Рождаются в чуме, в школу летают на вертолете: чем дети оленеводов отличаются от «обычных»?

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.295
RUB
0
Арктика не прощает ошибок даже маленьким детям. Впрочем, быть маленьким и беззащитным ребенком на Крайнем Севере не получится. Приучение к труду, выполнение взрослых обязанностей, помощь по хозяйству едва малыш научится ходить, культ оленеводства – это не жестокость родителей, а минимальный перечень навыков, без которых в тундре не выжить.



В семьях ненцев не принято баловать детей, потому что центром семьи является отнюдь не ребенок. Главный в чуме – мужчина, а в тундре – олень. В переводе с ненецкого олень означает «жизнь». И это животное действительно является для жителей тундры чуть ли не божеством, которое дает еду, одежду, жилье и средство передвижения.



Уклад жизни ребенка тундры полностью отличается от детства на Большой земле. Младенцы появляется на свет в чумах и всю жизнь переезжают с места на место вместе с семьей, каждый раз на новом стойбище строится новое жилище. Есть ли у ребенка дом в таких условиях? Да, есть. Вся тундра и есть его дом.

Выбор игрушек за полярным кругом не велик. Камни, куски кожи, птичьи клювы заменяют кукол и машинки. Культа потребления здесь нет и самые простые самодельные игрушки не входят в число вещей, которые кочевники перевозят с места на места. Это лишний груз, не более.



Зато ненецкие дети с 4-5 лет ведут хозяйство практически наравне со взрослыми. Девочки готовят еду, следят за порядком и ведут быт вместе с мамой, а мальчики вместе с отцами делают тяжелую работу. К семи годам ребенок едва ли чем-то уступает взрослому человеку. Эти дети готовы к трудной жизни за Полярным кругом, но практически ничего не знают о жизни за его пределами. Окном в мир становятся школы-интернаты, в которых «арктические» дети проводят большую часть жизни.



Впервые об образовании ненцев заговорили сто лет назад, в 20-х годах прошлого века. Единственной возможностью дать знания кочевым детям оказалось открытие интернатов при школах. Только так можно было дать полноценные знания детям, которые живут в сотнях километров от цивилизации, к тому же постоянно переезжают с места на место. Ценой среднего образования для северных народов стала разлука с близкими и отрыв от традиционного уклада жизни. И если поначалу семьи отдавали детей учиться только по желанию, то затем образование стало обязательным. Те, кто не хотел отдавать своего ребенка в школу, просто прятал его.



Последние несколько десятилетий ситуация изменилась. Практически все дети оленеводов учатся в школах-интернатах. И это не принуждение, а четкое осознание факта, что любому ребенку вне зависимости от места жительства нужно получить хотя бы среднее образование.



В школе в поселке Красное Ненецкого автономного округа учатся 208 ребятишек. 18 из них – дети оленеводов. Интернат при школе становится для них домом на целый учебный год. В августе их забирают со стойбищ и на вертолете доставляют до школы. Домой они возвращаются только в мае.



Как это ни странно, но во время учебного года дети все-таки встречаются с родителями. За многими ребятишками приезжают на снегоходах и отвозят в родной чум на зимние каникулы. Здесь даже родительские собрания есть! Ответственные мамы и папы стараются приезжать в поселок по мере возможностей, встречаться с педагогами и участвовать в жизни детей.
Жизнь в интернате сильно отличается от хоть и непростой, но все-таки вольной жизни в бескрайней тундре. Ребятам бывает сложно привыкнуть к новым бытовым условиям, дисциплине и распорядку дня. Педагоги делают все возможное, чтобы дети чувствовали себя как дома.



Маленькие оленеводы осваивают стандартную образовательную программу, сами же дети отличаются от своих «обычных» сверстников. Они лучше подготовлены к жизни, предпочитают, чтобы к ним относились как к взрослым, а еще они более молчаливые, скромные, спокойные. К тому же очень трудолюбивые. Северные дети действительно другие. Может быть поэтому после получения аттестата большинство из них предпочитают вернуться в тундру и заниматься оленеводством.

 
Сверху Снизу