В 2020 интернет-мошенники украли у селлеров и клиентов 150 млрд. рублей. Разбираем преступные схемы, чтобы не попасться

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0
Иллюстрация подготовлена автором
Иллюстрация подготовлена автором
Что важно для продавца? Хорошая выручка, четко отслеживаемая статистика продаж, прозрачная ситуация на рынке товаров, а еще положительные отзывы и довольные покупатели. Ради последнего можно из кожи вон лезть, но клиент - всегда сложный человек, а теперь еще и незащищенный. Пока вы считали сколько заработали или могли заработать в 2020 году, интернет-мошенники выманили у россиян в сети 150 миллиардов рублей. Это тоже данные за 2020 год. Всего за год.

Крадут у покупателей - теряют продавцы

Сегодня, теперь уже чужие деньги (читайте - украденные), удалось подсчитать аналитикам Avito, «Тинькофф» и «Лаборатории Касперского». Они перечислили самые популярные способы мошенничества в интернете и уточнили, что большая часть краж была совершена от имени псевдопродавцов и псевдопокупателей.
Сценарий вполне понятный. На фоне пандемии, в 2020 году, обороты e-commerce в стране выросли на 44% - 2 500 000 000 000 рублей. Чтобы вы не считали нули, поясним - это триллионы. На этом фоне мошенники сделали смешную цифру в 150 миллиардов рублей. Страшно смешную. Это деньги, которые могли заработать продавцы, не перейди клиент по мошеннической ссылке. Это деньги, которые продавцы потеряли сами, не заметив мошенников в сети и которые потеряют, потому что доверие покупателей очень сложно вернуть.

Назад к азам. Учим преступные схемы и простейшие термины

Самый популярный сценарий мошенничества в 2020 году - подмена процесса купли-продажи товаров, причем не только на сайтах-поделках, но и на реальных маркетплейсах. Около 60% мошенников обмануло россиян именно так. При этом 36% атак было организовано под маской продавцов, 11% под видом покупателей, а еще 13% c помощью копий известных сайтов.

Процент популярности мошеннических схем по подмене реальных данных в сети


Процент популярности мошеннических схем по подмене реальных данных в сети
Самое время перейти к терминам. Они вызовут у половины читателей усмешку - все всё знают. Поверим, только если в 2021 году статистика краж в интернете снизится. Хотя бы на треть.
Фишинг - создание копии известного интернет-ресурса или платежной формы.
“Лаборатория Касперского” заявила, что в 2020 году обнаружила в сети почти 7500 поддельных сайтов. Они, как правило, копируют популярные доски объявлений. Это вполне логично, гигантские маркетплейсы слишком четко выстраивают свою работу, а копировать все визуальные элементы и процессы даже ради 150 миллиардов - сложно.

d0223dd4a4da968e4416ff5ede6b755e.png


Как происходит подмена сайта? Мошенники просто раскидывают по сети ссылки, адреса которых практически точь-в-точь повторяют названия оригинальных площадок. Эксперты “Авито” привели приводят пример такого зеркала на собственном примере: в паре avito.payments.ru-avito.ru, первый - подделка.
Скам - способ мошенничества, который подразумевает, что пользователь может за небольшую комиссию поучаствовать в акции или опросе.
Аналитики «Тинькофф» подсчитали, что на сайтах объявлений покупателей обманывают чаще, чем продавцов. В среднем, один такой покупатель терял в 2020 году около 10 тысяч рублей, а продавец - всего 6 тысяч.

Средние показатели потерь в результате действий интернет-мошенников в 2020 году


Средние показатели потерь в результате действий интернет-мошенников в 2020 году
Зато вечная истина о том, что передавать и вводить данные своей банковской карты нужно с умом, видимо, все-таки осела в головах россиян. На сайтах, которые мошенники подделывают, чтобы получать данные банковских карт, клиенты теряли в среднем 5 тысяч рублей.
Чаще всего жертвами мошенников становятся люди от 18 до 42 лет с высшим образованием. Лживым продавцам чаще верят женщины, а мужчины охотнее попадаются на уловки покупателей-мошенников.
Какую пользу продавцы могут вынести из отчета?

Из всего сказанного нужно вынести только одно - покупателя нужно учить правилам поведения в сети. Даже если вы - порядочный и честный продавец, доказать это клиенту, который попадется на удочку мошенников во время заказа в вашем магазине будет сложно. Как итог, клиент потеряет деньги, вы - покупатели и повторные продажи.
Как много раз банк сообщал вам о том, что на его сайте можно найти актуальную информацию о реальных телефонах, адресах и даже именах сотрудников колл-центра? Нам сообщают постоянно. Прочитайте политику работы Instagram - в специальном разделе площадка указывает реальные URL-адреса компании, чтобы вы точно знали, что запрос пароля и сообщение о неожиданном входе в аккаунт направлены сервисом.
Предлагаем и вам начать с малого: уточните в пользовательском соглашении, размещенном на сайте, актуальные контактные данные; уделите в вашем интернет-магазине место под страницу с актуальной информации и памяткой о том как не поддаться на уловки мошенников.
Если вы пока не занимаетесь продажами на собственном сайте, а используете для торговли сторонние площадки - постарайтесь вести сделки с помощью крупных агрегаторов и маркетплейсов. Кибермошенники могут многое, но прикинуться продавцом на OZON сложнее, чем на любой популярной доске объявлений.
А еще, будучи продавцом, не забывайте о том, что вы сами - отличная мишень для мошенников. Пытаясь найти дешевые товары для перепродажи или закупаясь на новой площадке, вы рискуете потерять свои средства. Всегда проверяйте данные контрагентов с которыми работаете и никому не сообщайте данные вашей карты. Крупные сделки и закупки не стоит проводить с помощью банковских карт. Ведите себя как настоящие продавцы, а не играйте в них.





 
Сверху Снизу