Новости Кухня мошенников

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Ветеран пробива
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.519
Репутация
63.590
Реакции
278.078
RUB
0
По данным, которые корреспонденты «Ленты.ру» получили в ходе журналистского расследования, сегодня мошенники звонят россиянам из восьми кол-центров на территории Украины — они находятся в , , , Хмельницком и Днепре.








При этом в мессенджерах и соцсетях, включая TikTok и Instagram (соцсеть запрещена в РФ; принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), легко можно найти вакансии от украинских кол-центров, которым требуются новые сотрудники.



В украинских Telegram-каналах с вакансиями едва ли не каждое третье (а в Днепре — и каждое второе) предложение так или иначе связано с работой в кол-центре. При этом в большинстве описаний даже не скрывают суть будущей работы, открыто заявляя: «Мы помогаем ВСУ, уничтожая экономику России».



«Необходима грамотная русская речь»​




От себя: в последнее время набирают таких селюков, что диву даёшься, кто им коды рассказывает. Картавые, шепелявые, неспособные связать без запинки пару предложений, говорящие на чудовищном суржике, малолетки, пенсионерки, выпускники коррекционных школ и психоневрологических диспансеров.



На фоне других объявлений о работе приглашения в такие кол-центры выделяются высоким уровнем зарплаты, привлекательными условиями труда, различными бонусами и целым рядом других параметров. При этом большинство предложений, вне зависимости от города и названия кол-центра, написаны не только на украинском, но и на русском языке.



Новичкам обещают комфортный офис в центре города, молодой коллектив, регулярные корпоративы, быстрый карьерный рост и своевременные выплаты. При этом издержки за проживание и питание сотрудников все кол-центры берут на себя. Платить сотрудникам поначалу обещают как минимум 300 долларов (29,2 тысячи рублей — здесь и далее курс на 10.08.2023).






Однако авторы объявлений обещают: уже через месяц работы в кол-центре зарплата вырастет до 1,5 тысячи долларов (146,1 тысячи рублей). Для сравнения: следом за одним из таких предложений размещена вакансия фармацевта с высшим образованием в аптеку — ему предлагают 17 тысяч гривен (460 долларов / 44,8 тысячи рублей) в месяц.



При этом в 2022 году среднемесячная зарплата украинцев составила 14 847 гривен (402 доллара / 39,2 тысячи рублей). Получать в разы больше этой суммы кол-центры предлагают всем желающим, включая несовершеннолетних, — на работу там готовы брать даже 16-летних подростков. Конечно, если выполнено одно важное условие.



Необходима грамотная русская речь и умение располагать к себе людей



из описания вакансии кол-центра телефонных мошенников.



Корреспондент «Ленты.ру» решила откликнуться на несколько таких объявлений, чтобы узнать, что скрывается за ними на самом деле. Легенда была такова: Александра, 25 лет. Недавно переехала из России в и теперь едва сводит концы с концами в поиске прибыльной работы — именно ее сулят кол-центры.



Первым делом Александра решила устроиться в один из трех кол-центров Днепра. Его типичная публикация в соцсетях — это слайд-шоу, в которых снимки разрушенных домов вместе с призывами «помочь своей стране и отомстить» чередуются с обещаниями хорошего и стабильного заработка, причем при минимальных нагрузках.



Первым заданием от менеджера кол-центра стало записать 30-секундное голосовое сообщение с рассказом о себе: его интересовал возраст, наличие судимостей и опыт офисной работы. Он скинул примеры жилья, которое арендуют для сотрудников кол-центра, — однокомнатные квартиры и квартиры-студии.



По данным местного сервиса объявлений, цена на месячную аренду такого жилья достигает 12 тысяч гривен (31,7 тысячи рублей). И оплату аренды, и переезд в съемное жилье кол-центр готов взять на себя — правда, чуть позже выяснилось, что квартира предоставляется лишь на первое время, а делить ее придется с несколькими новичками.



Мы компенсируем все, но только по факту приезда. Нас часто обманывают. Это строгая политика. По поводу соседства не переживай: мы лояльны, будут конфликты — поможем решить. Но скажу тебе так: через месяц при упорстве и желании сможешь арендовать отдельную квартиру. Ну и мы будем помогать едой



менеджер кол-центра в Днепре



Менеджер сразу берет Александру в оборот и начинает выстраивать логистику: по его словам, лучше поехать через или — «на границе с Россией точно возникнут проблемы». Сразу после пересечения пункта пропуска девушку обещают забрать из любого приграничного города и отвезти в Днепр. Выйти на работу можно уже на следующий день.



Первые пять-семь дней, объясняет менеджер, она будет проходить обучение, которое поделено на теорию и практику. За это время нужно выучить скрипты, которые потом будут использоваться в разговоре, освоить работу с базами данных и программы, а также специальные методички по технике общения.



Правда, менеджер признается: в первую неделю заработок составит не обещанные 400 долларов (39 тысяч рублей), а всего 50 (4,9 тысячи рублей). А дальше за Александрой должна закрепиться фиксированная ставка — те самые 400 долларов. Правда, не в неделю, как обещали в объявлении, а в месяц.



Дополнительно ты будешь получать процент с «закрытой трубки» (успешного обмана — прим. «Ленты.ру»). Особенно активные ребята в первый месяц 600-800 долларов делают. Бывали случаи, когда выносили (получали) и 1,5 тысячи долларов



менеджер кол-центра в Днепре



При этом менеджер советует не распространяться о российском гражданстве, оказавшись на Украине, хотя «среди коллег в офисе проблем не будет». «У нас твои даже гражданство получают», — говорит он и в качестве доказательства отправляет фотографию украинского паспорта нового образца одного из сотрудников.



На ID-карте замазаны дата и орган выдачи документа, место проживания и регистрационный номер, в качестве места рождения указан город Реутов .



Закончив с ключевыми вопросами, менеджер переходит к перечислению условий. Пятидневка, начало в 8:00, девятичасовой рабочий день с обедом, все это время нужно висеть на телефоне: «Разные направления, но в основном скам (мошенничество)».



Для знакомства с внутренней кухней кол-центра менеджер присылает ссылку на 30-минутное видео, которое начинается подборкой роликов из TikTok.



Из видео следует, что кол-центры телефонных мошенников на Украине существуют уже около 20 лет, большая их часть обманывала как россиян, так и украинцев. Но с началом СВО полиция перестала бороться с аферистами, вместо этого заставив их переключиться только на жителей России.



У украинских правоохранительных органов окончательно отпали вопросы к кол-центрам после того, как они стали перечислять немалый процент похищенных денег в пользу ВСУ. Причем главным показателем эффективности как отдельного кол-центра, так и каждого его сотрудника является число «закрытых трубок» — успешно обманутых россиян.



За одну «закрытую трубку» можно спокойно получить от 1000 до 2,5 тысячи долларов. На моем опыте парень «закрыл трубку» в 5000 долларов — и это он первый месяц работал



менеджер кол-центра в Днепре



Впрочем, понятно, что далеко не вся эта сумма уходит телефонному мошеннику — он получает лишь процент с каждой «закрытой трубки», который менеджер не спешит раскрывать.



По словам менеджера, с которым пообщалась корреспондент «Ленты.ру», новичков в кол-центрах называют «холодильниками». Поначалу они работают помощниками «клоузеров» — более опытных сотрудников, которые и «закрывают трубки». Вся работа «холодильников» сводится к обзвону россиян от имени силовиков или сотрудников Центробанка РФ.



Новички берут номера из баз данных, которые продаются в даркнете, и прощупывают людей



Импровизировать звонящим запрещается — они действуют строго по заготовленным текстам. За годы работы кол-центры создали базу с самыми частыми вопросами потенциальных потерпевших и проработали на них грамотные ответы.



После того как «холодильнику» удастся зацепить россиянина, в игру вступает «клоузер». По словам менеджера, подняться до этой должности можно спустя всего три месяца работы в кол-центре. При этом «клоузер» получает более высокий процент от каждой «закрытой трубки» и меньше негатива от тех, кого обманывает, — его основную часть получили «холодильники».



Успешные «клоузеры», в свою очередь, могут вырасти до коучей и заниматься только обучением новичков



Еще один пример успешного карьерного роста — это предложение от руководства открыть собственный кол-центр с оборотом в миллионы рублей и стать его начальником. Как объясняет менеджер днепровского кол-центра, первое время новоиспеченный начальник находится под присмотром.



Ему подбирают команду из восьми-девяти человек и выделяют отдельное помещение в общем офисе. Как только команда начинает показывать результаты, ее руководителю разрешают выбрать любой город Украины и открыть там по франшизе свой кол-центр. При этом такой проект получает полную поддержку вышестоящего руководства.



По поводу уголовной ответственности: идет конфликт с Россией, поэтому задержать нас не могут — пострадавшие находятся в стране-агрессоре



менеджер кол-центра в Днепре



Менеджеры кол-центров из Киева, и , с которыми пообщалась корреспондент «Ленты.ру», в целом повторили информацию своего коллеги из Днепра. Разница оказалась лишь в обещанном размере зарплаты. Самую высокую пообещали в Киеве: якобы там уже в первую неделю сотрудник кол-центра получает на руки 500 долларов (48,7 тысячи рублей).



То, что ты россиянка, для работы отлично — нам как раз нужны люди с русским говором



менеджер кол-центра в Киеве



Между тем расспросы корреспондента «Ленты.ру» в какой-то момент начинали настораживать менеджеров — и они переводили Александру на старших коллег. Те устраивали девушке свой допрос, но в целом, как и менеджеры, говорили о готовности взять ее на работу и помочь с обустройством на первое время.



Впрочем, на деле сотрудникам украинских кол-центров работается далеко не так комфортно, как это обещают при приеме на работу. Свидетельство тому — рассказ Кристины, экс-сотрудницы кол-центра в Днепре. Несмотря на его содержание, он почему-то включен в то видео, которое менеджер прислал для ознакомления Александре. По словам менеджера, все претензии у Кристины возникли просто потому, что она работала без энтузиазма. «Лента.ру» публикует ее монолог.



Кристина: Я училась в университете и долгое время работала в ресторане официанткой, но, когда писала диплом, приходилось постоянно брать отгулы, отпрашиваться. В итоге меня просто уволили. После защиты диплома обратно уже не брали — не было мест, а другую работу найти очень сложно.



Тогда я залила в соцсети историю с просьбой к знакомым помочь найти мне какую-нибудь вакансию. В конце концов мне позвонила старая знакомая и предложила «офис» — сразу предупредила, что надо будет звонить и втирать всякую дичь по телефону.



Я реально думала про такую работу, но не хотела, чтобы заскамили (обманули — здесь и далее прим. «Ленты.ру») меня: есть команды, которые просто кидают или подставляют своих работников. Но тут была знакомая, которая сказала, что работает там давно и ей хорошо платят. Я согласилась и пришла в «офис» — там меня встретил супервайзер.



Он провел мне экскурсию, показал кол-центр — это была большая комната со столами, компьютерами, наушниками и перегородками между ними. Видеонаблюдения в помещении не было — только при входе. Наверное, чтобы потом нельзя было доказать, чем мы занимались, если кто-то захочет слить видео.



В кол-центре также была игровая комната: там можно было поиграть в дартс или приставку, сделать себе кофе. Мне показали, как все работает, и пригласили на групповое обучение, которое шло несколько дней. Нам сразу сказали работать только по русским, предупредили, что работать по своим опасно и плохо.



Этим меня и зацепило: я понимала, что в условиях конфликта за скам русских мне ничего не будет. Мы учили теорию по «банку» (обману под видом банковских сотрудников), играли в Alias (настольную игру), чтобы раскрепоститься и научиться подбирать слова, потом нас сажали возле ребят, которые уже давно работают, и подключали наушники — нужно было просто слушать, что они говорят.



Так один день мы слушали, а на следующий уже шли работать. Главное правило в команде было — не «шошокать». Это самый легкий способ спалиться.



Я работала как оператор, звонила в Zoiper — специальной программе на компьютере — и говорила по скрипту заготовленный текст. На случай, если человек задавал какие-то вопросы или просто пытался проверить, не мошенники ли мы, у нас были специальные кнопки с популярными вопросами. Мы просто кликали на них — и озвучивали написанный текст.



Кристина: Вообще разводить людей сложно. В день делаешь по 400-500 звонков и надеешься, что хотя бы один закроешь плюсовым (успешным). Те, кто работает давно, могут даже по пять-семь закрывать. А в целом наш «офис» закрывал в день до сотни, а два-три раза и больше закрывали.



После того как удалось развести человека, мы просто звоним следующему. Лично я или другие операторы ничего не снимали с карт. Этим занимаются «клоузеры». Их меньше в команде, и обычно они занимаются фигней — играют в телефон, дартс или в приставку.



Просто не каждый звонок «плюсовой» — и «клоузеры» ждут сигнал, когда можно приступать к работе



Операторы их просто ненавидят, потому что им приходится очень много говорить, а «клоузерам» остается лишь довести работу до конца. В кол-центрах есть ставки по зарплате, но на деле почти весь заработок — это проценты. Операторы зарабатывают копейки по сравнению с начальством.



У меня был максимум, на который я развела человека, — 400 тысяч рублей. Естественно, большая часть из этой суммы ушла не мне. К тому же трубку закрыл «клоузер». В месяц я больше 800 долларов не зарабатывала. Недавно видела объявление, что ищут оператора с зарплатой в 2000 гривен (54 доллара) в неделю.



Короче, операторы разводят русских, а начальство разводит операторов. Хотя я слышала, что есть кол-центры, где платят много. Знакомый рассказывал, что его друг работает на радио и у него очень крутой голос — так вот он [на мошеннических звонках] зарабатывает 4000 долларов в месяц.



«Офис», в котором я работала, менты не трогали. Я знаю, что всех крышуют, но иногда вижу, что кого-то прикрывают. У нас часто шутили: мол, не было ли около дома тонированных черных микроавтобусов — на таких машинах обычно ездят сотрудники , когда хотят кого-то накрыть.



Я в последний день разговаривала с бабулей — она разревелась по телефону, очень переживала за деньги. В итоге я тоже заплакала и положила трубку — не выдержала. Потом я приняла еще несколько звонков и ушла. Взяла отпуск, но так из него и не вернулась. Ты вроде понимаешь, что там русские — и многие из них поддерживают происходящее.



Хочешь кинуть их на деньги, но когда попадаются старики — кидать их бывает очень сложно. Их вроде и обмануть легче всего, но и делать это не хочется. Знаю, что у нас есть кол-центры, которые скамят по-жесткому: они притворяются ментами, говорят, что кто-то из близких попал в аварию. Вообще у нас тут у каждого есть хоть один знакомый, который работает в кол-центре. Но я рада, что ушла оттуда.



Деятельность телефонных мошенников в последние годы достигла угрожающих масштабов: по данным Центробанка (ЦБ) РФ, объем хищений с банковских карт и счетов россиян вырос в два раза — с 6,4 миллиарда рублей в 2019 году до 14,1 миллиарда рублей в 2022-м.



А в нынешнем году в плане объемов хищений может быть установлен новый рекорд: согласно информации ЦБ РФ, уже в первом квартале 2023 года мошенники обманули россиян на 4,5 миллиарда рублей.



Это на 38 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года



Такая статистика может указывать на то, что россияне стали реже попадаться на уловки аферистов — но последние теперь похищают большие суммы у тех, кого смогли обмануть. При этом с каждым годом банки возвращают все меньше денег, похищенных мошенниками.



По данным ЦБ РФ, в 2022 году при рекордной сумме хищений банки вернули всего 618 миллионов рублей — меньше, чем в предыдущие годы.



Основная проблема с возвратом состоит в том, что потерпевшие чаще всего переводят деньги мошенникам добровольно: как через зеркальные (поддельные) сайты, так и через официальные банковские приложения



Именно последний способ хищений в 2022 году оказался наиболее популярным и принес аферистам более 9 миллиардов рублей. Что касается схем с кражей денег под предлогом продажи товаров и услуг, то они принесли мошенникам всего 2,5 миллиарда рублей — в два раза меньше, чем в 2020-2021 годах.



Как рассказал в беседе с «Лентой.ру» руководитель магистерской программы «Информационные войны» , хищение денег у россиян — лишь одна из задач организаторов украинских кол-центров. Вторая, едва ли не более важная задача, — политическая: именно для этого людей обманом толкают на поджоги военкоматов.



Впрочем, по мнению адвоката Олега Матюнина, проблему телефонного мошенничества невозможно решить исключительно силами правоохранительных органов — защита уязвимых перед аферистами категорий людей (особенно пенсионеров) во многом зависит от их близких.



Элементарные разговоры с пожилыми родственниками могут стать хорошей профилактикой телефонного мошенничества. Рассказывайте им реальные истории обмана, объясняйте, почему не стоит верить звонкам от имени силовых структур или Центробанка. Просите всегда звонить вам, прежде чем проводить операции с деньгами по чьей-то просьбе



Олег Матюнин адвокат



Как отмечает собеседник «Ленты.ру», пожилым людям очень важно разъяснять главное правило безопасности — не отвечать на звонки с незнакомых номеров.





 
Назад
Сверху Снизу