Самарская канализация, века историй спрятанный под ногами

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.295
RUB
0
Как часто мы обращаем внимание на люки, что у нас под ногами!? Не чаще чем они бывают открыты. Как правило, все понимают, что там под люком нет ничего интересного. Но это лишь от части правда. Посмотрев большинство люков, мы можем найти лишь небольшие камеры, задвижки, а то и небольшой кусочек трубы. А в Самаре есть один люк, один из миллиона таких же, под которым скрывается целый век истории. И сейчас я вам предлагаю окунуться в эту историю, так сказать по уши.






14 июня 1909 года в Самаре произошло событие, впоследствии коренным образом изменившее быт провинциального городка. В этот день было торжественно освещено строительство городской канализации. Появилась надежда на избавление от бед всех российских городов – непролазной грязи, зловония и луж после каждого дождя. Эту надежду вселил владелец Жигулевского пивоваренного завода Альфред фон Вокано.
По его инициативе началось строительство самарского водоканала.
Обычно под люком нас ожидает обычная железная лесенка, а может и просто скобы в стенах. Открыв нужный нам люк на многочисленных дорогах Самары, мы увидели очень красивую, каменную, винтовую лестницу уходящую вглубь.

О необходимости строительства канализации в городе разговор шел давно. Еще в 1887 году самарский голова Петр Алабин предлагал построить водоотводные сооружения “хотя бы в тех местах, естественное положение которых не способствует стокам нечистот”. Однако комиссия по устройству канализации была создана лишь осенью 1895 года. Она подготовила проект стоимостью около миллиона рублей. Таких денег у города не оказалось, и строительство было отложено на 10 лет.








В июле 1906 года гласный городской думы Альфред фон Вокано заявил, что он готов выдать “безвозвратно” 15 тысяч рублей на составление проекта канализации, но при условии, что если через пять лет строительные работы не начнутся, город вернет ему эти деньги . Предложение было принято, Вокано включили в состав новой комиссии. Он сам провел переговоры с известным немецким инженером В.Г.Линдлей, который имел опыт строительства подобных сооружений почти в 40 европейских городах. Линдлей приехал в Самару весной 1907 года, тщательно все изучил и дал согласие на подготовку проекта канализации. Через год он был готов. Чтоб не откладывать дело в долгий ящик, Вокано на собственные деньги начал строительство. Согласно проекту, система канализации состояла из двух огромных труб-коллекторов, в которые собирались сточные воды от всех мелких объектов на прилегающей территории. Один из коллекторов должен был проходить по волжскому склону от улицы Полевой, а другой – по самарскому склону от железнодорожного вокзала. Соединить обе ветви коллектора предполагалось на стрелке реки Самары, где через канализационную станцию на Коровьем острове, стоки должны были сбрасываться в Волгу.
Спустившись пару витков по лестнице, мы попадаем в небольшой “коридор” из красного кирпича яйцеобразной формы. Глубина залегания туннеля около пяти метров. Окружающее поражает воображение, гладкие стены с точно подогнанными друг к другу кирпичами, закруглённые углы, плавные линии, и это все ручная работа. Пройдя от лестницы небольшой “коридорчик”, мы попадаем на развилку, во все стороны уходят небольшие коротенькие туннели.








Вакано заказал в Прусии 30 вагонов керамических труб, а чугунные изделия и лекальный кирпич заказал на местных заводах. Заводу М.М. Шигаева, который находился в Засамарской слободе, заказали кирпич особого размера – водостойкий, из жирной глины среднего слоя залегания. 70 тысяч штук.14июня в присутствии губернатора и специально прибывшей правительственной комиссии на месте закладке первых канализационных труб был отслужен молебен. Еще через две недели были готовы первые сотни метров канализации
Вакано спешил завершить пробный участок к осени. Он потратил на это 57 тысяч рублей собственных средств. Но все прошло по плану, и 29 октября 1909 года канализационная комиссия с чувством исполненного долга сложила свои полномочия, надеясь на дальнейшее планомерное осуществления проекта. А Вакано предложил еще один стимул для ускорения строительства. В своем письме в городскую думу он обещал всю стоимость проекта, а также расходы на сооружение первого участка канализации взять на себя при условии, что: городское управление начнет собирать с домовладельцев за пользование канализацией 75% от той суммы, которую они обычно платят за вывоз нечистот и чтобы эти деньги шли исключительно на развитие канализации до тех пор, пока не будет завершено все строительство.
Спустившись по небольшому каскадному туннелю, мы попадаем на площадку. Тут можно подойти к потоку. Хотя сеть строилась с учетом того, что ее не надо будет обслуживать, но смотреть то за ней все равно надо.







Условия были приняты. Они открыли возможность беспрепятственного финансирования строительных работ, которые не прекращались даже в годы Первой мировой войны. К 1917 году протяженность сетей водоканала составляла 35 километров. В то время подобное благо цивилизации имели лишь 11 городов России. Городская дума сердечно поблагодарила Альфреда фон Вакано за благородное начинание и денежную помощь при строительстве канализации.
В 1909 году самарские газеты комментировали строительство канализации так:
«Наконец-то после трех лет препираний и взаимных упреков городская дума решилась утвердить предложенный г-ном Линдлеем план общественного строительства, который позволит избавить Самару от уличного половодья и нечистот. Грязь с улиц пойдет в два больших скрытых под землей канала, один из которых проложат по берегу Волги, другой – по берегу Самарки. Недоброжелатели говорят, что рядились бы об этом строительстве еще дольше, если бы г-н Ушаков не устроил бы для гласных, господ чиновников и их семейств поездку на Коровий остров с пикником, во время которого всячески расписывалось место для канализационной станции и всевозможная выгода городу от оной. Пикник проходил с шампанским и закончился общим катанием по Волге на пароходе»
Выйдя на площадку можно осмотреть сам туннель . Слева от основного потока идет желоб от переполнения . В настоящее время туннели канализации Альфреда фон Вокано не пользуются полностью по назначению. Сейчас по этим коллекторам бегут изредка сточные воды, а иногда туда идет сброс не нужного сусла с пивзавода.






Сводчатые потолки, круглые проходы, красивый красный кирпич, находясь тут, чувствуешь себя как в музее. Тут даже когда-то была мемориальная табличка. Хотя строили это не для того, чтоб сюда ходили толпы зевак. Поэтому нам остаётся неприметный люк, винтовая лесенка, и век истории находящийся у нас под ногами.




 
Сверху Снизу