Принцип минимальных привилегий: что это и зачем он нужен

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.223
Репутация
11.695
Реакции
61.957
RUB
50
Что такое принцип минимальных привилегий, зачем он нужен и как он помогает обезопасить корпоративные информационные ресурсы.


Одно из важных понятий в информационной безопасности — это принцип минимальных привилегий. В этом посте мы разберемся, что это такое, как работает, чем следование этому принципу помогает бизнесу и как реализовать применение принципа минимальных привилегий на практике.

Что такое принцип минимальных привилегий?

Как работает принцип минимальных привилегий

На русском языке принцип минимальных привилегий также известен как «принцип наименьших привилегий» или, реже, «принцип наименьших прав». А на английском — чаще всего как Principle of least privilege (PoLP) или же Principle of minimal privilege (PoMP), а иногда как Principle of least authority (PoLA).

Основная идея принципа минимальных привилегий состоит в том, что доступ к ресурсам в системе должен быть организован таким образом, чтобы любая сущность внутри этой системы имела доступ только к тем ресурсам, которые минимально необходимы для успешного выполнения рабочей цели этой сущности, — и ни к каким другим.

На практике речь может идти о разных системах и разных сущностях внутри системы. Но с точки зрения применения принципа минимальных привилегий для обеспечения безопасности бизнеса это можно переформулировать так:

любой пользователь информационной инфраструктуры организации должен иметь право доступа к тем и только к тем данным, которые необходимы для выполнения его рабочих задач.

Если какому-то пользователю для решения его задач необходим доступ к той информации, к которой у него нет доступа, то его права можно повысить. Постоянно, если это предполагает его роль, или временно, если это необходимо для разового выполнения отдельного проекта или задачи (в последнем случае это называется «брекетинг привилегий»).

И наоборот, когда по тем или иным причинам пользователю более не требуется доступ к какой-то информации, то, согласно принципу минимальных привилегий, его права следует понизить.
В частности, из принципа минимальных привилегий следует, что рядовым пользователям не стоит выдавать права администратора или суперпользователя. Такие привилегии не нужны для выполнения непосредственных обязанностей обычных сотрудников, но в то же время существенно повышают риски.

Зачем нужен принцип минимальных привилегий

Принцип минимальных привилегий помогает улучшить управление доступом к ресурсам внутри организации и в целом повысить безопасность информационной инфраструктуры компании. Перечислим несколько важных целей, которых позволяет достичь применение принципа минимальных привилегий.
  1. Снижение рисков. С помощью ограничения доступа до того минимума, который необходим пользователям для выполнения их задач, можно существенно снизить вероятность случайного или преднамеренного злоупотребления привилегиями. Это, в свою очередь, помогает снизить риски успешного проникновения в корпоративную инфраструктуру и несанкционированного доступа к корпоративным ресурсам.

  2. Защита данных. Ограничение доступа помогает защитить конфиденциальные данные. Пользователи имеют доступ только к тем данным, которые необходимы для их работы, — тем самым снижается вероятность того, что они получат доступ к конфиденциальной информации или, что еще хуже, допустят ее утечку или кражу.

  3. Минимизация поверхности атаки. Ограничение прав пользователей усложняет злоумышленникам эксплуатацию уязвимостей, а также использование вредоносного ПО и инструментов для взлома, которые зависят от привилегий атакуемого пользователя. Тем самым уменьшается поверхность атаки.

  4. Локализация инцидентов безопасности. В случае проникновения в сеть организации принцип наименьших привилегий помогает ограничить масштаб инцидента и его последствия. Поскольку скомпрометированные учетные записи имеют минимальные права, это снижает степень потенциального ущерба и затрудняет горизонтальное распространение внутри скомпрометированной системы или сети.

  5. Обнаружение ответственных пользователей. Минимизация прав помогает существенно сузить круг пользователей, которые могут быть ответственны за инцидент. Тем самым ускоряется идентификация виновных в ходе расследования последствий инцидентов безопасности или каких-либо несанкционированных действий.

  6. Соответствие требованиям и стандартам. Многие регуляторные требования и стандарты подчеркивают необходимость контроля доступа и, в частности, важность применения принципа наименьших привилегий. Соблюдение индустриальных стандартов и лучших практик помогает организациям избежать неприятных последствий и санкций.

  7. Повышение операционной эффективности. Применение принципа наименьших привилегий приводит к снижению рисков для информационной инфраструктуры организации. В том числе сокращается время простоя, связанного с инцидентами безопасности, — в свою очередь, это помогает повысить операционную эффективность компании.

Как внедрить принцип минимальных привилегий в вашей организации

Внедрение в информационной инфраструктуре организации принципа минимальных привилегий можно условно разбить на несколько базовых шагов и задач:
  • Проведите инвентаризацию ресурсов и аудит тех прав доступа к ним, которые есть у пользователей в данный момент.

  • Классифицируйте ресурсы и создайте модель управления доступом к ним на основе ролей, каждой из которых положены определенные права.

  • В качестве базового варианта назначайте пользователям роли с минимумом прав и повышайте их привилегии, только если это необходимо для выполнения их функций.

  • Регулярно проводите аудит и пересмотр прав — понижайте привилегии тем пользователям, которые больше не нуждаются в доступе к тем или иным ресурсам для выполнения их рабочих обязанностей.

  • Применяйте принцип брекетинга привилегий: в том случае, когда пользователю для выполнения задачи нужен доступ к большему количеству ресурсов, старайтесь использовать временное повышение прав вместо постоянного.

Не забывайте и о других защитных мерах

Разумеется, одного только применения принципа наименьших привилегий недостаточно для того, чтобы обезопасить информационную инфраструктуру компании. Для этого также требуется ряд других мер:
  • Регулярное проведение аудита безопасности.

  • Своевременное обновление программного обеспечения.

  • Обучение сотрудников .

  • Использование надёжной защиты на всех корпоративных устройствах.


 
  • Теги
    информационная безопасность принцип минимальных привилегий принцип наименьших привилегий
  • Сверху Снизу