Осторожный переезд в Нидерланды

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.294
RUB
0
В Интернете есть немало инструкций о том, как перебраться в Нидерланды. Но я все-таки расскажу о своем опыте поиска работы и переезда в эту европейскую страну. Помнится, и когда я только собирался рассылать резюме, и когда уже проходил собеседования, мне было очень интересно почитать об аналогичном опыте других коллег по цеху.

uf3asvlsfttiaqry8tmdvdwy1e8.jpeg


В общем, если вам интересен рассказ о том, как C++ программист из Подмосковья искал работу в Европе, желательно в Великобритании, а нашел-таки в Нидерландах, переехал туда сам и привез жену, все это с непогашенной ипотекой в России и с небольшими приключениями — добро пожаловать под кат.

Предыстория

Небольшой обзор моей карьеры, чтобы было примерно понятно, что я пытался продать потенциальным заграничным работодателям.

В 2005 году я закончил университет в родном Саратове и отправился в аспирантуру в подмосковную Дубну. Параллельно учебе подрабатывал, писал что-то на C++ (даже вспоминать стыдно). За три года успел разочароваться в научной карьере и в 2008 перебрался в Москву. С первой нормальной работой мне повезло (С++, Windows, Linux, хорошо поставленный процесс разработки), но в 2011 году я нашел новую. Тоже С++, только Linux и более интересный стек технологий.

В 2013 я наконец-то защитил кандидатскую и впервые решился как-то пошевелиться в направлении заграницы. Samsung проводил некую ярмарку в Москве, я отправил им резюме. В ответ меня даже пособеседовали по телефону. На английском! Корейцы произвели впечатление полных раздолбаев — ни моего резюме, ни высланной им заранее презентации у них не было. Зато они хихикали, натурально хихикали. Меня это сильно оскорбило, и я не расстроился, когда мне отказали. Чуть позже я узнал, что такой смех у корейцев — выражение нервозности. Теперь предпочитаю думать, что тот кореец тоже нервничал.

vbw7bv5yvvnv3iozazlsxg54uok.jpeg


Тогда идею заграницы я отбросил, сменил работу. С++, Linux, Windows, немножко даже для микроконтроллера пописал на C. В 2014 взял ипотеку, перебрался в ближайшее Подмосковье. В 2015 меня уволили (многих тогда уволили), я в спешке нашел работу. Понял, что ошибся, снова искал, и в том же 2015 попал в одно из лучших мест в Москве, да и вообще России. Лучшая работа в моей карьере, куча новых для меня технологий, ежегодные повышения зарплаты и отличный коллектив.

Тут бы и успокоиться, да? А вот не получилось. Нет какой-то одной причины, которая заставила меня решиться на переезд (я пока избегаю слова «эмиграция»). Тут всего понемногу: и желание проверить себя (а смогу ли я все время общаться на английском?), и скука спокойной жизни (выйти из зоны комфорта), и неуверенность в российском будущем (экономическом и социальном). Так или иначе, с 2017 года помимо хотения я начал предпринимать активные действия.

Поиск работы

Начал я с того, что решил подробно узнать о вакансии, которая уже года 4, если не все 6, мозолила мне глаза — «требуется C++ программист в российско-вьетнамскую компанию в Ханое». Я преодолел свою интроверсию и пообщался в соцсетях с незнакомыми мне людьми — русскими работниками той компании. Стало быстро понятно, что такие разговоры весьма полезны, а делать во Вьетнаме нечего. ОК, ищем дальше.

Из иностранных языков у меня только английский. Читаю, понятное дело. Еще стараюсь фильмы и сериалы смотреть в оригинале (с субтитрами, без них некомфортно). Поэтому для начала я решил ограничиться англоговорящими странами Европы. Потому как дальше Европы я уезжать не готов, ни тогда, ни сейчас (и родители не молодеют, и за квартирой иногда присматривать надо). Англоговорящих стран в Европе ровно 3 штуки — Великобритания, Ирландия и Мальта. Что же выбрать? Конечно, Лондон!

Bloomberg L.P.

Я обновил/завел себе профили на LinkedIn, Glassdoor, Monster и StackOverflow, заново составил резюме, перевел на английский. Начал просматривать вакансии, наткнулся на Bloomberg. Вспомнил, что еще годом или двумя ранее кто-то присылал мне буклет от Блумберга, и там все было так замечательно расписано, включая помощь при переезде, что я решил — буду пытаться попасть туда.

Я еще не успел ничего никуда отправить, как в мае 2017 года со мной связался рекрутер из Лондона. Предлагал вакансию в каком-то околофинансовом стартапе, предложил поговорить по телефону. В назначенные день и час позвонил мне на российский номер и, слово за слово, сообщил, что вот давай-ка ты попробуешь в Блумберг, там плюсисты нужны. А околофинансовый стартап? Ну там им уже не надо, или как-то так. Ну ладно, мне собственно в Блумберг-то и надо.

Уже сам факт, что я смог поговорить с настоящим англичанином (да, это был настоящий англичанин), и я его понял, и он меня понял, — вдохновлял. Я зарегистрировался, где надо, отправил резюме на определенную вакансию, указав, что меня нашел и за ручку привел этот рекрутер. Мне назначили первое видео-собеседование через пару недель. Рекрутер снабдил меня материалами для подготовки, отзывы на Glassdoor я прошерстил сам.

Собеседовал меня индус, примерно час. Вопросы во многом были похожи (или даже просто совпадали) на те, что я уже изучил. Была и теория, и собственно написание кода. Что меня больше всего радовало по окончании — я смог вести диалог, я понимал индуса. Второй сеанс видео связи назначили провести недели через полторы. На этот раз собеседующих было двое, один из них явно русскоговорящий. Я уже не только решал им задачки, но и задавал приготовленные вопросы, расспрашивал о проектах. После часа беседы, мне сказали, что сейчас у меня будет перерыв в 5 минут, а потом придет следующая пара собеседующих. Этого я не ожидал, но, понятное дело, не возражал. И опять: они мне — задачки, я им — вопросы. Итого два часа собеседования.

Но зато меня пригласили на финальное (как мне объяснил рекрутер) собеседование в Лондон! Выдали мне пригласительное письмо, с которым я отправился в визовый центр и за свои деньги оформил визу в UK. Билеты и отель оплатила приглашающая сторона. В середине июля я отправился в Лондон.

3-owmzj1_4i7vqtjakr0sz2ptyg.jpeg


Рекрутер встретил меня минут за 20 до собеседования, выдал последние инструкции и советы. Я ожидал, что меня будут опрашивать часов 6 (такое писали на Glassdoor), но была всего лишь часовая беседа с двумя технарями. Я им решил только одну задачку, остальное время меня спрашивали о моем опыте, а я расспрашивал об их проекте. Потом полчаса с HR, она уже интересовалась мотивацией, а у меня были заготовлены некоторые ответы. На прощание мне сказали, что т.к. какого-то менеджера сейчас нет, то он свяжется со мной попозже — через недельку-другую. Остаток дня я мотался по Лондону в свое удовольствие.

Я был уверен, что не облажался, и вообще все прошло хорошо. Поэтому по возвращению в Москву сразу же записался на ближайший экзамен IELTS (нужен для британской рабочей визы). Две недели потренировался писать сочинения эссе и сдал на 7.5 баллов. Этого бы не хватило на учебную визу, но для меня — без языковой практики, после всего двух недель подготовки — это было просто здорово. Впрочем, вскорости позвонил лондонский рекрутер и сообщил, что Блумберг меня не берет. «Не увидели достаточной мотивации». Ну ОК, ищем дальше.

Amazon

Еще когда я только собирался в Лондон, мне написали рекрутеры из Amazon и предложили поучаствовать в их hiring event в Осло. Так-то они набирают людей для работы в Ванкувере, но собеседования на этот раз проводят в Осло. В Канаду мне не надо, Амазон, судя по отзывам, — не самое приятное место, но я согласился. Решил набраться опыта, если выпала возможность.

h3fvtlcmljqsvpegvz1tppetgxc.jpeg


Сначала онлайн тест — две несложные задачи. Потом собственно приглашение в Осло. Норвежская виза в несколько раз дешевле британской и делается в 2 раза быстрее. На этот раз я оплачивал все сам, Амазон обещал все возместить постфактум. Осло удивил дороговизной, обилием электромобилей и общим впечатлением большой деревни. Само собеседование состояло из 4 этапов по 1 часу. На каждом этапе — один или пара собеседующих, разговор о моем опыте, задача от них, вопросы от меня. Я не блистал и через несколько дней получил закономерный отказ.

Из своей поездки в Норвегию я сделал пару новых выводов:

  • не стоит пытаться решить задачу с использованием статического полиморфизма, если тебя собеседует инженер, пишущий на Java (и, кажется, только на Java).
  • если ожидается компенсации за расходы в долларах — указывайте долларовый счет. Мой банк долларовый перевод на рублевый счет просто не принял.

Великобритания и Ирландия

Я зарегистрировался еще на паре британских сайтов с техническими вакансиями. Ах, какие там были указаны зарплаты! Но на мои отклики на этих сайтах никто не отвечал, а мое резюме никто не смотрел. Но меня как-то находили британские рекрутеры, говорили со мной, показывали некие вакансии и даже пересылали мое резюме работодателям. В процессе убеждали меня, что 60 тысяч фунтов в год — это много, никто меня не возьмет с такими хотелками. Так же выяснилось, что по резюме я — job hopper, т.к. сменил 4 работы за 6 лет, а надо хотя бы по 2 года тратить на каждую.

Я не пожалел 50 фунтов и отправил свое резюме на доработку вроде бы профессионалам. Профессионал выдал мне какой-то результат, я сделал пару замечаний, он исправил. За еще 25 фунтов мне предлагали написать сопроводительное письмо, но я, не впечатленный их предыдущим результатом, отказался. Само резюме я использовал в дальнейшем, но эффективность его не изменилась. Так что я склонен считать такие услуги разводом доверчивых и неуверенных в себе соискателей.

Кстати, британские и ирландские рекрутеры имеют дурную привычку звонить без предупреждения. Звонок может настигнуть где угодно — в метро, на обеде в шумной столовой, в туалете, конце концов. Только если сбросить их звонок, они пишут письмо с вопросом «Когда будет удобно поговорить?».

Да, я начал слать резюме и в Ирландию. Реакция была очень слабая — 2 безрезультатных звонка и вежливое письмо с отказом в ответ на десятка полтора или два отправленных резюме. У меня сложилось впечатление, что на всю Ирландию есть 8-10 кадровых агентств, и в каждое я минимум по разу уже писал.

Швеция

Тогда я решил, что пора расширить географию поисков. Где еще хорошо говорят по-английски? В Швеции и в Нидерландах. В Нидерландах я раньше не был, а в Швеции приходилось. Восторга страна не вызвала, но попробовать можно. Вот только вакансий в Швеции по моему профилю было еще меньше, чем в Ирландии. В итоге я получил одно видео собеседование c HR из Spotify, дальше которого не прошел, и недолгую переписку с Flightradar24. Эти ребята тихо слились, когда выяснилось, что я не собираюсь работать на них удаленно с перспективой когда-нибудь релоцироваться в Стокгольм.

Нидерланды

Пришла пора приниматься за Нидерланды. Для начала мы с женой съездили на несколько дней в Амстердам — посмотреть, как оно там. Весь исторический центр плотно прокурен травкой, но в целом мы решили, что страна приличная и жить можно. Так я начал смотреть вакансии в Нидерландах, не забывая, впрочем, и о Лондоне.

huqre_ribr5ecpcoelnmojzhk74.jpeg


Вакансий, по сравнению с Москвой или Лондоном, было не много, но больше, чем в Швеции. Где-то мне отказывали сразу, где-то — после первого онлайн теста, где-то — после первого интервью с HR (Booking.com, например, это было одно из самых странных интервью, до сих пор не понимаю, чего они хотели конкретно от меня и вообще), где-то — после двух видео собеседований, и в одном месте после выполненного тестового задания.

Структура собеседований нидерландских контор отличается от таковой в Блумберге или Амазоне. Обычно все начинается с онлайн теста, где надо за пару часов решить несколько (от 2 до 5) технических задач. Потом первое ознакомительное интервью (по телефону или скайпу) с техническими специалистами, разговор об опыте, проектах, вопросы типа «А как бы ты поступил в таком-то случае?». Далее следует или второе видео интервью с кем-то рангом повыше (архитектор, тимлид или менеджер) или то же самое, но уже в офисе, face to face.

Именно эти этапы я прошел с компаний, от которой в итоге и получил оффер. В декабре 2017-го я решил им 3 задачки на codility.com. Причем к тому времени я решения таких задач уже чуть ли не наизусть помнил, поэтому проблем они не вызвали. Это я к тому, что техническая часть везде примерно одинаковая (кроме Фейсбука, Гугла и пожалуй Блумберга — см.ниже). Через неделю состоялось телефонное собеседование, оно длилось час вместо обещанных 15 минут. И весь этот час я простоял в каком-то уголке своего опенспейса, стараясь не выглядеть подозрительным (ага, разговаривая по-английски). Еще через неделю мне пришлось выбивать из HR хоть какой-то ответ, который оказался положительным, и меня пригласили на on site собеседование в Эйндховене (перелет и проживание оплатили).

uypgcwtcdosztsfbjipsskzra_c.jpeg


В Эйндховен я приехал за день до самого собеседования и успел погулять по городу. Он поразил меня чистотой и теплой погодой: в январе было примерно как в теплом октябре в Москве и Подмосковье. Само собеседование состояло из трех часовых этапов, по 2 интервьюера на каждом. Темы для обсуждения — опыт, интересы, мотивация, ответы на мои вопросы. Чисто техническая часть закончилась на онлайн тесте. Один из собеседующих, видимо, решил опробовать модную методику — совместный обед. Мой совет, если будет возможность избежать такого — воспользуйтесь ею, а если вы сами собеседуете — не надо так делать, пожалуйста. Шум, гам, звон приборов, в итоге я еле слышал человека в метре от себя. Но в целом контора и люди мне понравились.

Через пару недель мне снова пришлось пинать HR, чтобы получить фидбек. Он снова был положительный, и вот только теперь мы стали обсуждать собственно деньги. Меня спросили, сколько я хочу, и предложили фиксированную зарплату и годовой бонус, зависящий от лично моих успехов, успехов моего подразделения и компании в целом. В сумме получалось несколько меньше, чем я запросил. Вспомнив всякие статьи о том, как выбивать себе большую зарплату, я решил поторговаться, несмотря на то, что статьи описывали в основном американские реалии. Я выбил себе еще пару тысяч гросс и в конце января 2018 года не без раздумий (см. ниже) принял оффер.

Yelp

Где-то в октябре 2017 я все-таки получил какую-то положительную реакцию из Лондона. Это была американская компания Yelp, набирающая инженеров в свой лондонский офис. Первым делом они прислали мне ссылку на короткий (15 минут, а не 2 часа!) тест на . После теста последовали с разницей неделю-полторы 3 собеседования по скайпу. И хотя дальше я не прошел, это были одни из лучших интервью для меня. Сами беседы были непринужденными, включали в себя и теорию с практикой, и разговоры за жизнь и опыт. Все 3 собеседующих были американцами, я понимал их без каких-либо проблем. Они не просто развернуто отвечали на мои вопросы, они действительно рассказывали о том, чем и как они там занимаются. Я даже не удержался и спросил, готовят ли их как-то специально к таким интервью. Сказали, что нет, просто набирают добровольцев. В общем, теперь у меня есть эталон видео/скайп собеседования.

Facebook и Google

Свой опыт с этими небезызвестными конторами я опишу в одном разделе не только потому, что процессы у них ну очень похожи, но и из-за того, что я собеседовался с ними практически в одно и то же время.

Где-то в середине ноября мне написал рекрутер из лондонского офиса Facebook. Это было неожиданно, но объяснимо — я посылал им свое резюме в июле. Через неделю после первого письма я поговорил с рекрутером по телефону, он посоветовал мне как следует подготовиться к первому скайп-интервью. Я взял 3 недели на подготовку, назначив собеседование на середину декабря.

Вдруг еще через пару дней мне написала рекрутер из Google! А в Гугл я ничего не отправлял. Тот факт, что такая компания сама нашла меня, здорово поднял мое ЧСВ. Впрочем, это быстро прошло. Я понимаю, что этот гигант может позволить себе пылесосить весь мир в поисках подходящих сотрудников. В общем, с Гуглом схема такая же: сначала оценочная беседа с HR (у меня она внезапно спросила сложность какого-то алгоритма сортировки в среднем и худшем случаях), потом HR выдает рекомендации по подготовке к интервью с техническими специалистами, само интервью происходит через несколько недель.

Итак, у меня на руках были списки ссылок на статьи/видео/прочие ресурсы от Фейсбука и Гугла, причем они во многом пересекались. Это, например, книга «Cracking the Coding Interview», сайты , , и . Книгу я знаю давно, и, как мне кажется, она не очень актуальна. Сейчас вопросы на собеседованиях потруднее и поинтереснее. На хакерранке я решал задачи еще со времени подготовки к Блумбергу. А вот стал для меня очень полезным открытием — очень многое из перечисленного там попалось мне на реальных собеседованиях.

bnhpkglbbxqi3attqamd9z-mdso.jpeg


В первой половине декабря 2017 с разницей в неделю у меня случились видео интервью с Фейсбуком и Гуглом. Каждое по 45 минут, на каждом было несложное техническое задание, оба интервьюера (один — британец, другой — швейцарец) были вежливы, жизнерадостны и непринужденно вели беседу. Забавно, что для Фейсбука я писал код на , а для Гугла — в Google Docs. И перед каждым из этих собеседований я думал: «Всего час позора и я займусь другими, более перспективными вариантами».

Но оказалось, что я успешно прошел этот этап в обоих случаях, и обе конторы приглашают меня в Лондон для on site собеседований. Я получил 2 пригласительных письма для визового центра и поначалу даже думал совместить все это в одной поездке. Но решил не заморачиваться, тем более, что UK выдает мультивизу сразу на полгода. В итоге в начале февраля 2018 я с разницей в неделю дважды летал в Лондон. Фейсбук оплатил перелет и одну ночь в отеле, так что обратно я летел ночью. Гугл — перелет и две ночи в отеле. Вообще, организационные вопросы Гугл решает на высшем уровне — быстро и четко. К тому моменту мне уже было с чем сравнивать.

Собеседования в офисах проходили по одному и тому же сценарию (сами офисы тоже расположены недалеко друг о друга). 5 раундов по 45 минут, по одному собеседующему на раунд. Час или около того на обед. Обедом кормят бесплатно, на весь обеденный перерыв предоставляют «экскурсовода» — кого-нибудь из нестарших инженеров, который собственно показывает, как пользоваться столовой, водит по офису и вообще поддерживает беседу. У своего проводника в Гугле я между делом поинтересовался, какой у них средний срок работы программиста. А то, мол, у нас в России 2 года — это нормально, а тут у вас сойдешь за job hopper’а. Он ответил, что в Гугле первые года 2 только вникают, как и что делать, а реальную пользу сотрудник начинает приносить лет через 5. Не совсем ответ на мой вопрос, но ясно, что цифры там другие (и совсем не вяжутся с ).

Кстати, не один и, кажется, даже не два инженера сказали, что перевелись в лондонский офис из Калифорнии. На мой вопрос «Почему?» объяснили, что в Долине жизнь за пределами работы скучна и однообразна, а в Лондоне — театры, картинные галереи и вообще цивилизация.

Сами же вопросы на всех раундах — все как описано на и сотнях других сайтов/видео/блогов. Дают выбор, где писать код — на доске или на ноутбуке. Я попробовал и так, и эдак, и выбрал доску. Как-то доска больше располагает к озвучиванию своих мыслей.

llfeigckj1esxselxzn2tphfuy0.jpeg


В Фейсбуке я выступил заметно лучше чем в Гугле. Возможно, сказалась общая усталость и навалившийся пофигизм — еще до этих поездок я получил и принял оффер из Нидерландов, пессимистично оценив свои шансы. Не жалею. Плюс, в Гугле один из собеседующих обладал мощнейшим французским акцентом. Это было ужасно. Я не понимал практически ни единого слова, постоянно переспрашивал и наверняка произвел впечатление полного идиота.

В итоге Гугл быстро отказал мне, а Фейсбук через три недели захотел провести еще одно интервью (по скайпу), мотивируя это тем, что они-де не смогли разобраться, насколько я подхожу именно на роль Senior Engineer. Тут у меня немного бомбануло, честно говоря. Последние 4 месяца я только и делаю, что прохожу собеседования и готовлюсь к собеседованиям, и вот опять?! Я вежливо поблагодарил и отказался.

Заключение

Оффер от не очень известной конторы из Нидерландов я принял как синицу в руке. Повторюсь, не жалею. Отношения России с Соединенным Королевством заметно испортились с тех пор, а в Нидерландах не только я получил разрешение на работу, но и жена. Впрочем, об этом потом.

Повествование внезапно получается длинным, поэтому я здесь прервусь. Если будет интересно — в следующих частях опишу сбор документов и переезд, а так же поиск женой работы в самих Нидерландах. Ну и о бытовых аспектах могу немного рассказать.





 
Оффер этот был из Нидерландов. Работодателям в этой стране относительно просто пригласить работника из-за рубежа (не из Евросоюза), поэтому бюрократической волокиты немного, а сам процесс оформления занимает всего несколько месяцев.

Но всегда можно самому себе создать сложности. Что я и сделал, чем затянул свой переезд еще на месяц. Если интересно почитать о хлопотах (нет, не сильно приятных) связанных с переездом IT семьи в Западную Европу — добро пожаловать под кат.

Оффер

Не знаю, насколько стандартный для Европы я получил оффер, но основные пункты в нем таковы (кроме зарплаты, конечно):

  • контракт бессрочный
  • испытательный срок 2 месяца
  • 40 рабочих часов в неделю
  • 25 рабочих дней отпуска в год
  • 30% рулинг (см.ниже)
  • оплата оформления всех документов (визы, виды на жительство) для всей семьи
  • оплата билетов для всей семьи в один конец
  • оплата за перевоз вещей и мебели
  • оплата временного жилья за первый месяц
  • помощь в поиске постоянного жилья
  • помощь в открытии счета в нидерландском банке
  • помощь в подаче первой налоговой декларации
  • если меня уволят в течении первого года, меня так же бесплатно релоцируют обратно в Россию
  • если я вздумаю уволиться в первые 18 месяцев, я обязан возместить половину от стоимости своего релокационного пакета, если увольняюсь между 18 и 24 месяцами — то четверть

Как позже я узнал из разговоров с коллегами, такой релокационный пакет оценивается в 10 тысяч евро. Т.е. увольняться в первые 2 года накладно, но кое-кто уволился (отсюда и известность суммы).

30% рулинг — это такая поблажка иностранным высококвалифицированным специалистам от нидерландского правительства. 30% дохода не облагаются налогом. Размер выгоды зависит от зарплаты, для обычного программиста это будет примерно 600-800 евро в месяц чистыми, что весьма неплохо.

Документы

Из документов от меня требовались:

  • переведенные и апостилированные свидетельства о рождении (мое и жены)
  • переведенное и апостилированное свидетельство о браке
  • копии моих дипломов
  • копии наших загранпаспортов

С копиями загранпаспортов все просто — они нужны только HR службе. Видимо, их прилагают к заявке на визы и виды на жительство. Я сделал сканы, отправил электронной почтой, и больше они нигде не потребовались.

Дипломы об образовании

Для визы и вида на жительство все мои дипломы не нужны. Они потребовались для проверки меня (background screening), которую по заказу работодателя провела некая британская контора. Интересно, что перевод им был не нужен, только сканы оригиналов.

Отослав требуемое, я решил на всякий случай апостилировать наши дипломы. Ладно я — уже нашел работу, но предполагалось, что жена тоже будет там работать, и кто знает, какие документы будут ей нужны.

Апостиль — это такая международная печать на документ, имеет силу в странах, подписавших Гаагскую конвенцию 1961 года. В отличие от документов, выдаваемых в ЗАГСе, дипломы можно апостилировать если и не в любом региональном министерстве образования, то в Москве — точно. И хотя дипломы, выданные в других городах, проверяются дольше (45 рабочих дней), это все равно удобно.

В конце февраля 2018 мы отдали 3 диплома на апостиль, в конце апреля забрали. Самое сложное — ждать и надеяться, что дипломы не потеряют.

Свидетельства о рождении и браке

Да, голландцам нужны именно свидетельства о рождении взрослых людей. Такой у них порядок регистрации. Причем нужен апостиль на оригиналы всех этих свидетельств, перевод этих документов (включая апостиль), и апостиль на перевод. И апостили не должны быть старше 6 месяцев — так мне сказали. Плюс я уже сам где-то нагуглил, что Нидерланды могут и не принять наши свидетельства о рождении советского образца, а вот современные российские — без проблем.

Да, я читал , как он в России сделал только апостиль, а перевод — уже в Нидерландах. Там есть так называемые поверенные переводчики, печать которых фактически заменяет апостиль. Но я, во-первых, хотел приехать уже с полностью готовыми документами, а во-вторых, до перевода надо было еще получить апостиль на оригинал.

А это хлопотно. Апостиль на документы, выданные в ЗАГСе, может поставить только областной ЗАГС того региона, где документы собственно были выданы. Где карточку получали, туда и идите. Мы с женой оба из Саратова и области, что хоть и не сильно далеко от Москвы, но мотаться из-за трех печатей не хотелось. Поэтому я сначала обратился в некую контору, которая вроде бы занимается такими делами. Но их сроки (в первую очередь) и цена (во вторую) меня совсем не устроили.

Поэтому был составлен план: жена оформляет на меня доверенность для обращения в ЗАГС, я беру отпуск на несколько дней и еду в Саратов, где получаю 2 новых свидетельства о рождении, сдаю 3 свидетельства на апостилирование, жду, забираю, возвращаюсь.

uojureyw_ehio2iabbml9lroayo.jpeg


Я заранее позвонил во все нужные ЗАГСы и уточнил расписание. С первыми тремя пунктами (доверенность, отпуск, поездка в Саратов) проблем не возникло. С получением нового свидетельства о рождении жены тоже — я пришел в ЗАГС, написал заявление об утере (это не я придумал), оплатил пошлину, получил новое. С учетом перерыва в ЗАГСе на обед это заняло примерно 2 часа. Про старое свидетельство даже не спрашивали, т.е. сейчас у нас по 2 свидетельства о рождении :)

За своим новым свидетельством я отправился в райцентр, в котором родился. Там мне, как единственному посетителю, меньше, чем за час выдали новый документ. Но вот беда — в нем указано другое место рождения! Т.е. в моем старом свидетельстве и в архиве ЗАГСа — разные населенные пункты.

Оба имеют ко мне отношение: в одном находится сам роддом, в другом — были прописаны родители на тот момент. По закону родители имеют право указать в документах любой этих адресов. Поначалу родители или выбрали, или оставили по умолчанию — один. А через несколько дней (это уже с их слов) решили изменить на другой. И работник ЗАГСа просто взяла и исправила в уже выданном свидетельстве адрес. А в архив изменения не внесла или даже не собиралась. Получается, я 35 лет жил с поддельным документом, и ничего :)

Так вот, теперь запись в архиве исправить нельзя, только по решению суда. Мало того, что некогда, так еще и суд вряд ли найдет для этого основания. У меня же во всех документах, включая свидетельство о браке и внутренний паспорт, указано то же место рождения, что и в старом свидетельстве о рождении. Т.е. их тоже придется менять. Загранпаспорт менять не надо, там место рождения указано весьма приблизительно: на русском — «Саратовская область», на английском — и вовсе «USSR».

kalliu81xxuw0ys27xwwqpcnwn0.jpeg


По закону на обмен свидетельства о браке отводится до 3 месяцев, хотя паспорт меняется за 10 дней. Это долго, очень долго. У меня же в контракте указана дата выхода на работу — 1 мая. В общем у меня было 2 варианта:

  1. понадеяться, что областной ЗАГС не запросит подтверждения у районного и поставит апостиль на мое старое свидетельство, а голландцы его примут
  2. менять свидетельство о браке и паспорт

Я уже чуть было не пошел по первому пути, но — спасибо заведующей ЗАГСа. Она пообещала как можно быстрее обменять свидетельство о браке. Я договорился с HR службой о переносе моей даты выхода на работу на месяц вперед, у нотариуса оформил доверенность на отца, сдал свидетельство о браке на обмен, заранее оплатил все пошлины, оставил все остальные документы в Саратове и вернулся в Подмосковье.

В ЗАГСах действительно все сделали очень быстро — за две с половиной недели обменяли свидетельство о браке, и еще 4 дня ушло на апостилирование. В конце марта 2018 отец по делам приезжал в Москву и привез мне все готовые документы. Остальное было сравнительно просто и неинтересно: я заказал перевод на английский в агентстве, апостиль на перевод получил в московском минюсте. Это заняло недели полторы. Итого каждый листочек A5 свидетельства превратился в 5 листов A4, заверенных печатями и подписями со всех сторон.

Паспорт

Обменял через Госуслуги. Все, как обещали: через неделю после подачи заявления пришло письмо о том, что я могу получить новый паспорт в своем местном МВД. Правда, МВД паспортами занимается всего 2 дня в неделю, поэтому паспорт я получил на 18-й день после заявления.

Визы

Вид на жительство, разрешение на работу — это все хорошо, но потом. Сначала в страну надо приехать. А для этого нужны визы.

Когда я наконец собрал все нужные документы, я их отсканировал и отправил HR-ам. Хорошо, что в Нидерландах обычные сканы имеют такую же юридическую силу, что и оригиналы, не пришлось пересылать документы физически. HR-ы подали заявку в миграционную службу. Миграционную служба через 3 недели выдала положительный ответ. Теперь мы с женой могли получить визы в Нидерландском посольстве в Москве.

Итак, на дворе середина мая, я должен приступить к работе в Эйндховене 1 июня. Но всего-то осталось: наклеить визу в паспорт, собрать чемодан и полететь. Как там попасть в посольство? Надо записаться на прием на их сайте. ОК, когда ближайшая дата? В середине июля?!

Я уже даже не волновался, после приключений с документами-то. Я просто начал звонить в посольство. Трубку не брали. На моем телефоне обнаружилась полезная функция автодозвона. Через несколько часов я таки дозвонился и объяснил ситуацию. Моя проблема была решена за несколько минут — нас с женой записали на прием через 3 дня.

Из документов посольству были нужны паспорта, фотографии, заполненные анкеты и подписанный трудовой договор. Все это у нас было. Но почему-то не подошли фото жены. Ни один из трех вариантов. Нас отправили делать четвертый в доме напротив. Фото сделали и даже взяли за это не втридорога, даже не в два раза :)

К вечеру я забрал наши паспорта с мульти-визами на 3 месяца. Все, можно выбирать рейс и лететь.

Вещи

Работодатель оплачивал мне перевоз вещей. Самим перевозом занимается международная контора, HR-ы с ней общались в Нидерландах, а я — с ее представителями в России.

Месяца за полтора до моего отъезда к нам домой приходила женщина из этой конторы, чтобы оценить объем перевозимых вещей. Мы решили ехать относительно налегке — никакой мебели, самая тяжелая вещь — мой десктоп (и тот без монитора). Но зато мы брали кучу вещей, обуви и косметики.

Из опять-таки документов от меня была нужна доверенность для прохождения таможни. Интересно, что из России нельзя без заключения экспертов вывозить картины, даже если это просто сделанный вами набросок. Жена немного занимается живописью, но ни картин, ни рисунков мы не брали, оставили все в квартире. В своей (хоть и ипотечной) квартире. Если бы мы уезжали «полностью» или со съемного жилья, было бы одной проблемой больше.

За неделю до отъезда, в назначенное время приехали 3 упаковщика. И очень быстро, очень здорово упаковали все наше барахло. Получилось 13 коробок разного размера, в среднем — где-то 40х50х60 см. Я отдал доверенность, получил список коробок и остался без компьютера, с одним только ноутбуком на ближайшие 6 недель.

Обустройство в Нидерландах

План по переезду у нас был такой: сначала лечу только я, обустраиваюсь там, снимаю постоянное жилье, прохожу испытательный срок. Если все хорошо, возвращаюсь за женой, и мы вместе прилетаем в Нидерланды.

Первая сложность, с которой я столкнулся по прилету — это как же позвонить на нидерландский номер? Мне все контакты выдали в формате +31(0)xxxxxxxxx, но на свои попытки набрать +310xxxxxxxxx я получал робо-ответ «Неверный номер». Хорошо, что в аэропорту был бесплатный WiFi. Я погуглил и разобрался: набирать надо либо +31xxxxxxxxx (международный формат), либо 0xxxxxxxxx (внутренний). Мелочь, но надо было озаботиться этим до прилета.

На первый месяц меня разместили на съемной квартире. Спальня, кухня совмещенная с гостиной, душ, стиральная и посудомоечная машины, холодильник, утюг — для одного человека самое то. Мне даже не приходилось сортировать мусор. Только управдом запретил выбрасывать стекло в общий мусор, поэтому весь первый месяц я тщательно избегал покупать что-либо в стеклянной таре.

На следующий после прилета день я встретился с Карен — моим проводником в мир голландской бюрократии и по совместительству агентом по недвижимости. Она заранее назначила мне встречи в банке и экспат-центре.

ev4qfrzz3bw2ev3fywp9pv76zzu.jpeg


Счет в банке

В банке все было очень просто. «Вы хотите открыть у нас счет, но вы еще не зарегистрированы в Нидерландах, и у вас нет BSN? Не проблема, сейчас все сделаем, а потом просто обновите данные в своем профиле на нашем сайте». Подозреваю, такому отношению способствовал подписанный контракт с моим работодателем. Еще банк продал мне liability insurance — страховку на случай, если я сломаю чью-нибудь чужую вещь. Пластиковую карту местной системы банк обещал прислать обычной почтой в течение недели. И прислал — сначала пин-код в конверте, через 2 дня — саму карту.

По поводу пластиковых карт. Еще когда мы с женой осенью приезжали посмотреть на Нидерланды, мы испытали это на себе — Visa и Mastercard принимают тут ой как не везде. Эти карты считаются тут кредитными (хотя у нас они были дебетовыми) и многие магазины с ними просто не связываются (из-за платы за эквайринг? не знаю). В Нидерландах есть свой тип дебетовых карт и своя система интернет платежей iDeal. По своему опыту могу сказать, что как минимум в Германии и Бельгии эти карты тоже принимают.

Вид на жительство

Экспат-центр — это некий облегченный вариант миграционной службы, там меня официально зарегистрировали по временному адресу, выдали BSN – главный номер резидента Нидерландов (ближайший аналог в России — ИНН) и сказали приходить за видом на работу и жительство через несколько дней. Кстати, мой ворох документов (апостиль, перевод, апостиль на перевод) вызвал легкое удивление, мне пришлось объяснять что есть что. Кстати номер два — страной рождения в моих нидерландских документах указан Sovjet-Unie, а страной прибытия — Rusland. Т.е. как минимум местные клерки в курсе этой метаморфозы нашего государства.

Вид на жительство с правом на работу высококвалифицированным специалистом (англ. highly skilled migrant, нид. kennismigrant) я получил примерно через 3 рабочих дня. Такая задержка никак не сказалась на работе — моя трехмесячная виза позволяла мне работать. Я могу сменить работу, но обязан оставаться именно таким специалистом. Т.е. моя зарплата должна быть не меньше определенной суммы. На 2019 год это € 58320 для людей старше тридцати.

vl5_gaklcplk6jezupziixrn5b0.jpeg


Сотовая связь

Местную сим-карту я купил самостоятельно. Карен посоветовала мне оператора (KPN) и где найти его магазин. Т.к. у меня не было финансовой истории в местном банке, контракт со мной не заключили бы, только продали prepaid симку. Мне повезло и магазин принимал Visa, я расплатился картой российского банка. Забегая вперед скажу, что я до сих пор использую эту prepaid карту. Я изучал тарифы и этого, и других операторов, и решил, что именно prepaid подходит мне лучше всего.

Медицинская проверка

Как прибывшему из не сильно благополучной страны, мне нужно было пройти флюорографию. Запись за 2 недели (в Нидерландах вообще по сравнению с Москвой все очень не спешно), почти 50 евро, и если через неделю мне не позвонят — то все в порядке. Не позвонили :)

Поиск съемного жилья

Я конечно еще из России смотрел объявления о сдаче квартир, но на месте мне пришлось быстро расстаться с надеждой найти жилье в пределах если не € 700, то хотя бы € 1000 (включая коммуналку). Дней через 10 после моего приезда, Карен прислала мне ссылки на пару десятков объявлений. Я выбрал из них 5 или 6, и на следующий день она повезла меня их смотреть.

Вообще в Нидерландах обычная практика сдавать жилье не только без мебели, что я еще могу понять, но и без пола — т.е. без ламината, линолеума и прочего, просто голый бетон. Вот этого я уже не понимаю. Пол забирают жильцы, когда съезжают, но какой от него толк на другой квартире? В общем, меблированных квартир немного, что несколько усложняло мою задачу. Но с другой стороны, 5 просмотров в день — это просто сказка по сравнению с Дублином или Стокгольмом.

Главный недостаток голландских квартир — нерациональное, на мой взгляд, использование площади. Квартиры бывают разные, от 30 до нескольких сотен квадратных метров, но меня, понятное дело, интересовали недорогие, т.е. небольшие. И вот, например, смотрю я квартиру в 45 квадратов. Там коридорчик, спальня, санузел и кухня совмещенная с гостиной — и все. Постоянное ощущение тесноты, 2 нужных нам рабочих стола поставить просто негде. А с другой стороны, я прекрасно помню, как моя семья из 4 человек неплохо жила в стандартной хрущевке на 44 метрах.

Еще у нидерландцев другие представления о температурном комфорте. В той квартире, например, входная дверь — это просто один слой стекла, и из квартиры она ведет сразу на улицу. Еще бывают квартиры в старых домах, там вообще все остекление однослойное. И поменять ничего нельзя, т.к. дом — памятник архитектуры. Если кому-то кажется, что зимы в Нидерландах мягкие, то так-то оно так, но центрального отопления нет, и местные могут держать дома +20 и ходить в одной футболке. А мы вот с женой, как оказалось, не можем. Мы и градусов держим побольше, и одеваемся потеплее.

Впрочем, я отвлекся. Из 5 вариантов я выбрал один: 3 комнаты, 75 метров, явно не новая, как написали бы у нас — «без евроремонта» (иронично, да?). Подписал договор, заплатил за первый месяц, отдал залог в размере месячной платы и что-то около € 250 риелтору со стороны хозяйки. Эти € 250 мне потом возместил работодатель.

sbu6bxvgefosi7cktpgvj2nzxve.jpeg


Рынок аренды квартир, как я понимаю, здесь регулируется государством. Например, мой договор (официально — на нидерландском, но есть перевод на английский) состоит всего из нескольких станиц, где перечислены в основном личные данные и отличия от типового, официально одобренного договора. По закону хозяин жилья не может повышать плату больше, чем на 6 или 7 процентов в год. Мне, например, на второй год цену подняли всего на 2.8%. Кстати, хозяйка моей съемной квартиры — одна из очень немногих встреченных мною здесь людей, которые очень плохо говорят по-английски. Но после подписания договора я ее и не видел ни разу, только поздравили друг друга с Рождеством и Новым годом в Whatsapp, и все.

Замечу еще, что жилье тут становится дороже год от года — и аренда, и покупка. Например, один из коллег освобождал квартиру, которую несколько лет снимал за примерно € 800 и хотел предложить снять ее своему знакомому. Но для знакомого цена была уже € 1200.

Интернет

В снятой квартире не было самого главного — интернета. Если погуглить, провайдеров тут — куча, большинство подключают по оптоволокну. Но: не везде это оптоволокно уже есть, и от заявки до подключения проходит несколько (до шести!) недель. Мой дом, как оказалось, этим благом цивилизации обделен. Чтобы подключиться через такого провайдера, мне надо в рабочее — естественно! — время дождаться монтажника. Причем скооперировавшись со всеми соседями снизу, т.к. кабель тянется с первого этажа. Я решил, что не готов к таким приключениям и отменил заявку.

В итоге я подключил интернет от Ziggo — по телевизионному кабелю, со скоростью отдачи в 10 раз меньше скорости закачки, в полтора раза дороже, но зато без монтажника и через 3 дня. Мне просто прислали по почте весь комплект оборудования, которое я сам и подключил. С тех пор все работает, скорость достаточно стабильна, нам хватает.

Переезд жены

Жилье я нашел, на работе проблем не было, так что согласно плану в начале августа я отправился за женой. Ей билет купил мой работодатель, я сам купил себе билет на тот же рейс.

Заранее записал ее на прием в банк и экспат-центр, ничего сложного в этом не оказалось. Ей точно так же открыли счет и выдали вид на жительство и разрешение на работу. Причем в отличие от меня она имеет право устраиваться на любую работу, не обязательно как высококвалифицированный специалист.

Потом она уже сама зарегистрировалась в местном муниципалитете и сделала флюорографию.

Медицинская страховка

Каждый житель Нидерландов обязан иметь медицинскую страховку и платить за нее минимум сто с чем-то евро в месяц. Новоприбывшие обязаны оформить страховку в течении четырех, кажется, месяцев. Если не оформят — им автоматически назначается страховка по умолчанию.

Я после первого месяца пребывания в Нидерландах выбрал себе и жене страховку, но оформить ее оказалось не очень просто. Я уже говорил, что голландцы — люди неспешные? Каждые несколько недель они запрашивали у меня то личные данные, то документы, то еще что-нибудь. В итоге страховки нам с женой оформили только в конце августа.

bwltw-zfl9l-grlghmta89ca1qq.jpeg


Кредитка

За первые два месяца я осознал, насколько неудобна местная дебетовая карта. В Интернете ею можно оплатить только там, где есть iDeal. Т.е. только на нидерландских сайтах. Ни оплатить Uber, например, ни купить билет на сайте Аэрофлота не получится. Мне была нужна нормальная карта — Visa или Mastercard. Ну Mastercard, конечно. Европа же.

А здесь это только кредитные карты. Причем их выдачей занимается не сам банк, а некая национальная контора. В начале августа я из своего личного кабинета на сайте банка отправил заявку на кредитную карту. Через несколько недель мне отказали на основании того, что я слишком недолго работаю на текущей работе. Я в ответном письме спросил, а сколько надо? Еще через месяц мне вдруг одобрили кредитку и прислали почтой в течении пары недель.

Рулинг

30% рулинг — это отличная вещь. Но чтобы его получить надо быть kennismigrant’ом и последние 18 месяцев перед приездом в Нидерланды жить дальше 150 км от Нидерландов. Жаль, что рулинга дают все меньше и меньше — когда-то он выдавался на 10 лет, потом на 8, сейчас только на 5.

Мой работодатель оплачивает услуги конторы-посредника, которая и подает в местную налоговую заявку на мой рулинг. Как мне рассказали коллеги, обычно на это уходит 2-3 месяца, после чего «чистая» зарплата становится сильно больше (и выплачивается положенное за месяцы без рулинга).

Я заполнил анкету и отправил документы в начале июня. Налоговая ответила, что вот как раз сейчас они переходят на электронный документооборот, и поэтому одобрение рулинга может занять больше времени. ОК. Через 3 месяца я начал пинать контору-посредника. Контора вяло передавала пинки в налоговую и обратно мне. В начале сентября мне переслали письмо от налоговой, в котором меня просили предоставить доказательства того, что я жил не в Нидерландах 18 месяцев до апреля 2018.

Совпадение? Не думаю. Именно в апреле я получил свой новый гражданский паспорт. Сейчас уже точно не помню, но кажется, скан паспорта прилагался к заявке на рулинг. В качестве доказательств можно показать счета за коммуналку на мое имя. Опять-таки, хорошо, что я жил в своей квартире уже несколько лет, и все счета приходили на мое имя. И я их все храню :) Родственники прислали мне фотографии нужных счетов, и я отправил их (с объяснением, что есть что) конторе-посреднику.

Опять мне пришло уведомление, что налоговая переходит на электронный документооборот, и рассмотрение заявки займет больше времени. В ноябре я опять начал пинать посредника, и пинал его до середины декабря, когда мне наконец-то одобрили рулинг. На мою зарплату он начал влиять с января, т.е. на оформление рулинга у меня ушло 7 месяцев.

fbaiqfxlzdjezceizfztdlgx7pe.jpeg


Жена находит работу

Здесь тоже все прошло по плану. Жена у меня — тестировщик ПО с опытом в 4 года. Первые несколько месяцев она продолжала работать на своего московского работодателя. Отдельное ему спасибо за то, что разрешил перейти на полностью удаленную работу. Плюс такого решения: не надо кидаться с головой в незнакомую среду и зарабатывать себе лишний стресс.

Минус: как оказалось, с момента регистрации здесь жена — налоговый резидент Нидерландов. Соответственно, должна платить налоги с любых доходов. Может быть, местная налоговая и не узнала бы об этих доходах, а может быть, и узнала бы (с 2019 года начался автоматический обмен налоговыми данными между Россией и странами Европы). В общем, мы решили не рисковать и указали эти доходы в налоговой декларации. Сколько придется заплатить — пока неизвестно, декларация в процессе подачи.

Где-то в ноябре жена начала искать работу уже здесь. Вакансий Software Tester’ов и QA Engineer’ов тут немного, но они есть. В подавляющем большинстве случаев требуются сертификаты ISTQB и/или Tmap. Ни того, ни другого у нее нет. Как я понимаю с ее слов, в России про это гораздо больше разговоров, чем реальной необходимости.

В итоге жене дважды отказали, даже не приглашая на собеседование. Третья попытка была успешнее — в начале декабря ее позвали на собеседование. Само собеседование длилось чуть больше часа и прошло в формате «разговор за жизнь»: расспрашивали, чем она занимается, как справляется с такими и такими ситуациями. Немного спросили об опыте в автоматизации (есть, но весьма небольшой), никаких технических вопросов не было. Все это чуть больше часа и на английском, конечно. Это был ее первый опыт прохождения интервью на иностранном языке.

Через пару недель позвали на второе собеседование — с владельцем и по совместительству директором компании. Тот же формат, те же темы, еще час разговоров. Еще через пару недель сказали, что готовы сделать оффер. Начали обсуждать детали. Я, помня о своем относительно успешном опыте, посоветовал немного поторговаться. Получилось и здесь.

Сам оффер — контракт на 1 год с перспективой перехода на постоянный, если все будет хорошо. Очень пригодилось разрешение на любую работу, т.к. по зарплате жена до kennismigrant’а не дотягивает пока. И рулинг ей не положен, ибо она уже несколько месяцев живет в Нидерландах.

В итоге с февраля 2019 жена полноценно работает software tester’ом в местной компании.

r0iybqtlhndyodsqcylzmobxvtw.jpeg


Местные права

Мой же статус kennismigrant’а помимо рулинга дает мне право обменять российские права на местные без сдачи экзамена. Это тоже большая экономия, т.к. уроки вождения и сам экзамен обойдутся в несколько тысяч евро. И все это будет на нидерландском.

Теперь, когда я получил рулинг, я занялся обменом прав. На сайте CBR — местного аналога ГИБДД — я заплатил 37 евро за медицинскую анкету, где просто отметил, что у меня нет проблем со здоровьем (я постоянно ношу очки, но там не было ничего про очки, только вижу ли я обоими глазами?). Т.к. у меня есть рулинг, и я обмениваю права категории B, медицинское обследование не требовалось. Через 2 недели я получил письмо о том, что CBR одобряет мне обмен прав. С этим письмом и прочими документами я отправился в свой местный муниципалитет, где заплатит еще 35 евро и отдал свои российские права (без перевода).

Еще через 2 недели меня известили, что новые права готовы. Я забрал их в том же муниципалитете. Российские права у меня действовали до 2021 года, но нидерландские выдали на 10 лет — до 2029-го. Плюс, в них помимо категории B указаны AM (мопеды) и T (трактора!).

Российские же права голландцы отправят в наше консульство, а консульство в конце года отправит их в Россию. Т.е. у меня есть несколько месяцев, чтобы перехватить права в Гааге, чтобы потом не искать их в МРЭО — то ли в саратовском, то ли в подмосковном.

Заключение

На этом наш процесс переезда и обустройства я считаю завершенным. Планы на ближайшие несколько лет — спокойно жить и работать. В следующей и последней части я расскажу о бытовых и рабочих аспектах жизни в Нидерландах.
 
3tlbncfo7le_-scioynaete88i4.jpeg


С тех пор прошел год. С одной стороны — немного, а другой — достаточно, чтобы поделиться своими опытом и наблюдениями.



Работа

Я бы не назвал Нидерланды лидером в высоких или информационных технологиях. Здесь нет офисов разработки мировых гигантов типа Google, Facebook, Apple, Microsoft. Есть местные конторы рангом помельче и… невысокая популярность профессии разработчика. Наверное, именно поэтому закон разрешает легко импортировать нужного специалиста.

Мне с дивана — потому что уже будучи в самих Нидерландах я работу не искал, только лениво пролистывал вакансии, когда скучно было — так вот, мне с дивана представляется, что больше всего IT работы в Амстердаме. Причем там работа больше связана в вебом и SaaS (Убер, Букинг — все в Амстердаме). Второе место с повышенной концентрацией вакансий — Эйндховен, город на юге Нидерландов, тут в основном всякий Embedded и Automotive. Работа есть и в других городах, крупных и не очень, но уже заметно меньше. Даже в Роттердаме IT вакансий не много.

Типы трудовых отношений

Я встречал в Нидерландах следующие способы найма IT специалистов на работу:

  1. Постоянный, он же бессрочный контракт. Больше прочих похож на стандартный способ трудоустройства в России. Плюсы: миграционная служба выдает вид на жительство сразу на 5 лет, банки выдают ипотеку, работника сложно уволить. Минус: не самая высокая зарплата.
  2. Временный контракт, от 3 до 12 месяцев. Минусы: вид на жительство вроде выдается только на срок контракта, контракт могут не продлить, банк скорее всего не даст ипотеку, если контракт короче 1 года. Плюс: за риск лишиться работы платят больше.
  3. Комбинация двух предыдущих. Контора-посредник заключает с работником постоянный контракт и сдает специалиста в аренду собственно работодателю. Контракты между конторами заключаются на небольшие сроки — месяца на 3. Плюс для работника: даже если у конечного работодателя дела пойдут не очень, и он не перезаключит очередной контракт, работник продолжит получать полную зарплату. Минус как и в любом бодишопе: продают тебя как эксперта, а платят как стажеру.

Кстати, мне доводилось слышать, что человека увольняли, не дожидаясь окончания контракта. С уведомлением за 2 месяца, но все-таки.

Методология

Тут очень любят Scrum, ну просто очень. Бывает, что в описаниях местных вакансий упоминаются Lean и/или Kanban, но в подавляющем большинстве — Scrum. Некоторые компании только начинают у себя его внедрять (да, в 2018-2019 годах). Некоторые же применяют настолько неистово, что это принимает форму карго-культа.

thtoziykh6mwbg4fplyn2_f7l6c.jpeg


К последним я отношу свою контору. У нас есть ежедневные планерки, ретроспективы, планирования спринтов, планирования крупных итераций (на 3-4 месяца), подробные общекомандные разборы предстоящих задач, отдельные митинги для скрам-мастеров, отдельные митинги для техлидов, митинги технического комитета, митинги владельцев компетенций и т.п. Мне и в России доводилось играть в скрам, но там не было такого бессмысленного соблюдения всех ритуалов.

Периодически народ жалуется на засилье митингов, но меньше их не становится. Еще один пример бессмысленности — индекс счастья команды, составляемый на каждой ретроспективе. Сама команда относится к нему довольно несерьезно, многие запросто с улыбками говорят, что они несчастны, могут даже флешмоб устроить (кто сказал «сговор»?). Я как-то спросил скрам-мастера, зачем это вообще надо? Он ответил, что менеджмент внимательно смотрит на этот индекс и старается поддерживать команды в приподнятом настроении. Как именно он это делает — я уже не спрашивал.

Интернациональный коллектив

Это мой случай. В моем окружении можно выделить 3 основные группы: нидерландцы, русские (точнее русскоговорящие, для местных русские, украинцы, белорусы — это все русские) и индусы (это для всех прочих они просто индусы, сами же себя они различают по многим критериям). Следующие по численности национальные «группировки»: индонезийцы (Индонезия была колонией Нидерландов, ее жители часто приезжают учиться, легко интегрируются и остаются), румыны и турки. Еще встречаются британцы, бельгийцы, испанцы, китайцы, колумбийцы.

Общий язык — английский. Хотя голландцы не стесняются между собой обсуждать и рабочие, и не рабочие темы на нидерландском языке (в опен-спейсе, т.е. при всех). Поначалу меня это удивляло, но теперь я и сам могу спросить что-нибудь по-русски. Все прочие в этом плане не отстают.

Понимание английского с некоторыми акцентами требует от меня усилий. Это, например, некоторые индусские акценты и испанский. Французов в моем подразделении нет, но иногда приходится по скайпу слушать нашего удаленного сотрудника-француза. Мне по-прежнему очень сложно понять французский акцент.

o7wkzvwbruvqwccetyxnml8bfwy.jpeg


Нидерландский коллектив

Это у жены на работе. 90% — местные. С неместными они говорят на английском, между собой — на нидерландском. Средний возраст выше, чем в российской IT компании, отношения — гораздо более деловые.

Стиль работы

Я бы сказал, такой же, как и в Москве. Мне приходилось слышать, что нидерландцы, мол, как роботы, работают от и до, ни на что не отвлекаясь. Нет, они и чаи гоняют, и в телефоне залипают, и фейсбук с ютубом смотрят, и всякие картинки постят в общий чат.

А вот график работы отличается от московского. Помнится, в Москве на одну из своих работ я приходил к 12 и был одним из первых. Здесь я обычно на рабочем месте в 8:15, и многие из моих нидерландских коллег уже час как в офисе. Но они и домой уходят в 4 часа дня.

Переработки бывают, но очень редко. Нормальный нидерландец проводит в офисе ровно 8 часов плюс перерыв на обед (не больше часа, но можно и меньше). Жесткого контроля времени нет, но если тупо прогулять день — это заметят и запомнят (один из местных так делал и не получил продления контракта).

Еще одно отличие от России — здесь нормальной является 36- или 32-часовая рабочая неделя. Зарплата уменьшается пропорционально, но для молодых родителей, например, все равно выходит выгоднее, чем оплачивать day care для детей за всю неделю. Это в IT, а так здесь бывают работы и с одним рабочим днем в неделю. Думаю, это отголоски прежних порядков. Работающие женщины здесь стали нормой совсем недавно — годах в 80-х. Раньше же девушка, выйдя замуж, переставала работать и занималась исключительно домашним хозяйством.

kxjvasr0cthxztggytpck-tonzy.jpeg


Жизнь

Сразу скажу — никакого культурного шока тут ни у меня, ни у жены не было. Да, тут многое устроено по-другому, но каких-то грандиозных отличий нет. В любом случае, ошибиться не страшно. Я не раз вел себя глупо и/или неправильно (пытался вынуть сканер из стенда в супермаркете, не нажав на нужную кнопку, пытался сфотографировать контролера в автобусе и т.п.), и меня просто вежливо поправляли.

Язык

Официальный язык, понятное дело, — нидерландский. Подавляющее большинство жителей весьма прилично знают английский и легко изъясняются на нем. За целый год я встретил всего двоих, которые плохо говорили на английском. Это хозяйка моей съемной квартиры и ремонтник, который приходил чинить поврежденную ураганом крышу.

У нидерландцев может быть легкий акцент в английском, склонность к шепелявости (например «first» могут произносить как «фёршт»). Но это абсолютно не проблема. Забавно, что они могут на английском говорить, используя нидерландскую грамматику. Например, чтобы узнать имя обсуждаемого человека, один мой коллега однажды спросил «How is he called?». Но во-первых, это редко случается, а во-вторых, чья бы корова мычала.

Нидерландский же язык хоть и несложный (похож и на английский, и на немецкий), но имеет некоторые звуки, которые русский человек, не то, что воспроизвести, но и расслышать правильно не может. Мой коллега долго пытался научить нас, русскоязычных, правильно произносить trui, но у нас так и не получилось. С другой стороны, для них нет особой разницы между ф и в, с и з, и наши собор, забор и запор звучат примерно одинаково.

Еще одна особенность, которая затрудняет изучение языка — повседневное произношение отличается от написания. Согласные редуцируются и озвончаются, могут появляться лишние гласные, а могут не появляться. Плюс куча местных акцентов в весьма небольшой стране.

s76c50sw55ja01wshw_lyftzkbm.jpeg


Бюрократия и документы

Если в устном общении всегда можно перейти на английский, то все официальные письма и документы приходится читать на нидерландском. Уведомление о регистрации по месту проживания, договор аренды, направление к врачу, напоминание об оплате налогов и т.д. и т.п. — все на нидерландском. Не представляю, что бы я делал без гугл-переводчика.

Транспорт

Начну со стереотипа. Да, тут много велосипедистов. Но если в центре Амстердама от них приходится постоянно уворачиваться, то в Эйндховене и окрестностях их меньше, чем автолюбителей.

Машина есть у очень многих. На машине ездят на работу (иногда даже за 100 км.), за покупками, развозят детей по школам и кружкам. На дорогах встречается всякое — от двадцатилетних малолитражек до американских огромных пикапов, от винтажных «Жуков» до новеньких «Тесл» (кстати, они тут и производятся — в Тилбурге). Я спрашивал у коллег: машина обходится примерно в € 200 в месяц, 100 на бензин, 100 на страховку.

Из общественного транспорта в моих краях только автобусы. На популярных маршрутах обычный интервал — это 10-15 минут, расписание соблюдается. Мой же автобус ходит раз в полчаса и всегда опаздывает на 3-10 минут. Удобнее всего завести именную транспортную карту (OV-chipkaart) и привязать ее к банковскому счету. На нее же можно докупить разные скидки. Например, утром моя поездка на работу стоит около € 2.5, а вечером домой — € 1.5. Итого в месяц мои транспортные расходы составляют примерно € 85-90, у жены так же.

Для путешествий по стране есть электрички (дорого, ходят часто и пунктуально) и автобусы FlixBus (дешево, но несколько раз в день в лучшем случае). Последние ходят по всей Европе, но трястись в автобусе больше 2 часов — сомнительное удовольствие, на мой взгляд.

qexbfxudgmsefxlip-_g6eljwrg.jpeg


Медицина

Приходилось слышать о том, что в Нидерландах все лечат долгими прогулками и парацетамолом? Это недалеко от правды. Сами местные не прочь пошутить на эту тему.

Выбор лекарств, которые можно купить без рецепта, весьма и весьма ограничен по сравнению с таковым в России. Чтобы попасть к врачу-специалисту, надо несколько раз безрезультатно сходить к семейному врачу (он же huisarts, он же GP – general practitioner). Вот он-то и может отправить пить парацетамол от всех болезней.

Хаусартс получает деньги от страховой просто за то, что человек к нему приписан. Но можно в любой момент сменить семейного врача. Бывают даже семейные врачи специально для экспатов. К такому ходим и мы с женой. Все общение на английском, конечно, сам врач вполне адекватный, ни разу нам парацетамола не предлагал. Но от первой жалобы до визита к специалисту проходит 1-2 месяца, которые тратятся на сдачу анализов и подбор препаратов («Используйте такую-то мазь, если не поможет — приходите через пару недель»).

Рецепт от наших экспатов: если подозреваешь у себя что-то нехорошее, а местные врачи не хотят даже проводить обследование — лети на Родину (Москва, Питер, Минск, etc.), получай диагноз там, переводи, показывай здесь. Говорят, работает. Жена привезла кучу своих медицинских бумаг с переводом, благодаря чему быстро попала к нужным врачам здесь и получила рецепты на нужные лекарства.

Про стоматологию ничего сказать не могу. Мы перед переездом походили к своим российским зубным, подлечили зубы. И когда бываем в России, заходим как минимум на профилактический осмотр. Один коллега, пакистанец, по простоте душевной сходил к нидерландскому стоматологу, полечил то 3, то ли 4 зуба. На € 700.

Страховки

Из хорошего: все визиты к семейному врачу и некоторые лекарства полностью покрываются медицинской страховкой. А если доплатить, то и часть расходов на стоматологию.

Сама медицинская страховка обязательна, обходится в среднем в € 115 на человека в зависимости от выбранных опций. Одна из важнейших опций — величина франшизы (eigen risico). Какие-то вещи страховка не покрывает, приходится платить самому. Но только до тех пор, пока сумма таких расходов за год не превысит эту франшизу. Все дальнейшие траты полностью покрываются страховкой. Соответственно, чем выше франшиза, тем дешевле страховка. Для тех, кто имеет проблемы со здоровьем и вынужден пристально следить за собственной тушкой, выгоднее иметь маленькую франшизу.

Я уже рассказывал про liability insurance – единственная страховка (помимо медицинской), которая у меня есть. Если я нанесу ущерб чужому имуществу, страховка это покроет. Вообще тут много страховок: на машину, на жилье, на адвоката в случае внезапной тяжбы, на порчу собственного имущества и т.д. Последней, кстати, нидерландцы стараются не злоупотреблять, иначе страховая просто откажет в самой страховке.

Развлечения и досуг

Я не театрал и не любитель музеев, поэтому от отсутствия первых не страдаю, а во вторые не хожу. Потому ничего не скажу об этом.

Важнейшим из искусств для нас является кино. С этим тут полный порядок. Большинство фильмов идут в прокате на английском с нидерландскими субтитрами. Билет стоит в среднем € 15. Но для постоянных клиентов (как моя жена, например) кинотеатры предлагают абонементы. € 20-30 в месяц (зависит от «уровня допуска») — и смотри сколько хочешь фильмов (но только по одному разу).

Бары с основном пивные, но есть и коктейльные. Цена коктейля — от € 7 до € 15, примерно в 3 раза дороже, чем в Москве.

Еще тут постоянно бывают всякие тематические ярмарки (например, тыквенная осенью) и образовательные выставки для детей, где можно пощупать робота. Мои коллеги с детьми очень любят такие мероприятия. Но тут уже нужна машина, т.к. ехать придется в какую-нибудь деревню в 30 километрах от города.

1o0g_q4nbp7gvyhe75jv_0irfx4.jpeg


Еда и продукты

Местная кухня изысканностью не отличается. Собственно кроме (картофельное пюре с зеленью и/или овощами) и едва соленой селедки ничего сугубо нидерландского вспомнить не могу.

Зато местные овощи — высший сорт! Помидоры, огурцы, баклажаны, морковь и прочая, и прочая — все местное и очень вкусное. И дорогое, очень хорошие помидоры — примерно € 5 за кило. Фрукты в основном привозные, как и в России. Ягоды — и так, и так, есть местные, есть испанские, например.

Свежее мясо продается в каждом супермаркете. В основном это свинина, курица и говядина. Свинина — самая дешевая, от € 8 за кило.

Очень мало колбас. Сырокопченые немецкие колбаски — хороши, копчено-вареные — плохи. Вообще, на мой вкус, все что тут делается из фарша, получается плохо. Местные сосиски буду есть, только если очень спешу и другой еды нет. Хамон, наверное, есть, но я не интересовался.

С сыром проблем нет (я интересовался :). Гауда, камамбер, бри, пармезан, дор блю — на любой вкус, € 10-25 за килограмм.

Гречка, кстати, есть в обычных супермаркетах. Правда, необжаренная. Молоко жирностью 1.5% и 3%. Вместо сметаны и творога — множество вариантов местного .

В супермаркетах постоянно бывают скидки на те или иные продукты. Бережливость — национальная черта нидерландцев, так что ничего зазорного в активной покупке акционных товаров нет. Даже если они не очень нужны :)

Доходы и расходы

Наша семья из 2 человек тратит на жизнь минимум € 3000 в месяц. Сюда входят аренда жилья (€ 1100), оплата всех коммунальных услуг (€ 250), страховки (€ 250), транспортные расходы (€ 200), питание (€ 400), одежда и недорогие развлечения (кино, кафе, поездки в соседние города). Совокупный доход двух работающих людей позволяет оплачивать все это, иногда делать более крупные покупки (я здесь купил 2 монитора, телевизор, 2 объектива) и откладывать деньги.

Зарплаты бывают разные, в IT они выше средней по стране. Главное помнить, что все обсуждаемые суммы — это до вычета налога и скорее всего с учетом отпускных. Один мой коллега из Азии был неприятно удивлен, когда выяснилось, что из его зарплаты забирают налоги. Отпускные составляют 8% от годовой зарплаты и платятся всегда в мае. Поэтому чтобы из годовой зарплаты получить месячную, делить надо не на 12, а на 12.96.

Налоги в Нидерландах, по сравнению с Россией, высокие. Шкала прогрессивная. Правила вычисления чистого дохода — нетривиальные. Помимо собственно налога на доход, есть еще пенсионные отчисления и налоговый кредит — эта штука уменьшает налогооблагаемую базу и, соответственно, налог. Калькулятор налогов дает верное представление о нетто-зарплате.

Я повторю прописную истину: перед переездом важно представлять себе уровень расходов и зарплат на новом месте. Оказывается, не все мои коллеги об этом знали. Кому-то повезло, и компания предложила денег больше, чем они просили. Кому — нет, и им пришлось уже через пару месяцев искать другую работу, потому что зарплата оказалась слишком маленькой.

Климат

Когда я уезжал в Нидерланды, я очень надеялся избавиться от долгой и унылой московской зимы. Прошлым летом тут было +35, в октябре +20 — красота! Но в ноябре наступила почти такая же серая и холодная хмарь. В феврале случились 2 весенние недели: +15 и солнце. Потом опять хмарь до апреля. В общем, хоть зима тут и гораздо теплее, чем в Москве, но такая же унылая.

Но тут чисто, очень чисто. Несмотря на то, что везде газоны и парки, т.е. грунта хватает, даже после сильного дождя нет грязи.

ve-h1_tpstwcba9nkjufizwojqq.jpeg


Мусор и его сортировка

В предыдущей части я упоминал, что на временной квартире мусор мне сортировать не приходилось. А теперь приходится. Я разделяю его на: бумагу, стекло, пищевые отходы, пластик и металл, старую одежду и обувь, батарейки и химические отходы, все прочее. Есть сайт местной компании, утилизирующей мусор, где можно узнать, что к какому типу мусора относится.

Каждый вид мусора вывозится отдельно по расписанию. Пищевые отходы — каждую неделю, бумага и прочее — раз в месяц, химотходы — два раза в год.

Вообще все, что относится к бытовому мусору, зависит от муниципалитета. Где-то мусор вообще не сортируют, все скидывают в подземные контейнеры (как в центрах больших городов), где-то всего 4 вида мусора, ну и где-то 7, как у меня.

Причем сами нидерландцы не очень верят во всю эту сортировку отходов. Мои коллеги не раз предполагали, что весь мусор просто вывозится в Китай, Индию, Африку (нужное подчеркнуть) и там тупо сваливается в огромные кучи.

Закон и порядок

Мне не приходилось общаться с полицией ни в России, ни в Нидерландах. Поэтому сравнивать не могу, а все нижеописанное — со слов коллег.

Полиция тут не всесильна и вполне себе дремлет. У коллеги трижды крали что-то из припаркованной у дома машины, но обращение в полицию ни разу не дало результата. Велосипеды тоже крадут только так. Поэтому и ездят многие на старье, которое не жалко.

С другой стороны, тут вполне безопасно. За год жизни я встретил всего одного человека, который вел себя неприлично (даже не агрессивно).

А еще тут есть такое понятие, как gedogen. Этот как лайт-версия нашего «если нельзя, но очень хочется — то можно». Gedogen допускает противоречия между законами и смотрит сквозь пальцы на некоторые нарушения.

Например, марихуану можно покупать, но нельзя продавать. Но ведь продают же. Ну и ладно, gedogen. Или кто-то задолжал государству налоги, но меньше € 50. Тогда фиг с ним, gedogen. Или в городе местный праздник, вопреки ПДД кучу детей везут в простой телеге не пристегнутыми под присмотром одного лишь тракториста. Ну праздник же, gedogen.

3lu6ccsgphjyuyj1mc8s6opuays.jpeg


Заключение

Здесь за многое надо платить, и это многое недешево. Но любая работа тут оплачивается достаточно хорошо. Нет десятикратной разницы между зарплатой программиста и уборщицы (и соответственно не получит программист зарплату в 5-6 раз больше медианной).

Доход разработчика хоть и неплох даже по нидерландским меркам, сильно отстает от такового в США. Да и престижных IT-работодателей тут почти нет.

Зато в Нидерланды легко пригласить на работу иностранного специалиста, поэтому нас тут много. Многие используют такую работу как трамплин для переезда в Штаты или более богатые части Европы (Лондон, Цюрих).

Для комфортной жизни достаточно знания одного только английского. По крайней мере в первые несколько лет. Климат хоть и мягче, чем в средней полосе России, но тоже способен вызвать зимнюю депрессию.

В целом же Нидерланды — это не рай и не ад. Это страна со своим стилем жизни, спокойным и неторопливым. Здесь чисто на улицах, нет бытовой русофобии и есть умеренное раздолбайство. Жизнь здесь — не предел мечтаний, но вполне комфортна.
 
Сверху Снизу