Как оплачивали проезд в Московском метро с открытия в мае 1935 до наших дней

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.294
RUB
0
Правда ли, что турникеты появились в Московском метро только спустя пару десятилетий после открытия? Как оплачивали проезд в 1935 году, и почему талоны имели разный цвет? Каким образом подделывали пластиковые жетоны в 1990-х? А также - действительно ли стоимость проезда в Советском Союзе не менялась на протяжении 30 лет? И когда начали появляться первые современные билеты? Об этом и не только расскажу сегодня.


Вам красный или жёлтый?
Сегодня в Московском метро оплатить проезд можно любыми способами: привычными билетами, картой "Тройка", банковской, аксессуарами в виде брелоков и колец. А на некоторых станциях уже начали вводить технологию, которая позволяет использовать вместо проездного собственное лицо. Но не всегда процесс был столь технологичным. В этой статье я предлагаю совершить небольшое путешествие в прошлое и посмотреть, как оплачивали проезд в столичном метрополитене, начиная с 1935 года.



Вход на платформу станции "Лубянка". Никаких турникетов у эскалаторов нет, 1935.



То же самое на станции "Красносельская". Сейчас справа от колонны находятся турникеты, 1935.

Для пассажиров чудо инженерной мысли (тогда станции под землёй воспринимались именно так) открылось 15 мая 1935 года. Турникетов на тот момент не существовало. Перед входом на платформу стояли контролёры, которые следили, чтобы все имели билеты. Разовая поездка до августа 1935 года стоила 50 копеек. Пассажиру за эти деньги выдавали в кассе картонный (позже бумажный) талон. Он действовал 35 минут (время указывалось на талоне вручную) и был в двух цветовых гаммах. В зависимости от направления движения. Если бы вы поехали в сторону "Сокольников", то вам полагался красный билет. Тем, кто отправлялся на "Парк культуры", - жёлтый.



Как видите, в музее Московского метро есть ещё один цвет билетов (синий, возможно?). В литературе я про это не встречал, но есть предположение, что он для тех, кто ехал до "Смоленской". В 1935 открылась не только линия "Сокольники" - "Парк культуры", о и ответвление до "Смоленской" (Филёвской линии).

Интересно, что стоимость проезда на протяжении 1935 года всё время снижалась и достигла 30 копеек к октябрю. Всё-таки 50 копеек было дороговато по тем временам. Зато после изменения цены пассажиропоток сразу возрос. Помимо простых билетов, продавались именные абонементы для обладателей каких-нибудь льгот. Они стоили на 5 копеек дешевле, чем обычные проездные. Проверяли билеты не только на входе, но и в самих вагонах. Сначала контролёры компостировали бумажку, оставляя на ней маленькую круглую дырку. Позже появились отрывные талоны.

Без турникетов
В годы Великой Отечественной войны проезд в метро подорожал до 40 копеек. Кроме того, москвичи старались покупать билеты сразу и туда, и обратно. Это позволяло экономить время и количество персонала метро. Талоны по-прежнему были бумажными. Но руководство метрополитена стремилось вводить новые технологии оплаты проезда. В июле 1942 года в вестибюле станции "Комсомольская" современной Сокольнической линии появился экспериментальный автомат. Он принимал монеты достоинством 10 и 15 копеек, а взамен выдавал пассажиру билет.



Бумажный билет на одну поездку в Московском метро 1943 года.

Через год уже на "Лубянке" (жду в комментариях возмущений "она же тогда была Дзержинской!") установили другой автомат. В него уже можно было бросить 20-копеечную монету. Помимо разовых проездных, в продаже имелись абонементные книжки. Они предполагали многоразовые путешествия по метро и стоили от 2 до 8 рублей. В зависимости от количества поездок: на месяц, квартал и даже полгода. Первоначально на абонементах была фотография владельца.



Такие билеты использовались в Московском метро до 1961 года. Пока не появились жетоны (5 копеек).

В 1948 году стоимость обыкновенного билета снова подросла - до 50 копеек. Вместе с тем, технология оплаты проезда перестала успевать за постоянно увеличивающимся потоком пассажиров. Контролёры слишком замедляли быстрый ритм столичного метро. Людей решили заменить машинами - турникетами. Первый установили на станции "Красные ворота" в 1952 году. Однако случай был единичным. Да и новинка совсем не ускоряла процесс прохода на станцию.

Жетоны, которые все помнят
Помимо того, что не было турникетов, существовала и другая проблема - бумажные билеты. Поэтому в руководстве Московского метро решили избавиться сразу от двух неудобств и объявили в 1957 году конкурс на создание турникетов, которые бы работали по принципу свободного прохода. Это значит, что механизм преграждает путь пассажиру только в том случае, если не оплачен проезд. Законопослушным гражданам обеспечивался быстрый и беспрепятственный проход. В конкурсе участвовал 31 проект. Первый опытный образец установили снова на станции "Красные ворота" в августе 1959 года.



Первые турникеты свободного прохода на станции "Красные ворота", 1959.



Турникеты на станции "Пионерская" Филёвской линии, 1968. Фото: Главархив Москвы.

В сентябре на "Рижской" стал работать другой тип турникета - с поворотной крестовиной (как в московском наземном транспорте в 2000-х). Но, видимо, это было не так быстро и удобно. Поэтому распространения они не получили. К 1961 году все станции обзавелись турникетами, поэтому настало время разобраться с бумажными билетами. Вместо них появились жетоны. Хотя называть их так не совсем корректно. По факту это были монеты достоинством в 5 копеек. В 1961 была денежная реформа, поэтому цена стала такой.



Турникеты в вестибюле станции "Комсомольская" Кольцевой линии, 1961-1962.



Турникеты на станции "Сухаревская", 1974-1977.

Если у пассажиров имелись более крупные монеты, то их можно было разменять в специальных автоматах. Они принимали 10,15 и 20 копеек. Но если ваши монеты являлись юбилейными или же деформированными, то машина их уже не распознавала. Такая система оплаты проезда сохранялась практически вплоть до распада ссср в 1991 году. Монета в 5 копеек имела большое распространение, поэтому процесс был простым и удобным.



На заднем плане можно увидеть автоматы по размену монет на 5 копеек, 1968. Фото: Главархив Москвы.



Монета 5 копеек, которой оплачивали проезд в Московском метро с 1961 по 1991 годы.

Бум новых технологий
В апреле 1991 года стоимость проезда поднялась до 15 копеек. Некоторые турникеты принимали три монеты по 5 копеек. Чтобы пассажиры могли отличить их, краской наносили надпись "15" или "5+5+5". На тех, в которые бросали несколько монет, также появились светодиодные лампочки. После первого "пятака" загоралась одна, потом вторая. А, когда сумма набиралась полностью, то лампочки гасли, и включался зелёный свет для прохода. Всё это продлилось до марта 1992 года.



Тогда появились специальные жетоны. Сначала они были металлическими, а в ноябре внедрили пластиковые. Последние активно подделывали. В музее Московского метро рассказывают историю, что делали пластиковые жетоны на пуговичной фабрике и везли в столицу в огромных количествах. Окончательно история жетонов в Московском метро завершилась в феврале 1999 года. Тогда их полностью отменили.



Первый билет с магнитной полосой в Московском метро, 1993.



Билет на одну поездку образца 1999 года.



Дальнейшая эволюция проездных билетов Московского метро разных видов, вплоть до карты "Тройка".

В 1993 начались эксперименты с карточками, на которых была магнитная полоса. Тогда на станции "Проспект Мира" появились два специальных турникета, которые принимали новые талоны. С годами этот вид билетов стал основным. Их внешний вид, а также количество поездок всё время менялись. То же самое происходило и со стоимостью проезда. Новый прейскурант появлялся 4-5 раз в год. Всё более-менее успокоилось в 1999. С этого момента цена билета увеличивалась всего лишь в начале каждого следующего года. Кстати, стоимость одной поездки в 1999 составляла 4 рубля.

С годами стало удобнее
В 2000-х на смену билетам с магнитной полосой пришли электронные карты. Их уже не нужно было засовывать определённой стороной в специальный приёмник и ждать, пока турникет под звук, похожий на чековую машинку, выплюнет билет обратно. Требовалось просто прислонить к жёлтому кругу. Менялись и сами турникеты. Старые металлические, которые устраивали концерт (как же забыть Полонез Огинского?) каждый раз, когда кто-то хотел проскочить без билета, постепенно убирали. Вместо них устанавливали конструкции с открывающимися створками. Это хорошо, потому что я всегда боялся, что старый турникет меня зажмёт. Однажды так и получилось. Билет не сработал или ещё что-то. Болезненный опыт. Наверное, такая история случалась практически с каждым. Хотя бы раз в жизни.



Усовершенствованный вариант турникетов модели АКП-73м.



Один из вариантов новых турникетов в Московском метро.

В 2013 году появилась карта "Тройка". Это единый билет на все виды общественного транспорта Москвы. С неё списываются деньги за каждую поездку. Причём цена по "Тройке" ниже, чем у одноразового билета. Сейчас она составляет 42 рубля. Для сравнения, без карты вам придётся заплатить уже 57 рублей. Купить проездные теперь можно не только в кассах, но и в автоматах. Вообще сейчас какое-то бесчисленное количество разных тарифов на любой вкус. А карты "Тройка" постоянно выпускают в новых дизайнах и формах (брелок, кольцо, о которых упоминал в начале).











 
Больше всего меня прикалывали жетоны ))
 
Сверху Снизу