Тест поезда. Поездка в новом плацкарте: шторки, сенсорный кипятильник и датчики в туалете.

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.294
RUB
0

Пассажиры предпочитают верхние боковушки

В момент покупки билета сайт РЖД завис. Первый раз за долгие годы сталкиваюсь с тем, чтобы в течение получаса я не мог оформить проездной документ – система постоянно выдавала ошибку. В искомый вагон дешевых мест – верхних боковых и верхних в последнем купе у туалета – уже не было.

Я много писал о конфликтах за верхние полки в вагонах, и почти под каждой статьей есть с десяток комментариев такого содержания: «неправда, что верхние полки дешевле, они стоят столько же». Так вот, четные места с 34 по 54 в мой вагон на маршрут Москва – Мичуринск без белья обошлись бы мне в 800 рублей, в то время как все остальные, – около 1300 без белья и около 1500 с бельем. Я взял с бельем – хотелось полежать на новых местах и понять, насколько они удобные. Доехать на нижнем плацкартном месте до Анапы можно было за 3600 рублей.

«Попробую, если не упаду»

Казанский вокзал 10:35 утра. Посадка в поезд подходит к концу, отправление через 10 минут, я – в числе последних пассажиров. Подхожу к вагону, вижу ту самую табличку с номером вагона, которую показали все ТВ-репортеры, понимаю, что вагон определил верно. У вагона никого из проводников нет. С опаской захожу: проводники суетятся где-то возле своих купе. «Ваше место – 53-е». Хорошо, идти далеко не надо.


«У Вас с бельем?» – «Да» – «Тогда держите», – говорит она, вставая.

«Да сидите, я вас не выгоняю» – «Я всю ночь не спала, полезу. Только как тут забираться?» – «Вот по этим выступам» – «Попробую, если не упаду. А удобно!»
Залезла, закрылась занавеской и больше я ее не видел. Кстати, в старых плацкартах есть норма, что если ты не взял белье, то на матрас не имеешь права. А здесь матрас не нужен – полки и так мягкие, так что матрасов тут нет. Другой вопрос, что станет с тряпочной обивкой после того, как на нее несколько раз прольют чай, пиво или поспят потные мужики без простыней. Надеюсь, ФПК знает, как будет это все очищать.

«Ничего себе, куда я попал»

Я принялся осматривать свое нижнее боковое место. Сиденье мягкое, удобное. Мягкая спинка, хороший подголовник с закругленными краями, чтобы, если уснешь сидя, голова не сваливалась в бок. Есть индивидуальное освещение. Лампочка расположена над столом по центру и вмонтирована в верхнюю полку. Так что удобно сидя почитать или поужинать, когда основное освещение уже выключено. Лежа читать будет чуть сложнее.

Лампочки и usb-зарядки есть возле всех мест, а розетки на 220 – возле всех нижних. Причем возле нижней боковой полки даже две блока розеток – чтобы пассажир сверху, едучи внизу, тоже мог зарядиться. Наверху у него тоже своя зарядка.


С местами для хранения вещей на нижней боковой все аскетично. Есть только крючок и сеточка. На верхних полках есть еще ниша для гаджетов, чтобы было удобно воткнуть провод в usb, а телефон положить в углубление. Туда же, наверное, можно убрать документы, кошелек и ценные вещи. Как будто под подушку. Из старого плацкарта в новый пока не перекочевали перекладины и резинки для брюк, а также крючки на верхних полках, но в ФПК говорят, что это временно. Вещи верхние пассажиры пока могут складывать на третью полку, которая стала существенно уже и теперь не особо предназначена для перевозки крупногабаритного багажа.

Разговоры проводников в вагоне слышны очень хорошо – между пассажирским салоном и служебной зоной открыта дверь. Слышу реплики – то ли проводники между собой, то ли с кем-то из коллег общаются. «Железку нормально не протрешь, она вся пачкается», «Туалеты забились» – «Да их просто включить надо», «Включу вентиляцию» – «Не надо», «Я пока воды принесу».


Пляски с пурифайером

Возле купе проводников стоит девушка со своей чашкой, просит кипятка. В новом вагоне нет титана – устройства для нагрева воды с краником – как в старых вагонах. Вместо него сенсорная панель. По-научному это называется пурифайер. Может наливать три вида воды – холодную, комнатной температуры и горячую. Чтобы набрать кипяток, нужно нажать на две сенсорные кнопки разом и держать.

«Мы еще не поехали, он не работает, а в соседнем вагоне нормальный титан стоит», – объясняет проводница, пришедшая с чайником кипятка. Вокруг этого пурифайера самая большая свистопляска. Всем интересно, как теперь наливать воду, но работает он через раз.


«И выходить не хочется»

Спустя час после поездки к проводникам пошли более общительные пассажиры. Все хотят поделиться впечатлениями, особенно те, кто ехал до Рязани и готовился к выходу.

«Полки коротковаты, честно говоря, сделали б на 10 см больше, никто б не умер», «Багаж некуда девать», «Приятно, идешь по вагону, ноги не торчат», «Вечером, наверное, хорошо ехать, ламповый свет», «Вот бы так до Анапы ехать, и выходить не хочется», «Лучше, чем в купе».

«Честно говоря, вагон не доработан, – говорят проводники. – Этот кипятильник постоянно ломается, вещи нам некуда девать, но пассажиры хвалят, да и внешне приятно все выглядит».

Я разложил полку, чтобы проверить, каково это – спать на нижнем боковом. Механизм опускания столика остался такой же, как раньше. На получившуюся кровать кладешь простыню. Аккуратно не получается – подоткнуть некуда. Но лежать хорошо, мягко, и стыки между сиденьями и опущенным столиком не ощущаются. Вещи девать совсем некуда. Кроме маленького крючка и сетки под ним, которая существенно меньше сеток из классических плацкартов, ничего нет, поэтому надо все складывать в сумку и убирать вниз. Или спать, обложившись вещами.


Шторку, кстати, верхняя пассажирка закрыла ровно до середины. Там она фиксируется. В результате теперь верхний пассажир может ехать в темноте, а нижний – смотреть в окошко.


Поезд, в котором ходит новый плацкарт – фирменный, поэтому была возможность заказать у проводника обед. За час до прибытия принесли суп, салат и второе. Поел сытно и по поездным меркам даже вкусно, заплатил всего 300 рублей.


 

Сама поездка была запланирована на 20-е апреля, а билет по маршруту был взят ещё в начале месяца - когда удалось прояснить точную локализацию этого вагона. Он ходит поочерёдно в поездах Москва – Анапа и Москва – Ростов по довольно хитрому алгоритму, чередуя оба поезда. Вагон пока что только один в составе, хотя Тамбовский ВРЗ обещает пополнение в ближайшие месяцы. Поэтому до самого последнего момента было довольно волнительно – правильно ли вычислен вагон? Потому что если допущена ошибка в вычислении, то весь приезд будет зря, и придётся ходить в какой-то соседний вагон «просто посмотреть». Это, конечно, было бы совсем не то и смазало бы весь эффект тестирования.



1. Вечером 20.04 я прибыл в Москву на Казанский вокзал за час до отправления поезда «Тихий Дон» Москва – Ростов №20. С небольшим запасом, чтобы осмотреть ещё и вокзал.


2. Итак, подхожу. Вагон №12. Светодиодное табло выполнено немного в другом стиле – вагон явно не совсем стандартный. Заглядываю в окошки – уф, правильно попал! Тот самый, со шторочками и деревянными панельками.


3. За полчаса началась посадка. Моё место - нижняя боковушка. Конечно, ехать там сравнительно неудобно, с выдвижным столом - или сидеть, или лежать. Но удалось поймать только такое место. С другой стороны, эта позиция гораздо более удобна для наблюдения за дорожным бытом.

Почти сразу же подошёл и мой сосед с верхней полки, буквально через 3 минуты после меня.

- А что, в плацкарте стали заранее застилать верхние полки? - стоит в полном изумлении.

- Получается, так. Вон, в Китае застилают :)

- Ну и дела!


4. А это вид на купейный отсек. Он ещё пустой, но сейчас придут тоже. Тут ехать, конечно, гораздо комфортней, чем сбоку. В чем-то даже комфортней старого купейного вагона: всё такое мягкое, диванное, уютное. Верхние полки тоже застелены.


Народ на посадке постепенно заполняет вагон и первое что делают многие - с восторгом рассматривают шторочки, трогают их, пробуют перемещать. Явно предвкушая, что скоро закроются, «как в купе», с шуточками-прибауточками. Ещё впечатление при посадке: ощущение, что проход стал теснее. Разойтись уже сложнее, и теперь человек должен обязательно отойти в отсек, чтобы пропустить людей с большими чемоданами. Даже прижаться – не вариант. Тут панели, они отъели от прохода где-то 2 см. Вроде и мелочь, а чувствительно.



Возникли и издержки от новой технологии: в соседнем отсеке произошел мини-конфликт за места под чемоданы. Сперва пришёл верхний пассажир, поставил вниз свой багаж. Затем прибыла тётенька с тремя чумаданами - с билетом на нижнее место - и подняла шум, что это её места под багаж. Мужик стоит, оправдывается, что ему опасно ставить баул на узкую 3-ю полку с вырезом (и в принципе он в чём-то прав - periskop). "А мне куда ставить тогда?" Зовут проводника – кто имеет преимущество? Преимущество у нижнего, но весь багаж в итоге удаётся разместить без конфликта, проводник разруливает вопрос - ставят его баул под полку напротив. Но понятно, что неполноценность 3-й полки для багажа – в данном случае минус. Зато без рундуков багаж размещается более ёмко, объема внизу стало больше.



5. Столик стал больше, теперь за ним комфортно размещаются четыре человека.


6. Пока не пришли соседи из купейного отсека, фотографирую интерьер. Вот смотрите:

1 - те самые шторочки. Легкосьемные, расходный материал.

2 - крючок для одежды

3 - место для брюк или полотенца

4 - сеточка для гаджета

5 - мягкий материал покрытия полки

6 - мягкая обивка салона

7 - одеяло

Тут сразу сюрприз. Матрасов в новой компоновке нет совсем: есть простынки, которые стелются поверх мягкой тканевой полки. Надо сказать, это экономит довольно много места. Подушки и одеяла лежат наверху, на третьей полке.


В 18.42 отправляемся. Казанский вокзал остаётся позади. Народ в некотором удивлении, пока ещё не могут привыкнуть к новому интерьеру: всё разглядывают, пробуют, ищут полочки на новых местах, рассматривают розетки. Затем прошла проводница с инструктажом и проверкой билетов. Рассказала про новый титан и возможности туалета с умывальником. Народ внимает с некоторым удивлением.



Проехали полчаса, покинули пределы Москвы. Оглядываю вагон. Он полон, свободно всего три или четыре места на боковушках. И хоть прошло всего-то полчаса, народ потянулся к титану, за кипяточком. Но тут не титан, а пурифайер. Как пользоваться – сразу непонятно. Первый раз без проводника сложно разобраться, несмотря на то, что возле девайса приколочена большая табличка. Освоение требует времени, поэтому возле устройства скапливается три-четыре человека в очереди. Состав заваривающих чай и лапшу/доширак примерно 40 : 60. Ради интереса я посчитал число людей, которые побежали за кипятком во вторые полчаса, после перехода в дорожное состояние. Получилось 17 человек, это примерно треть от всех пассажиров.



Потом пошёл сам набирать. Оказалось, не так уж и сложно, хотя и непривычно поначалу: для получения горячей воды надо жать ребром ладони сразу на две кнопки. Точней, не кнопки - а сенсорные панельки. Так что почти всех страждущих кипятка проводник «страхует» от ошибок. Выясняется и ограничение нового девайса: максимальная температура – 80°. Однако тёплую и холодную питьевую воду получить легко: просто нажимать одним пальцем на снежинку или каплю. Аппарат - итальянский. Подозреваю, дороже старого доброго титана раз наверное в пять. Но зато красив, чертяка! Наверное, на презентациях выглядит прогрессивно и шикарно, заказчик очень доволен эффектом. Впрочем, о пурифайере-кулере будет ниже. А пока вернемся к размещению и пространству.



7. На боковушке у меня исчезла напрочь сетка для размещения мелочей. Вместо неё - мягкая обивка с двух сторон. Мягко, но сильно неудобно. Теперь некуда девать предметы гигиены, щеточки-полотенчики, всякие другие дорожные мелочи.



Зато поставлены две пары розеток+USB портов (а наверху - только USB). Вторая розетка, видимо, рассчитана на верхнего пассажира - но только как он будет её пользовать, если нижний разложился и спит? Но, с другой стороны - энергетика вагона отличная, всё заряжается влёт! И с розетки, и с USB-порта. Я подключил планшет и телефон, очень удобно, тем более что рядом с розеткой с другой стороны сделали упругую сетку для гаджетов.



Также рядом появился выключатель индивидуального света. Личный свет теперь есть у всех - раньше в плацкарте его не было, только общий.


8. Мужик из нашего отсека на верхней полке. Обратите внимание на размещение багажа наверху. Если коробки не слишком большие, они в общем-то влазят по всей длине. А на ту часть полки, что ближе к окну, влазит 1 большой чемодан. От соскальзывания коробок страхует бордюр.


9. И самое революционное изменение пространства: на верхней полке теперь можно сидеть! Нет, конкретно так как сидит сосед, наверное, нехорошо - болтая носками перед теми, кто сидит внизу. Но тем не менее, можно сидеть и поджав ноги.


10. Вообще, из того, что я увидел в пути, следует довольно парадоксальный вывод: комфортность верхней полки плацкарта из-за этого выреза существенно выросла! Это не только моё мнение: я говорил с теми, кто наверху. Кроме того, увеличены и межполочные расстояния, из-за того, что нижняя полка стала немного ближе к полу, а третья - чуть выше смещена к потолку. Появился личный свет. И личный мини-столик наверху (справа). Ах, да: смотреть с верхней купейной полки в окошко теперь не выйдет.


11. К вопросу о верхнем мини-столике. Помню, в посте с выставки относительно этой новации была большая ругань. Дескать, упадёт, прольётся, посыпется нижним на бошки. Но в реале, пассажиры ею активно пользуются. Тут сделан довольно большой защитный бордюр; а внутри, кроме того, ещё и вдавленные места для стаканчиков. Даже когда трясёт на стрелках, всё устойчиво держится и не скользит. Думаю, всё это упадёт на бошки только в случае крушения или резкой экстренной остановки. Но в этом случае летит в бошки пассажиров и то, что на нижнем столике.


12. Через полтора-два часа после отправления в ход пошли наконец шторочки. Массово. Это, конечно, самая крутая инновация из всех – они пользуются просто бешеной популярностью у публики! После того, как люди поели и попили чай, позакрывалось больше половины пассажиров. Обратите внимание на торчащие ноги: так народ решает проблему коротких полочек. Напомню, они тут 165 см, как и в постсоветском плацкарте с середины 1990-х - но возможность высунуть ноги частично ограничивают панели. Поэтому кто во что горазд: либо просовывают ноги через дырки панелей, либо высовывают вбок.


13. Шторочки тоже не помеха высовыванью ног в проход. Всё это прекрасно сочетается :)


Чем позже - тем больше народу зашторивается. К 11 вечера зашторилось примерно 80% пассажиров. Когда я расстелился на своей боковушке, тоже зашторился, и нашёл это очень удобным. Собственно, и всю ночь спал за шторочкой. Психологически так явно уютнее, и проходящие не мешают.



* * *

Утро следующего дня.



14. Прошла ночь. Утром я специально встал пораньше, по будильнику на смартфоне - около 5 утра. Все спали, но вагон уже был залит утренним светом. Как раз проезжали новый обход Украины, поезд следовал по нему.



Вот так выглядит зашторенный купейный отсек. Действительно, теперь уже верхнему пассажиру не присесть к столику - так что верхний мини-столик крайне актуален. Кстати, подниматься на верхнюю полку стало менее удобно, карабкаться по этой боковой панели. Особенно полным пассажирам. Я думаю, что со временем придётся делать боковые выдвижные лесенки, как в купе.


Ну что, теперь пойдём смотреть новации гигиены и пурифайера, к которому рано утром нет никакой очереди.



15. Общий вид вагона со стороны рабочего тамбура.


16. Кроме пурифайера, установлен огромный экран с сайтом РЖД и сервисными функциями. Можно купить билет (если есть карточка), можно заказать обед, можно узнать расписания и наличие мест на другие поезда. Однако все функции лимитированы мобильным интернетом: есть он - экран работает. Нет или нестабилен - всё зависает или не обновляется. Честно, не знаю, пригодится ли такой экран в реальной жизни. Сейчас, сколько я ни смотрел - ни один человек им не воспользовался. Да, смотрели как на диковинку, проявляли любопытство - но не пользовались.


Рассмотрим поближе новый девайс - заменитель старого доброго титана. Справа от него - большая табличка, как пользоваться. С непривычки народ путается и не понимает. Но со второго-третьего раза обходятся уже без консультации проводника. Жать для горячей воды надо ребром ладони сразу на две кнопки. Но, вода 80°. Чай заваривается плоховато.



Именно поэтому у проводника в купе стоит большой отдельный чайник – как раз для тех страждущих, которые хотят заваривать чай полноценно.



Насколько я понял из последующей беседы с проводником, их оснастили дополнительным чайником, дабы избежать жалоб. Всё-таки люди у нас привыкли к полноценному чаю из 95°-кипятка. В данном случае пурифайер, при всей его красивости, утратил функцию генерации полноценного кипятка. Либо надо ставить более дорогую модель с хорошим кипятком, либо возвращать "некрасивый" титан. В реальной жизни вышло так, что сделали красиво - но потеряли часть функций и лишили пассажиров привычного сервиса. Да ещё и попали под импорт - не только закупать в Италии, но ещё и потом ремонтировать из валютных запчастей. Вот вам, бабушка, и "импортозамещение" (с)

17. В служебном купе появилась штатная микроволновка и холодильник. В микроволновке можно попросить проводника подогреть свою снедь.


18. Регулирование климата - через сенсорную панель. Как видите, сейчас установлено 23°.

Из личных ощущений: вечером вагон существенно грелся, до 27-28°. Я даже приходил к проводнику и просил убавить. Надо сказать, что последующая ночь и утро прошли при комфортной температуре и вентиляции, он убавил и больше не добавлял. Однако, надо помнить, что теперь новый вагон стал целиком электрозависимый, и если уберут всё электроснабжение - то уж и не знаю, что с ним будет.


19. Туалет, общий вид.


20. Умывальник теперь сенсорный: вода льётся, когда рукой проведешь. То же самое и сушилка: чтобы заработала, надо провести ладонью под боковинками крана. Вообще, я нашёл такой метод очень удобным. Единственно, чего не понял - как регулировать воду погорячей-похолодней.


21. Попил чаю с утра. Пришлось просить из чайника, чтобы нормально заварилось.


22. Наконец, переехали Северский Донец и проехали Каменское. Тут вышло человек 7-8, в т.ч. и мой сосед сверху. Так что появилась возможность опробовать верхнюю полку лично. Залез туда, и действительно: можно комфортно сидеть (!!!). Фото сделано именно из положения "сидя". Раньше это было невозможно сделать.


23. Прилёг ради интереса, и подумал про себя: видимо, надо было брать верхнюю полку. И застелено сразу было, и всё время лежать можно, и сидеть тоже. Причём деревянные "боковинки"-ложемент гораздо удобней того ограничителя, что был раньше. И уютней. Боковая полка, кстати, длинней купейной - не 165, а 175/173 см.



В общем, всё это только подтвердило вечернюю мысль: вверху в новом плацкарте стало ехать гораздо удобнее. Больше места для движений и можно присесть. А всего-то сделать - вырез в 3-й полке! И ложемент тоже - просто отлично. (проблема короткой купейной полки, однако, осталась)


24. Затем принесли завтрак: мягкие свежие блины, сыр, нарезки, вафли и каменная несьедобная булочка в комплекте.


Теперь, кратко подведем итоги новой функциональности после личного опробования.

Самое главное, что я в пути радикально переоценил значение выреза 3-й полки, хотя при осмотре на выставке был настроен отрицательно к этой новации.



Хорошо:

а - шторочки (наивысшая популярность у пассажиров, образуют личное пространство, уютно)

б - туалет с душем и сенсорным умывальником

в - функция сушилки рук у крана

г - отсутствие матраса, ничего не сползает

д - серьёзно выросла комфортность проезда на верхней полке (да-да, тот самый вырез 3-й полки!)

е - розетки и USB-порты

ж - приятная отделка вагона "под дерево"

з - мягкие спинки

и - появление мини-столика наверху

к - появилась микроволновка для разогрева

л - увеличилось межполочное пространство



Плохо:

м - красивый пурифайер, которые недозаваривает чай. Верните титан!

н - отсутствие сеточек у нижней боковушки, некуда деть дорожные мелочи

о - меньше места для багажа в целом. Частично это неудобство компенсирует отсутствие рундука

п - короткие купейные полки

р - стал уже главный проход на 2-3 см, из-за панелей

с - лезть наверх теперь посложней


 
Сверху Снизу