Почему дорогие часы такие дорогие.

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0


Дисклеймер: я не мастер по ремонту, не дилер, а просто увлеченный часовой темой человек.
Собственно, стоимость часов разных топ марок всегда поражает воображение. И под дорогими часами стоит понимать часы от 1 миллиона рублей (хотя сейчас наверное еще дороже).
Сразу еще один дисклеймер: я не буду касаться дорогих микробрендов, потому что мало что знаю про них, и разных уникальных штучных экземляров, типа harry winston opus и так далее. Они заслуживают отдельного поста. Так что речь про масс маркет.
И последний дисклеймер: по заветам Хокинга я сведу к минимуму использование специализированных терминов, так что уважаемые маньяки и профессионалы не ждите много слов платина, мост, шатон, колесо, ангренаж и так далее :) Пост познавательно-развлекательный.
И сразу отсеку один вопрос - все дорогие часы механические. Это одна из заморочек этого мира и ниже вы поймете почему. Так что если вы напишете "какого хрена, кварц все равно точнее, удобнее и жить с ним проще" - да и еще раз да :) я сам отказался от механики в пользу кварца и счастлив. Но владельцы примеров из поста нас с вами не поймут и не оценят.
Плюс, стоит понимать что этот мир много ближе к ювелирке, соответственно в нем действуют законы ювелирки.
Собственно стоимость часов складывается из 4 составляющих:
1. Мануфактурность
2. Качество обработки
3. Технологичность
4. Маркетинг

Мануфактурность
Мир дорогих часов - это мир коллекционеров и зачастую писькомерства. Поэтому в нем действуют немного другие законы. Естественно, что breguet за 1500000 рублей будут показывать такое же время, как и смартфон или касио за 5000, тут выделиться не получится :) Поэтому первый столп - мануфактурность. Что это такое? Чем больше деталей и комплектующих сделано в пределах одной фабрики, тем это ценнее. При этом я говорю не о корпусах и браслетах, а о механизме. Откуда пошло это веяние я сказать не могу, потому что издавна в швейцарии были отдельные компании которые делали корпуса и отдельные компании по механизмам и все были довольны. Отчасти это конечно связано с патентами и секретами каждой компании, которые они не хотели бы раскрывать.



в этом механизме 703 детали. Конечно не все они сделаны в пределах фабрики Patek Philippe или женевского кантона, но достаточно большая часть.
А теперь о размере этих деталек. диаметр механизма 37 миллиметров:



То есть, для того чтобы быть максимально мануфактурными, нам нужно оборудовать производство. Поставить большое количество станков, которые будут изготавливать все эти мелкие детали из кусков металла с огромной точностью (о ней мы поговорим потом).



На видео пример мануфактурной фабрики брайтлинг (они конечно в ценовом сегменте ниже, но суть примерно та же).
Таким образом, мы в вами вложились в набор высокоточных станков. А некоторые компании даже винты себе сами делают (боюсь напутать кто именно, может другие любители подскажут).

И тут мы имеем первое отличие от массовых часов: у той же swatch group (swatch tissot longines certina и еще миллион брендов) есть огромное количество специализированных фабрик, на одних делают механизмы, на других детали, на третьих циферблаты и так далее. И их продукция начинает стоить дешевле для компании.
Дальше нам на мануфактуру нужны люди. Это тоже отдельный квест. Профессия часовщика вымирает, найти новых специалистов все сложнее, а их стоимость все выше. Представьте, какой склад ума и жизни надо иметь, чтобы всю жизнь с лупой в глазу собирать эти миниатюрные произведения искусства с минимальными допусками. Как раз видео как собирается тот самый механизм из 703 деталей:



А производительность труда таких товарищей невелика. Например на фабрике Audemars Piguet трудится около 50 человек, которые обеспечивают практически полный мануфактурный цикл производства. Полностью ручная сборка. Они за год сделают несколько тысяч часов на весь мир. А все вложения в оборудование и людей надо окупать. Поэтому получаем штучное производство с огромной себестоимостью.
И вот такие милые стальные(!!!) часы от них стоят около 40-45 тысяч евро. Стальные. Золотые еще дороже.



Из этого кстати проистекает одно неочевидное неудобство: если нужно обслужить мануфактурные часы, то скорее всего (не всегда, но часто), это смогут сделать только на заводе-изготовителе. Стоить это будет для нас с вами крайне нескромных цифр (для владельцев таких часов понятно цифры скромные), но и времени занимает от полугода. Есть истории ремонтов длиной в несколько лет. Ну и учитывая аспекты налогового законодательства, скорее всего придется самостоятельно их везти на фабрику, потому что при возврате из ремонта почтой или курьерами вас попросят уплатить пошлину. Хотя кто в здравом уме отправит часы стоимостью с премиальную машину почтой или каким-нибудь dhl?


Качество обработки
И вот тут мы погружаемся в мир ювелирки. Вообще качество обработки можно разделить на 2 направления: технологичное и декоративное.
Начнем с технологичного, тут все проще :) Хоть дорогие часы это ювелирка, они остаются часами. И покупатели ОЧЕНЬ обеспокоены вопросами точности хода. Хронометрическим стандартом считается уход не более чем на -1/+6 секунд в день, но топовые марки выставляют для своих творении еще более строгие рамки, например -2/+2 у ролекс или -3/+2 для женевского клейма. Механизм часов это история про подвижные части, соответственно про люфты и прочие отклонения от стандартов. Чем точнее мы обработаем каждую деталь и чем меньше на ней будут допуски, тем точнее будут идти часы. И тут помимо вложений в очень точные станки из части про мануфактурность у нас появляется необходимость полировки ВСЕГО. А я слабо себе представляю как отполировать каждый зубчик шестеренки размером чуть больше зернышка. А это необходимо сделать. Так что мы получаем еще одно удорожание процесса производства и выбраковку. А весь брак оплачивает покупатель :)

А теперь переходим к миру ювелирки. Вот тут начинаются самые коварные заморочки сообщества. Потому что всегда остается пространство для субъективного восприятия и в жизни эти аспекты вообще не важны!
1. Использование драгоценных металлов и камней. На этом этапе нет ничего интересного. Сделали корпус из золота или платины, получили удорожание выходных часов. Добавили камни - получили еще большее удорожание. Тут скорее интересный факт в том, что камни используются недорогие, а цена прибавляется как за камни средней цены. Геммологи думаю смогут про это рассказать лучше и подробнее меня :)
2. Художественная обработка корпуса. Эта история складывается из нескольких частей: качество сатинирования, качество полировки и четкость граней.
С сатинированием (это матовое покрытие, фактически шлифовка) все достаточно просто - чем тоньше зерно и оно равномернее, тем его сложнее сделать и тем больше оно ценится.
С четкостью граней ценятся максимально резкие переходы и грани, с минимальным радиусом скругления. Тут опять мы приходим к тому, что это достаточно сложно и дорого сделать. Фото таких граней сейчас к сожалению не найду, на фото полировки сможете их увидеть.
Полировка :) Это самое сладкое. Люди помешаны на полировке, готовы ломать копья и грызть глотки в спорах о ее качестве. Вообще, есть понятие зеркальной или черной полировки. Черной она называется потому что если смотреть на нее под углом в 90 градусов, то поверхность будет казаться черной, не будет никаких бликов и лишних отражений. Термин не из часового мира, а из металлообработки, насколько мне известно. Также полировку любят проверять отражением текста, там не должно быть искажений



Часы на фото не из топ лиги, но в нижней части видна такая полировка. Также хорошо видны грани на корпусе. И действительно дорогие часы так отполированы на всех полированных деталях. Достигается это опять же ручным и очень высококвалифицированным трудом, плюс процесс небыстрый.
А теперь самый необычный и смешной факт про полировку - если часы носить, все это великолепие придет в негодность очень, нет, ОЧЕНЬ быстро. полированная сталь, а особенно полированные драгметаллы царапаются о воздух. Поэтому еще очень дорогие часы не носят, а хранят в шкатулке :) или иногда очень редко надевают на какие-то мероприятия. Плюс, восстановить полировку такого качества вне заводских условий практически невозможно. А часы со следами повторной полировки в этом мире коллекционеров вообще фу, некомильфо и сразу дешевле.
3. Художественная отделка циферблата.
Циферблат это лицо часов, поэтому его отделке уделяют огромное внимание. Даже создание простого градиента требует порядка 10 операций: и напыления разных металлов и специальной обработки и дополнительной шлифовки и так далее. Но в мире дорогих часов все еще интереснее:
Есть техника гильоше, которая пришла по-моему из производства денег (могу ошибаться). Это рисование тонких непрерывных изогнутых линий. Собственно все узоры на купюрах это гильоше. в оформлении часовых циферблатов это делается или станками или вручную на дорогих марках, как пример audemar piguet выше: все эти квадратики сделаны в технике гильоше и практически целиком вручную. Этот труд ценится и высоко оплачивается.



Собственно линии на голубом фоне гильоше и есть
Некоторые марки идут еще дальше и превращают циферблаты в сделанные вручную произведения искусства:




Это сделанная вручную в единственном экземпляре мозаика, фактически произведение искусства.
Ну и вишенкой на торте та же зеркальная полировка меток и стрелок, желательно и с обратной стороны.
На отделке циферблата начинается настоящее сумасшествие: люди при выборе часов изучают все это с лупой(!!!) и ищут изъяны. и не дай бог что-то найдут. Это скандал, производитель испортился и вообще. Поэтому таким вещам уделяется тоже огромное внимание.
На видео ниже очень интересный пример такого часового коллекционера: они рассматривают часы под микроскопом (!!!). Но, это видео очень интересно тем, какое внимание и какой труд заложены в отделку циферблата



Кстати в видео также неплохо видно что такое та самая полировка :)
Еще оно интересно тем, что хорошо показана обработка механизма, и мы как раз можем перейти к ней.
3. Обработка механизма. Еще один нюанс, который не влияет на качество и точность хода часов это художественная обработка механизма. Он часто выставляется напоказ, люди платят много денег и хотят видеть красоту. На заглавном к посту фото механизм Lange sohne, на мой взгляд они лучшие в качестве обработки механизмов.



А это калибр Ролекс, с минимальной визуальной обработкой, но с одной из лучших технологических обработок деталей, у них поразительно точные часы.



А это дешевый и простой механизм сейко можно сказать вообще без обработки. Сравните разницу :)
Тем же женевским клеймом прописана необходимость финишной обработки всех видимых деталей механизма, например. А желательно еще и невидимых. И мы приходим к тому, что каждую деталь, каждый винтик надо: отполировать в то же зеркало, снять фаску на углах, отполировать фаску, украсить узорами каждую из них. Те самые полосы и кружочки и есть узоры и они очень ценятся. Все это делается почти вручную и проверяется вручную.
И мы опять получаем удорожание производства, еще один раунд выбраковки и возросшую себестоимость.










 


В первой части мы прошлись по визуальной составляющей и ручному труду. Во второй я расскажу вам про технологии и маркетинг. Предупреждаю сразу, она будет неоднозначной и где-то гаденькой.
Дисклеймер: я не утверждаю что эти методы продаж правильные, более того, они мне не нравятся. Я рассказываю о том, что есть, и буду рад, если полученные знания помогут вам и в других областях.

Технологии
Под технологиями я хотел бы затронуть то, что делает дорогие часы технологическими произведениями искусства. Вопрос применения современных технологии лучше вынесу в отдельный пост.
Вообще, технологии можно разделить на 2 категории: действительно технологии, которые двигают мир вперед и технологии ради технологий, такую вещь в себе.
Новые технологии. Часовой мир крайне консервативен, и основополагающие принципы часовых механизмов неизменный с 180о-х годов (баланс, спуск, принцип накопления энергии и так далее). Но, появляются изобретатели, который пытаются все улучшить и продвинуть микромеханику вперед. Наверное, самая значимая область - как сделать часы тоньше. Средняя толщина кварцевых часов около 8-9 миллиметров, механических около 11, а если в часах появляются усложнения (об этом буквально через 5 минут расскажу), то речь идет о 13 мм и больше. Я носил часы толщиной 13 с небольшим мм и это неудобно :) под рукав не спрячешь, постоянно за все ими цепляешься. А если надеваешь куртку с тугими манжетами, то становится совсем неудобно.
В компании Piaget (вообще это в первую очередь ювелирный дом, но они фанаты часов) еще давно начали исследования по уменьшению толщины. И вот так выглядят самые тонкие часы в мире:



Всего 2 миллиметра. Возьмите линейку и представьте себе, что такое 2 мм. Скажу честно, у меня есть огромные сомнения в возможности их использования, одно неаккуратное движение и их можно скатать в трубочку :)
И стоит вся эта радость около 16 тысяч долларов.
Но, есть и носибельные тонкие часы, конкретно bvlgari:



Их толщина меньше 6 мм, но они уже комфортны. По иронии судьбы, bvlgari это тоже ювелирный дом :) При этом в части часового производства считаются одними из самых больших инноваторов.

Но, эти упражнения в тонкости не делают действительно дорогие часы дорогими. Самым большим увеличением цены являются усложнения. Что такое усложнение? Классическими часами считаются 3 стрелки: Часы, минуты, секунды. Все, что есть в часах сверх этого - усложнение. Дата, хронограф, день недели, фазы луны и так далее. Но, есть ряд усложнений, очень ценных в часовом мире, которые запускают цену часов в небеса. Предупреждаю сразу, это и есть те технологии ради технологий. Обо всех я не расскажу, их очень много, но затрону самые известные и интересные.
1. Турбийон. Наверное самое известное усложнение среди обывателей :) Для чего он нужен? узел баланса, от стабильности которого зависит точность хода очень сильно подвержен гравитации, ведь основная его часть - очень тонкая пружинка, тоньше волоса. А карманные часы обычно жили в кармашке жилета в одном положении, соответственно шли не так точно. И в 1795 году основатель Бреге придумал устройство, постоянно вращающее узел баланса вокруг своей оси, чтобы убрать действие гравитации. Это и был турбийон.



В этом видео как раз хорошо рассказано о турбийоне. Кстати, это тот же парень из видео с микроскопом :)
Самое интересное, что в наручных часах он бесполезен! их положение в пространстве постоянно меняется. Так что это просто красиво :) Но, это капитально усложняет часы: мы получаем еще больше деталей, еще больше сложности сборки. Если я не ошибаюсь, турбийон прибавляет от 50 до 100 деталей в механизм.
Окей, он бесполезен, что делать? Добавлять осей вращения, как на видео ниже:



Это еще сильнее запускает стоимость часов в небеса, потому что такие многоосевые турбийоны очень редки и очень сложны в производстве и сборке. А еще часы с ними громоздки, как пример, часы из заголовка, обратите внимание на купольное стекло, которое превращает их в шкатулку на запястье. Честно, я не представляю как их носить.



Вот так выглядят часы с турбийоном из видео выше.
Интересный факт: знакомая обывателям по дороговизне марка ролекс не использует турбийоны и практически не использует большие усложнения. И это не мешает им задирать цены.
2. Вечный календарь. Вечная проблема механических часов - они умеют считать дату от 1 до 31, но не знают, сколько действительно дней в текущем месяце, високосный нынче год или нет. Производители часов придумали, как обойти это. Но вспомним, что они живут в мире, где не изобрели процессор :) Поэтому мы будем делать маленький механический процессор из шестеренок на запястье. Только представьте, внутрь часов запихнули еще и арифмометр, который по всем канонам жанра из первой части надо также изготовить и обработать. Часы на фото выше как раз оснащены вечным календарем, обратите внимание на 3 окошка на циферблате: слева и справа дни недели и месяц, в центре год, а дата показывается стрелкой вокруг циферблата.
3. Репетир. Фактически это часы с боем :) мы добавляем в часы небольшой гонг, который звенит через равные промежутки времени.
4. Уравнение времени. Крайне редкое и экзотичное усложнение. В 2 словах дело в том, что течение времени не постоянно и зависит от времени года. Точнее об этом могут сказать астрономы. Мы с вами живем по среднему времени, а истинное солнечное может варьироваться в пределах от -16 до +14 минут. Я не знаю, кому может понадобиться узнавать эту разницу, наверное астрономам, но если упрощать, если вам это нужно, мы встроим в ваши часы еще одни часы, чтобы вы могли видеть разницу между часами. (Привет Икзибит, твое дело живо!).
На самом деле таких усложнений еще очень и очень много: будильники, специализированные хронографы, ретроградное отображение показателей (когда стрелка ходит не по кругу, а в пределах одного сектора), регуляторы (когда для часов, минут и секунд есть свой отдельный циферблат), но рассказывать о них всех смысла нет.
Как вы понимаете, наличие всех этих, безусловно практически бесполезных функций очень сильно усложняют механизм и требуют огромных усилий по его сборке. Помните механизм на 703 детали из первого поста?





А вот так выглядят часы, в которые он вставлен. В них 20(!) усложнений. Стоимость этих часов мне неизвестна, но известно что исчисляется сотнями тысяч долларов.
Отдельно хочу отметить действительно необычные усложнения, которые относятся к способу отображения времени. Я обещал не останавливаться на микробрендах, которые на этом поднаторели, но мимо одного я не пройду:



Это Urwerk, крайне необычные немцы, которые делают идеальные часы для сутенеров :)
А в массмаркете попадаются такие необычные и красивые творения:



Обратите внимание на секундную стрелку (палочку, индикатор, я не знаю как это называть). Прошу прощения за качество видео, оператору явно было плохо :)

Интересный факт про усложнения. Всем этим добром абсолютно неудобно и очень страшно пользоваться. Наверное, за исключением вечного календаря. Очень нежелательно, чтобы такие часы останавливались, их потом очень сложно настроить назад, а толщина инструкции приближается к инструкции на машину (учитывая похожую стоимость, может толщина типографии прямо зависит от цены на вещь?). И что самое печальное, не дай бог нажать не ту кнопку не в то время. Скорее всего вы сломаете что-то в часах и они отправятся в очень долгий и дорогостоящий ремонт.

Маркетинг.

Друзья, как и обещал - гаденькая часть.

Еще раз: я не поддерживаю все, сказанное ниже (наверное за исключением Hamilton). Но, это существует и, я надеюсь, вам поможет распознать эти уловки и в других областях.

Итак, нам надо теперь все это великолепие продать, и продать за ценник, который мы хотим. Что же мы будем делать? Прибегать к когнитивным искажениям.

1. Аппелировать к истории. Часовой мир очень любит историю. Большинство марок перешагнуло 100летний рубеж, а столпы и 200 летний. Таким образом, покупатель прикасается к истории. Например Audemars Piguet это семейное предприятие, основанное в 1875 году, и с тех пор так и управляется семьями Адемар и Пиге, с сохранившимся распределением обязанностей: Адемары отвечают за технике, а Пиге за финансы. Исключение составляет Richard Mille, который основал свою компанию недавно, ставит ценники от 200 тысяч евро и отлично себя чувствует.

2. Использовать известные лица. Я не говорю сейчас о спортсменах и актерах. Это скучно. Например Patek Philippe это часы президентов. А Blancpain и Breguet очень любимы Путиным. Это уже другой уровень, возможность для покупателя приблизиться к вершителям судеб.

3. Продакт плейсмент. В этом сегменте лучше всего засветились Rolex и Omega. Ведь и те и те - часы Джеймса Бонда :) и еще они воевали за право полететь на луну. В итоге победила Omega и до сих пор выпускает серию часов moonwatch, сертифицированную NASA. Наверное единственное хорошее исключение это часы Hamilton, которые фактически являются официальными часами Голливуда. Почему хорошим? Потому что там это в первую очередь реквизит, связанный с американским менталитетом и сами то часы недорогие и отличные.

4. Спонсорство сфер. Причем сфер достаточно элитных. Каждая часовая марка, которая этим занимается, уже прочно закрепилась в головах людей с ассоциацией. Piaget и Jaeger le Coultre - конное поло, Rolex - яхтинг, Breitling - самолеты и так далее. Люди думают, что купив эти часы они станут ближе к этому явлению.

5. Искусственный дефицит. Самое гадкое, что можно придумать. Если вы хотите купить такие часы, будьте добры встать в лист ожидания. Да, на несколько лет. Более того, у вас нет 5 часов нашей марки? Извините, ничего не можем помочь. Ну или вам придется купить эти 5 часов вместе с тем, что вы хотели. Или знаете, этой модели скоро совсем не станет. Ну, мы так решили. Поэтому эти стальные часы теперь стоят 45 тысяч евро. И да, купите вы их через несколько лет, если останутся. И может быть не за 45 тысяч, а уже дороже. Ничего не напоминает? Машины, видеокарты? Самое удивительное, что на этот дефицит ведутся богатые и неглупые люди.











Источник
 
Сверху Снизу