Рассказ про то, как я потратил 2 недели, посетив все сайты фризон, расспросив с десяток посредников, и все для того, чтобы собрать все цифры в кучу и понять, как открыть бизнес в Дубае.
Мой переезд в Дубай случился спонтанно (за женой-экспатом) и, по сути, в роли домохозяина (для экономии средств, так как дети тут — дорогое удовольствие). Но, «предприниматель не бывает бывшим», поэтому хожу с широко раскрытыми глазами в поисках чем бы заняться. А еще, ряд моих клиентов на продвижении, узнав, что я переехал в Дубай, заинтересовались возможностью открыть здесь бизнес (удобный случай, чтобы я им все разузнали ничего им за это не было).
Надеюсь, что это первая (и не последняя) статья из цикла и следующими будет «Реальный опыт открытия бизнеса в Дубае» и «Нужны ли посредники для открытия бизнеса в Дубае».
Кратко пройдусь по типам и особенностям вариантов открытия бизнеса (тут я не профессионал, расскажу, как понял, если ошибаюсь - поправьте):
Фризона (предприятие свободной зоны)
То, ради чего сюда едет открывать компании большинство иностранцев (информация взята с
Раздел по Фризонам на сайте United Arab Emirates Ministry of Economy
Кстати, на сайте Министерства можно посмотреть текущие свободные зоны, почитать про них, и отфильтровать под ту или иную деятельность (19 категорий, обратите внимание, что именно категорий, а не видов деятельности, которых значительно больше) вашей будущей компании.
Далее, уже можно перейти на сайт свободной зоны (вот, как пример,
Кстати, фризона сделает все то же самое, что и Посредник (кроме открытия банковского счета, про это разговор отдельный), но еще и предоставит различные плюшки. Нужно только присутствовать самому. К вопросу стоимости мы вернемся ниже.
Особенности: зарегистрированная компания может вести деятельность только вне территории ОАЭ или во фризоне. И, говорят, что для компании во фризоне сложнее открыть банковский счет, чем для компании в мейнленде.
Мейнленд (или оншор)
Если собираетесь работать на территории ОАЭ (или на территории ОАЭ и в другой стране), то нужно будет открывать оншорную компанию.
Тут будут свои особенности:
Открывается как филиал уже существующей компании для упрощения международной торговли. Выгодно, чтобы получить:
Еще можно рассмотреть такой интересный вариант, как Фриланс (в нашем понимании индивидуальный предприниматель), но это тема достаточно обширная и пусть лучше это будет отдельная статья.
Итак, с видом компании определились — идем искать того, кто нам поможет открыть компанию.
Посредники с предложением открыть бизнес, банковский счет или сделать визу лезут «из всех щелей»: контекстная реклама, баннерная, спам в телеграм и на почту.
Вот такое на каждом углу. ИМХО, только обмен денег может конкурировать по частоте и назойливости рекламы
Но потом начинается русский (не знаю, может, это так жара действует на людей) бизнес по-дубайски:
Ответ мне поступил в среднем через 2-3 дня. При этом, из 10 моих заявок в итоге ответило всего четыре (40 % тоже результат). К одним сначала даже хотел дойти ногами (офис у них недалеко от моего дома), но потом плюнул — если я им не интересен, то зачем мне терять время?
В общем, уже на этом этапе я задумался нужен ли мне посредник с таким отношением к клиенту (если мне приходится за ними «бегать» на этапе предложения, что же будет на этапе выполнения работы, когда я уже заплачу денег?)
Важный этап, на котором как раз нужна консультация специалиста.
Дело в том, что в Эмиратах вся экономическая деятельность лицензируется. Видов деятельность очень много (более 1 000), все они имеют свои нюансы и тут легко ошибиться (даже не хочется думать, сколько потом стоит изменить Вид деятельности). Кроме того, фризоны специализируются на том или ином виде деятельности — это тоже нужно учитывать, чтобы зарегистрироваться в нужном месте (правда, тут проще — на сайте Министерства Экономики или на сайте фризоны можно почитать и понять подойдет она Вам или нет).
Кроме того, в зависимости от вида деятельности, зависят дальнейшие затраты, скажем, на офис:
В общем, данный этап можно пройти самому, но велик шанс ошибиться в лицензии и лучше, все-таки воспользоваться Посредником — они это сделают за 2-3 недели.
В среднем, комиссия Посредника обходится на данном этапе в 1 500 — 2 500 у.е.
Если честно, пока мне не понятно, можно ли сэкономить на оформлении лицензии, офиса, печати и т. п. - возможно, также цены завышают, так как данный этап значительно варьируется от предложения к предложению), но вот усредненное
Различные регистрационные мероприятия (утверждение имени, иммиграционная карта и т. п.) - 1 500 — 3 000 у.е.
Регистрационный адрес (например, без офиса) — порядка 2000 — 2 500 у.е.
Итак, общая стоимость (без стоимости лицензии, которая может стоить 1 000 у.е. или больше 60 000 у.е. - в зависимости от вида деятельности) регистрации получится в районе 5 000 — 8 000 у.е.
2) Получение визы и открытие личного банковского счета для владельца
На этом этапе можно заморочиться самому, конечно, потратив время, но значительно сэкономив по деньгам: если будете делать сами, то займет порядка месяца и потратите в р-не 1 000 — 1 500 у.е., если с Посредником — умножайте на 2 или 3, но за 2 недели
Тут подробно описывать не буду — тема обширная, на одну, а то и более статей.
3) Открытие банковского счета компании
Также можно самому, но времени может занять достаточно (наверное, самый непредсказуемый и долгий этап в процессе оформления)
Дело в том, что можно подавать сколько угодно раз в любые банки, но только в 1 банк за раз (нельзя устроить «ковровую бомбардировку»). При этом, отвечают достаточно медленно, надо признать, а могут отказать без объяснения причин.
Всего в Дубае порядка 20-ти банков, можно подавать по кругу (но только дождавшись официального отказа от предыдущего банка)
Посредник не гарантирует, что Вас зарегистрируют, но поможет правильно составить заявку (адаптировать бизнес-план под банк), а также, исходя из своего опыта, начать подавать в банки, которые чаще открывают счет под данный вид бизнеса.
Стоимость услуг посредников в открытие банковского счета 3 000 — 4 000 у.е.
4) Начинаем работать
Интересно, что стоимость услуг от Фризоны сопоставима со стоимостью услуг Посредника, но при этом, выглядит надежней + есть различные «плюшки» (какое-никакое место для работы, пакеты юридической поддержки и т. п.).
Если же заниматься самому, выглядит так, что времени займет на 3-4 месяца дольше (против 1-2 месяцев, которые обещают Посредники), но в 2-3 раза дешевле (смотрите сами, что для Вас дороже — время или 6-11 тыс. баксов)
Возможно, можно получить «золотую середину»: найти Посредника, который согласится за определенное вознаграждение не делать «под ключ», а помочь в выборе лицензии и подготовки документов для банков.
Мой переезд в Дубай случился спонтанно (за женой-экспатом) и, по сути, в роли домохозяина (для экономии средств, так как дети тут — дорогое удовольствие). Но, «предприниматель не бывает бывшим», поэтому хожу с широко раскрытыми глазами в поисках чем бы заняться. А еще, ряд моих клиентов на продвижении, узнав, что я переехал в Дубай, заинтересовались возможностью открыть здесь бизнес (удобный случай, чтобы я им все разузнал
Надеюсь, что это первая (и не последняя) статья из цикла и следующими будет «Реальный опыт открытия бизнеса в Дубае» и «Нужны ли посредники для открытия бизнеса в Дубае».
3 варианта бизнеса в Дубае
Оказывается, возможность открытия бизнеса в Дубае для иностранца не ограничивается только лишь свободной зоной, и можно (нужно) выбирать опцию под определенные нужды и типы ведения бизнеса.Кратко пройдусь по типам и особенностям вариантов открытия бизнеса (тут я не профессионал, расскажу, как понял, если ошибаюсь - поправьте):
Фризона (предприятие свободной зоны)
То, ради чего сюда едет открывать компании большинство иностранцев (информация взята с
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
):- бизнес принадлежит тому, кто его открыл (гражданство не важно), и для открытия не нужен спонсор эмирати;
- отсутствие налогооблажения и таможенных пошлин;
- открыть можно как полноценную компанию (от одного акционера), так и филиал;
- полноценный доступ к капиталу.
Кстати, на сайте Министерства можно посмотреть текущие свободные зоны, почитать про них, и отфильтровать под ту или иную деятельность (19 категорий, обратите внимание, что именно категорий, а не видов деятельности, которых значительно больше) вашей будущей компании.
Далее, уже можно перейти на сайт свободной зоны (вот, как пример,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
) и подробнее все изучить.Кстати, фризона сделает все то же самое, что и Посредник (кроме открытия банковского счета, про это разговор отдельный), но еще и предоставит различные плюшки. Нужно только присутствовать самому. К вопросу стоимости мы вернемся ниже.
Особенности: зарегистрированная компания может вести деятельность только вне территории ОАЭ или во фризоне. И, говорят, что для компании во фризоне сложнее открыть банковский счет, чем для компании в мейнленде.
Мейнленд (или оншор)
Если собираетесь работать на территории ОАЭ (или на территории ОАЭ и в другой стране), то нужно будет открывать оншорную компанию.
Тут будут свои особенности:
- Налог 5% НДС при действии на территории ОАЭ;
- Как минимум 2 (максимум 50) акционеров;
- С 2021 года отменили обязательное требование наличия одного гражданина ОАЭ в составе акционеров для более 1000 видов деятельности (
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация), там где требуется — стратегически важные для страны сферы (для некоторых сфер всё ещё требуется)
- компания не может заниматься банковским делом или страхованием
Открывается как филиал уже существующей компании для упрощения международной торговли. Выгодно, чтобы получить:
- налоговые льготы;
- иностранный капитал;
- мультивалютный счет.
Еще можно рассмотреть такой интересный вариант, как Фриланс (в нашем понимании индивидуальный предприниматель), но это тема достаточно обширная и пусть лучше это будет отдельная статья.
Итак, с видом компании определились — идем искать того, кто нам поможет открыть компанию.
Как найти посредника или бизнес по-дубайски
Самый простой и в тоже время сложный шаг.Посредники с предложением открыть бизнес, банковский счет или сделать визу лезут «из всех щелей»: контекстная реклама, баннерная, спам в телеграм и на почту.
Но потом начинается русский (не знаю, может, это так жара действует на людей) бизнес по-дубайски:
- ты нашел объявление (за которое, уверен, было уплачено);
- пишешь человеку или оставляешь заявку на сайте;
- тебя игнорят 2-3 дня;
- отвечает в лучшем случае каждый третий.
Ответ мне поступил в среднем через 2-3 дня. При этом, из 10 моих заявок в итоге ответило всего четыре (40 % тоже результат). К одним сначала даже хотел дойти ногами (офис у них недалеко от моего дома), но потом плюнул — если я им не интересен, то зачем мне терять время?
В общем, уже на этом этапе я задумался нужен ли мне посредник с таким отношением к клиенту (если мне приходится за ними «бегать» на этапе предложения, что же будет на этапе выполнения работы, когда я уже заплачу денег?)
Стоимость открытия и этапы
1) Условно «бизнес-план» и регистрация бизнесаВажный этап, на котором как раз нужна консультация специалиста.
Дело в том, что в Эмиратах вся экономическая деятельность лицензируется. Видов деятельность очень много (более 1 000), все они имеют свои нюансы и тут легко ошибиться (даже не хочется думать, сколько потом стоит изменить Вид деятельности). Кроме того, фризоны специализируются на том или ином виде деятельности — это тоже нужно учитывать, чтобы зарегистрироваться в нужном месте (правда, тут проще — на сайте Министерства Экономики или на сайте фризоны можно почитать и понять подойдет она Вам или нет).
Кроме того, в зависимости от вида деятельности, зависят дальнейшие затраты, скажем, на офис:
- Если Вам не нужен офис (нет сотрудников) или ведете бизнес в России, а в Дубае нужен только счет и адрес — Вам хватит варианта Flexi-desk (и это будет Ваш официальный регистрационный адрес)
- Если все еще офис не нужен, но иногда какие-то встречи нужно провести — к Вашим услугам Ко-воркинг (тоже с адресом, но конечно, дороже)
- Если нужно куда-то посадить сотрудника, чтобы приходили клиенты — уже нужен офис
В общем, данный этап можно пройти самому, но велик шанс ошибиться в лицензии и лучше, все-таки воспользоваться Посредником — они это сделают за 2-3 недели.
В среднем, комиссия Посредника обходится на данном этапе в 1 500 — 2 500 у.е.
Если честно, пока мне не понятно, можно ли сэкономить на оформлении лицензии, офиса, печати и т. п. - возможно, также цены завышают, так как данный этап значительно варьируется от предложения к предложению), но вот усредненное
Различные регистрационные мероприятия (утверждение имени, иммиграционная карта и т. п.) - 1 500 — 3 000 у.е.
Регистрационный адрес (например, без офиса) — порядка 2000 — 2 500 у.е.
Итак, общая стоимость (без стоимости лицензии, которая может стоить 1 000 у.е. или больше 60 000 у.е. - в зависимости от вида деятельности) регистрации получится в районе 5 000 — 8 000 у.е.
2) Получение визы и открытие личного банковского счета для владельца
На этом этапе можно заморочиться самому, конечно, потратив время, но значительно сэкономив по деньгам: если будете делать сами, то займет порядка месяца и потратите в р-не 1 000 — 1 500 у.е., если с Посредником — умножайте на 2 или 3, но за 2 недели
Тут подробно описывать не буду — тема обширная, на одну, а то и более статей.
3) Открытие банковского счета компании
Также можно самому, но времени может занять достаточно (наверное, самый непредсказуемый и долгий этап в процессе оформления)
Дело в том, что можно подавать сколько угодно раз в любые банки, но только в 1 банк за раз (нельзя устроить «ковровую бомбардировку»). При этом, отвечают достаточно медленно, надо признать, а могут отказать без объяснения причин.
Всего в Дубае порядка 20-ти банков, можно подавать по кругу (но только дождавшись официального отказа от предыдущего банка)
Посредник не гарантирует, что Вас зарегистрируют, но поможет правильно составить заявку (адаптировать бизнес-план под банк), а также, исходя из своего опыта, начать подавать в банки, которые чаще открывают счет под данный вид бизнеса.
Стоимость услуг посредников в открытие банковского счета 3 000 — 4 000 у.е.
4) Начинаем работать
Итоговая стоимость
Итак, суммируем расходы (без лицензии и с виртуальным офисом):Вид расходов | Стоимость (в у.е.) | Стоимость посредника |
Регистрация фирмы | 1 500 - 2 500 | 1 500 - 2 500 |
Регистрационный адрес (виртуальный) | 2 000 - 2 500 | |
Виза + банковский счет для физ. лица | 1 000 - 1 500 | 2 000 - 4 500 |
Банковский счет фирмы | | 3 000 - 4 000 |
Итого: | 4 500 - 6 500 | 6 500 - 11 000 |
"Под ключ" от посредника | 11 000 - 17 500 | |
"Под ключ" от фризоны | 12 000 - 18 000 |
Если же заниматься самому, выглядит так, что времени займет на 3-4 месяца дольше (против 1-2 месяцев, которые обещают Посредники), но в 2-3 раза дешевле (смотрите сами, что для Вас дороже — время или 6-11 тыс. баксов)
Возможно, можно получить «золотую середину»: найти Посредника, который согласится за определенное вознаграждение не делать «под ключ», а помочь в выборе лицензии и подготовки документов для банков.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация