Советский Porsche, или Спорт-900

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.302
RUB
0
Так иронично называли в своё время «Запорожец». В первую очередь за то, что двигатель у этой машины расположен сзади, точно так же, как у большинства творений профессора и его наследников. Ну и на контрасте — ведь где «911-й», и где «горбатый», так ведь?

Тем не менее, «Запорожец» оказался далеко не самым плохим автомобилем своего времени. Часто говорят, что он был копией весьма удачного итальянского «Фиата»-пятисотого. Того самого, который Луиджи из мультфильма «Тачки». Но это неверно. Во-первых, за образец был взят не «Фиат-500», а «Сейченто», то.есть.«шестисотый», более крупный и мощный. А во-вторых, точной копией «итальянца» ЗАЗ-965 не был. Существенные изменения претерпела подвеска, непригодная к эксплуатации на суровых советских дорогах. Изменилась конструкция кузова. Машина получила новый, советский двигатель. Даже форточки стали другими. Строго говоря, у итальянского «оригинала» их поначалу вообще не было. Но речь не о том. Поговорим, как в 1968 году из этой машинки сделали советское спортивное купе.

-9lx8tet7fv22a3gauzxi8yw1hq.jpeg

вот такое примерно

Первоначально эту машинку планировалось пустить в серию на МЗМА. Однако очень быстро выяснилось, что конвейер московского завода загружен донельзя. И «Москвич-444» превратился в ЗАЗ-965. Для этого пришлось здорово переоборудовать и дооснастить завод «Коммунар». И побежали по дорогам Необъятной «Запорожцы», что здорово способствовало автомобилизации Страны Советов. Эта микролитражка была самым доступным рядовому гражданину полноценным автомобилем. А так как русский народ — народ-изобретатель, очень быстро она стала источником многочисленных травмоопасных поделок, гарантировавших «камикадзе», севшему за их руль, быстрый и болезненный финиш.

losfytzrrnpwxayi_5cpromcpio.jpeg

Вот, собственно, сам 965-й, взятый за основу

И всё-таки имелись «рукодельники», которые умели превратить «запоршивец» в реальное подобие «Порше». И речь мы сейчас поведём о таком аппарате, как «Спорт-900» — советском спорткаре шестидесятых годов. В ту пору в Европе на базе малолитражек активно штамповались «бюджетные» спорткары. В качестве примера можно привести автомобиль, во многом связанный с тем же «Порше» — Volkswagen Karmann-Ghia. Взяв за основу агрегаты «Жука», сотрудники итальянского ателье Carrozzeria Ghia слепили относительно недорогую спортивную машину, которая сотнями тысяч экземпляров выпускалась в Германии и, внезапно, в Бразилии. Не грех также упомянуть немецкие же NSU Prinz Sport и BMW 700 Sport, французский Renault Floride… Все эти автомобили объединяет одно: используя узлы и агрегаты вполне утилитарной «городской» микролитражки, их конструкторы создавали хоть и компактные, но вполне себе спорткары. У того же BMW 700 имелась даже полноценная гоночная модификация. Знали об этой тенденции в СССР? Разумеется, специалистам всё это было известно.

ilasqycffg94jaejyl9_douyzae.jpeg

Volkswagen Karmann-Ghia, спорткар на базе «Жука»

Несмотря на то, что понятия «автомобильный дизайнер» пролетарская действительность не признавала, пытливые умы не давали покоя золотым рукам, особенно если те росли из нужного места. Эдуард Молчанов вполне обладал этими качествами. С 1956 года под руководством автогуру Юрия Долматовского (который уже тогда был легендарной фигурой в рядах автоконструкторов) Молчанов трудился в НАМИ — Научном автомоторном институте. Правда, всё больше над обликом грузовиков и автофургонов. Среди прочего разработал проект перспективной микролитражки. К сожалению, завод в Серпухове, где предполагалось наладить выпуск новой машины, просто не был в состоянии освоить производство хоть и небольшого, но элегантного купе, и «в тираж» пошла куда менее удачная, но более простая «инвалидка» С3Д. И вот однажды Молчанов загорелся мыслью построить спортивный автомобиль. Как мы понимаем, сама по себе идея эта была вполне актуальной для 50-х и 60-х годов. Правда, вероятность того, что предложенный молодым инженером амбициозный проект выльется в серийное производство спорткаров стремилась к пренебрежимо малой величине. Советскому человеку эти «буржуазные игрушки» не были нужны, очевидно же. Впрочем, если есть желание поэкспериментировать в свободное время — развлекайтесь, чего уж там… Так решил директор Московского завода автомобильных кузовов Кузьма Дурнов и дал «зелёный свет» группе «самоделкиных».

h_w2wzpglo3e7nv4qwja5-bogfg.jpeg

Эдуард Молчанов (слева)

Шесть человек — все молодые, но уже достаточно опытные специалисты, начали, как тогда говорили, «в инициативном порядке» работу над новой машиной. За основу взяли ЗАЗ-965. Большинство агрегатов, включая двигатель, практически не претерпело изменения. А вот кузов был создан заново, да так, что узнать «прародителя» в облике «Спорт-900» очень непросто. Салон оснастили мощными дугами безопасности. Кузовные панели выполнили стеклопластиковыми. Дизайн был разработан Молчановым и его друзьями, художником-конструктором Феликсом Хайдуковым и «обычным» художником Владимиром Елтышевым. Всего же в работу над машиной было вовлечено шесть человек, не считая некоторой помощи спецов МЗАК. В честь вышеупомянутого Кузьмы Дурнова, позволившего нашим «рукодельникам» пользоваться заводским оборудованием, будущее своё творение они между собой называли КД. Время шло, работа кипела. И к 1969 году каждый из шести «сотрудников» импровизированного КБ обзавёлся собственным спортивным спорт-купе, совершенно непохожим на то, чем радовала их сограждан отечественная промышленность. Машины слегка отличались одна от другой, но уж от «прародителя» — куда больше. При этом обслуживание такой автоэкзотики не вызывало особых проблем: «запорожевские» запчасти можно было найти практически везде.

rboh2kf0z516m5onowdblomqgia.jpeg

Спорт-900 тогда...
sbsxjwktf0jqaje8mi_qkxiuzoq.jpeg

… и сейчас

В дальнейшем судьба главного вдохновителя этого проекта, Эдуарда Молчанова, также была связана с дизайном автомобилей и, внезапно, вертолётов. Кроме того, по свидетельству современника, «… не было у нас в конце шестидесятых — начале семидесятых годов художника, который рисовал бы технику лучше Молчанова. Номера журнала «Моделист-конструктор», где публиковались его иллюстрации из серии «Все отечественные автомобили», исчезали из киосков Союзпечати в мгновение ока». Талант дизайнера по достоинству оценивали не только в Союзе, но и в Европе. Например, вышеупомянутая фирма Carrozzeria Ghia приглашала знаменитого советского специалиста потрудиться в команде с создателями таких знаменитых аппаратов, как Aston Martin Supersonic и Maserati Ghibli. Однако о работе в капстране не могло быть и речи. Молчанов скончался в 1975 году, в возрасте 45 лет. Как минимум один «Спорт-900» в относительно неплохом состоянии (благо, кузов-то не ржавеет) «дожил» до наших дней. Как и многие другие автомобили, в работе над которыми участвовал Эдуард Молчанов. Но об этом как-нибудь в другой раз…

6pwvejbaa6dpkbycql6pgrpuybc.jpeg

ЗАЗ-965 и сейчас вдохновляет энтузиастов. Стоимость этого красавца по кличке «Волчонок» всего-то 5КК, Пенза






 
Сверху Снизу