Как я открыл свой бизнес по продаже кофеен самообслуживания. И как меня виртуозно нагрели на 800к рублей

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0
Началось все с шаурмы. Я в очередной раз ползал в интернете в поисках легкого заработка работы, и наткнулся на кликбейтный заголовок «безвозмездно даём 300к на открытие своего бизнеса» от некого фонда поддержки предпринимательства. Там нужно было отучиться 3 месяца без выходных с 9 утра до 7 вечера, найти свою нишу (я решил стать шаурмелье), посчитать реалистичный бизнес-план, и т.д. и т.п. И если их администрация решит, что я достоин – они бы дали 300к на поднятие этого дела.

Задумка потерпела фиаско, денег мне никто не дал, но это меня сильно замотивировало и свой ларек с шавухой в итоге я все же открыл.



Тут должна была идти длинная простыня про то, как в итоге я смог открыть 4 павильона с шаурмой, наступая на грабли, влезая в жуткие долги, считая седые волосы на голове, но тогда этот пост пришлось бы издавать в 10 томах, поэтому перейдем сразу к кофе

Спустя несколько месяцев после открытия своей шаурмечной ко мне в ларек зашел паренек и предложил поставить кофемат - автомат с кофе. Я согласился. Денег за аренду не брал, просто обеспечивал своим посетителям дополнительный сервис.

Он заходил пару раз в неделю на полчасика, менял в автомате расходники, протирал его тряпочкой и уходил в закат. Точнее, уезжал на новой машине, что заставило меня задуматься)

Спустя несколько лет, когда я открыл свой 4 павильон с шаурмой, я решил купить и поставить в них собственные кофейные автоматы. Сразу напишу, что с тем парнем мы расстались на положительной ноте.

Но денег на это мое новое начинание требовалось 600к, их у меня не было, поэтому я запартнёрился с другом.

Ещё где-то через полгода я понял, что на кофе зарабатываю почти столько же, сколько на шаурме. Только при этом на кофе у меня не было ни сотрудников, ни огромной аренды, ни ремонта помещений, ни скоропортящегося мяса, ни огурцов с помидорами.

Тогда мне и пришло в голову, что кофейный бизнес - круче, чем шаурма. Эдакий рабочий вариант под масштабирование. Тогда же я предложил своему партнёру самим делать и продавать эти кофематы, но он идею не оценил. А в одиночку запускать эту историю я побаивался. Прокрастинировал 2 года, но потом все же решился. Подумал, что раз я с шаурмой справился, то и с кофе справлюсь.

В 2018 я начал производить кофейни самообслуживания. Не те вокзальные автоматы с растворимым кофе, к которым все привыкли в 2000-х, а более по-взрослому. Помните, в старых кофематах были пластиковые кружечки с ручками? Вот вместо них нормальные стаканы с крышками, чтобы удобно брать с собой. Кофе натуральный, зерновой, сиропы как в кофейнях.

Пошёл к ребятам по цехам, кто делает мебель на заказ, кучу шишек там набил, по итогу попался один нормальный, кто смог сделать то, что я просил. Он в одного собирал эти стойки, но собирал классно.



Я собрал небольшую команду. Мы нашли официального дилера кофемашин, договорились о потенциальных будущих объёмах, тем самым получилось выбить хорошую скидку на кофемашины.



Но первые образцы были не очень. Они делались не на продажу, стояли на моих точках, и на них отрабатывались все пробы и ошибки. Поначалу они были неразборные. Тупо монолитный шкаф с кофемашиной внутри, 2 метра высотой и 120 кг весом. Потом, когда потаскал на себе эти шкафы, уже пришло понимание, что стойку надо делать модульной, разборной.



Первый неразборный вариант и вообще тестовый - чисто тест идеи, тумбочка с кофемашиной



Дизайн тоже поначалу был колхозный. Хотя мы пытались в навороченные технологии с печатью прямо по дереву. Спойлер – не пробуйте, облазит через пару месяцев. По эксплуатации оказалось, что нет ничего лучше обычных мебельных технологий оклеивания плёнкой – и недорого, и надёжно. Со временем стало ясно, что нужна подсветка, надпись с названием бренда, фирменные цвета. Короче, первый прототип, который не стыдно было выставлять на продажу - был уже третьим вариантом.



Третий вариант кофемата, который мы решили свозить на фотосессию

Мне повезло с подрядчиками по технической части. Люди, которые производят для нас стойки, оказались и порядочные, и грамотные. Воплощали любые технические задумки, плюс сами что-то изобретали, дорабатывали. Когда с первой стойки стали пропадать бутылки с сиропами, они придумали надёжные фиксаторы. А еще разработали собственные диспенсеры под стаканы и крышки.



Теперь сиропы закреплены железобетонно. А на правом фото хорошо видно новый диспенсер, стаканы не торчат из тумбы вперёд, а аккуратно подаются сверху.



Кофемашины мы со временем заменили на новые. Поначалу работали на русско-китайском оборудовании. Оно было недорогое, но при этом тяжелое и часто выходило из строя. Потом перешли на испанское. Оно оказалось надёжнее, удобнее, места в бункерах под ингредиенты больше, что дает бОльшую автономность - обслуживать нужно не каждый день, а примерно раз в 3 дня. И плюс настройки меню гораздо проще и понятнее. И предоставлялась человеческая гарантия – не так давно был случай у одного из клиентов, кнопка не работала. Сняли видео, отправили оф. диллеру, он выслал новую кнопку на замену. Без вопросов и бесплатно.



Санкции на наших поставках тоже никак не отразились. Мы работаем с официальными дилерами, они как возили, так и возят целыми фурами и кофемашины, и сам кофе, и сиропы, и молоко.



Эволюция. Вариант 2 и 5, почти финальный. Уже новая кофемашина, но тут диспенсеры ещё старые



Дальше дело было за продажами. Тут случился первый грандиозный обосрамс.



Я почитал литературу, поговорил с умными людьми, плюс-минус разобрался как работает лидогенерация и решил, что мне нужен сайт с посадочной страницей и реклама в интернете.



Нашел в Москве «спеца», который занимается упаковкой франшиз: сайт + соцсетки + контекстная реклама.



Сумму он озвучил больше миллиона рублей, с оплатой поэтапно. По факту конечно цена неадекватная. Но в то время был хайп масштабирования, франшизы плодились на каждом углу и из-за неопытности и непонимания рынка цена показалась адекватной. При учёте, что обещали сделать за тебя почти все, в том числе и продажи. Но продал этот спец хорошо только себя.



Сначала все было ок, мы начали работать, он был на связи, показывал макеты сайта. Подписали договор, я перевел первый транш, затем второй. Когда общая сумма оплаты приближалась к миллиону рублей, «спец» перестал выходить на связь. Не отвечал ни на звонки, ни на сообщения. И, как оказалось позже, данные его паспорта, указанные в договоре, были выдуманы – такого человека не существовало.



В общем ничего не доделано, все логины и пароли от сайта и домена зарегистрированы на него.



С помощью некоторых друзей я все же смог выцарапать свой домен и недоделанный сайт. Но тысяч 800 я ему тогда отдал впустую. Такой вот дорогой опыт по правильному выбору подрядчика.



А еще мы по неопытности прожгли куеву тучу денег на контекстной рекламе в Яндексе. Короче, набивали все шишки, какие могли.



В итоге решили, что лучшей рекламой для нас будет не навязчивая замануха, а тот факт, что мы будем стараться предлагать хороший продукт и условия. Так и решили делать - продукт довели до ума, оставалось сделать нормальные условия. Пошли изучать конкурентов.



Свежее фото из шаурмечной с кофематом, уже после ремонта



Как оказалось на практике, многие франшизы нет-нет да попытаются тебя как-нибудь нагреть.



Бывают скрытые платежи. Когда вам реклама обещает свою кофейню за столько-то тысяч рублей, а по факту придётся заплатить больше. Например, доставка не входит в стоимость. Заплатили 400к за кофемат, приходите в пункт выдачи за ним, а с вас просят еще 35к за доставку габаритного груза. Спрашиваете – почему сразу не сказали про платную доставку, отвечают – а вы не спрашивали :)



Или звоните проконсультироваться, а вопросы задаются за отдельную плату, надо купить пакет «Премиум» ещё за 30к сверху, чтобы вам помогли настроить рецепты в кофемашине.



Или, например, в рекламе минимум рисков: выкупим вашу кофейню через год, если у вас не пойдёт дело. А мелким шрифтом указано, что это работает только в случае, если вы весь год будете вести соцсети, по 3 поста в день :)



Мы на всё это посмотрели и решили идти от обратного:



  1. Не брать с людей роялти и паушальный взнос, не делать скрытых платежей. Т.е. когда человек выкупает стойку и кофемашину, он больше ничего и никогда не обязан платить. Ни за доставку, ни за техподдержку, ни за то, что Меркурий находится в ретроградной фазе. Он может ставить кофейню где хочет, перевозить с места на место, продавать. Единственное его обязательство - содержать точку в чистоте.
  2. Максимально помогать на старте и не бросать в беде. Для многих клиентов, которые покупают франшизу, это вообще первый раз в бизнесе, поэтому мы решили сопровождать всех пошагово: привезти стойку, провести обучение (как подключить, куда нажать, как промыть, как заменить ингредиенты, как исправить ошибку и т.д. и т.п.). В общем, отвечать на любые вопросы, даже если их задают по три раза. Это, кстати, было очень верной тактикой, т.к. клиенты, выбирая между нами и конкурентами, в итоге приходили к нам, просто потому, что мы с ними разговаривали. Слушали их обратную связь, подстраивались под их запросы, шли на встречу.
    3. Помогать открыть ИП, счёт в банке, подключить эквайринг. Сегодня это всё делается быстро и онлайн, но тем не менее, многие просят с этим помочь.
    4. И самый важный пункт - помогать с выбором локации. Это вообще САМОЕ главное. В России много мест, где кофейня самообслуживания встанет удачно и будет приносить прибыль. А мест, где она будет приносить убытки – еще больше. Поэтому важно найти и занять хорошее место. А если с первого раза не получилось - быстро найти более удачный вариант и постараться переехать туда без потерь.



Клиенты обычно думают, что надо гулять по городу, заходить во все ТЦ, смотреть, есть ли там поблизости кофейни. На самом деле нужен только интернет и контакты с руководителями и арендодателями подходящих мест.



Пример из Нижнего Тагила, города с 300 тысячами населения. Нам надо было найти точки для 8 аппаратов (5 наших + 3 клиентских). За 1,5 недели мы перебрали 250 локаций, от 70 смогли получить предварительное одобрение, в 20 мест съездили посмотреть, в итоге все 8 аппаратов были расставлены по точкам.



Конечно, найти «прибыльное» место не всегда получается с первого раза. В таком случае всегда можно разобрать кофемат и увезти на следующую точку из списка потенциально хороших.



А иногда с первого раза получается даже лучше, чем планировалось. Вот пример клиентки из закрытого военного поселка на 5к населения. Она держит пункт выдачи Wildberries. Поставила нашу кофейню у себя в пункте. Со старта начала делать по 20-30 продаж в день, что для меня было загадкой, т.к. это хороший результат даже в городах миллионниках. Мы ей тогда прогнозировали 10-15 стаканов в день. Но народу было так интересно попробовать, что получилось в два раза больше.



Предыдущий вариант стойки, с тех пор ещё дорабатывали и улучшали



Один клиент поставил кофейню в супермаркете, и поначалу радовался. Там классная проходимость, стабильно по 20 стаканов в день минимум. Но иногда продажи вдруг падали до нуля. Выяснилось, что кофе-точка находится на входе, где скапливаются пустые тележки для покупок. И периодически их наставлено так много, что к стойке просто не подобраться. Администрация супермаркета навстречу не пошла, двигать кофемашину не разрешали, тележки вовремя убирать тоже не захотели. В итоге клиент расторг с ними аренду, забрал стойку и переехал в супермаркет через дорогу. Там тележки не мешают и по продажам нет таких просадок.



И неудачные кейсы тоже есть. Например, один из первых наших клиентов. Мы подыскали ему много хороших локаций. Он выбрал компьютерный клуб. Выглядело логично: в выходные там 1000 человек за сутки, всю ночь сидят за играми. Но через пару недель стало понятно, что не идёт. Проанализировали и поняли, что наша кофейня стоит в дальнем закутке, зато прямо на входе холодильник с энергетиками. Оказалось, энергетики это часть геймерской культуры, к ним привыкли, а кофе там не особо уважают. Мы в таких случаях всегда подбираем и предлагаем еще плюс-минус 5 вариантов локаций, но этот клиент уже второй месяц отвечает в духе «Да-да, завтра съезжу посмотрю эти места и выберу». Тут уже я его логику понять не могу.



Это я к тому, что даже такой простой бизнес поначалу всегда требует вашего участия.



Пара клиентов, поставивших кофемат, финальный вариант



Может показаться, что я тут рисую нас белыми и пушистыми альтруистами, которые всё делают за спасибо. Но это ВООБЩЕ не так :) Мы хорошо просчитали свою математику. Мы и без роялти нормально зарабатываем с изготовления и продажи самого аппарата и стойки, плюс понемногу, но регулярно получаем с продаж кофе и прочих ингредиентов. При этом мы никого не заставляем брать зёрна именно у нас, но выходит так, что клиентам удобнее работать с нами, а не искать кого-то ещё.



Теперь немного о цифрах клиентов.



Разбег цен на открытие кофейни от 320 до 400 тыс. Затраты на её обслуживание распишу подробнее.



Время зависит от количества точек. У нашего менеджера по продажам, например, три стойки – он сам за ними следит. Приложение в телефоне показывает всё в режиме реального времени: сколько продаж, сколько осталось ингредиентов. Конечно, всегда нужно вовремя приехать, поддержать чистоту, залить свежую воду, догрузить расходники. Это занимает минут 20, раз в три дня, плюс дорога.



Внутрянка



Либо можно нанять кого-то, кто будет делать это за вас. Обычно студенты так подрабатывают. Берут 200-350 рублей за выезд на каждую точку. Некоторые клиенты запрягают своих (достаточно взрослых для этого) детей :)



Непредвиденные траты бывают, но весьма редко. Вандалов мы особо не боимся, т.к. точки обычно стоят там, где большая проходимость, есть сотрудники соседних заведений. Я всегда советую с самого начала отнестись к ним по-человечески, познакомиться, угостить кофейком. Если со всеми общаться на приятной ноте, то при необходимости можно попросить их о помощи. Если что-то разольётся, вам по дружбе протрут стойку или позвонят, сообщат о какой-то ситуации. Кто-то согласен присмотреть за точкой за 1000 рублей в месяц, а кто-то и просто за бесплатный капучино.



Основные расходы это аренда 1 кв. метра площади, вода, кофе и остальные ингредиенты.



Ингредиентов 4 типа: кофе, шоколад, ваниль, молоко. Из них получается 9 рецептов. Как показывает практика, этого более чем достаточно. Все рецепты настроены заранее, именно такие, чтобы кофе пришёлся максимально по вкусу большинству людей.



Себестоимость ингредиентов и тары - 30-40% от выручки. Это от 20 до 50 рублей при фиксированной стоимости стакана в 120 рублей.



Аренда в месяц 2000-5000 рублей.



Минус налог 6% и 2,5% за эквайринг банку.



По кейсам наших клиентов, самая минимальная прибыль чистыми - примерно 20к рублей в месяц. Это при полной пассивности, если клиент даже шарики на открытие не вывесил, ни одного флаера не раздал и не провёл ни одной дегустации. Если делать более активные телодвижения - примерно 40к рублей в месяц. Цифра средняя, по регионам может отличаться.



Вот такая получилась зарисовка про специфический частный бизнес в России. Надеюсь было не слишком душно и вам хоть немного понравилось :)



Напоследок история про неожиданный трамвай



Оборудование мы отправляем клиентам двумя частями. Верхняя часть стойки отдельно, тумба отдельно. Обычно шлём ПЭКом. Никогда никаких нареканий не было. Упаковывают как для себя.



Однажды приезжаем в ПЭК, а там очередь в километр. Именно в этот день перед нами кто-то отправлял в другой город ТРАМВАЙ. Никто в отделении не понимал, что с ним делать, каким макаром его везти, как оформлять. Коллапс.



Грузчики, которые привезли нашу стойку с производства, угрожают увезти её обратно, если мы за полчаса не управимся, ПЭКовцы стоят на ушах с этим трамваем, день на исходе, пункт уже почти закрывается. Еле уговорили их забрать у нас груз, успели буквально в последнюю минуту. Проверили всё, выслали клиентке в небольшой отдалённый город.



Упаковка перед отправкой



В назначенный день доставки звонит клиентка и говорит: «Вы мне прислали только половину стойки». Я похолодел. В смысле половину? Груз размером со шкаф, как можно было половину потерять? На фоне трамвая, конечно, мелочь, но всё-таки. Оказалось, в ПЭКе напутали, и выдали клиентке только верхнюю часть, а нижняя осталась у них на складе. При этом по документам всё выдано в полном объёме, к ним не прикопаться. Да ещё и клиентка живёт в 80 км от пункта выдачи, специально брала отгул на этот день, чтобы съездить за доставкой. Пришлось разруливать ситуацию с ПЭКом, оплачивать клиентке повторную поездку и повторный вызов грузчиков.










 
  • Теги
    бизнес кофейня стартап
  • Сверху Снизу