Как стать «Суперстариком» (superager)

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0
image


Подумайте, есть ли среди ваших знакомых люди старше 65 лет. Скорее всего, некоторые из них страдают старческими психическими расстройствами, например, забывчивостью или снижением концентрации внимания. Тем не менее отдельным людям почему-то удается сохранить остроту ума. Моему свекру 83 года, он врач на пенсии, но до сих пор редактирует книги и ведет несколько медицинских сайтов.

Почему же одним пожилым людям удается сохранить гибкость мышления, а другим нет? «Суперстарики» (термин придумал и ввел в употребление невролог Марсель Месулам) — это люди, чьи память и внимание не просто лучше средних показателей своей возрастной группы, но находятся на уровне здоровых и активных 25-летних людей. Мы с коллегами из Массачусетской больницы не так давно провели исследование, чтобы понять, с чем связан феномен суперстариков.

В нашей лаборатории с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии мы просканировали и сравнили головной мозг 17-ти суперстариков и их ровесников. Нам удалось выявить ряд различий в некоторых областях. У обычных людей определенные области головного мозга была истончены в следствие возрастной атрофии. Однако, у суперстариков эти области ничем не отличались от нормы для молодых людей, и казалось бы, были не подвластны разрушительному воздействию времени.
Так что же это за ключевые области мозга? Если попросите отгадать ученых, то большинство назовет области, которые считаются “когнитивными” или отвечают за мышление. Например, боковая префронтальная кора. Однако, мы обнаружили совсем не это. Почти все процессы протекали в «эмоциональных» областях, таких как среднепоясная кора и островковая доля.

Для нашей лаборатории открытие не стало потрясением, потому что мы следили за тем, как современная нейробиология развенчивает представление о том, что существует различие между «когнитивными» и «эмоциональными» областями мозга.

Это различие возникло в 1940-х годах, вследствие разработанной доктором Полом Маклином модели трехслойного мозга. Предполагалось, что человеческий мозг состоит из трех слоев. Древний слой, унаследованный от рептилий, содержит в себе контуры для элементарного выживания. Средний слой, «лимбическая система», содержит эмоциональные схемы, вероятно, унаследованные от млекопитающих. А внешний слой содержит рациональное мышление, присуще исключительно человеку. Доктор Маклин назвал эту теорию «триединым мозгом».

Теория триединого мозга стала популярной темой для обсуждения в СМИ, деловом мире и в определенных научных кругах. Но ученые, которые занимаются эволюцией головного мозга, дискредитировали эту теорию еще несколько десятилетий назад. Человеческий мозг не эволюционировал подобно образцу осадочной породы, с наслоением когнитивных процессов. Скорее (по словам профессора нейробиологии Георга Стридтера) мозг эволюционирует подобно тому, как это делают компании — реорганизуется по мере роста. Области мозга, которые доктор Маклин считал эмоциональными, например, области «лимбической системы», в настоящее время известны как основные центры коммуникации. Они участвуют во многих важных процессах и помимо эмоций, отвечают еще за стресс, речь, работу внутренних органов и даже объединение пяти чувств в единое целое.

И теперь наше исследование показало, что эти центры играют значимую роль и в “супер старении”. Чем толще эти области коры головного мозга, тем лучше человек справляется с тестами на память и внимание. Например, лучше запоминает список существительных и затем без труда повторяет его через 20 минут.

Разумеется, главный интересующий нас вопрос — как стать суперстариком? Какие виды деятельности, если таковые имеются, повысят шансы сохранить в старости здравый и острый ум? Мы все еще изучаем этот вопрос, но точно сказать можем лишь одно: работайте над чем-нибудь. Многие лаборатории отметили, что активность в этих исключительно важных областях мозга повышалась тогда, когда люди решали сложные задачи, занимались физической или умственной нагрузкой.

Таким образом, избежать истончения областей и сохранить их здоровыми можно с помощью энергичных упражнений и напряженной умственной работы. Мой свёкр, например, занимается плаванием и принимает участие в турнирах по спортивному бриджу.

Однако, путь к «супер старению» обещает быть непростым. Мы заметили одну удивительную закономерность: увеличивая активность в областях, вы, как правило, начинаете чувствовать себя плохо — усталым, загнанным, раздраженным. Вспомните, когда в последний раз вы боролись с задачкой по математике, решали проблему или доводили себя до физического износа. Тяжелая работа вызывает дискомфортные ощущения. У морских пехотинцев есть девиз, как нельзя лучше отражающий этот принцип: “боль — это слабость, покидающая тело.” То есть, дискомфорт от напряжения означает, что вы наращиваете мышечную массу и повышаете дисциплину. Суперстарики подобны морским пехотинцам: они превосходно справляются со временными неприятностями от интенсивных усилий. Исследования показали, что результатом является более молодой мозг, который помогает поддерживать память четкой, а внимание сосредоточенным.

Это означает, что занятных головоломок, например, Судоку, ровно как и приложений с «играми разума» будет недостаточно, чтобы подготовить мозг к «супер старению». Вы должны приложить достаточно усилий и почувствовать некоторое «гадство». Делай, пока не станет больно, а потом еще чуть-чуть.

В Соединенных Штатах мы одержимы идеей счастья. Исследования показывают, что по мере взросления люди культивируют счастье, избегая неприятные ситуации. Иногда такая позиция является самой правильной, например, если вы сторонитесь общения с грубым соседом. Но если постоянно обходить стороной дискомфорт, игнорировать умственные усилия или физические нагрузки, можно нанести вред мозгу. Мозговая ткань попросту истончится за ненужностью. Если вы ее не используете — вы ее теряете.

Итак, пообещайте себе подобрать непростое хобби. Начните учить иностранный язык. Пройдите обучающие онлайн-курсы. Освойте музыкальный инструмент. Пошевелите мозгами. Пусть будет, что вспомнить.




 
Так я "СУПЕР СТАРИК" :dance2: :yahoo::dance3:
 
Не устаю родителям повторять, что нужно держать мозги в тонусе
 
Итак, пообещайте себе подобрать непростое хобби. Начните учить иностранный язык. Пройдите обучающие онлайн-курсы. Освойте музыкальный инструмент. Пошевелите мозгами. Пусть будет, что вспомнить.
:good::hat:

Саморазвитие.. Век живи-Век учись !!!)
 
То что нужно развивать ум понятно всем. Но тут возникает вопрос мотивации. Вопросо мотивации затрагивает философию и отношение к жизни. И в этоге все это приводит к отсутстивю образования.
И я конечно не про школьное образование.
 
Сверху Снизу