Новости Сбер начал блокировать операции жертв мошенников

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.223
Репутация
11.695
Реакции
61.957
RUB
50
Сбер начал блокировать операции — как онлайн, так и в банкоматах — которые по определению антифрод-мониторинга совершаются под влиянием мошенников.


А для разблокировки банк тестирует новый алгоритм с описанием действий сотрудников, в задачу которых теперь входит убедить потенциальную жертву отказаться от совершения действий. Общение с клиентами происходит в несколько этапов. Для самых несговорчивых оно может закончиться в отделении Сбера с привлечением сотрудника службы безопасности, родственников и даже психолога. Таким образом банк готовится к вступлению в силу в июле этого года закона, направленного на защиту граждан от кражи с их счетов денег с использованием социальной инженерии. Об этом рассказали клиенты, которые уже испытали на себе действие теста.

Попали в пилот​

В последнее время клиенты Сбера начали сталкиваться с блокировками операций. Так, житель пенсионного возраста, по-прежнему работающий на солидной должности, решил снять в банкомате крупную сумму. Операция была заблокирована, а сотрудники кредитной организации привлекли его к беседе, чтобы выявить, не совершает ли он ее под влиянием мошенников. Убедившись, что клиент отдает отчет о своих действиях, банк дал ему возможность снять деньги со счета.

При этом ему рассказали, что сейчас тестируется новый формат защиты клиентов от мошенников. Если выявляются «признаки воздействия», с человеком будет проведена многоэтапная работа с различными структурами банка, причем на последнем этапе его могут попросить посетить подразделение, где помимо сотрудника службы безопасности (СБ) к общению может быть привлечен психолог.

В указанном случае операцию клиент совершал без влияния, а под сомнение его действия попали в связи с пенсионным возрастом (как известно, пожилые люди наиболее уязвимы) и размером суммы. В других известных «Известиям» историях из регионов опасения имели почву. Обе касались уже онлайн-переводов. Так, один из клиентов попал в классическую ситуацию, когда мошенник представился сотрудником СБ банка и порекомендовал перевести деньги на «безопасный счет». Операция была заблокирована. В беседе с настоящим сотрудником Сбера человек понял, что подвергся влиянию мошенника и это позволило сохранить более 100 тыс. рублей. Еще один клиент оплачивал услуги якобы юриста, который обещал вернуть деньги, которые были похищены с его счета ранее.

Изменения связаны с тем, что в июле 2024-го вступает в силу закон, основная цель которого противодействовать хищению средств, в том числе с использованием приемов и методов социальной инженерии. Внедрение новых механизмов (возврат средств, если они были переведены на счет, находящийся в специальной базе ЦБ, приостановка операций и пр.), как полагает регулятор, должны мотивировать банки усиливать работу своих антифрод-систем.

И психолог при нем

Как следует из презентации одного из региональных подразделений Сбера, кредитная организация действительно тестирует новый алгоритм по разблокировке операций. Согласно документу, после того, как фрод-мониторинг выявляет клиентов, которые предположительно находятся под влиянием (телефонные звонки, рисковые события от группы противодействия мошенничеству), операция блокируется.

банкомат


Далее возможны два пути.

Первый – группа противодействия мошенничеству (ГПМ) связывается с клиентом и поясняет, что операция заблокирована в связи с подозрением на мошенничество и убеждает отказаться от ее совершения. В случае, если человек соглашается, блокировка снимается.

Второй пусть может состоять из двух этапов:

  • Если ГПМ не удается убедить клиента, то он направляется в подразделение для разблокировки. Но при попытке совершить операцию сотруднику Сбера выводится сообщение о возможном факте социальной инженерии и адрес подразделения, куда нужно направить человека для проведения операции. Параллельно информируется служба безопасности.
  • В специально выделенном подразделении сотрудник СБ объясняет клиенту о возможном воздействии на него мошенников и последствиях, к которым это может привести. Причем к общению могут быть привлечены родственники, знакомые и психологи.
Зачастую злоумышленникам во время общения удается буквально «зомбировать» жертву. Известны случаи, когда потерпевших несколько часов подряд возили на такси от банкомата к банкомату, заставляя вручную вносить купюры на счета мошенников.

Опыт работы с обращениями и сигналами показывает, что при вмешательстве третьей стороны — родственников, полиции, сотрудников банка и т. д. — жертва начинает сомневаться в необходимости передавать кому-то свои деньги.

Неудобная защита

Однако обращает на себя внимание то, что алгоритм взаимодействия с жертвой мошенников может быть длительным и переходить на физический уровень с посещением подразделения Сбера. А это уже может вызвать недовольство клиентов. Кроме того, нельзя исключить и ошибок в работе антифрод-мониторинга, когда блокировке подвергнутся операции тех, кто не находится под влиянием мошенников.

Эксперты такие риски допускают, но критичными их не считают.

— Это может вызвать реакцию. Но чаще всего под подозрительные операции, связанные с мошенничеством, попадают категории граждан, не обладающие высоким уровнем финграмотности. Поэтому они и так могут довольно часто посещать отделения для консультаций.

Нельзя полностью исключить и ошибки, но полагает, что точность антифрод-мониторинга высока. Банки сегодня анализируют большие объемы данных. Со временем система будет совершенствоваться, что сведет количество ошибок к минимуму. Что же касается траты времени на посещения офиса для самых несговорчивых, то, когда люди осознают, что таким образом предотвращена попытка мошенничества, будут даже благодарны.

 
Сверху Снизу