Когда бизнесу нужна реорганизация и как правильно ее провести

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.125
Репутация
63.040
Реакции
277.447
RUB
0
Реорганизация может помочь бизнесу решить ряд вопросов, например, законно сэкономить на налогах или расширить сферу деятельности. Рассказали, какие есть варианты реорганизации, что нужно сделать руководителю, бухгалтеру и кадровику.

Что такое реорганизация​

Реорганизация — это преобразование одного юридического лица в другое. Как правило, при реорганизации одна компания перестает существовать и создается новая или несколько.

В процессе реорганизации права и обязанности переходят от одной компании к другой. Таким образом, новая компания становится правопреемником старой.

Формы реорганизации​

Существует пять форм реорганизации:

1. Слияние — когда две и больше компаний объединяются в одну новую.

Например, ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август» объединились в ООО «Лето».

В ЕГРЮЛ появилось ООО «Лето», а ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август» были удалены из реестра.

При этом ООО «Лето» унаследовало обязательства ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август», в том числе перед кредиторами и контрагентами.


2. Присоединение — когда одна компания присоединяется в другой.

Например, ООО «Июнь» присоединилось к ООО «Лето».

В ЕГРЮЛ осталась запись об ООО «Лето», а ООО «Июнь» было удалено из реестра.

ООО «Лето» унаследовало права и обязанности ООО «Июнь».


3. Разделение — когда одна компания разделяется на две и больше.

Например, ООО «Лето» разделилось на три организации ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август».

В ЕГРЮЛ появились ООО «Июнь», ООО «Июль» и ООО «Август», а ООО «Лето» было удалено из реестра.

Права и обязанности ООО «Лето» распределяются между новыми компаниями.


4. Выделение — когда компания отделила от себя одну или больше компаний, при этом сама не прекратила деятельность.

Например, ООО «Лето» выделило производство текстильных изделий в отдельную компанию ООО «Июнь», а курьерскую доставку готовых товаров в ООО «Июль».

В ЕГРЮЛ появились ООО «Июнь» и ООО «Июль», при этом ООО «Лето» продолжает числится в реестре.

Часть прав и обязанностей ООО «Лето» передало новым компаниям в соответствии с передаточным актом.


5. Преобразование — когда компания меняет организационно-правовой статус.

Например, АО «Лето» преобразовано в ООО «Лето».

В ЕГРЮЛ появилась запись ООО «Лето», а АО «Лето» было удалено из реестра.

Права и обязанности остались у компании.


Формы реорганизации можно комбинировать. Например, ООО может разделиться и образовать два АО.

Зачем нужна реорганизация​

Реорганизация — это хорошая возможность для компании снизить расходы, оптимизировать налогообложение и даже выйти на новый уровень, масштабировать бизнес.

К самым распространенным причинам реорганизации относятся:

  • Оптимизация налогообложения за счет выделения отдельных видов деятельности в самостоятельные юрлица и перехода на спецрежимы.
  • Выделение определенного вида деятельности в отдельное юрлицо, чтобы воспользоваться льготами и другими программами господдержки.
  • Изменение организационно-правовой формы.
  • Присоединение к более крупной и сильной компании, чтобы сократить расходы и избежать банкротства.
  • Продажа части активов компании.

то нужно сделать руководителю​

Шаг 1. Принять решение на общем собрании

На собрании учредителей определите порядок реорганизации и условия передачи прав и обязанностей, если будут созданы новые компании.

Если вы — единственный учредитель ООО, то вы принимаете решение о реорганизации единолично и оформляете его письменно.

Шаг 2. Сообщить ИФНС

Уведомите налоговую о начале реорганизации по форме №Р12003 в течение трех дней после принятия решения.

К уведомлению приложите протокол общего собрания.

ИФНС сделает пометку о реорганизации в ЕГРЮЛ.

Шаг 3. Уведомить кредиторов и контрагентов

В свободной форме составьте уведомление и разошлите кредиторам и контрагентам. Это важно, так как ваша реорганизация может отразиться на их интересах.

Шаг 4. Разместить публикации в СМИ

В течение трех дней после принятия решения о начале реорганизации опубликуйте данные на .

Также сделайте две публикации в журнале « ». Публикация в журнале обязательна для всех форм реорганизации, кроме преобразования. Первая публикация — после того, как в ЕГРЮЛ появится метка об реорганизации, вторая — через месяц.

Шаг 5. Подготовить документы

На подготовку документов у вас будет три месяца с момента появления метки в ЕГРЮЛ.

Обязательно:

  • заявление о госрегистрации по форме №Р12016;
  • устав компании (не нужно, если новая компания использует типовой);
  • квитанция об уплате госпошлины 4000 рублей (если подаете документы на бумаге);

Остальные документы зависят от формы реорганизации:

  • если присоединение — подготовьте договор о присоединении;
  • если слияние — договор о слиянии;
  • если выделение или разделение — передаточный акт.

Шаг 6. Подать документы в ИФНС

Это можно сделать лично, в электронном виде, курьером с нотариальным заверением либо по почте.

В течение пяти рабочих дней ИФНС подтвердит вашу реорганизацию. Инспекторы отправят на электронную почту:

  • лист записи в ЕГРЮЛ;
  • устав с отметкой.

Что должен сделать бухгалтер​

Деятельность компании во время реорганизации не прекращается, так что за бухгалтером сохраняются его стандартные обязанности — ведение учета, подготовка отчетов, уплата налогов. Плюсом у него появляются новые задачи:

1. Провести инвентаризацию.

Инвентаризация позволит составить достоверный бухгалтерский баланс и корректно определить все активы и обязательства, которые перейдут новой компании.

2. Составить передаточный акт (при выделении и разделении).

В акте должны быть зафиксированы имущество, права и обязанности, которые переходят новой компании, а также порядок правопреемства.

3. Составить заключительную бухгалтерскую отчетность (при разделении, присоединении, слиянии).

Отчитаться нужно за период с 1 января по дату регистрации новой компании. Заключительная отчетность при реорганизации приравнивается к годовой, к ней применяются те же требования, однако формы отличаются. Нужно использовать:

  • КНД 0710095 — для компаний, которые отчитываются в стандартном порядке;
  • КНД 0710094 — для компаний, которые ведут упрощенный учет.
Важно! При подготовке отчетов нужно использовать специальные коды для реорганизации.

4. Скорректировать сальдо по счетам (при выделении).

Как поступить с работниками​

Вы не обязаны расторгать трудовые договоры с сотрудниками, достаточно издать приказ о реорганизации и дать сотрудникам с ним ознакомиться под подпись. В приказе вы должны сообщить сотрудникам о праве отказаться от работы на новую компанию.

Когда новая компания будет зарегистрирована, необходимо составить следующие кадровые документы:

  • штатное расписание;
  • приказ о признании сотрудников компании-предшественника сотрудниками новой компании;
  • допсоглашения к трудовому договору, в котором отражены изменения сведений работодателя.
Важно! Если у сотрудников поменяются условия договора, работодатель обязан уведомить их об этом минимум за два месяца.

Не забудьте внести изменения в трудовые книжки и подать ЕФС-1 о переименовании.









 
  • Теги
    реорганизация
  • Сверху Снизу