Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В наши дни путешествие на собственном автомобиле – мероприятие приятное, незатруднительное и совершенно не хлопотное, но так было далеко не всегда. Дедам, зажигавшим на колесах в 60-е, повезло куда меньше, особенно если они решали смотаться с семьёй либо друзьями «дикарём» на морько, плескавшееся где-нибудь за 1000-2000 километров и более от родного гаража. Полный багажник железяк, кипа справочников и путеводителей, палатки/примусы и прочий скарб на все случаи жизни – перечень вещей исчислялся десятками наименований, равно как и количество вероятных проблем и неприятностей, поджидавших странников в пути. Как же всё это выглядело?
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Во времена зарождения автотуризма на отечественных просторах, а это 50-60е годы, инфраструктура мягко говоря оставляла желать лучшего: заправки даже в крупных городах встречались крайне редко, что уж говорить о загородных трассах. То же самое касалось и автосервисов, поэтому каждый уважающий себя водила просто обязан был уметь устранить практически любую неполадку собственными руками. GPS-навигаторы существовали в виде бумажных «Справочников автотуриста» с описанием популярных маршрутов. Сплошная романтика, не то что нынче!
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Соответственно, ни о каких спонтанных путешествиях не могло быть и речи – любая мало-мальски дальняя поездка в тёплые края тщательно планировалась за несколько месяцев, да и сам автомобиль необходимо было хорошенько подготовить, ведь серьёзная поломка в пути сулила не менее серьёзные неприятности.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
В середине 60-х годов, ещё в дожигулёвские времена, перечень запчастей, инструментов и прочего автомобильного барахла, без которого не пускался в путь ни один здравомыслящий водитель, был более чем обширен. В него входили:
Эксплуатационные жидкости и смазочные материалы:
- масло для двигателя (в кол-ве из расчёта на 5000 км)
- 1кг смазки УС либо УСс (солидол)
- 300г жировой смазки 1−13
- пол литра трансмиссионного масла, столько же тормозной жидкости и «дистилировки»
- банка восковой пасты
- моток изоленты
- по тюбику клеев 88, БФ-2 и БФ-6
- моток шпагата и 1 метр железной проволоки
- метровый осветительный высоковольтный электропровод
- набор для ремонта шин и 2 золотника
- полбруска сургуча
- маслостойкая резина, тряпки, ветошь и так далее.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Думаете, на этом всё? Как бы ни так – ещё нужно было иметь с собой не менее солидный списочек запчастей:
- пара автомобильных камер
- ремень привода вентилятора
- стакан отстойника топливного насоса (своего рода аналог топливного фильтра)
- фильтрующая вставка фильтра тонкой очистки масла
- две прокладки стакана отстойника топливного насоса
- диафрагма топливного насоса
- конденсатор (использовался в старых контактных распределителях зажигания)
- комплект электроламп
- ротор распределителя зажигания с комплектом контактов для того же распределителя
- контактный уголёк крышки распределителя и щётки генератора
- комплект свечей зажигания
- набор предохранителей
- по две пары стёкол передних фар и подфарников
- тормозной шланг
- комплект подшипников для колёс
- канистра для бензина и воронка с сеткой для заливки оного, а также шланг с приспособой для перекачки топлива
- полиэтиленовое или складное брезентовое ведро, а также канистра для воды
- причиндалы для мытья «ласточки»
- струбцина для вулканизации камер
- карманный фонарик
- буксировочный трос
- водонепроницаемый коврик
- малый разводной ключ, ножовка по металлу, набор напильников
- лопата туристическая, топорик, пила по дереву.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Прибавляем сюда штатный набор инструментов и запчастей, шедших с завода в комплекте, личное барахлишко и снарягу туриста-дикаря (одна только палатка тех времён могла занимать половину багажника!), и картина становится более-менее полной.
Казалось бы, вся эта гора едва ли поместится в микроавтобус, ан нет – наши бравые бабушки/дедушки обладали тайным мастерством распихивать всё необходимое в обычные «Москвичи», «Волги» и «Победы», а особо продвинутые «гуру» даже в крохотный горбатый «Запорожец». Помогали им в этом всё те же справочники автопутешественников, где данному вопросу был посвящён отдельный раздел!
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Там же была рекомендация отправляться в дальний путь колонной из 3−4 автомобилей, что не только обеспечивало взаимовыручку в дороге, но и позволяло распределить набор инструментов по нескольким автомобилям.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
К сожалению, в СССР, в отличие от вражих тогда США, не были популярны прицепы-трейлеры, которые могли бы существенно упростить быт путешественников. Правда, в 1958 году была попытка выпуска чего-то подобного, однако отечественный «Кемпер» не прижился по причине высокой стоимости.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Зато некоторые энтузиасты пробовали решить вопрос собственными силами – в журнале «Моделист-конструктор» за 1972 год даже публиковалась схема трейлера «Теремок»!
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Рассвет советского автотуризма выпал на начало выпуска «Москвичей» второго поколения, а также «Волг» первого. Именно они обычно фигурируют на фотографиях той эпохи. На этих машинах можно было даже добраться из Москвы до моря без замены масла и серьёзных поломок – чудеса, да и только. Повысился и уровень комфорта – скажем, сиденья «Москвича» трансформировались в довольно-таки приличное лежбище!
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Следующий толчок автотуризму дали «Москвич» 408 и 412, «Копейка» и «Запорожец» 966-й серии, и хотя соответствующая инфраструктура так и не появилась, это не могло остановить наших неунывающих предков, жаждавших бюджетно отдохнуть на тогда ещё не загаженной природе!
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация