Правила зимней автомобильной жизни в Якутии

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.302
RUB
0


Для большинства автомобилистов России мороз ниже 25 градусов — почти экстрим: начинаются трудности с пуском двигателя, обогревом салона, появляются какие-то болячки и проблемы. Тем не менее, есть в России несколько регионов, где такая температура зимой — едва ли не оттепель, а автомобили длительное время эксплуатируются при минус 40 и ниже. Подобным образом дела обстоят, к примеру, в Якутии, о специфике автомобильной жизни которой наш сегодняшний рассказ.

«Северный тюнинг» или жизнь?
Автопроизводители в основном гарантируют стабильную эксплуатацию своих авто при температуре до минус 40. На большее (точнее — меньшее) серийные автомобили не рассчитаны. Между тем в Якутии, где температура иногда достигает минус 60, успешно эксплуатируются все виды транспорта, за исключением трамваев.

Из блога Renault Duster мы уже имеем некоторое представление о том, как автомобиль готовится к холодам. Тем не менее вкратце напомним список основных операций по «северному тюнингу».

Тщательно заделываются все вентиляционные отверстия моторного отсека. Сверху двигатель покрывается войлоком, снизу обтягивается негорючим тентом. Воздухозаборник переводится в подкапотное пространство, поближе к радиатору.

Обязательно ставится второе лобовое стекло. В двигатель и трансмиссию заливается синтетическое масло. Тормозную жидкость меняют на специальную арктическую с температурой замерзания минус 70.

Сервисов, специализирующихся только на утеплении авто, здесь нет, так как работа сезонная, но в большинстве автомастерских оказывают такую услугу. А с увеличением числа водителей-женщин спрос на нее только повысился.

Но находятся и такие смельчаки, которые пренебрегают адаптацией к холоду. Они с гордостью рассказывают, что поставили только картонку перед радиатором, а о том, что в салоне сидят в тулупе и валенках почему-то умалчивают. Так ездить, конечно, можно. Если только автомобиль имеет бензиновый двигатель объемом более двух литров, и эксплуатируется в черте города в режиме дом — работа. Но все же это огромный риск: например, на лобовом стекле может образоваться трещина при повышенной нагрузке на кузов. Из-за неравномерного нагрева стекла в районе обдува печки возникают сильные внутренние напряжения.
Если не перевести воздухозаборник двигателя в подкапотное пространство, то моторное масло может выдавить через сальники, или оно выстрелит через щуп. В двигатель и в трансмиссию рекомендуется лить исключительно синтетические масла (кроме топлива сэкономите еще и на замене резиновых уплотнителей, из-за замерзшего минерального масла сальники полуосей часто рвутся). Масло может просочиться в тормозные колодки, что грозит отказом тормозов. Замерзание самой тормозной жидкости тоже вполне возможно. Также может лопнуть шланг гидроусилителя руля. И крупно повезет, если масло при этом не попадет на раскаленный выпускной коллектор и не возгорится. Так что пренебрежение «северным тюнингом» — что езда на «лампочке» по незнакомой трассе: шанс доехать без проблем до очередной заправки велик, но проблема (и серьезная) может случится в самый неподходящий момент.



Боковое стекло по периметру покрыто тонким слоем инея. Если бы не дополнительный слой прозрачного пластика, иней распространился бы по всей поверхности. Двойные стекла — это не только защита от затягивания инеем, но и хорошая теплоизоляция. За окном минус 49, а в салоне вполне комфортные плюс 19

Как готовят в Якутии к зиме УАЗы-микроавтобусы, основной грузо-пассажирский транспорт на периферии республики, мы подробно рассказывали в блоге Renault Duster. Кое-что напомним. После всех работ по усилению кузова салон «буханки» основательно утепляется. Потому что даже на новых санитарках через какое-то время начинают топорщиться все двери. В салоне всегда гуляет легкий сквозняк, поэтому ставятся дополнительные печки. В помощь к штатной помпе, которая не справляется с возросшей нагрузкой, монтируют дополнительную электрическую.



Кроме отечественной техники мастерам иногда приходится утеплять и иномарки. Например, неработающий кондиционер преобразовывают в дополнительную печку, подключив к испарителю шланги отопления. Получаются два последовательно соединенных радиатора отопления. А оставшимся без дела компрессором после небольшой переделки можно подкачивать шины. В результате такого тюнинга отопитель начинает «жарить» так, что у одной Suzuki Escudo первого поколения расплавились шторки дефлекторов.



Еще один вариант якутского тюнинга — влажные газеты. На морозе превращаются в броню. Они не только защищают ЛКП от царапин, но еще и отлично маскируют автомобиль на охоте

Глушить нельзя — не заведешь!



Удивительно, но трудностей с холодным пуском двигателя в Якутии практически нет, так как на морозе он просто не глушится. Проблема актуальна только осенью и весной. Уже с середины октября и примерно до начала апреля автомобили ночуют исключительно в отапливаемых гаражах. При заезде в гараж автомобиль покрывается инеем — образуется конденсат. На фото видно, как инеем покрылись даже шины. Бывает, придешь утром в гараж — низ машины весь в сосульках, а в салоне капает даже с плафона. Поэтому рекомендуется выключать «массу». Если на ночь не оставить двери открытыми, влага, образовавшаяся в резинках уплотнителей, не испарится и на морозе превратится в лед. Открыть залипшие двери будет почти невозможно.

Зимняя эксплуатация транспорта — удовольствие дорогое. Расход топлива зимой увеличивается в полтора раза (Аи-92 в Якутске стоит 38,5 руб./литр, Аи-95 и ДТ Арктика — по 41 руб./литр). Кроме того, нужен теплый гараж (покупка от 800 тыс. руб., аренда — 15 тыс. руб. за месяц). Поэтому те, кто не могут себе позволить такие расходы, автомобили замораживают. А сами ездят на общественном транспорте или заказывают машину такси.



Такие «сосульки» из глушителя обычное явление для Якутии. Как уже было сказано выше, зимой на стоянке двигатель не выключают. Просто ставят сигнализацию в режим охраны с заведенным двигателем. Предпусковые подогреватели и автономные обогреватели здесь не используют: страдает газораспределительный механизм. К тому же не всякая аккумуляторная батарея выдерживает такие нагрузки. Некоторые автосигнализации имеют функцию автозапуска через определенный интервал времени, но это тоже не вариант. На морозе автомобиль остынет за полчаса, а каждый холодный запуск — это сильнейший стресс для двигателя. И расход топлива на парковке, что с постоянно работающим двигателем, что с работающим с перерывами, почти не отличается.

После продолжительной стоянки на холоде нельзя выворачивать руль на большой угол — могут порваться пыльники ШРУСов. Также не рекомендуется сразу гонять «на все деньги». Колеса, амортизаторы и трансмиссия должны отогреться. Но медленно плестись тоже небезопасно. В такой туман существует большая вероятность наезда сзади. Недавно в Якутске из-за плохой видимости столкнулись 14 автомобилей.

На севере дороги химическими реагентами не посыпают. Но гололеда как такового нет. В сильные морозы лед становится шероховатым. Поэтому чем крепче морозы — тем лучше машина держит дорогу. Шины якутяне предпочитают мягкие, нешипованные, так называемого скандинавского типа. Они прекрасно сохраняют свои свойства даже при минус 50. Современные радиальные покрышки, кстати, сильно упростили жизнь водителям. Лет 20 назад были только диагональные всесезонные — в мороз они становились квадратными, после чего в них лопался корд, который, в свою очередь, прокалывал камеры.

Если по каким-либо причинам автомобиль на стоянке заглох (бензин закончился, глушитель льдом забился), придется вызывать техпомощь. Разогрев авто происходит так. Первым делом подключают к клеммам аккумулятора «крокодилы». Автомобиль обматывают брезентом, чтоб исключить утечку тепла. И загоняют теплый воздух под днище дизельной тепловой пушкой. Через полчаса двигатель готов к запуску. По желанию «разогревщики» зальют топливо, подкачают колеса, заменят свечи. А если мотор запустить не получится, отбуксируют до теплого гаража. Сервис!


Специфика дальних поездок
Дизельные двигатели никогда не отличались высокой рабочей температурой. На холостых же и вовсе остывали. Поэтому привод вентилятора раньше оснащали стопором или вовсе демонтировали его на зиму. А как чувствуют себя зимой современный дизель, конструкция которого становится все сложнее, а теплоотдача все меньше?

Все, что нужно для эксплуатации любой современной иномарки в Якутии (в том числе дизельных моторов с системой common rail), — качественное топливо. А запчасти и расходники всегда можно заказать по Интернету. Арктическая солярка густеет только при минус 60. Так что каких-либо дополнительных работ по утеплению топливной магистрали проводить не надо. Можно ограничиться установкой сепаратора топлива с подогревом.

Пока в Якутии избегают новомодных высокотехнологичных трансмиссий, типа DSG от VW. Как они поведут себя в экстремальных условиях, пока никто не знает. А вот вариаторы здесь прижились, они весьма надежны. Просто само слово «вариатор» у нашего человека ассоциируется с ненадежной трансмиссией снегохода «Буран», который имеет мало общего с автомобильным клиноременным и клиноцепным механизмом. Случаи обрыва ремня, конечно, были, но причина заключалась в несвоевременной замене масла. Масло дорогое и далеко не на каждой станции есть оборудование для его замены.




 
Сверху Снизу