Рост числа МФО в России: «дочки» банков и спрос на срочные займы

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
31.548
Репутация
12.420
Реакции
63.511
RUB
50
В 2024 году в России было зарегистрировано 112 новых компаний в перечне МФО. Приток составил 53% по сравнению с прошлым годом — тогда добавили 73 компании.

Всего, по ЦБ РФ, к 9 января 2025 в реестре включена 901 организация, выдающие займы и микрокредиты. При этом объем кредитного портфеля в этом секторе превысил 14 трлн рублей. Постепенно заемщики начинают выбирать МФО, а не крупные банки. Чтобы покрыть спрос, те же банки открывают «дочки», работающие в секторе микрокредитов.

О чем может свидетельствовать тенденция спроса на займы, а также как на рост МФО реагирует банковский сектор рассказывают эксперты.

1578933289_2-5.jpg


Так ли много МФО на самом деле

В начале января в СМИ разлетелась новость с громким заголовком: за 2024 год открылось на 53% больше новых МФО, чем годом ранее. Издания ссылались на данные ЦБ. Однако столь внушительную цифру в сегменте микрокредиторов журналисты показали не слишком утешительной статистикой.

Реестр регулятора за год потерял 210 компаний — на 6 организаций больше, чем годом ранее. Получается, что сбылись прогнозы аналитиков «Эксперт РА», которые , что к началу 2025 года в стране останется меньше тысячи МФО. Действительно, в январском реестре ЦБ (на 19.01.25) представлена 901 компания, хотя годом ранее их было 1009. Негативная тенденция к сжатию количества игроков рынка микрозаймов еще актуальна.

901 МФО — много это или мало для нормальной работы рынка в части предложения? Для сравнения: количество банков с универсальной лицензией, которые кредитуют население, сейчас не превышает 300. То есть, банковских игроков на отечественном кредитном рынке в три раза меньше. Но их кредитный портфель на порядок больше, чем у микрокредиторов.

По данным ЦБ, по итогам ноября он 14,6 трлн рублей. Портфель микрозаймов, согласно отчету ЦБ по итогам третьего квартала 2024, увеличился до 550 млрд руб.

Иными словами, речь не о количестве игроков на рынке МФО, а об их эффективной работе — включая цифровую трансформацию и умение адаптироваться ко всем изменениям, которые диктует Банк России.

За последние пять лет количество МФО сократилось фактически вдвое. Правда, ни годом ранее, ни сейчас их клиенты не столкнулись с дефицитом предложения микрозаймов. Только за 2023 год люди одолжили сумму почти в триллион рублей. Такой же результат был микрокредиторами по итогам трех кварталов 2024 благодаря высокому спросу.

Полагаю, что отсутствие дефицита предложения, несмотря на сокращение МФО, — это результат структурной и технологической трансформации микрофинансового сектора. Она продолжается под контролем регулятора рынка — Центробанка. В результате рынок покидают некрупные игроки, а бизнес концентрируется в периметре ведущих организаций, которые успешно адаптируются к ужесточению регуляторных правил и требований ЦБ.

Экосистемность МФО

Большую роль в последние два года играет тренд на экосистемность. К примеру, свои МФО уже открыли ведущие банки («Альфа-Банк» и «А Деньги», «Т-Банк» и «Т-Финанс», «ОТП-Банк» и «ОТП-Финанс»), чтобы не терять заемщиков-«отказников», которые не проходят по платежеспособности «сито» банковского андеррайтинга на потребкредитование.
Думаю, такая тенденция сохранится в дальнейшем. Ведь когда бизнес финансовой группы диверсифицирован, ему легче адаптироваться к любым вызовам, включая реформу сектора МФО, которую ЦБ к запуску в 2025-2027 годы.

Очевидно, что некрупные игроки используют любые законные лазейки, чтобы выжить под регуляторным давлением. Их маневр для обхода ограничений:
  • Создать новое юрлицо.
  • Получить лицензию в реестре ЦБ.
  • Переоформить с одного юрлица на другое онлайн-сервисы и персонал.
  • Продолжить работу.
Как отметил ЦБ в обзоре рынка МФО за третий квартал 2024 года, доля онлайн-займов достигла 85%.

Мы изучили компании по ряду параметров, включая удобство использования цифровых сервисов (мобильные приложения), качество коммуникаций с клиентами, продуктовую прозрачность, а также представленность компаний в информационном поле.

На основе исследования выявили, что высокая технологичность позволяет действующим МФО быстро адаптироваться под цифровые потребности клиента. На наш взгляд, высокая конкуренция в этой сфере заставляет компании бороться за доверие пользователей и создавать лучшие практики.

Добавим, МФО конкурируют не только между собой, но и с банками. Разница в портрете из клиента размывается, так как идет «переток» банковских заемщиков в сегмент микрофинансов. По нашим оценкам, в среднем по рынку в портфеле крупной МФО может быть до 15% и больше банковских клиентов.

Что нам стоит МФО построить

Времена, когда банки или МФО росли, как грибы после дождя остались в далеких «нулевых». С тех пор рынок кардинально изменился и теперь работает под жестким контролем регулятора. К примеру, чтобы зарегистрировать банк с универсальной лицензией (для работы с населением) потребуется 1 млрд руб., а чтобы привлекать вклады — 3,6 млрд руб.

Исходя из 151-ФЗ от 02.07.2010 года «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», требования к размеру собственных средств учредителей или капиталу микрокредитных компаний стали менее жесткие. С 1 июля 2024 года — 5 млн рублей, то есть в 200 раз меньше.

Но очевидно, что создание компании с нуля на цифровом микрофинансовом рынке 2025 года потребует не только расходы на то, чтобы снять офис, и, грубо говоря, поставить стол и стул. Учредителям придется инвестировать десятки, если не сотни, миллионов в создание онлайн-платформы, мобильного приложения и выстроить с нуля сервис поддержки клиентов.

А затем наладить взаимодействие с банками, чтобы иметь источник средств для кредитования населения. Заметим, к началу четвертого квартала 2024 года более половины микрозаймов фондировались за счет кредитов, которые МФО брали в банках. Не удивляет тот факт, что гораздо проще запускать новый бизнес в сегменте микрозаймов, имея «за плечами» партнера в виде банка. Потому среди недавних новичков большинство являются «дочками» и «внучками» банкиров.

Не дали кредит — обращусь в МФО

В ближайшие три года сектор МФО ждут непростые времена. ЦБ рынку реформы, часть из которых будет запущена уже в 2025 году. По задумке ЦБ, она снизит закредитованность клиентов МФО.
Так, люди не смогут оформить второй заем «до зарплаты», если не погасили ранее взятый долг и не раньше, чем через три дня. На переходный период, который продлится ближайшие 12 месяцев, МФО разрешено выдавать клиенту одновременно не больше 2 займов.

В ЦБ считают, что 60% всех потребительских займов входят в «цепочки»:
  • Заемщик оформляет несколько микрокредитов одновременно.
  • Берет новый заем в день погашения предыдущего или с небольшим интервалом.
  • Полученные средства тратит на оплату уже существующих обязательств.
Заботясь о кошельках россиян, регулятор намерен «прикрыть» эти рисковые схемы.

Хотя 39% респондентов декабрьского опроса считают, что жесткое регулирование ЦБ вынудит клиентов обращаться к «черным» кредиторам. Поддерживают «закручивание гаек» на рынке микрозаймов лишь треть опрошенных. Они считают, что благодаря реформе люди будут защищены от долгов. 21% россиян согласны с запретом брать несколько займов одновременно, но внедрение периода охлаждения считают избыточной мерой.

Мы видим, что реакция на предстоящую реформу ЦБ у людей противоречивая. Особенно в текущих непростых экономических условиях, когда спрос на займы остается высоким. Многим людям не хватает зарплаты даже на ежедневные расходы. Только за декабрь-январь онлайн-спрос на займы превысил 0,54 млн запросов, что на 60% больше, чем в аналогичный период годом ранее.

На наш взгляд, результат спроса на займы имеет несколько причин.
  • Несмотря на действующие ограничения ЦБ в виде макропруденциальных лимитов, МФО по-прежнему лояльнее банкиров к клиентам с долгами, а также к молодым и пожилым заемщикам, которым попросту закрыты двери банков.
  • Вероятность получить одобрение в МФО выше, чем банке, в результате в сектор «перетекают» банковские «отказники».
  • В-третьих, ведущие МФО продолжают выдавать новым клиентам небольшие суммы (до 10-30 тыс рублей) под 0% в рамках акций.
По сути займы под 0% — маркетинговый инструмент МФО, чтобы стимулировать спрос. Но как видим, он отчасти заменил заемщикам с долгами кредитные карты с беспроцентным периодом. Напомним, с 2024 года ЦБ запретил выдавать банкам новые «кредитки» людям с показателем долговой нагрузки (ПДН) больше 80% — тем, кто отдает большую часть зарплаты по кредитам и займам.

Рост числа микрофинансовых организаций связан с факторами, которые связаны с банковским сектором и экономическими условиями. Сейчас крупные банки открывают дочернии компании, занимающиеся микрофинансовой деятельностью. Почему? На это есть спрос среди общества, чье финансовое положение за последние годы ухудшилось. И в будущем кредитные организации будут выстраивать свои компании, учитывая запрос на займы.


 
  • Теги
    микрозаймы мфо
  • Назад
    Сверху Снизу