Не молчите о мошенничестве: как правильно заявить о киберпреступлении и почему это важно

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.223
Репутация
11.695
Реакции
61.957
RUB
50
Стать жертвой онлайн-мошенничества может каждый. Фишинговые письма, поддельные сайты, кража личных данных или денег — подобные преступления становятся все более распространенными.


Но что делать, если вы стали жертвой киберпреступников? Как и куда подать онлайн-заявление в полицию о мошенничестве, чтобы защитить себя от дальнейших угроз? В статье рассказываем о важных шагах, которые нужно предпринять в такой ситуации.

2oauizrqoout7529qbjrlzusy66tece9.jpg

Как распознать онлайн-мошенничество

Онлайн-мошенники часто используют хитрые методы, чтобы обмануть доверчивых пользователей. Но есть несколько ключевых признаков, которые могут помочь вам распознать мошенничество и избежать потери денег или личных данных:
  1. Слишком хорошо, чтобы быть правдой. Если вам предлагают слишком хорошие условия, например, невероятно низкие цены на товары или услуги, или быструю и легкую возможность заработать деньги, будьте осторожны. Вероятнее всего, это мошенничество.

  2. Срочность. Мошенники часто создают атмосферу срочности, чтобы пользователь не смог рационально подумать перед тем, как предоставить им информацию или деньги. Если вам говорят, что вы должны действовать немедленно, чтобы не упустить выгодное предложение, задумайтесь.

  3. Неизвестные источники. Будьте осторожны с письмами, звонками или сообщениями от неизвестных отправителей, особенно если они просят вас предоставить личную информацию или финансовые данные. Проверяйте отправителя и проверяйте информацию на официальных сайтах.

  4. Слишком много просьб о личной информации. Если от вас требуют предоставить слишком много личных данных, это может быть признаком мошенничества.
Если вы заметили хотя бы один из этих признаков, не нажимайте на ссылки, не отвечайте на сообщения и не предоставляйте личную информацию.

Что делать, если вы стали жертвой онлайн-мошенничества

Если вы стали жертвой онлайн-мошенничества, действовать нужно быстро и решительно. Если мошенники получили доступ к вашей банковской карте, немедленно заблокируйте ее. Свяжитесь с банком по телефону или через мобильное приложение и сообщите о ситуации. Измените пароли ко всем счетам, которые могли быть скомпрометированы мошенниками. Используйте сильные и уникальные пароли для каждого аккаунта.

Следующий шаг — заявление о мошенничестве в полицию. Многие пострадавшие от киберпреступников не обращаются в правоохранительные органы. Кому-то стыдно, а кто-то не считает такое происшествие достаточной причиной для обращения в полицию. Это неправильно.

Когда жертвы киберпреступлений не обращаются в полицию, это существенно затрудняет борьбу с киберпреступностью. Без официальных заявлений и жалоб от пострадавших органов правопорядка не имеют достаточных данных для расследования и идентификации преступников. Это приводит к недостатку данных, необходимых для адекватной оценки масштабов проблемы и определения приоритетных направлений для расследований и профилактических мер. В результате мошенники остаются безнаказанными, что стимулирует их к дальнейшему совершению преступлений. Более того, у населения формируется мнение, что органы правопорядка не могут или не хотят эффективно бороться с киберпреступностью, что снижает уровень доверия к правоохранительной системе в целом. Таким образом, отсутствие обращений в полицию усложняет работу по предотвращению и расследованию киберпреступлений и способствует их дальнейшему распространению.

Для обращения в полицию постарайтесь собрать доказательства и фактические подтверждения мошеннических действий. Это необходимо, чтобы написать заявление в полицию о мошенничестве. В качестве доказательств могут выступать:
  1. Скриншоты — делайте скриншоты всех подозрительных письменных сообщений, сайтов, реклам и других материалов, связанных с мошенничеством.
  2. Подтверждение общения — сохраняйте все письма, звонки, сообщения и другие формы переписки с мошенниками.
  3. История браузера — скопируйте историю посещения подозрительных сайтов.
  4. Свидетельские показания.
Важно собрать все, что может подтвердить ваше общение с мошенниками, помочь установить их личности и пролить свет на произошедшее.

Как подать заявление об онлайн-мошенничестве

Если вы стали жертвой онлайн-мошенничества, важно своевременно подать заявление в полицию онлайн или лично, чтобы зафиксировать преступление и начать следственные мероприятия. Чаще всего пострадавшие обращаются в полицию, но в зависимости от типа мошенничества может потребоваться обращение в специализированные органы. Например, в Роскомнадзор (в случае нарушения прав в интернете), в Федеральную службу по финансовому мониторингу (в случае финансовых мошенничеств) и т. д.

В первую очередь необходимо сообщить о мошенничестве в правоохранительные органы. Это можно сделать, как позвонив на номер 112, так и онлайн на странице .

В случае если пострадал ребенок, следует обратиться также на горячую линию «Ребенок в опасности» по телефону 8 800 200-19-10 (бесплатно, круглосуточно) или по номеру Всероссийского Детского телефона доверия 8–800–2000–122 (бесплатно, круглосуточно).

Если инцидент коснулся ваших финансов, необходимо сообщить в банк. Однако практика показывает, что на сегодняшний день не все банки готовы помочь: вернуть деньги или пойти на соглашение с пострадавшей стороной. Здесь уже стоит обратиться к юристу, особенно в случае того, когда мошенники заставили жертву взять один или несколько кредитов.

Постепенно судебная практика меняется, и имеются случаи, когда суд встает на сторону потерпевших в результате киберпреступлений.

Напомню, что мошенничество квалифицируется по ст. 159 УК РФ, ст. 7.27 КоАП. Если предметом преступления стали безналичные деньги, дополнительно ст. 128 ГК РФ.

Какие документы необходимы для подачи заявления:
  • документ, удостоверяющий личность (паспорт, загранпаспорт, водительское удостоверение и т. д.);
  • доказательства мошенничества (скриншоты, письма, история браузера, выписки из банка и т. д.).
Также для составления онлайн-заявления потребуется любая информация о предполагаемом преступнике. Например, имя, адрес, телефон, электронная почта, логин в соцсетях, IP-адрес и т. д.

Сама процедура подачи заявления достаточно проста. Алгоритм действий пострадавшего от кибермошенничества выглядит так:
  1. Зайти на .
  2. Выбрать раздел «Для граждан», а затем «Прием обращений граждан и организаций».
  3. Выбрать нужное подразделение и ознакомиться с порядком заполнения и подачи заявления.
  4. Написать заявление в полицию по факту мошенничества — описать ситуацию подробно и точно, прикрепить файлы с доказательствами и важной информацией по делу.
По правилам все поступившие заявления регистрируются и подлежат обязательному рассмотрению. Максимальный срок — 30 дней с даты обращения. Рекомендуем зафиксировать номер заявления и дату его подачи, а также сохранять все документы и информацию о мошенничестве.

Помните, что своевременная подача заявления в полицию онлайн или лично увеличивает шансы на компенсацию ущерба и предотвращает дальнейшие мошеннические действия со стороны преступников.

Как защитить себя от онлайн-мошенничества в будущем: практические советы

Киберпреступность, к сожалению, становится все более распространенной. Но не стоит паниковать. С помощью простых, но эффективных мер безопасности, вы можете значительно снизить риск стать жертвой онлайн-мошенничества.

В последние годы наблюдается устойчивый рост числа киберпреступлений. Причем большинство из них проще предотвратить, чем расследовать. Для этого достаточно соблюдать элементарные требования финансовой грамотности и информационной безопасности:

  • не указывайте личную информацию в открытых источниках;
  • меняйте пароли не реже, чем раз в полгода;
  • не используйте одинаковые пароли для всех ваших аккаунтов;включите двухфакторную для всех аккаунтов;
  • не сообщайте посторонним данные карты, пароли и другую персональную информацию;
  • поставьте лимит на сумму списаний или переводов в личном кабинете банка;
  • по всем возникающим вопросам обращайтесь в банк, выдавший карту;
  • не выполняйте никаких срочных запросов к действию, в том числе по установке каких бы то ни было приложений;
  • не перезванивайте по номерам и не переходите ни по каким ссылкам, которые приходят на e-mail или по SMS;
  • если вам уже пришло СМС с кодом, не сообщайте его никому, особенно «сотруднику банка».
Если мошенники воспользовались одной из своих преступных схем и похитили деньги со счета, необходимо сразу обратиться в полицию. Только в случае обращения в полицию есть надежда вернуть переведенные мошенникам деньги. Если пострадавших будет много, то добиться результативного рассмотрения дела будет проще.

Что касается преступлений, связанных с финансами, есть надежда, что еще до окончания расследования или даже без него, пострадавшие смогут получить обратно деньги, переведенные мошенникам. С 25 июля 2024 года вступают в силу поправки в закон «О национальной платежной системе», обязывающие банки контролировать транзакции клиентов. Если клиент банка переведет деньги на мошеннический счет, находящийся в специальной базе ЦБ, а банк пропустит эту операцию, он будет обязан компенсировать клиенту потери в полном объеме в течение 30 дней.

Поправки в закон «О национальной платежной системе» — это важный шаг в борьбе с кибермошенничеством. Однако успешность их реализации будет зависеть от нескольких факторов.

Во-первых, банки должны будут внедрить надежные системы для контроля и проверки транзакций, что требует значительных инвестиций в технологии и обучение персонала.

Во-вторых, необходимо наладить оперативное взаимодействие между банками и Центробанком для актуализации базы данных мошеннических счетов.

В-третьих, правоприменительная практика также играет важную роль; правоохранительные органы и суды должны эффективно работать с подобными случаями, поддерживая пострадавших и обеспечивая соблюдение закона.

Если все эти элементы будут функционировать слаженно, то вероятность того, что банки будут компенсировать потери клиентам, высока. Однако, как показывает практика, возможны трудности и задержки на этапе внедрения и отладки новых процедур. Важно также отметить, что осведомленность и осторожность клиентов остаются ключевыми факторами в предотвращении мошенничества.

Однако подобная инициатива сыграть дурную шутку с бдительностью граждан и нанести существенный удар по банковской сфере.

Безусловно, с подобными изменениями люди будут чувствовать себя безопаснее и спокойнее. Однако эта безопасность позволит людям менее внимательно подходить к переводам денежных средств.

Важно, чтобы и банки не несли убытки в связи с подобными изменениями. Возможно, было бы целесообразно ввести упрощенный порядок обращения банком в правоохранительные органы с заявлениями о мошенничестве, чтобы компенсировать свои убытки.

Отдельный совет — следить за последними тенденциями в области кибербезопасности, чтобы быть в курсе новых уязвимостей и угроз. Например, в последнее время участились случаи использования аккаунтов «Госуслуг» для разного рода киберпреступлений. Заполучив доступ к учетной записи, мошенники могут набрать кредитов на ваше имя и даже реализовать вашу недвижимость.

Заключение

Безопасность в интернете — это ответственность каждого. Но если беда случилась, не стоит ее замалчивать. Обязательно обращайтесь в полицию и пишите заявление на мошенничество. Помните, что каждое обращение — это маленький кирпичик в стене кибербезопасности, которую общество, государство и правоохранительные органы должны возводить совместными силами.


 
  • Теги
    киберпреступление мошенничество онлайн-мошенничество
  • Сверху Снизу