Налоговая система США: как это было

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.068
Репутация
63.040
Реакции
277.358
RUB
0
В Америке популярна поговорка: на свете неизменными остаются две вещи – смерть и налоги. Откуда у свободолюбивых граждан заокеанской страны такое почтение к налоговой системе? Чтобы это понять, понадобится обратить пристальное внимание на историю США.

Налоговая система США: как это было
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
На формирование налоговой системы влияют, как правило, внешнеполитические факторы (например, война), экономические обстоятельства (кризисы), а также проблемы с администрированием тех или иных налогов и сборов. В ряде случаев подобные факторы носят комплексный, то есть комбинированный характер.
Если говорить о США, то на развитие фискального сектора экономики этого государства оказали воздействие такие обстоятельства, как Гражданская и две Мировые войны, а также Великая депрессия.
На протяжении первых лет существования нового государства его власти в период с 1791 по 1802 годы ввели налоги на спирт, сахар, табак, конные экипажи, на ценные бумаги, на продажу рабов, а также на имущество, которое продавалось посредством организации аукционов.
В 1812 году США развязали агрессивную войну против бывшей метрополии с целью захвата Канады. Неудачно складывающиеся и затянувшиеся боевые действия нанесли серьезный удар по бюджету, а потому правительство страны ввело налоги на предметы роскоши (драгоценности и часы).
Способ, прямо скажем, не оригинальный. Так поступали еще власти Древнего Рима. В 1817 году эти налоги были отменены, их роль стали выполнять таможенные сборы на импортируемые США товары.
А в 1862 году с той же целью (компенсация оборонных расходов) был введен прогрессивный подоходный налог: страну расколола Гражданская война. Граждане, чей годовой доход составлял от 600 до 10 000 долларов, вносили в казну 3% от соответствующей суммы. Для богачей процент составлял уже 4% – 6%. В 1866 году американские налоговики собрали 310 миллионов долларов. Этот показатель им удалось превзойти лишь в 1911 году.
В конце XIX, начале Экс экс веков этот не самый популярный налог то отменяли, то вводили снова. Правительство пыталось опытным путем убедиться, можно ли заменить его иными сборами, например, акцизами на алкогольную и табачную продукцию. А принятая в 1913 году очередная поправка к Конституции предоставила Конгрессу право самостоятельно вводить и отменять любые федеральные налоги. И потому в 1918 году, когда США вступили в Первую мировую войну, фискальная система дала бюджету уже более миллиарда долларов во много благодаря подоходному налогу.

Наступил Черный вторник 1929 года. США на долгое время погрузились в депрессию. С целью покрытия бюджетного дефицита в 1932 году было организовано резкое повышение налогов. Так, ставка налога на доходы физлиц могла достигать 55%, а для налога на корпорации – 14%.

Поскольку эта реформа с треском провалилась, только усилив кризисные явления в экономике, ее инициатор (президент Гувер) проиграл выборы. К власти пришел Франклин Рузвельт. Тот в рамках предвыборных обещаний сулил американцам внедрение таких эффективных финансовых инструментов, как увеличение налогового бремени на сверхдоходы (75% при доходах свыше полумиллиона долларов), и отмену пресловутого Сухого закона. Позитивный эффект вроде был достигнут, однако это явление было кратковременным.

Уже в 1937 году бюджетный дефицит снова стал расти. Отчасти это объяснялось широким диапазоном реализуемых администрацией Рузвельта не самых эффективных социальных программ.
Президент стал прислушиваться к рекомендациям знаменитого экономиста Джона Кейнса (расходы государства и инвестиции необходимо еще сильнее увеличить для повышения платежеспособного спроса). Однако власти воздержались от принятия радикальных решений: налоги повышать перестали.

А вот с началом Второй мировой войны отдельные виды налогов стали взыматься по ставке порядка 96%. Рост военных расходов благотворно повлиял на экономику: безработица была ликвидирована практически полностью, ВВП демонстрировал ежегодный прирост в пять и более процентов. Гособоронзаказ позволил покончить с Великой депрессией. Рост занятости положительно отразился на числе налогоплательщиков, в 1945 году их насчитывалось 42 миллиона 600 тысяч человек, уплативших казне более 35 миллиардов (для сравнения: 3 миллиона 900 тысяч в 1919 году и сумма 2,2 миллиарда).



Пришедший на смену Рузвельту Трумэн не пошел на такой шаг, как снижение фискального бремени. А после начала войны в Корее в 1950 году налоги были увеличены.

Впервые в послевоенное время на снижение налогов пошел Кеннеди, который руководствовался теориями такого антагониста Кейнса, как Меллон.

С его подачи в США стала внедряться практика возврата платежей налогоплательщикам.
Кроме того, президент считал плодотворной точку зрения, согласно которой различные социальные льготы (например, в медицинской сфере) оживляют потребительский спрос и положительно воздействуют на экономику. Средний показатель снижения налогов при Кеннеди составил порядка 20% – 30%. Верхняя планка подоходного налога была снижена с 91% до 70%. Рост ВВП в то время составлял 3,74% в год. Но эскалация войны во Вьетнаме затормозила этот рост.

В 1968 году последовало новое (правда, небольшое) повышение налогов. При этом бюджетный дефицит находился на рекордно низком уровне, а вот инфляция была достаточно высока.

В период с 1971 по 1975 годы – новый поворот в сторону снижения налогов при одновременном снижении бюджетных расходов. Не помогло: экономика вступила в период рецессии. Свое влияние оказал и нефтяной кризис 1975 года.

В 1986 году президент Рональд Рейган провел масштабную налоговую реформу. В среднем подоходный налог был снижен на 23%, были введены три ставки: 15, 28% и 33%. В то же время фискальные органы США активизировали усилия по сокращению возможностей уклонения от уплаты налогов корпорациями.

Реформа помогла создать в стране свыше 40 миллионов рабочих мест. В то же время положение малоимущих граждан за счет сокращения социальных программ стало тяжелее. Что касается среднего класса, то среди сторонников и противников рейганомики споры о его положении в то время не утихают до сих пор.
Президент Джордж Буш-старший стал знаменит благодаря фантастическому налоговому кульбиту. В 1990 году на пресс-конференции он обратился к журналистам: читайте по моим губам, новых налогов не будет. А спустя две недели были резко подняты ставки налога на доходы богатых граждан.

Пришедший на смену республиканцу Бушу демократ Клинтон повысил ставку налога на доходы богатых американцев с 31% до 36%, что позволило на некоторое время получить профицитный бюджет.

Новый колебательный период в движении фискальных качелей последовал в 1999 году. В это время 20% самых богатых семей получили 49% национального дохода и уплатили 59% федеральных налогов. И те же самые люди получили 78% прибыли за счет сокращения налогов.

Реформа Буша-младшего начиная с 2001 года за десять лет сохранила налогоплательщикам 1,3 триллиона долларов. Был установлен обновленный минимум подоходного налога – 10%. Была обновлена вся сетка прогрессивной шкалы налогообложения:

  • ставка 28% была снижена до 25%;
  • 31% – до 28%;
  • 36% – до 33%;
  • 39,6% – до 35%.
А в 2003 году Буш сократил налог на дивиденды до 15 процентов.

Однако для приведения налоговой системы в соответствие с требованиями ВТО ряд льгот для корпораций в 2004 году был отменен.












 
Сверху Снизу