют, что включают конкретные модели транспортных средств с учетом «рекомендованных розничных цен», предоставляемых дилерами и производителями. Проще говоря, если автомобиль подорожает в автосалоне и будет стоит более 3 млн рублей, придется за него платить «налог на роскошь». Нередко в перечень министерства включаются конкретные комплектации автомобилей, стоимость которых превышает 3-миллионый лимит, но базовая цена намного ниже (упомянутый новый Nissan Murano можно найти за 2,6 млн рублей).

Разброс уровней повышенных транспортных налогов достаточно широк. Так, владелец 180-сильного Land Cruiser Prado стоимостью 3,6 млн рублей платит за свою машину около 13 тыс. рублей в год, тогда как за Bentley Bentayga мощностью 550 л. с. и стоимостью 15 млн рублей «налог на роскошь» уже составляет более 240 тыс. рублей.

Налоговый транспортный лимит нужно повышать​

Лимит стоимости автомобилей для повышенного транспортного налога необходимо повышать до 6 млн рублей, заявляет Максим Едрышов. Он напоминает, что ценовая планка не менялась с 2014 года, когда бензин стоил 30 рублей за литр против нынешних 50 рублей. «Сомнений в том, что машины будут дорожать и дальше, нет никаких. Более того, уже сейчас, по оценке участников рынка, среднее медианное значение продаж составляет 2,5-3 млн рублей, это примерно 85% сделок по всей России», — констатирует он и добавляет, что законодатели должны регулярно пересматривать ценовые категории.

В этом смысле, продолжает Едрышов, выглядит несправедливо мизерным социальный налоговый вычет, который граждане могут получать от государства за лечение, обучение или занятия спортом. Этот вычет не менялся около 10 лет и сейчас составляет 13% от максимальных 120 тыс. рублей, то есть 15,6 тыс. рублей в год.

«Согласитесь, 120 тысяч в 2012 году и в 2022-м — это абсолютно разные суммы. Разумеется, размер налогового вычета давно пора пересмотреть, как и стартовую сумму стоимости для автомобиля, чтобы он считался роскошным. Впрочем, то, что нам кажется правильным и справедливым, для власти запросто может быть малозначимым и несвоевременным», — резюмирует он.

Рост числа кредитов и варианты экономии​

Расширение списка «роскошных» авто за счет массового сегмента происходит на фоне стремительно растущего числа выданных банками займов населению. Кредитоваться людей вынуждают реалии: в российских автосалонах почти не осталось машин дешевле 1 млн рублей. Эту психологически важную отметку уже давно пересекли некогда бюджетные Hyundai Solaris и Lada Vesta — бессменные лидеры продаж, говорит статистика агентства .


По данным аналитиков, по количеству выданных кредитов авторынок РФ превысил показатели докризисного 2014 года. Доля кредитных автомобилей на рынке уже превышает 60%. Znak.com показало, что на фоне перманентного падения реальных доходов населения платежи по автокредитам сравнялись с ипотечными.

Всего в 2021 году в России было продано более 1,6 млн новых легковых автомобилей и внедорожников. Это на 4,3% больше, чем годом ранее. Лидерство по числу реализуемых машин удерживает отечественная Lada. Следом за ней в рейтинге идут «корейцы» Kia и Hyundai. Суммарная доля трех перечисленных марок на российском рынке достигает 43,3%.

Примечательно, что самый высокий рост объемов продаж (в 3,6 раза) в рейтинге топ-20 показала Kia K5 (продано свыше 29 тыс. машин), стоимость которой уже достигает 2,5 млн рублей. Этот автомобиль — потенциальный кандидат на включение в перечень Минпромторга.

1219318.jpg
«Автостат»
Эксперты считают, что дальнейший рост цен неизбежен и по итогам 2022 года стоимость автомобилей поднимется еще минимум на 5%. «Сейчас многие свыклись с мыслью, что на прежний класс автомобиля им уже не стоит рассчитывать в ближайшее время. Они постепенно переходят на более дешевые автомобили», — говорит автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

По оценкам специалистов, в среднем на содержание легкового автомобиля B-класса жители России тратят около 150-200 тыс. рублей в год. Сюда входят расходы на ОСАГО, КАСКО, транспортный налог, топливо, покупку шин и техническое обслуживание. Почти 40% расходов связаны с потерей остаточной стоимости машины.

В трудных экономических условиях специалисты дают советы, как лучше всего сократить расходы на содержание личного транспорта. Директор по сервису ГК «АвтоСпецЦентр» Игорь Серебряков говорит, что можно ощутимо снизить расход бензина за счет перехода на более спокойную манеру вождения. Еще владельцу самому можно проводить простые работы по обслуживанию автомобиля, например, менять жидкость в бачке стеклоочистителя и лампочки. При этом во избежание лишних и незапланированных трат следует регулярно проходить ТО и отказаться от использования не оригинальных или вызывающих сомнения запчастей и расходных материалов.
 
Сверху Снизу