Пишущии‌ мальчик – «принтер» XVIII века⁣

Ralhf

Модератор
Команда форума
Модератор
Private Club
Регистрация
8/3/17
Сообщения
6.928
Репутация
7.354
Реакции
20.427
RUB
1.048
Депозит
42 рублей
Сделок через гаранта
1
На сегодняшнем уровне развития робототехники и механики сделать двигающегося робота, конечно, сложно, но ничего необычного современный человек уже не видит: да сколько уже такого было.

Однако в далеком 1770 году, двигающийся механизм, умевший , да не просто двигаться, а еще и писать рукописный текст, произвел ажиотаж. Речь идет о выдающемся механизме, называемом «Писатель», или «Каллиграф» или просто «Пишущий мальчик».

Внешность устройства обманчиво проста. Небольшой босоногий мальчик, ростом с пятилетнего ребёнка, сидит за деревянным столом и держит перо. Его легко принять за игрушечную куклу. Но внутри скрывается настоящее чудо инженерной мысли.

Каллиграф не просто выводит слова. Он поворачивает голову к чернильнице макает в неё гусиное перо, встряхивает его, чтобы предотвратить кляксы. Глаза автомата способны двигаться вслед за пишущим текстом.



scale_1200


Создал это произведение искусства Пьер Жаке Дро, к тому моменту знаменитый часовой мастер. Изготовлением часов Пьер Жаке Дро начал заниматься в 1738 году и достиг таких вершин, что его часы покупал, к примеру, королевский двор Испании, несмотря на довольно большую стоимость. Все дело в том, что и по качеству, и по сложности, да и по оформлению – часы нередко дополнялись музыкальными механизмами и жакемарами – его механизмы превосходили устройства других часовщиков.

Начатое дело переросло в знаменитейшую по сей день торговую часовую марку Jaquet Droz.



-2


В 1768 году мастер начал работу над двигающимся механизмом – автоматоном.

«Пишущий мальчик» стал первой автоматической куклой, созданной мастером в 1773 году. Тело «автоматона» было сделано из дерева, голова — из фарфора. На изготовление у часовщика ушло 20 месяцев.

Заводной мальчик выводил гусиным пером на чистом листе бумаге фразы (что-то вроде «Я люблю тебя, мой город» или «Пьер-Жаке Дро — мой изобретатель»), задумчиво смотрел на написанное, а затем выбрасывал листочек и снова начинал писать.

А сам мальчик состоит из четырех тысяч деталек – шестеренок, валов, зубчатых передач…



-3


Великолепное устройство можно было «запрограммировать» с тем, чтобы оно могло написать абсолютно любой текст, длиной сорок букв или знаков. При этом автоматон двигается словно живой человек: макает перо в чернильницу, покачивает головой и пишет букву за буквой. Правда рука не двигается, а перемещается бумага, но зато глаза пишущего мальчика словно бы следят за тем, что он пишет.



-4


Признаться, даже сегодня не совсем понятно, как можно было придумать и собрать подобный механизм. Сколько расчетов, усидчивости, терпения потребовалось мастерам - Пьеру Жаке Дро, Жану-Фредерику Лешо и Анри-Луи Жаке-Дро, чтобы их автоматон заработал. Создание заняло у них порядка двух лет.

Уникальность этого устройства еще и в том, что спустя 250 лет со дня изготовления он замечательно работает, завораживая своими «каллиграфическими» движениями зрителей.



-5


После «Пишущего мальчика» Пьер Жаке Дро создал еще два удивительных механизма – «Мужчина-художник» и «Женщина-Музыкант».

«Девушка-музыкант» была более сложной заводной фигурой, над ней работали уже три часовщика — отец и сын Дро, а также Фредерик Лешо. «Девушка-музыкант» была крупнее «Мальчика» и «Рисовальщика» — размером с восьмилетнего ребенка. Одета она была в кринолин с корсажем, украшенным бантами. Состоящая из 2 500 деталей девушка сидела за самым настоящим, только очень крохотным, клавесином и могла исполнить на нем пять музыкальных композиций — перед ней лежали ноты.

Музыка тоже была настоящей – она не была записана и не проигрывалась музыкальной шкатулкой: кукла в самом деле касалась пальцами клавиш инструмента, изготовленного по специальному заказу и состоящего из 24 труб.
Кукла даже «дышала» (было заметно, как двигается грудь) и совершала некоторые движения, как настоящий музыкант, а её глаза следили за тем, куда двигаются пальцы. Она играла пять мелодий, которые были написаны сыном Пьера Жаке-Дро — Анри-Луи Жаке-Дро.
Их презентация состоялась в Ла Шо-де-Фоне в 1774 году.

Успех был так велик, что возникли подражатели.

К тридцатым годам двадцатого века популярность автоматонов угасла – им на смену пришли «электрические» куклы, однако в 2003 году Jaquet Droz вновь выпустила в свет свой лучший механизм – «мальчик» вновь покорил всех, и компания приняла решение собрать для коллекционеров несколько копий своих устройств. За весьма внушительные деньги – стоимость каждого автоматона колеблется в районе миллиона евро.

Все три фигурки находятся в Музее искусства и истории Невшателя, они до сих пор работают с той же точностью, что и два века назад.

 
Назад
Сверху Снизу