Как войны браузеров изменили ландшафт Интернета

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0
Google Chrome уверенно доминирует над остальными браузерами, занимая более 60% мирового рынка. Но так было далеко не всегда. Более 10 лет Internet Explorer, установленный почти на каждом компьютере, сохранял статус самого главного браузера. А потом наступила жесткая конкурентная борьба, которую иногда называют «браузерными войнами».

В наши дни Internet Explorer живет в нашей памяти преимущественно благодаря мемам — он проиграл в борьбе с младшими соперниками. В начале марта 2021 года Microsoft прекратила поддержку классической версии браузера Edge, преемника Internet Explorer. Компания сосредоточилась на разработке обновленного Edge на основе движка Chromium, что еще раз подтверждает тотальное господство Google.

f3a732137d6bff93c15f4bc1ee1a1c82.png

Браузерные войны: как всё начиналось​

7cabd6413fe7a520bdb6e6fe8e1138b5.png

В 1989 году Тим Бернерс-Ли, младший научный сотрудник Европейской организации ядерных исследований (CERN), придумал, как упростить сбор информации внутри организации. Его идея заключалась в том, чтобы хранить все документы в едином веб-сервисе и объединять их посредством гиперссылок.

Ему на помощь пришел коллега Роберт Кайо. В 1990 году руками этих энтузиастов были придуманы язык HTML, протокол HTTP и идентификатор URI. 12 ноября 1990 года Бернерс-Ли объявил название браузера — WorldWideWeb (позже его переименовали в Nexus), а под Рождество того же года браузер увидел свет. 20 декабря в интернете появился первый сайт — на нем разъяснялась сама концепция WorldWideWeb.

Тиму Бернерсу-Ли и Роберту Кайо на всю работу хватило каких-то двух месяцев. WorldWideWeb выводил на экран только буквы и цифры — никаких изображений или графики. Набор функций сводился к просмотру, обновлению страницы и переходу по гиперссылкам. В 1991 году к участию в проекте были приглашены сторонние разработчики.

e350b0c975e5be4984f52fd1e2d6c010.png

Тим Бернерс-Ли понимал, что истинный потенциал его детища будет по-настоящему раскрыт, если каждый сможет самостоятельно изучить его структуру. Он хотел выложить исходный код в свободный доступ, для чего требовалось уговорить руководителей CERN.

В апреле 1993 года CERN объявил WorldWideWeb свободной платформой. За свое изобретение Тим Бернерс-Ли не получил ни копейки. В тот день перед всеми веб-разработчиками открылись новые возможности. В 2003 году авторы новых браузеров вдохновились примером Бернерса-Ли и работали без авторских отчислений.

Тима Бернерса-Ли спросили: «Испытывал ли он смешанные чувства по поводу «зарабатывания денег» на вебе?».

И его ответ оказался вполне логичным: «Не то чтобы. Просто если бы технология стала проприетарной и находилась бы под моим полным контролем, она наверняка бы не взлетела. Сделать Web открытой системой было необходимо для того, чтобы она стала универсальной. Нельзя одновременно предложить чему-то стать общим местом и одновременно удерживать контроль над ним».

В 1994 году он перебрался в Массачусетский технологический институт и основал Консорциум Всемирной паутины (сокращенно W3C), где до сих пор остается директором. Это международное сообщество занимается внедрением стандартов в программное обеспечение.

Тима Бернерса-Ли чествовали на церемонии открытия Олимпийских игр 2012 года в Лондоне — шоу, посвященном выдающимся британским людям, изобретениям и продуктам, которые повлияли на мир. Он лично участвовал в церемонии.

Маленький Netscape (Mosaic) и его роковая ошибка​

909a21e050242fe6678a1aba26186a00.png

После публикации исходного кода многие разработчики вдохновились на выпуск собственных проектов. В 1992-1993 годах появилось несколько браузеров: MidasWWWW, MacWWWW и tkWWWWW. Один из первых браузеров, текстовый Lynx, применяется и по сей день. Помимо трёх «W» в окончании названия, новички снова и снова воспроизводили одну и ту же проблему — они целиком и полностью копировали WorldWideWeb и не делали ничего революционного. Лишь в ViolaWWW была сделана попытка интегрировать графический интерфейс.

Марк Андриссен, студент-программист из Университета Иллинойса в Национальном центре суперкомпьютерных приложений (NCSA), сумел сдвинуть дело с мертвой точки. В 1993 году он написал браузер Mosaic и бесплатно распространил его среди двух миллионов пользователей. Новый браузер отличался простым и понятным интерфейсом и стабильной работой.

Mosaic также имел одну важную особенность, которой не мог похвастаться ни один другой браузер: он показывал картинки на одной странице с текстом, в то время как остальные открывали их в отдельном окне. Пользователи Mosaic могли настраивать фон документа, шрифт для заголовков и непосредственно вид текста.

Главным преимуществом Mosaic стала его кроссплатформенность: он работал на всех операционных системах того времени. Поэтому неудивительно, что к середине 1990-х годов доля пользователей этого браузера составила 80%.

Вместе с Джеймсом Кларком, основателем Silicon Graphics, Марк Андреессен основал софтверную компанию Mosaic Communications. Чтобы избежать проблем с лицензированием со стороны NCSA, компания была переименована в Netscape Corporation, а браузер — в Netscape Navigator. Он был основан на исходном коде Mosaic.

e5e0ee38eebc69b07d35abeac0ee0e43.png

В возрасте 24 лет Марк Андреессен сколотил состояние в 56 миллионов долларов и попал на обложку журнала Time.

К тому времени Netscape уже умел отображать страницы по мере их загрузки и справлялся с электронной почтой. Усовершенствования коснулись и взаимодействия с будущими пользователями. Когда функциональность браузера значительно расширилась, Джеймс Кларк придумал модель распространения shareware. Это своего рода бесплатная пробная подписка, когда пользователей знакомят со всеми возможностями, а затем предлагают купить. Но для использования в некоммерческих целях браузер можно было скачать бесплатно.

Бизнес процветал, и доходы компании также росли: с 85 миллионов долларов в 1995 году до 346 миллионов долларов в 1996 году. Стало ясно, что невозможно в одиночку стать лидером без стабильного финансирования. За два года Netscape Communications выросла до 1300 сотрудников, и если бы не деньги инвестора Джеймса Кларка, всё это могло бы вообще не случиться.

affc91e3027a246078e9d0ae681f0e14.png

Однако кое-что основатели Netscape не учли. Они так и не выкупили исходный код Mosaic у NCSA. Права приобрела Spyglass, не использовав ни строчки кода для развития своего проекта Spyglass Mosaic.

Первая война браузеров: Netscape vs. Internet Explorer​

66deab49150bc74b030fd9889e364b75.png



Билл Гейтс скептически относился к будущему интернет-технологий, пока не увидел оглушительный успех Netscape. Он купил исходный код Mosaic у Spyglass за восемь миллионов долларов. Для Netscape Communications это означало, что им придется конкурировать не с энтузиастами-одиночками, а с компанией, во много раз превосходящей их по размерам.

Microsoft прятала этот козырь вплоть до 1995 года, до выхода на рынок Windows 95 Plus. Годом ранее команда из шести программистов под руководством Билла Гейтса разработала браузер под названием Internet Explorer (IE). Его первая версия была предустановлена в пакете обновлений Windows 95.

Три месяца спустя Microsoft представила вторую версию браузера IE, которая мало чем отличалась от оригинального Mosaic. Но IE 2 был бесплатным и доступным для всех пользователей, включая коммерческих. Microsoft добавила в браузер поддержку кодировок, за что пользователи по всему миру были ей несказанно благодарны. Теперь они получили возможность просматривать страницы на родном языке.

С выходом Internet Explorer 3 ситуация стала складываться в пользу Microsoft. Скорость и удобство, которыми славился Netscape, превратились в преимущества IE 3 — он поддерживал JavaScript и CSS. Netscape не был к такому готов: при появлении простейших CSS-элементов браузер подвисал и обновлял страницу. Для пользователей с ограниченным объемом трафика это было неприемлемо.

В октябре 1997 года IE 3 был заменен на Internet Explorer 4, практически полностью интегрированный в Windows 98. На основе браузера был построен знакомый всем Windows Explorer, а интерфейс ОС наполнился чем-то наподобие гиперссылок. Влияние IE на рынке росло, и, что более важно, он начал обгонять конкурента Netscape.

Именно в этот момент 4-я версия браузера привлекла внимание властей США. Им не понравилось, что браузер встроен в ОС Windows, но его нельзя удалить или установить каким-либо другим способом. Правительство США посчитало, что это нарушает антимонопольное законодательство, и выдвинуло обвинения против компании. Конфликт был разрешен в 2001 году: Microsoft согласилась поставлять IE как стороннее программное обеспечение.

Internet Explorer 5, представленный в марте 1999 года, больше не перезагружал страницу при ее обновлении. Новая технология получила название Ajax. И чтобы добить Netscape, IE 5 по умолчанию встраивался почти во все версии Windows, а также в пакет приложений Office 2000.

Тем временем Netscape Navigator переходил из рук в руки, теряя былую славу. В 2003 году команда разработчиков браузера, выкупленного в конце 90-х интернет-провайдером AOL, была распущена. Но прежде чем оставить поле боя, они открыли исходный код, как когда-то поступил Тим Бернерс-Ли. Ими двигала надежда, что труд основателей компании будет продолжен.

Восставший из пепла — Firefox​

5dd175489199c2350cb4e25dd5cff3f9.png



Код лег в основу браузера от некоммерческой организации Mozilla Foundation. Первая урезанная версия браузера в течение короткого времени носила звучное имя Phoenix, но из-за проблем с регистрацией торговой марки была переименована в Firebird и, наконец, в Firefox.

По сути, Firefox стал преемником Netscape, как Османская империя некогда стала преемницей Византии.

Прежде чем в ноябре 2004 года Mozilla открыла Firefox для скачивания, его разработкой и тестированием занималась небольшая команда программистов. Широкая публика сразу же оценила возможности первой версии, а ненавистники гегемонии IE и поклонники Netscape с энтузиазмом восприняли появление достойного соперника Microsoft. Они даже купили целую страницу в The New York Times для его рекламы.

6ee94098379f63a3d0a9492c45c5a302.png

За год до выхода Mozilla Firefox компания Билла Гейтса представила шестую версию Internet Explorer. Она открыла разработчикам возможность создавать полнофункциональные веб-приложения, но на этот раз политика тотального внедрения в ОС сыграла против IE. Новые функции не были универсальными и работали только в Explorer и Windows.

Mozilla Foundation и Opera Software вовремя заметили проблему несовместимости технологий, поэтому создали Рабочую группу по вебу, гипертексту, приложениям и технологиям (WHATWG). Она занималась созданием новых открытых стандартов для веб-разработки, которые отправлялись на утверждение в консорциум W3C.

Opera и Safari​

Еще в 1994 году норвежская телекомпания Telenor разработала первую версию браузера Opera. Сначала он был запущен для корпоративного использования, а затем стал доступен всем желающим. Opera первой внедрила прототип вкладок (hotlist) и могла бы стать третьей стороной в масштабной войне между IE и Netscape, но в итоге платный браузер оказался обделен вниманием.

08ef8dc93923c59aaab1f390b6eed3e3.png

С выходом третьей и четвертой версий shareware-модель была замещена баннерной рекламой (отключаемой за плату), а в 2005 году от платной модели отказались совсем. Opera первой добавила управление жестами в версии 5.10 и даже подключила ICQ-клиент, но все эти излишества не нашли своих пользователей и вскоре канули в лету.

Инновации, эксклюзивные функции и бодрая работа при слабом соединении были тремя столпами Opera, благодаря которым браузер занял небольшую, но заметную часть рынка к 2000 году.

С версии 7 (2003 год) Opera начала работать на новом движке Presto и расширила свой арсенал за счет CSS. Она стала настоящим пионером в развитии интернет-технологий: от создания голосового управления и поддержки Unicode до технологии fit-to-width, позволяющей странице подстраиваться под размер экрана.

e3c614e185661916b9e98d8ab29a3470.png

Последней в гонке была Apple и её браузер Safari, созданный в 2003 году. К 1997 году финансовое положение компании резко ухудшилось, и временному генеральному директору Стиву Джобсу срочно нужно было решать эту проблему. Он оперативно сработал, закрыв Newton, Cyberdog и другие направления, но следующий его шаг на первый взгляд казался немыслимым — пятилетняя сделка с главным конкурентом, Microsoft.

Билл Гейтс согласился инвестировать 150 миллионов долларов в Apple, и компании уладили все юридические споры. Но было и кое-что еще. До заключения соглашения компьютеры Macintosh продавались только с Netscape Navigator. Ради сделки Microsoft разработала Internet Explorer для Mac'ов, а Apple встроила его в систему по умолчанию. Браузер Netscape не оказался «вне закона» и предлагался в качестве альтернативы.

Сафари — это путешествие по дикой природе Африки, другими словами, навигация по дикой местности. Apple хотела, чтобы название браузера отражало совершаемые пользователями открытия. Однако Explorer и Navigator уже были заняты Microsoft и Netscape.

Особенностью Safari стал продвинутый движок WebKit, код которого был частично раскрыт всего два года спустя. При этом разработчики Safari не откладывали баги в долгий ящик и старались исправить их как можно скорее. Вторая версия прошла тест Acid2 от WaSP, проверяющий браузеры на соответствие веб-стандартам. А еще Safari оказался довольно быстрым.

Вторая война браузеров: Internet Explorer vs. Opera vs. Safari vs. Firefox​

4c45a6bdb06ee2e4e226a9500e2876dc.png

Отправной точкой второй войны браузеров является 2004 год: Internet Explorer пользуется бешеной популярностью, а более мелкие браузеры ищут способы сбить гиганта с пьедестала и поделить его аудиторию. Согласно статистике, к 2004 году IE занимал 80% рынка, Mozilla — 12%, Netscape — 2,2%, а Opera — 1,6%.

К 2004 году Microsoft расслабилась и стала допускать ошибки, за которые уцепились молодые конкуренты. Internet Explorer 7 появился после пяти лет затишья, несмотря на то, что предыдущая версия уже давно не устраивала веб-разработчиков. Поэтому они поспешили к конкурентам.

Выпущенный лишь в ноябре 2006 года Internet Explorer 7 работал только на лицензионной Windows. В течение года после релиза доля рынка IE немного выросла, поэтому новую версию было позволено устанавливать на пиратские операционные системы. Но и это не помогло. В январе 2007 года IE впервые начал массированно терять пользователей.

1e8b9805469b8ab655441c9c3bd09c27.png

По словам Хади Партови, разработчика IE 5, причина неудачи последних версий — неверный подход к разработке. В самом начале Microsoft собрала команду, которая дышала новым браузером и видела перед собой четкую цель — ворваться на рынок и занять первое место. Когда цель была достигнута, компания поверила в свое незыблемое лидерство и перевела жизненно важных членов команды на MSN Explorer. Те, кто остался, занимались адаптацией предыдущих версий под конкретную ОС.

С технической точки зрения Internet Explorer превратился из новатора в догоняющего. Браузер окончательно обособился от системы, в нем появились вкладки и отдельное поле ввода для запросов, группировка открытых страниц и просмотр миниатюр. У пользователей Windows появилась собственная лента новостей прямо в браузере (RSS Reader), которую можно было настраивать с помощью CSS.

Но почти все вышеперечисленные новшества уже присутствовали в первой версии Firefox.

За месяц до IE 7, в октябре 2006 года, вышел Firefox 2.0. В нем появились функции, которые только что ввел Explorer 7. Например, отдельная для каждой вкладки кнопка закрытия, автокоррекция запросов, автоматическое восстановление сессии после «падения». И ряд других дополнений, без которых невозможно представить современные браузеры. А еще Firefox 2.0 запустил антифишинговую программу и работал уже на новом движке Gecko 1.8.1.

7db7334c7e160cdced22bca5eab51b24.png

В 2005 году Firefox 1.5 установил рекорд по количеству скачиваний. К середине октября счетчик показывал 100 миллионов загрузок. Через день после выхода Firefox 2.0 его скачали более двух миллионов раз. В это же время Google прощупывала рынок перед своим дебютом. В 2006 году Mozilla Foundation получила роялти в размере 61,5 миллиона долларов за встраивание Google Search в поисковые подсказки.

Internet Explorer вел открытую войну против Opera. Она началась в 2001 году, когда пользователи Opera внезапно потеряли доступ к сайту , но ограничение было быстро снято после вмешательства антимонопольной службы. Тем не менее, проблемы с просмотром содержимого страницы не исчезли, хотя сайт не предлагал чего-то неподъемного для Opera.

В 2003 году произошла очередная попытка Microsoft досадить Opera. Пользователи Opera вдруг обнаружили, что страница MSN искажена — все элементы были смещены на 30 пикселей влево. Microsoft заявила, что это был глюк в программном обеспечении Opera, но норвежцы провели расследование и выяснили, что компания Гейтса специально это подстроила. Microsoft так и не признала свою вину.

Год спустя Opera Software отправила Microsoft электронное и бумажное письма с жалобой на то, что владельцы Opera получают в Hotmail неполный файл JavaScript. Из-за этого нельзя было очистить папки со спамом. Microsoft не ответила и не исправила ошибку.

33fc32d07c46e339f0eb2e177ec5df38.png

Несмотря на все преграды, Opera совершенствовалась. В 2005 году была представлена Opera 8 с упрощенным интерфейсом — домашняя страница преобразовалась в поисковую систему. Следующее обновление сделало браузер полностью свободным от рекламы. Версия 9 уже прошла тест Acid2 и одной из первых стала поддерживать загрузку торрентов и виджеты.

Версия 10, вышедшая в 2009 году, представляла собой глобальную ревизию. Во многих отношениях она сделала Opera одним из самых удобных браузеров. Кроме того, норвежцы первыми открыли мир браузеров для мобильного интернета.

Chrome вступает в игру​

aa9ec83c5c06c20ef9e0ad8907f4a262.png

Internet Explorer сбавил обороты, а Firefox активно завоевывал рынок, достигнув отметки 20% к концу 2007 года. Ему пророчили большое будущее, которое вполне могло наступить, если бы не Google Chrome, торжественно представленный в сентябре 2008 года (хотя слухи о его разработке ходили задолго до выпуска браузера).

Однако релиз Chrome мог и не состояться — лишь на то, чтобы убедить генерального директора Эрика Шмидта создать свой браузер, ушло целых шесть лет! Chrome работал на открытом проекте Chromium и зарекомендовавшем себя движке WebKit от Safari, что сделало его самым быстрым браузером. Он уверенно вышел на рынок благодаря рекламе и активно набирал популярность.

Ни одна другая программа не могла похвастаться таким количеством локализаций, как Chrome — целых 43 языка.

Браузер работал на всех версиях Windows, начиная с XP. В 2009 году компания хотела сделать доступными версии для Mac и Linux. В то же время Google не прекращала платить Mozilla Foundation за то, что их поисковая система по умолчанию применяется в Firefox. Контракт закончился только в 2014 году.

Интерфейс Chrome отличался от своих предшественников минимализмом. Сначала это было принято без особой радости, но в дальнейшем преимущества стали очевидны — появилось больше места для сайта. Браузер объединил функции ввода ссылок и поисковой строки, автоматически определяя, что есть что — эта технология получила название Omnibox. Вдобавок ко всему, Google добавила поддержку плагинов.

При этом разработчики применили новый подход к архитектуре браузера: сайт или плагин запускается как отдельный процесс в Windows, и если одна из вкладок выдаст ошибку, остальные продолжат свою работу. Вскоре Google Chrome вышел на мобильный рынок, потеснив Opera и обеспечив синхронизацию мобильных и настольных аккаунтов.

ca88399ddb3fdf0aea9e95a87685972b.png

А затем появилось головокружительное разнообразие инновационных функций и внутренних улучшений. Google обновляла и улучшала Chrome почти каждые два месяца. За десять лет браузер обновился 69 раз, в то время как Microsoft и Firefox понадобилось больше года, чтобы выпустить свои обновленные версии.

Google усовершенствовала плагины до уровня Firefox и обратила внимание на безопасность. Так мир заговорил о протоколе HTTPS. Все сайты, которые его не использовали, Chrome стал обзывать ненадёжными.

Internet Explorer продолжал утрачивать популярность. В 2009 году браузер по требованию Европейского суда начал показывать экран с предложением попробовать другие браузеры, что еще сильнее подорвало монополию Microsoft среди европейских пользователей. Кроме того, на Windows появился Safari, обгоняющий IE и Firefox по скорости работы.

С запуском высокопроизводительного Firefox 3.0 аудитория Microsoft впервые составила меньше половины рынка — всего 46%. С выходом обновления Firefox 3.5 Mozilla увеличила свою долю до 32%.

В ноябре 2011 года Chrome впервые обогнал Firefox и набрал 27% пользователей. А через полгода Internet Explorer был вынужден уступить место Chrome.

В июле 2012 года у Chrome было уже 33% рынка. IE удерживал 32%, а к концу года разница между гигантами увеличилась до 6%. Google не жалела денег на рекламные кампании и умела подстраиваться под желания пользователей. В это время Microsoft снова прибегла к не самым честным методам конкурентной борьбы. Предвидя поражение, Microsoft Security Essentials добавил Chrome в свою вирусную базу как программное обеспечение, крадущее данные кредитных карт.

Аудитория норвежской Opera не дотягивала даже до 2,5%. Несмотря на все достоинства, мало кто готов был платить за удобство. Люди уходили на другие платформы, утомившись взламывать каждое обновление. Сегодня браузер занимает чуть более 2% рынка.

70fdb583918bebee7ba6a0c84620816f.png



В 2020 году Mozilla уволила десятки сотрудников, чтобы сэкономить деньги для инвестиций в инновации. Компания решила жить по средствам и не тратить больше, чем может заработать в ближайшем будущем.

Firefox достойно отстоял честь прародителя Netscape. В первой войне браузеров Mozilla сдерживала наступление Microsoft на рынок браузеров. В 2010 году компания находилась на расстоянии вытянутой руки от IE — 32% против 46%. Chrome делал свои первые шаги.

Сегодня, по данным StatCounter, Firefox занимает на мировом рынке четвёртое место. Safari расположился на третьем. Корпорация Стива Джобса не смогла превратить браузер в гиганта индустрии, и ей пришлось прекратить поддержку браузера на Windows и сосредоточиться на собственных продуктах.

Google Chrome — это новый Internet Explorer. Сегодня его используют более 65% пользователей по всему миру, на втором месте по популярности — Microsoft Edge — 10%. Браузер Apple (Safari) используют преимущественно покупатели продукции Apple.

Заключение. Новое поле битвы для браузеров​

Колумнист Дитер Бон пишет, что смартфоны станут новым полем битвы для третьей войны браузеров. Впрочем, каждому пользователю придется самостоятельно ответить на все тот же вопрос: «Какому мобильному браузеру доверить свои персональные данные?».

Фактически, война браузеров на мобильных устройствах идёт с момента выхода Opera Mobile в 2000 году и его упрощённой версии, Opera Mini, в 2006 году. По мере появления новых версий в них добавлялись те же функции, что и в десктопном браузере. Спустя несколько лет, в 2008 году, Apple представила мобильную версию Safari и стала обновлять её трижды в год.

44f2827490bafe6e17c2ed8fb1836013.png

По данным StatCounter, в 2009 году браузер Apple захватил 34% рынка. У Opera было 25%, а Nokia и BlackBerry занимали третью и четвертую позиции. Все они, кроме Opera, были привязаны к операционной системе. Норвежцы по-настоящему боролись за своих мобильных пользователей.

В октябре 2015 года UC Browser неожиданно стал вторым по популярности мобильным браузером в мире. Мобильный браузер, принадлежащий UCWeb китайской Alibaba Group, обогнал Safari, рейтинг которого на протяжении года неуклонно падал, и преодолел отметку в 17%. Большая часть этого роста была обусловлена новыми пользователями из Индии, Индонезии и Китая.

В декабре 2012 года UC Browser открыл офис в США и решил, что иконка с мультяшной белкой не вызовет доверия у американцев, и её нужно менять. В результате аниме-грызун стал абстрактной фигурой.

Главным преимуществом UC Browser стала облачная технология, которая сжимает трафик до 60%, чтобы сократить время загрузки страницы, и локализованный контент для каждой страны, где компания предоставляет свои услуги. Сотрудничество с местными поставщиками контента улучшило удобство использования браузера и увеличило количество скачиваний.

Популярность Safari на мобильных устройствах легко объяснить: этот браузер по умолчанию стоит на iPhone и Mac. Однако относительно недавно Firefox стал на них также доступен. У Chrome другая судьба: код Chromium, используемый почти всеми современными браузерами, лучше всего работает на Android.

Chrome для мобильных телефонов вышел летом 2012 года, когда версия для ПК уже стала самым популярным браузером в мире. Люди просто-напросто ставили привычный браузер, знакомый им по опыту общения с компьютером.

В конечном итоге я хочу поблагодарить Тима Бернерса-Ли — изобретателя WorldWideWeb. Без его изобретения неизвестно, как быстро человечество начало бы погружаться в цифровые технологии и как развивались бы браузеры. Тысячи веб-проектов могли бы просто не появиться на свет.











 
Сверху Снизу