Письмо Минфина об определении объектов бытового обслуживания – тревожный колокольчик или набат для объектов бытового обслуживания

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.080
Репутация
63.040
Реакции
277.393
RUB
0
До недавних пор владельцы объектов бытового обслуживания чаще всего использовали упрощенную систему налогообложения и не платили налог на имущество, но скоро это станет невозможным. Письмо Минфина № 03-05-04- 01/2101 от 16 января 2023 г. указывает на необходимость изменения налоговой базы объектов бытового обслуживания в пользу кадастровой стоимости.

Целью данной колонки является детальный разбор письма Минфина от 16 января 2023 г. № 03-05-04-01/2101.
В нем дано уточнение определения объектов бытового обслуживания и утверждение применения к таким объектам кадастровой стоимости в качестве налоговой базы.
Почему этот, казалось бы, рядовой документ влечет за собой риски обнищания малого бизнеса, микробизнеса и индивидуального предпринимательства? Разберем без эмоций, строго по сути.

Старая проблема

Письмо, о котором идет речь, касается уточнений и дополнений ст. 378.2 НК «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества». Обратимся к статье и принципам ее применения.
Линия Минфина в течение последних лет развивается с фокусом на то, чтобы с 2025 года осуществить тотальный переход к единой системе начисления налогов на имущество организаций с применением кадастровой стоимости в качестве налоговой базы.
Согласно ст. 378.2 НК для всех объектов торговли, общественного питания, офисных и коммерческих объектов этот метод уже применяется. Также в этой статье упоминаются и объекты бытового обслуживания.
Второе, что важно знать из ст. 378.2 НК является то, что кадастровая оценка в качестве налоговой базы применяется для объектов недвижимости, внесенных в соответствующий региональный перечень. Для внесения в него недвижимость должна отвечать хотя бы одному из двух признаков:
  1. Соответствовать типу объекта – быть коммерческим, торговым, офисным или объектом бытового обслуживания.
  2. Находиться на земельном участке, вид разрешенного использования которого предполагает размещение вышеуказанных объектов.
Но существовала одна проблема: если относительно торговых и офисных помещений в НК даны достаточно полные комментарии по определениям, видам и составу деятельности, то объекты бытового обслуживания оставались в слепой зоне.
Кодекс просто не содержал определения самого понятия, товаров и услуг, относящихся к данному виду деятельности.
Именно эту проблему и попытался решить Минфин своим письмом. Правда, создав другую проблему. Более сложную и потенциально опасную для экономики России. Так очередное уточнение законов ставит под угрозу саму возможность выживания малого предпринимательства...

Новая проблема на смену старой​

Итак, своим письмом Минфин рекомендует при определении объектов бытового обслуживания руководствоваться ГОСТом Р 57137-2016 и приказом Минпромторга от 10 мая 2016 г. № 1471.
В результате к «бытовым услугам» согласно собирательной классификационной группировке видов экономической деятельности «бытовые услуги» к общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) отнесены более 100 видов услуг, в числе которых:
  • пошив любой одежды;
  • деятельность по ремонту и изготовлению мебели;
  • изготовление ювелирных изделий;
  • автомобильный сектор – станции техобслуживания, шиномонтажи, мойки;
  • услуги дизайнеров, фотографов, художников;
  • ремонт бытовой техники;
  • прачечные и химчистки;
  • услуги по оздоровлению – СПА, бани (исключение составляют фитнес-центры и специализированные спортивные учреждения) и др.

Одним словом, практически весь малый бизнес, микробизнес и индивидуальное предпринимательство теперь автоматически отнесены к юрлицам, налогообложение объектов недвижимости которых должно осуществляться на базе кадастровой стоимости. А это станет для них непосильной ношей.
Проблема в том, что такой переход в разы увеличит налоговое бремя малого бизнеса, так как:

  • сделает невозможным применение УСН;
  • как следствие, не позволит избежать уплаты налога на имущество.

Возникают вопросы:​

  • является ли позиция Минфина «выживет сильнейший» конструктивной по отношению к развивающемуся бизнесу?;
  • каковы способы изыскания малым бизнесом дополнительных средств на оплату неожиданно возникших дополнительных налоговых сумм?;
  • что важнее: сбор налогов в увеличенных масштабах сегодня или здоровый конкурентный рынок завтра?
Хочется верить, что эти вопросы не останутся риторическими, а найдут свои грамотные ответы и практическое решение.

Сомнительный характер​

Минфин в своем письме ссылается на определение судебной коллегии по экономическим спорам ВС от 15 апреля 2022 г. № 305-ЭС21-27837, опираясь на которое утверждает справедливость своего решения.

Напомним: решения о применении к объектам бытовых услуг принципа кадастровой оценки в качестве налоговой базы.

Обратимся к судебному прецеденту и вынесенному в его ходе определению судебной коллегии: речь шла о частном случае привлечения ИП к ответственности за совершение налогового правонарушения из-за совмещения применения УСН с ПСН.

Нет ни слова об уточнении понятия «объекты бытового обслуживания», кадастровой стоимости объектов, толковании принципов налогообложения.

Юридически обоснованной связи рассматриваемого письма и данного определения просто нет, хотя Минфин берет именно его в основу защиты своего решения.

И немного о надежде​

Очевидно, что до тех пор, пока мы не перейдем к налогообложению от кадастровой стоимости, Минфин будет находить другие способы выжать из бизнеса все возможное и не очень.

Сейчас в зону риска попал весь малый бизнес, за счет которого Минфин увеличил базу налогоплательщиков, одновременно увеличив и сами налоги.

Но!..

Такова позиция Минфина. На региональных уровнях решения могут быть несколько иными.

Надеемся, более лояльными по отношению к малому бизнесу. Дело в том, что в любом случае должен соблюдаться законный принцип применения кадастровой оценки в качестве налоговой базы только при условии внесения объекта (в т.ч. объектов бытовых услуг) в соответствующий региональный перечень, о котором мы говорили чуть выше.

Как минимум, региональные власти могут быть более сдержанными в огульном внесении всех объектов бытовых услуг в этот перечень или будут изысканы пути дополнительных льгот и возможностей для малого бизнеса.

Если же этого не произойдет, то интересы малого бизнеса могут быть защищены судебной практикой даже в противовес мнению министерства. Когда речь идет о выживании, способы не выбирают.










 
Сверху Снизу