Данный отчет содержит анализ правомерности использования банками Российской Федерации СМС и push-уведомлений для взаимодействия с клиентами. В ходе исследования использовались документы:
Методика
В целях подготовки настоящего отчета проанализированы опубликованные данные судов общей юрисдикции, арбитражных судов РФ и Верховного суда РФ (далее – ВС РФ).
Построены правовые конструкции применения СМС и push-уведомлений с учетом позиций российских судов. Также для формирования правовых конструкций использован опыт проведения компьютерно-технических и нормативно-технических экспертиз подразделения RTM Group – RTM TECHNOLOGIES. Одной из задач проведения экспертиз является подготовка технического описания и схем функционирования систем дистанционного банковского обслуживания, использующих СМС и push-уведомления.
Цель исследования
Провести анализ правомерности использования банками Российской Федерации СМС и push-уведомлений для взаимодействия с клиентами.
Описать необходимые и достаточные условия использования банками Российской Федерации СМС и push-уведомлений.
Часть по СМС
Для анализа правомерности использования банками Российской Федерации СМС необходимо дать пояснения относительно функционирования системы, которая используется банками для взаимодействия с клиентами.
В рамках настоящего исследования будут рассмотрены два самых распространенных варианта применения банками СМС-сообщений:
Теперь необходимо дать пояснения по существующей законодательной базе.
Согласно статье 160 ГК РФ одним из аналогов собственноручной подписи является электронная подпись.
Федеральный закон № 63 от 06.04.2011 «Об электронной подписи» (далее – 63-ФЗ) в статье 2 вводит понятие электронной подписи:
Электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
В статье 5 63-ФЗ определены виды электронных подписей:
Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 63-ФЗ.
Согласно статье 9, электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий:
Вариант 1: Использование СМС в качестве одного из каналов передачи клиенту кодов подтверждения операций
Важным обстоятельством в гражданском процессе для установления ответственности банка за хищение средств клиента является установление факта безопасной передачи одноразового кода. Поскольку ответственным за перевод денежных средств клиента без его воли является банк, то именно на банке лежит обязанность по обеспечению безопасности транзакций и избранию максимально безопасного способа выявления действительной воли клиента на перевод денежных средств.
В случае незаконного списания денежных средств со счета клиента банк признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства (Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 5-КГ18-41).
Банк обязан доказать, что принял все меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота.
Вариант 2: Отправка СМС клиентом в адрес банка в качестве подтверждения воли клиента совершить какую-либо операцию по счету
Согласно технической спецификации 3GPP TS 23.040 Technical Realization of the Short Message Service (SMS), представляющей собой подробное техническое описание работы СМС-сообщений в сетях мобильной связи, помимо самого текста сообщения при отправке СМС-сообщения передается также техническая информация, в том числе информация о номере телефона отправителя. Номер телефона привязывается к SIM-карте оператором мобильной связи. Одновременно в сети мобильной связи не может работать две SIM-карты с одинаковым номером. Оборудование оператора мобильной связи самостоятельно определяет последнюю активную SIM-карту с присвоенным номером.
Схематично взаимодействие между банком и клиентом при использовании СМС-сообщений можно представить следующим образом:
Таким образом, оборудование на стороне банка получает не только текст сообщения, но и техническую информацию, включая номер телефона абонента.
Как будет описано ниже, банку будет необходимо доказать, что он принял все разумные меры, которые принял бы любой осмотрительный профессиональный участник для выявления воли клиента. И получение одноразового кода может рассматриваться одной из таких мер.
Если в судебном заседании будет установлено, что СМС-информирование является безопасным и используемым другими участниками оборота способом подтверждения воли клиента на совершение транзакции, а также то, что банк с разумной степенью достоверности убедился, что обмен данными по СМС имел место именно с клиентом, то суд откажет клиенту в иске.
Между тем, как видно из настоящего исследования, обмен конфиденциальной информацией между банком и клиентом с помощью СМС проходит по открытым каналам связи, т. е. в незашифрованном виде, что нельзя назвать безопасным. И данное обстоятельство может быть доказано суду.
Нормативное регулирование и судебная практика
Обмен данными с клиентом по альтернативному каналу связи (не система интернет-банкинга) находит отражение в документах ЦБ РФ. Например, в Указаниях Банка России от 09.06.2012 № 2831-У и Положении № 382-П.
Важно отметить, что в Положении № 382-П речь не идет об СМС. Речь идет о том, что банк может использовать альтернативный канал связи для передачи клиенту одноразового кода. Сам формат передачи не уточняется.
В п. 4.2.9. Письма от 24.03.2014 № 49-Т «О рекомендациях по организации применения средств защиты от вредоносного кода при осуществлении банковской деятельности» Банк России рекомендует банкам «организовать оперативное информирование клиентов – пользователей систем ДБО кредитной организации через каналы связи, отличные от используемых для ДБО (SMS-информирование, электронная почта и тому подобное), о поступлении от этих клиентов в кредитную организацию распоряжений о переводе денежных средств через системы ДБО и получение подтверждений клиентов о подлинности таких распоряжений». Другими словами ЦБ РФ рекомендует использовать СМС в качестве канала уведомления клиента о совершении операции, но никак не о передаче таким образом кодов подтверждения операций. Говорится лишь о необходимости получения подтверждений клиентов о подлинности распоряжений. Аналогичные рекомендации есть во многих других документах ЦБ РФ.
Согласно п. 6 Письма Банка России от 05.08.2013 № 146-Т операторам по переводу денежных средств рекомендуется при предоставлении клиентам розничных платежных услуг с использованием сети Интернет использовать в том числе подтверждение операций с помощью одноразовых паролей (кодов подтверждения), при этом пароли (коды подтверждения) должны доводиться до клиента в совокупности с информацией о совершаемой операции (например, сумма операции, получатель и пр.) и доставляться до клиента по альтернативному каналу связи, например через СМС-сообщения.
Таким образом, при информировании об отдельных распоряжениях о переводе денежных средств с помощью СМС и получении подтверждения такого перевода Банки действуют в соответствии с рекомендациями Банка России. При этом ЦБ РФ не дает прямые рекомендации банкам использовать СМС в качестве канала для передачи одноразовых кодов подтверждения операций по переводу денежных средств за исключением розничных платежных услуг (платежи, не включенные в определение платежей на крупные суммы). К таким платежам относятся подавляющее количество платежей.
Важно отметить, что в ходе настоящего исследования не удалось найти иных рекомендаций Банка России (кроме Письма 146-Т) использовать СМС-сообщения для передачи одноразовых кодов.
Итого, нужно разделять:
В последние годы суды регулярно вставали на сторону клиента – физического лица (решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 17.02.2016 № 2-360/2016). Свою позицию суды мотивируют тем, что направление СМС-уведомления с кодом подтверждения операций не обеспечивало защиту от совершения мошеннических действий по снятию денег с банковского счета. При этом суды вышестоящих инстанций могли отменить такое решение, сославшись на условия договора и идентификацию клиента в соответствии с правилами (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.08.2016 № 33-13456/2016 по делу № 2-360/2016).
В большинстве случаев суды соглашаются, что направление СМС подтверждает добросовестность банка и отсутствие его вины в незаконном списании средств со счета клиента (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 12.01.2018 по делу № 33-31/2018, Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.02.2015 по делу № 33-864-2015).
Напротив, установив, что СМС-информирование не производилось, суды удовлетворяют требования о взыскании с банка убытков (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.05.2015 по делу № 33-3348/2015).
При этом необходимо отметить, что существует судебная практика, где суды взыскивают с банка убытки даже в случае наличия СМС-информирования (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.04.2016 № 33-7902/2016 по делу № 2-6233/2015, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.06.2015 № 33-8603/2015 по делу № 2-622/2015).
Логика судов в этих делах заключается не в том, что СМС-информирование небезопасно, а в том, что сам клиент ничего не нарушал. Поскольку это были потребительские споры, то суды указали, что на клиента риски возлагаются только в случае его вины (Закон РФ «О защите прав потребителей»), причем бремя доказывания в этом случае возлагается на банк как профессионального участника рынка (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Важно отметить, что в рассматриваемых делах у судов не было доказательств, что СМС-сообщение отправляется по открытым каналам связи и в открытом виде, равно как и не было установлено, что хищение произошло по причине перехвата сообщения злоумышленниками.
Таким образом, при существующем регулировании, а также с учетом судебной практики:
Дополнительно важно отметить, что ранее сформировавшаяся судебная практика о безоговорочном отказе в удовлетворении требований клиентов (в том числе потребителей) к банкам о взыскании средств незаконно списанных с их счета при наличии направленного банком клиенту одноразового кода подтверждения в настоящее уже меняется (Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 5-КГ18-41).
С учетом приведенной позиции Верховного суда, высказанной в том числе в указанном Определении, об обязанности профессионального участника рынка доказывать максимальную степень разумности своего поведения при выявлении действительной воли клиента на совершение транзакции, мы полагаем, что банкам будет сложнее настаивать, что они не знали и не могли знать об уязвимости передачи одноразовых кодов через СМС. А в случае осведомленности банка о небезопасности передачи одноразового кода с помощью СМС он не сможет настаивать на том, что принял все разумные меры для обеспечения безопасности транзакции.
- Определения и решения судов:
- Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 5-КГ18-41;
- Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.08.2016 № 33-13456/2016 по делу № 2-360/2016;
- Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 12.01.2018 по делу № 33-31/2018;
- Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.02.2015 по делу № 33-864-2015;
- Апелляционное определение Саратовского областного суда от 08.04.2014 по делу № 33-2061;
- Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.05.2015 по делу № 33-3348/2015;
- Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.04.2016 № 33-7902/2016 по делу № 2-6233/2015;
- Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.06.2015 № 33-8603/2015 по делу № 2-622/2015;
- Определение Московского городского суда от 29.01.2018 № 4Г-166/2018;
- Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 22.11.2016 № 33-23533/2016 по делу № 2-1403/2016;
- Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.02.2018 № С01-1092/2017 по делу № А40-239086/2016.
- Apple Developer Program License Agreement.
- 3GPP TS 23.040 Technical Realization of the Short Message Service (SMS).
- Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
- Федеральный закон № 63 от 06.04.2011 «Об электронной подписи».
- Положение Банка России от 09.06.2012 № 382-П «О требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств».
- Указание Банка России от 09.06.2012 № 2831-У «Об отчетности по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств».
- Письмо Банка России от 24.03.2014 № 49-Т «О рекомендациях по организации применения средств защиты от вредоносного кода при осуществлении банковской деятельности».
- Письмо Банка России от 05.08.2013 № 146-Т «О рекомендациях по повышению уровня безопасности при предоставлении розничных платежных услуг с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Методика
В целях подготовки настоящего отчета проанализированы опубликованные данные судов общей юрисдикции, арбитражных судов РФ и Верховного суда РФ (далее – ВС РФ).
Построены правовые конструкции применения СМС и push-уведомлений с учетом позиций российских судов. Также для формирования правовых конструкций использован опыт проведения компьютерно-технических и нормативно-технических экспертиз подразделения RTM Group – RTM TECHNOLOGIES. Одной из задач проведения экспертиз является подготовка технического описания и схем функционирования систем дистанционного банковского обслуживания, использующих СМС и push-уведомления.
Цель исследования
Провести анализ правомерности использования банками Российской Федерации СМС и push-уведомлений для взаимодействия с клиентами.
Описать необходимые и достаточные условия использования банками Российской Федерации СМС и push-уведомлений.
Часть по СМС
Для анализа правомерности использования банками Российской Федерации СМС необходимо дать пояснения относительно функционирования системы, которая используется банками для взаимодействия с клиентами.
В рамках настоящего исследования будут рассмотрены два самых распространенных варианта применения банками СМС-сообщений:
- использование СМС в качестве одного из каналов передачи клиенту кодов подтверждения операций;
- отправка СМС клиентом в адрес банка в качестве подтверждения воли клиента совершить какую-либо операцию по счету (перевод денежных средств через СМС).
Теперь необходимо дать пояснения по существующей законодательной базе.
Согласно статье 160 ГК РФ одним из аналогов собственноручной подписи является электронная подпись.
Федеральный закон № 63 от 06.04.2011 «Об электронной подписи» (далее – 63-ФЗ) в статье 2 вводит понятие электронной подписи:
Электронная подпись – информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
В статье 5 63-ФЗ определены виды электронных подписей:
- Простая электронная подпись.
- Усиленная электронная подпись:
- усиленная неквалифицированная электронная подпись;
- усиленная квалифицированная электронная подпись.
- получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;
- позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;
- позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;
- создается с использованием средств электронной подписи.
Нормативные правовые акты и соглашения между участниками электронного взаимодействия, устанавливающие случаи признания электронных документов, подписанных простой электронной подписью, равнозначными документам на бумажных носителях, подписанным собственноручной подписью, должны соответствовать требованиям статьи 9 63-ФЗ.
Согласно статье 9, электронный документ считается подписанным простой электронной подписью при выполнении в том числе одного из следующих условий:
- простая электронная подпись содержится в самом электронном документе;
- ключ простой электронной подписи применяется в соответствии с правилами, установленными оператором информационной системы, с использованием которой осуществляются создание и (или) отправка электронного документа, и в созданном и (или) отправленном электронном документе содержится информация, указывающая на лицо, от имени которого был создан и (или) отправлен электронный документ.
Вариант 1: Использование СМС в качестве одного из каналов передачи клиенту кодов подтверждения операций
Важным обстоятельством в гражданском процессе для установления ответственности банка за хищение средств клиента является установление факта безопасной передачи одноразового кода. Поскольку ответственным за перевод денежных средств клиента без его воли является банк, то именно на банке лежит обязанность по обеспечению безопасности транзакций и избранию максимально безопасного способа выявления действительной воли клиента на перевод денежных средств.
В случае незаконного списания денежных средств со счета клиента банк признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все меры для надлежащего исполнения обязательства (Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 5-КГ18-41).
Банк обязан доказать, что принял все меры для надлежащего исполнения обязательства при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалось по характеру обязательства и условиям оборота.
Вариант 2: Отправка СМС клиентом в адрес банка в качестве подтверждения воли клиента совершить какую-либо операцию по счету
Согласно технической спецификации 3GPP TS 23.040 Technical Realization of the Short Message Service (SMS), представляющей собой подробное техническое описание работы СМС-сообщений в сетях мобильной связи, помимо самого текста сообщения при отправке СМС-сообщения передается также техническая информация, в том числе информация о номере телефона отправителя. Номер телефона привязывается к SIM-карте оператором мобильной связи. Одновременно в сети мобильной связи не может работать две SIM-карты с одинаковым номером. Оборудование оператора мобильной связи самостоятельно определяет последнюю активную SIM-карту с присвоенным номером.
Схематично взаимодействие между банком и клиентом при использовании СМС-сообщений можно представить следующим образом:
Таким образом, оборудование на стороне банка получает не только текст сообщения, но и техническую информацию, включая номер телефона абонента.
В случае возникновения спора между клиентом и банком, а также в случае назначения по делу судебной экспертизы необходимо установить механизм идентификации клиента при отправке клиенту и при получении от клиента кодов подтверждения операции.
Как будет описано ниже, банку будет необходимо доказать, что он принял все разумные меры, которые принял бы любой осмотрительный профессиональный участник для выявления воли клиента. И получение одноразового кода может рассматриваться одной из таких мер.
Если в судебном заседании будет установлено, что СМС-информирование является безопасным и используемым другими участниками оборота способом подтверждения воли клиента на совершение транзакции, а также то, что банк с разумной степенью достоверности убедился, что обмен данными по СМС имел место именно с клиентом, то суд откажет клиенту в иске.
Между тем, как видно из настоящего исследования, обмен конфиденциальной информацией между банком и клиентом с помощью СМС проходит по открытым каналам связи, т. е. в незашифрованном виде, что нельзя назвать безопасным. И данное обстоятельство может быть доказано суду.
Нормативное регулирование и судебная практика
Обмен данными с клиентом по альтернативному каналу связи (не система интернет-банкинга) находит отражение в документах ЦБ РФ. Например, в Указаниях Банка России от 09.06.2012 № 2831-У и Положении № 382-П.
Важно отметить, что в Положении № 382-П речь не идет об СМС. Речь идет о том, что банк может использовать альтернативный канал связи для передачи клиенту одноразового кода. Сам формат передачи не уточняется.
В п. 4.2.9. Письма от 24.03.2014 № 49-Т «О рекомендациях по организации применения средств защиты от вредоносного кода при осуществлении банковской деятельности» Банк России рекомендует банкам «организовать оперативное информирование клиентов – пользователей систем ДБО кредитной организации через каналы связи, отличные от используемых для ДБО (SMS-информирование, электронная почта и тому подобное), о поступлении от этих клиентов в кредитную организацию распоряжений о переводе денежных средств через системы ДБО и получение подтверждений клиентов о подлинности таких распоряжений». Другими словами ЦБ РФ рекомендует использовать СМС в качестве канала уведомления клиента о совершении операции, но никак не о передаче таким образом кодов подтверждения операций. Говорится лишь о необходимости получения подтверждений клиентов о подлинности распоряжений. Аналогичные рекомендации есть во многих других документах ЦБ РФ.
Согласно п. 6 Письма Банка России от 05.08.2013 № 146-Т операторам по переводу денежных средств рекомендуется при предоставлении клиентам розничных платежных услуг с использованием сети Интернет использовать в том числе подтверждение операций с помощью одноразовых паролей (кодов подтверждения), при этом пароли (коды подтверждения) должны доводиться до клиента в совокупности с информацией о совершаемой операции (например, сумма операции, получатель и пр.) и доставляться до клиента по альтернативному каналу связи, например через СМС-сообщения.
Таким образом, при информировании об отдельных распоряжениях о переводе денежных средств с помощью СМС и получении подтверждения такого перевода Банки действуют в соответствии с рекомендациями Банка России. При этом ЦБ РФ не дает прямые рекомендации банкам использовать СМС в качестве канала для передачи одноразовых кодов подтверждения операций по переводу денежных средств за исключением розничных платежных услуг (платежи, не включенные в определение платежей на крупные суммы). К таким платежам относятся подавляющее количество платежей.
Важно отметить, что в ходе настоящего исследования не удалось найти иных рекомендаций Банка России (кроме Письма 146-Т) использовать СМС-сообщения для передачи одноразовых кодов.
Итого, нужно разделять:
- СМС-сообщения об уже совершенных операциях;
- СМС-сообщения, которые содержат коды для подтверждения операций по счету.
В последние годы суды регулярно вставали на сторону клиента – физического лица (решение Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 17.02.2016 № 2-360/2016). Свою позицию суды мотивируют тем, что направление СМС-уведомления с кодом подтверждения операций не обеспечивало защиту от совершения мошеннических действий по снятию денег с банковского счета. При этом суды вышестоящих инстанций могли отменить такое решение, сославшись на условия договора и идентификацию клиента в соответствии с правилами (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.08.2016 № 33-13456/2016 по делу № 2-360/2016).
В большинстве случаев суды соглашаются, что направление СМС подтверждает добросовестность банка и отсутствие его вины в незаконном списании средств со счета клиента (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 12.01.2018 по делу № 33-31/2018, Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 12.02.2015 по делу № 33-864-2015).
Напротив, установив, что СМС-информирование не производилось, суды удовлетворяют требования о взыскании с банка убытков (Апелляционное определение Хабаровского краевого суда от 29.05.2015 по делу № 33-3348/2015).
При этом необходимо отметить, что существует судебная практика, где суды взыскивают с банка убытки даже в случае наличия СМС-информирования (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 28.04.2016 № 33-7902/2016 по делу № 2-6233/2015, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.06.2015 № 33-8603/2015 по делу № 2-622/2015).
Логика судов в этих делах заключается не в том, что СМС-информирование небезопасно, а в том, что сам клиент ничего не нарушал. Поскольку это были потребительские споры, то суды указали, что на клиента риски возлагаются только в случае его вины (Закон РФ «О защите прав потребителей»), причем бремя доказывания в этом случае возлагается на банк как профессионального участника рынка (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»).
Важно отметить, что в рассматриваемых делах у судов не было доказательств, что СМС-сообщение отправляется по открытым каналам связи и в открытом виде, равно как и не было установлено, что хищение произошло по причине перехвата сообщения злоумышленниками.
Таким образом, при существующем регулировании, а также с учетом судебной практики:
- использование СМС как средства уведомления клиента об уже совершенных операциях является для банков важным и безопасным элементом работы систем дистанционного банковского обслуживания;
- использование для передачи одноразовых кодов подтверждения операций СМС-сообщений порождает финансовые и правовые риски для банков.
Дополнительно важно отметить, что ранее сформировавшаяся судебная практика о безоговорочном отказе в удовлетворении требований клиентов (в том числе потребителей) к банкам о взыскании средств незаконно списанных с их счета при наличии направленного банком клиенту одноразового кода подтверждения в настоящее уже меняется (Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2018 № 5-КГ18-41).
С учетом приведенной позиции Верховного суда, высказанной в том числе в указанном Определении, об обязанности профессионального участника рынка доказывать максимальную степень разумности своего поведения при выявлении действительной воли клиента на совершение транзакции, мы полагаем, что банкам будет сложнее настаивать, что они не знали и не могли знать об уязвимости передачи одноразовых кодов через СМС. А в случае осведомленности банка о небезопасности передачи одноразового кода с помощью СМС он не сможет настаивать на том, что принял все разумные меры для обеспечения безопасности транзакции.
Последнее редактирование: