Полезные знания «Полако, пожалуйста». Пять советов при оформлении ВНЖ Черногории (и три за жизнь)

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.294
RUB
0
Очень хочется порефлексировать на тему, как мы все оказались в Черногории (Турции, Казахстане и т. д., нужное подчеркнуть). Но заметка будет крайне практичной (надеюсь на это).

Парк Любович. Вид на центр Подгорицы
Парк Любович. Вид на центр Подгорицы
Я работаю в компании, которая «в силу сложившихся обстоятельств» сейчас сосредоточена на услугах по релокации IT-специалистов в Словению и по поиску для них подходящей работы в странах Евросоюза.

Поскольку процесс релокации в Словению довольно длительный, «в силу сложившихся обстоятельств» я сам уже два месяца нахожусь в Черногории. Некоторые мои коллеги подходят к рубежу в полгода. И все мы сейчас вышли на финишную прямую по оформлению местного ВНЖ (так называемый «боровак»). На практике знаю, как оформить ВНЖ по трудоустройству, почти всё знаю о том, как оформить ВНЖ по открытию компании. И совсем немного знаю порядок оформления ВНЖ цифрового кочевника (спойлер — пока этого не знает даже местный МФЦ, закон сырой и практики нет).

Ниже некоторые камни, о которые споткнулся, и шишки, которые собрали я и мои коллеги.

Река Морача. Зима. Декабрь
Река Морача. Зима. Декабрь
Кратко: оформить ВНЖ Черногории вполне реально даже сейчас, но придётся попотеть и раскошелиться. Причём раскошелиться в любом случае. Можно сразу переплатить лишние 200–500 евро, воспользоваться услугами «помогаторов», которые расскажут вам сказку о том, что только они знают все подходы к специалистам из «МУПа на Леменко» (местный МФЦ при полиции), что эти специалисты очень кровожадны, любят придираться к деталям и отказывать по надуманным пустякам, и что у «помогаторов» в этом деле всё схвачено, все лапы подмазаны, все короткие ноги в нужных местах расставлены. Но в один прекрасный момент меняется закон, связи куда‑то улетучиваются и... «помогаторы» просят доплатить ещё кучу евров за «решение вопроса наверху».

А можно пойти своим путём, но уже переплачивать за свои ошибки и разного рода переделки.

Херцег-Нови. Старик и море
Херцег-Нови. Старик и море
Начнём с подтверждения места жительства. В любой стране ты должен доказать, что живёшь здесь всерьёз и надолго, и в доме, а не на вокзале. Для этого нужен договор аренды жилья, обязательно нотариально заверенный. Итак, камни-шишки:

  1. Проверяйте адрес в договоре аренды жилья. С адресами в Черногории беда. Здесь много домов без номеров, и, например, адрес: улица Ивана Петровича, bb (bez brojа — без номера) — не редкость, а к адресу: улица Далматинска 192 относится сразу шесть домов. Глядя на эту неразбериху, я решил, что цифры из листа непокретности (местный аналог свидетельства о собственности или выписки из реестра недвижимости) — важнее адреса. Договор аренды дома (не моего, а дома коллег, с моим отдельное приключение) готовил юрист домовладельца, к нему доверия было больше, чем к себе, поэтому вопроса — а где же адрес — в нужный момент не прозвучало, зато быстро сформировался вывод, что указанные в договоре номера земельных участков и самого здания, а также номер записи из реестра недвижимости — гораздо важнее какой-то там улицы без номера дома, и в МУПе разберутся.

    В МУПе не разобрались, и отказались принимать договор без адреса. Пришлось переделывать и переплачивать нотариусу.
Пригород Подгорицы. Вилла какого-то министра.
Пригород Подгорицы. Вилла какого-то министра.
  1. Не занижайте цену договора. Тут ситуация интересная. В 2022-м году для подтверждения проживания иностранцу достаточно было Заявления от домовладельца (Изъявы), о том, что он пускает к себе жить иностранца и не берёт с него за это ни копейки (если копейку всё же берёт — то нужно заключать полноценный договор). Выглядело странно, но в МУПе такие Изъявы принимали и ВНЖ выдавали. В 2023-м году, и даже чуть раньше, МУП решил не принимать Изъявы, а также договоры аренды с ценой ниже 150 евро. Мой же домовладелец, как и многие, решил сэкономить на налогах и предложил указать в договоре вместо 300 евро — 100 евро. «Ну ок, — подумал я, ещё не зная о нововведении, — это твоя зона ответственности: — Если бы я был на твоём месте, я бы сделал по-другому...Наверное...». Ситуацию усугубляло то, что я уже в пятый раз получал отказ от других домовладельцев, спрос на жильё был высокий, где-то надо было уже обживаться, да и мои дети во временном старом домике, найденном на Airbnb, уже начинали задыхаться от сырости. Я согласился, мы пошли к нотариусу и заверили договор.
    В МУПе мой договор приняли без вопросов. Возможно правило «150+» ввели пока только на побережье (в Будве и Баре), так как оттуда и пришли первые фидбэки. Но на будущее, лучше не ведитесь на предложение домовладельца сэкономить на налогах.
    В Черногории - японское яблоко. На Кавказе - финиковая слива. Хурма в декабре, короче.
    В Черногории - японское яблоко. На Кавказе - финиковая слива. Хурма в декабре, короче.
  2. Не доверяйте нотариусам и проверяйте документы на жильё. Нет, нотариусы безусловно делают свою работу хорошо, но вот что в себя включает это «хорошо»? Это как раз тот момент, когда нотариус в Черногории и нотариус в России — два совершенно разных человека. И должности.

    Нотариус в России ведёт каждую сделку от сих до сих, проверяет всех собственников, запрашивает все документы на объект недвижимости, запрашивает все согласия с собственников, затем после регистрации сделки, сам отдаёт данные в реестр недвижимости и сам же возвращает вам выписки из реестра о регистрации права собственности.

    Нотариус в Черногории просто берёт и регистрирует любой принесённый договор. Проверяет присутствие всех указанных в договоре лиц, и удостоверяет их согласие заключить договор своей золотистой печатью и красными нитками. Поэтому вполне вероятна ситуация, когда, например, домовладелец без согласия остальных собственников сдал в аренду весь дом. Заключил и зарегистрировал с вами у нотариуса договор. И в один прекрасный момент приходит остальной собственник с работы, а его ужин уже кто-то съел и телевизор переключен на другой канал.

    У моих коллег ситуация была немного другой. Все понимали, что Рассвет Петрович (это если перевести имя и фамилию на русский) сам построил и отремонтировал этот дом. Там никто, кроме него, не проживал, и Рассвет Петрович имеет полное право на сдачу этого дома. Почему никто не запросил с домовладельца лист непокретности, тот ещё вопрос. Другой вопрос, если бы при заключении договора мы узнали, что помимо Рассвета Петровича собственниками дома являются ещё три человека, один из которых уже умер, настояли бы мы на их согласии в тот момент? Не думаю. Тем не менее агентство, сопровождающее моих коллег, сообщило, что наши договоры не примут, т.к. юрист из МУПа сказал им, что договор заключён без согласия остальных собственников. Эта история ещё не закончилась, её подробности в следующем посте.

    Кстати, жильё можно проверить на государственном .
    Советского автопрома тут предостаточно
    Советского автопрома тут предостаточно
  3. Доверяйте риелторам (но опять же проверяйте документы на жильё). Звучит невероятно, но с местными риелторами было приятно сотрудничать. Главный плюс — при поиске жилья они не берут с тебя денег. Только с домовладельца. Возможно, поэтому они заинтересованы, чтобы и клиент и домовладелец остались довольными.
  4. Главный банальный совет (даже два). Проверяйте каждую букву в документах и доверяйте собственному образованию. Главная моя ошибка с высоты прожитых в Черногории месяцев — поспешный вывод — раз у них другой язык и другая страна, значит, у них и другие законы, значит, я буду всё делать не по внутренней логике, сформировавшейся в другой стране, а по черногорскому шаблону. Шаблон не сработает и обязательно будет с детскими ошибками, а законы окажутся в ключевых моментах теми же самыми (всё же общая c российской континентальная правовая система). Это я сейчас понимаю, что если бы воспользовался логикой законов своей страны, точно избежал бы пару фэйлов. Второй совет — проверяйте каждую букву — ещё банальнее, но тем не менее — проверяйте и дайте проверить ближнему своему.
    По вечерам есть смог (а пить нет - каламбур:). Но жить и дышать мешает не всем
    По вечерам есть смог (а пить нет - каламбур:). Но жить и дышать мешает не всем

Умные мысли от местного жителя​

Судебный переводчик Владо (переводы нужны для подачи в МУП, полный перечень документов и действий для оформления ВНЖ опишу вам в следующий раз, если нужно), когда отдавал мне переведённые документы, сказал: «Главное, Сергей, помните, что каждый здесь хочет лишь одно — содрать с вас как можно больше денег, поэтому будьте внимательнее», — при этом он хлопнул в ладоши и «содрал» с меня денег чуть больше, чем я рассчитывал (я принёс ему три листа, он же взял с меня как за шесть). Но уверял, что берёт чуть меньше остальных переводчиков. Так скорее всего и есть, во всяком случае честность и открытость Владо в этом вопросе меня подкупили. А ещё хороший кофе и вкусный пирог, приготовленный его женой Татьяной из Томска. Черногорцы — удивительно гостеприимный народ.

А после пирога с кофе и стопки ракии, которую Владо любил больше, чем кофе, видя мою никуда не уходящую растерянность от чужой страны, Владо добавил. «А вообще вы тут хорошо отдохните, помыкайтесь, съездите на море, затем обязательно соскучьтесь по России и возвращайтесь домой, потому что там вам будет лучше».

Соскучиться я, конечно, уже давно успел. Но будет ли мне там лучше, пока очень сомневаюсь.

И третья главная мысль, которую озвучил судебный переводчик Владо, и которая звучит в Черногории на каждом шагу: «Полако». Этот совет очень помогает в любой ненужной суете и при принятии любого важного решения. Просто постарайтесь включить в себе черногорца, скажите и сделайте « ».

Владимир Семёнович...














 

Самый полный гайд по получению ВНЖ Черногории по трудоустройству​


В предыдущем посте осталось несколько недосказанностей. Досказываю — ВНЖ в итоге получили все подававшиеся коллеги, что и отметили совместным забегом, запрыгом и немного закусом. Получили не без приключений, без них в релокации никуда, но это тема для отдельного поста. А с данным гайдом наверняка для желающих переехать в Черногорию приключений станет меньше.
Повторюсь, получить ВНЖ Черногории самостоятельно вполне возможно и несложно, как бы вас ни пугали посредники.
q7rmtynwldccljn2zhznfhsggso.jpeg

Самые популярные виды ВНЖ Черногории​

  1. ВНЖ по трудоустройству — это самый быстрый способ — такие заявки рассматриваются по ускоренной процедуре — за 15 дней вместо 40 положенных.
  2. ВНЖ по открытию компании (и трудоустройство в неё) — здесь нужно добавить ещё несколько дней на открытие компании. Но тоже быстрая.
  3. ВНЖ по воссоединению с семьёй — дешевле, однако ждать как раз‑таки 40 дней. Ну и должны быть основания для воссоединения, т. е. боровак по работе, недвижимости и т. д.
  4. ВНЖ по приобретению недвижимости. Дорого и долго. Интересный момент — за недвижимость считается, в том числе и яхта, т. е. вы можете пришвартовать своё судно на побережье, заключить договор аренды яхтоместа и тоже рассчитывать на боравак.
  5. ВНЖ (точнее даже — сразу гражданство) по инвестициям. обладателей данного вида гражданства — русскоязычные граждане и китайцы. Если у вас есть лишние полмиллиона евро — .
Разумеется, это не полный перечень, — более узкие.
Мост Миллениум
Мост Миллениум

Сам гайд (ВНЖ по трудоустройству, напоминаю)​

У нас весь процесс получения боравака проходил в Подгорице, соответственно и все советы и локации сформировались в этих условиях. Несмотря на статус столицы, это не самый популярный город для русскоязычных, большинство по какой‑то причине предпочитает Будву (море, архитектура, рекомендация, - наверно, поэтому). Но и процесс получения ВНЖ там, по слухам, сложнее и дольше из-за перегруза.
До прибытия в Черногорию вам обязательно нужно заказать справку о несудимости. Обязательно с «мокрой» синей печатью. Были случаи принятия обычной электронной справки, но они единичны. Также не забудьте взять с собой оригиналы диплома о среднем/высшем образовании или аттестата, свидетельства о браке, о рождении детей, для лиц, менявших фамилию, может понадобиться собственное свидетельство о рождении (но это прямо исключение), а также свидетельство о расторжении брака. Если хотите совсем заморочиться и подстраховаться, то дополнительно к каждому перечисленному документу из ЗАГСа, возьмите выписку из соответствующих книг ЗАГСа.

1. Туристический налог​

Вы прибыли в Черногорию (въезд для граждан РФ безвизовый). В первую очередь, в течение суток вам нужно пойти в туристическую , зарегистрироваться там и заплатить тур.налог — 27 евро на человека, 13,5 евро на человека от 12 лет, и 0 евро на маленького человека. Вам выдадут красные квитанции об оплате — их нужно сохранить для: а) доказательства оплаты налога при пересечении границы, б) доказательства оплаты налога при возникновении вопросов у МУПa. Важно: в тур.агенции у вас спросят адрес пребывания и фамилию‑имя домовладельца. Договор аренды и оплаченные счета там не спрашивают. Главное, что на этот момент у вас имеется хотя бы устная договорённость с каким‑либо домовладельцем.
Район Старо Варош
Район Старо Варош

2. Нотариальный договор аренды​

Далее определяетесь с жильём и арендуете его (с жильём можем помочь, обращайтесь). В предыдущем посте я упоминал несколько деталей по договору. Здесь лишь скажу, что нужно обязательно проверить найденное жильё, затем пойти к нотариусу и заверить договор аренды. Кстати, нотариус может бесплатно предоставить вам образец договора для заполнения. Нотариатов в Подгорице очень много, как правило, выбирают ближайший к месту нахождения недвижимости, но обратиться можно в любой. Например, самый популярный и самый загруженный в рядом с Тур.агенцией. «Самый загруженный» значит, что примут вас в течение 1 часа и документы придётся забирать на следующий день. Зато там много секретарей‑помощников, и очередь движется довольно бодро. Рядом через речку более скромный и свободный, но как будто более дорогой нотариат. При регистрации договора у нотариуса вам, как иностранцу, обязательно нужен переводчик (судебный переводчик, для полноты и правильности, т. е. не абы какой, а имеющий лицензию на переводы с сербского на русский язык). Как правило, присутствие переводчика обеспечивает либо домовладелец, либо риэлтор, сопровождающий сделку. Но вы можете самостоятельно озаботиться приглашением, тем более переводчик вам ещё понадобится буквально сразу же. Список действующих переводчиков .

На регистрацию договора у вас уйдёт около 26 евро за договор и 35 евро за участие переводчика. Рассчитайте сразу количество экземпляров нотариального договора, так будет дешевле, чем заказывать дополнительные. На каждого человека понадобится один экземпляр, который вы отдадите в МУП, плюс один у вас всегда должен оставаться запасным.

3. Лист непокретности​

Кстати, после проверки жилья на том же сайте ekatastar.me можно распечатать Лист непокретности (выписка из реестра недвижимости). С 2023-го года этот лист стали требовать в обязательном порядке. Особо придирчивые специалисты, по слухам, могут потребовать оригинальный лист, но на практике это пока не подтвердилось. Получить оригинал можно в . При себе иметь копию паспорта, договор аренды и 5 евро (2+3) за пошлину. Заявление вам могут помочь заполнить на стойке — в этом плане черногорцы вполне отзывчивы и дружелюбны, где бы вы ни обращались за гос. и фин. услугами. Нам помогали во всех налоговых, банке, земельном кадастре, единственная строгая тётенька попалась в кабинете № 7 одной из налоговых, когда мы пришли к ней за справкой, которая оказалась не нужна, но и эта тётенька в итоге помогла. Главное, быть любезным и не качать права:)
Очень. Много. Парков. В Подгорице
Очень. Много. Парков. В Подгорице

4. Перевод документов​

Переводчик вам нужен для перевода:) Для ВНЖ по трудоустройству переводчику нужно принести диплом с приложением и справку о несудимости. Оригиналы документов предоставлять необязательно, но желательно. Как договоритесь. Перевод стоит 15 евро за лист. Но за приложение к диплому с оценками переводчик возьмёт как за 4 листа, поскольку там шрифт мелкий и дисциплин много. А переводчик сделает шрифт перевода крупным. Читать действительно удобно, но лично мне показалось, что можно было бы сделать и в два раза мельче:)

5. Нострификация​

После получения переводов нужно нострифицировать диплом. Это процесс признания иностранного документа об образовании. Идёте в образования, получаете заявление и реквизиты для оплаты пошлины. К слову, это самая дорогая услуга, которую вам придётся оплатить — 100 евро. Проще всего оплатить в почтовом , поскольку российские карты не принимаются к оплате, да и не во всех банках обслуживаются иностранцы без ВНЖ. После отдаёте в Министерство копию диплома (на оригинал они даже не смотрят), а также три экземпляра перевода и один экземпляр перевода приложения. Через пять рабочих дней нужно прийти за Потврдой — справкой‑подтверждением о принятии документов на рассмотрение. Эту Потврду вы в итоге и отдаёте в МУП, не дожидаясь решения о нострификации. Только не забудьте её сфотографировать.

6. Первый визит в МУП​

Все срочные дела, на которые уйдёт несколько дней для готового результата, сделаны. Теперь на всякий случай, сходите в и на ломаном сербском попросите список документов для разрешения на работу (вдруг что‑то изменилось?). В МУПе не сильно охотно общаются на английском, особенно на информационной стойке, поэтому заранее заготовьте ключевые слова. Не пытайтесь строить правильные и длинные предложения, особенно с помощью гугл‑переводчика. Чтобы не услышать в ответ «Не чую ништа», достаточно нескольких ключевиков — в этом смысле гугл‑переводчик работает нормально. Кстати, это правило работает везде:) Кроме списка документов, на том же листочке вы найдёте реквизиты для оплаты пошлины.
Те самые правила квеста из МУПа
Те самые правила квеста из МУПа

7. Выписка из ЕГРЮЛ​

Ещё один документ, который нужно заказать, — выписка из реестра юридических лиц (Izvod iz CRPS‑a), то есть выписка на ту компанию, в которой вы собираетесь работать. Получать выписку должен директор с подписью и печатью. Но можно оформить доверенность на получение, с печатью‑подписью директора. На сербском языке, разумеется. Я составлял доверенность самостоятельно, с помощью гугл-переводчика, у меня приняли, разве только оригинал забрали вместо копии. Стоимость выписки — 5 евро на пошлину (оплачивать на почте). Реквизиты счёта и образец заявления берёте в этом‑самом .
Черногорцы во всём полако, но только не в авто. Стоят везде, ездят люто, часто нарушают правила
Черногорцы во всём "полако", но только не в авто. Стоят везде, ездят люто, часто нарушают правила

8. Медосмотр​

Дальше нужно пройти медосмотр. В любой частной клинике (в государственной, скорее всего не выйдет без боравака). Например, . Стоит 25 евро. С вами просто побеседует врач, спросит, готовы ли вы работать, как дела с вредными привычками и часто ли общаетесь с психиатрами?

9. Писана понуда​

Это письменное предложение работодателя заключить трудовой договор с работником. Главное основание для выдачи вам боравака по трудоустройству. Если работодатель — вы сами, то сами с собой и составляете эту Понуду. в сети есть, но он устаревший. При переделке не забудьте в шапке заменить статью закона на актуальную — čl. 70 Zakona o strancima. В целом, форма заполнения Понуды свободная — главное, там нужно указать зарплату‑нетто (не брутто). Срок договора — 1 год с момента выдачи боравака. Ваша должность и трудовые обязанности. А также режим рабочего дня и длительность отпуска. Датой составления Понуды должна быть дата подачи документов на ВНЖ, не раньше. И не забудьте про печать‑подпись. А ещё желательно сам документ озаглавить, как он числится в перечне МУПа — Pisana ponuda poslodavca za zapošljavanje stranca na određenom radnom mjestu.
Зима - дожди ходят неделями
Зима - дожди ходят неделями

10. Медицинская страховка​

Застраховаться нужно ни больше ни меньше — на 30 дней, в страховой вас обязательно спросят, когда вы пойдёте подавать документы, чтобы поставить соответствующую дату начала страхования. Я страховался в компании . Стоимость — 30 евро на 30 дней. Есть ещё Savo Osiguranje - там стоимость вероятно дешевле.

11. Паспорт и пошлины​

В конце вам остаётся откопировать все страницы паспорта, даже пустые. А также оплатить пошлины за ВНЖ, на момент моей подачи их сумма составляла — 67 евро (60+5+2), сейчас возможно, увеличилась до 69 евро, но это неточно.

Документы​

В итоге после квеста у вас в пакете должны быть следующие документы:
  1. Нотариальный договор аренды жилья — оригинал.
  2. Лист непокретности — возможна копия.
  3. Справка о несудимости — оригинал.
  4. Перевод справки о несудимости — оригинал.
  5. Потврда о приёме диплома на нострификацию — оригинал.
  6. Выписка из CRPS о регистрации компании — оригинал.
  7. Справка о медосмотре — оригинал.
  8. Писана Понуда — оригинал.
  9. Медицинская страховка — оригинал.
  10. Квитанции об оплате пошлин за ВНЖ — 3 штуки — оригиналы.
  11. Копии всех страниц паспорта.
Требинье. Визаран в Боснию. Вот-вот прилетят голодные утки
Требинье. Визаран в Боснию. Вот-вот прилетят голодные утки

Подача​

С этим пакетом вы отстаиваете очередь в МУПе (лучше подходить в 8 утра — народу меньше) и подаёте документы в одно из окошек — с № 12 по № 22. Говорят, есть более придирчивые специалисты, есть лояльные, а к «тому усатому мужчине» лучше вообще не подходить. В целом, так и есть, кто‑то у нас сразу принял все доки, кто-то сказал переделать пару доков. Единственное, «усатого» проверить не удалось, но вряд ли он настолько страшен, а учитывая обстоятельства, при которых это было сказано, наверняка всё наоборот.
Если вопросов к вашим документам не возникло — вам выдают опять же Потврду, где будет сказано, к какому числу приходить за решением. Если вопросы возникли, вам выдают Poziv na ispravok — запрос дополнительных документов и сведений — в котором указан срок, обычно неделя на исправление.
Вне зависимости от наличия или отсутствия вопросов, вас всё равно проводят к фотографу, который сделает очередное «неудачное», но счастливое фото на ваш боравак, снимет отпечатки пальцев и возьмёт образец подписи.

Получение​

Всё. Квест пройден. Остаётся ждать две недели. Приходить в МУП за готовым бораваком лучше с 13.00 до 15.00, с утра есть вероятность, что вас выпнут, т.к. либо боравак ещё не готов, либо работают они до обеда только на приём доков. Для получения не забудьте Потврду и вообще до получения боравака носите её с собой, так как это ваше основание для пребывания на территории Черногории, и платить тур.налог после её получения вы не обязаны (кстати, после заключения договора аренды вы так же освобождаетесь от тур.налога).
Горная Златица
Горная Златица

Сколько?​

Суммирую собственные расходы на боравак:
1. Регистрация договора аренды у нотариуса + переводчик​
61 евро​
2. Лист непокретности​
0-5 евро​
3. Переводы документов​
90 евро​
4. Нострификация​
100 евро​
5. Выписка из CRPS​
5 евро​
6. Медосмотр​
25 евро​
7. Мед.страховка​
30 евро​
8. Пошлины за боравак​
67 евро​
Итого
383 евро (плюс комиссии при оплате пошлин и транспортные расходы)​
Для сравнения — посредники в Черногории предлагают оформить ВНЖ по трудоустройству за 600 евро минимум (все пошлины и платежи включены, расходы на договор аренды - нет). За открытие компании берут минимум 1000 евро.
По срокам - если делать всё максимально быстро, то за дней 5-10 можно собрать документы и ещё через 15 дней получить боравак.
Надеюсь, кому‑то это пригодится, и всё у вас получится. Главное, преодолеть страх неизвестности и незнания языка, и делить надвое информацию, полученную от посредников.

clh2tyrbeklm_-mn5563m0ipvqw.jpeg











 
Сверху Снизу