КЭДО — будущее или уже настоящее?

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.067
Репутация
63.040
Реакции
277.347
RUB
0
КЭДО — будущее или уже настоящее?
Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
— «Срочно зайди в отдел кадров!»
— «А где они сидят?..»​
[H2] Как всё начиналось[/H2]
Первым шагом к переходу на кадровый электронный документооборот (КЭДО) можно считать 2006 год — вышел 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Затем:
  • 2011 — 63-ФЗ «Об электронной подписи»;
  • 2013 — изменения в 197-ФЗ, касающиеся особенностей регулирования труда дистанционных работников;
  • 2017 — изменения в 86-ФЗ, разрешающие использование электронных больничных листов;
  • 2018 — первый эксперимент по электронному кадровому документообороту, регламентированный приказом Минтруда № 194 от 26 марта 2018 года «О проведении эксперимента по переводу в электронную форму документов и сведений о работнике по вопросам трудовых отношений»;
  • 2019 — 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде, введение электронных трудовых книжек;
  • 2019 — 48-ФЗ Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором было принято, что СНИЛС будет предоставляться человеку в виде электронного или бумажного уведомления;
  • 2020 — 407-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу, второй эксперимент Минтруда по внедрению электронных кадровых документов;
И, наконец, главное — 22 ноября 2021 принят 377-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской федерации». Этот закон описывает электронный документооборот в сфере трудовых отношений.
В итоге сегодня в электронном виде можно работать со всеми кадровыми документами, за исключением:
  1. акта о несчастном случае на производстве;
  2. приказа об увольнении;
  3. журналов инструктажа по охране труда (их нужно дублировать на бумаге).
[H2] Плюсы КЭДО[/H2]
[H3] Для сотрудников[/H3]
  • Доступность кадровых сервисов — чтобы сформировать заявление, нужен только мобильный телефон.
  • Нет необходимости посещать офис.
  • Оперативность согласования и выполнения кадровых запросов.
  • Прозрачность трудовых возможностей: сотрудник в любой момент видит, сколько осталось отпуска, какой отпуск он может «монетизировать», можно ли выйти сверхурочно и т.д.
[H3] Для работодателя[/H3]
  • Увеличение географии найма и кадрового сопровождения сотрудников.
  • Экономия бюджета (сокращение использования бумаги и других расходных материалов, меньше затрат на логистику и организацию архива).
  • Снижение операционных затрат (отправка уведомлений, ограничения и проверки согласно ТК, отслеживание полноты и своевременности подписания документов — все контролирует информационная система).
  • Минимизация ошибок ручного ввода.
  • Эффективное планирование и учет рабочего времени.
То, что раньше было рутиной и потерей времени, теперь делается в несколько кликов, не требуя даже присутствия на рабочем месте. «Перегулять» отпуск или отработать больше положенных сверхурочных часов из-за человеческого фактора становится невозможным — система берет эту зону ответственности на себя.
КЭДО — это не блажь. Это дополнительное конкурентное преимущество на рынке труда — использование КЭДО усиливает HR-бренд работодателя и показывает, что компания идет в ногу с современными технологиями.
С учетом планов Минтруда на 2023 год переход на КЭДО сейчас — еще и опережающий шаг: сделать это в комфортных условиях, не дожидаясь, когда КЭДО станет обязательным для работодателя, а за ошибки в процессе будут штрафовать.

[H2] Что ждет впереди[/H2]
[H3] В перспективе 1-3 лет[/H3]
Для работодателя — максимальная автоматизация рутинных и транзакционных операций. Создать приказ, сформировать отчет в госорганы, сформировать справку и так далее — все это будет выполняться автоматически.

Для сотрудника:

  • упрощение и ускорение взаимодействия с сервисами. Достаточно ввести 1-2 слова — система предложит набор возможностей или предоставит ответ на запрос, останется только выбрать и нажать «оформить».
  • рост трудовой грамотности. Система будет не только контролировать возможности, но и предлагать их — например, получить компенсацию за отпуск;)
[H3] В перспективе 4-6 лет[/H3]
Для работодателя — рост предиктивной аналитики, автоматизация HR-индикаторов, несущих риски для работодателя.

Для сотрудника — интеграция рабочих и пострабочих сервисов с использованием «Госуслуг» и ЕСИА:

  • синхронизация личных календарей и событий с рабочими процессами. Например, при формировании графика отпусков доступна информация о днях рождения членов семьи и о брони на фестиваль, который вы пропустили в прошлом году. Ребенку поставили финальное выступление, которое пересекается с работой — система подскажет заранее оформить соответствующее заявление.
  • формирование заявления на диспансеризацию с одновременной записью в медучреждение;
  • пригласили в госучреждение для получения услуги в рабочее время (например, сфотографироваться на загранпаспорт) — останется только подтвердить, и заявление на отсутствие в это время будет передано работодателю.
[H2] Как выбрать информационную систему с КЭДО[/H2]
Очень важный вопрос. Многие совершают ошибку, учитывая только закрытие потребности здесь и сейчас. Важно при выборе решения обратить внимание на возможности адаптации, расширения и масштабирования.

[H3] Адаптация[/H3]
Да, процессы КЭДО регламентированы, а большинство решений предлагают адаптацию и поддержку своей информационной системы при изменении законодательства.

Но! Большинство компаний при внедрении КЭДО дорабатывают информационную систему под специфику организации, что при изменении законодательства означает дополнительную (притом трудоемкую) адаптацию системы.
[H3] Расширение и масштабирование[/H3]
Аппетит приходит во время еды, а в процессе использования системы возникают потребности автоматизировать не только HR-процессы, но и другие процессы, смежные с кадровыми. Если выбранное решение не готово закрывать эту потребность — приходится выбирать новую информационную систему в дополнение к уже имеющимся, усложняя тем самым рабочие процессы.

[H3] Информационные системы[/H3]
Закрыть потребность в автоматизации КЭДО позволяют современные Low-code системы, которые предлагают создавать работающие приложения в визуальном конструкторе, упрощая получение результата. Вопросы доработок и адаптации в таких системах быстро решаются готовыми настройками.

Для расширения и масштабирования удобны HRM-системы, в которых раздел КЭДО — одно из направлений. Либо второй вариант — системы, предлагающие КЭДО и имеющие возможность настраивать не только HR-процессы, но и прочие процессы с учетом всех кросс-функциональных связей.

Если подвести итог: КЭДО — это не будущее, а вполне реальное настоящее.
Смотреть вперед или быть в роли догоняющего — каждый бизнес решает для себя сам.










 
Сверху Снизу