Как я открыл медовый бизнес, облажался, начал сначала и вышел на оборот 120 млн в год

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0
В 2014 году с партнером решили продавать мед с ягодами для среднего и премиум сегмента. Продавали на сайте и поставляли в Японию. Выживали 4 года: потратили кучу денег на рекламу и влезли в долги. Поняли, что история не прибыльная, и ушли в эконом сегмент. Тут мы и увидели деньги.

Медовый бизнес: как все начиналось​

В 2014 году знакомый предложил стать партнерами и открыть бизнес по продаже крем-меда. Он был знаком с местными пасечниками в Волгограде, они поставляли нам мед. Мы арендовали помещение, купили оборудование, наняли сотрудников, открыли ООО и начали делать крем-мед.

Крем-мед — это мед с сушеными ягодами: брусникой, клубникой, клюквой, малиной, облепихой. По вкусу, как домашнее варенье, только без сахара.

Крем-мед — это мед с сушеными ягодами: брусникой, клубникой, клюквой, малиной, облепихой. По вкусу, как домашнее варенье, только без сахара.
Наняли консультанта, который рассчитал нам себестоимость меда. Она была такой:

c12080b253206ca9b63b904617448f06.png

Себестоимость 250 г меда получилась высокой. Чтобы выходить в плюс, мы поставили на него высокую цену — 350—600 ₽ в зависимости от региона. У конкурентов можно было купить дешевле.

Например, на маркетплейсе килограмм крем-меда стоит 577 ₽. У нас — от 1400 ₽.

Например, на маркетплейсе килограмм крем-меда стоит 577 ₽. У нас — от 1400 ₽.

Смета на открытие производства крем-меда​

От Фонда содействия инновациям получили 4 млн. Фонд помогает ученым в разных областях. Мы были одними из первых, кто придумал и запатентовал свою технологию производства крем-мёда. Этого не хватило, поэтому взяли еще кредит на 1 млн.

Сперва работали по контракту с предприятием. Затем открыли фабрику. Вот примерная экономика на открытие:

c7b4710288a6467f5d8d30a7c6fb9b3a.png

Экономика крем-меда за месяц​

Экономику вели в эксель табличке и большую часть времени не понимали, сколько зарабатываем. Зимой выручка доходила до 1 млн, в остальные месяцы 400—500 тыс.

Вот расходы за декабрь:

Хорошо, когда получалось работать в ноль. Чаще работали в минус.

Хорошо, когда получалось работать в ноль. Чаще работали в минус.
Ориентировались на оптовые продажи. Магазины сувенирки или чая покупали оптом и перепродавали у себя. В основном заказывали на 20—30 тыс.

Чайные и сувенирные магазины добавляли наш крем-мед в подарочные наборы и перепродавали.

Чайные и сувенирные магазины добавляли наш крем-мед в подарочные наборы и перепродавали.
Однажды мы смогли экспортировать мед в Японию. На форуме познакомились с дистрибьютором, который поставляет российские новинки питания в Японию. Подписали договор, подготовили этикетки на японском языке и отправили. Тогда за год сделали 12 млн. Все эти деньги ушли в кредиты и производство. Таких крупных заказов мы больше не получали.

Так мед продавался в Японии. Сначала мед не покупали. Пришлось устраивать ярмарки, выставки и давать пробовать крем-мед. Когда японцы распробовали, отправляли по 5–10 тыс банок за раз.

Так мед продавался в Японии. Сначала мед не покупали. Пришлось устраивать ярмарки, выставки и давать пробовать крем-мед. Когда японцы распробовали, отправляли по 5–10 тыс банок за раз.

Маркетинг крем-меда​

Денег на маркетинг уходило около 80 тыс. Знакомым раздавали банки меда взамен на отзывы. Настраивали контекстную и таргетированную рекламу.

Попробовали выйти на полки в местные сети. Но тут нас сравнивали с обычным медом. В тот момент крем-мед не был популярен и люди не понимали, зачем им покупать крем-мед за 700₽, если рядом стоит обычный за 200₽.

Почему мы не закрывались?​

Ответ прост — не хотели признавать, что облажались. Поняли это, только когда были по уши в долгах и нечем было платить зарплату сотрудникам.

Обсудили все с партнером и пошли к сотрудникам, чтобы сказать, что мы закрываемся. Честно сказали, что денег сейчас нет и ЗП выплатить не можем. Мы поговорили, рассказали, что будем продолжать заниматься медом дальше. Кто-то ушел, но большинство поверили в нас и остались.

Смета на открытие бизнеса обычного меда​

Чтобы выплатить долги и открыть новое дело, не хватало 700 тыс — взяли в кредит. У моего партнера были контакты пасечников, с которыми он работал раньше. Искать новых не пришлось. Мед к нам возят из южных регионов.

6be6bc9f573e73bd78ff85010b788e39.png

Реальная экономика меда за месяц​

Мёд продаем в сетях эконом-сегмента: Светофор, Покупочка. Деньги приходят не сразу. Поэтому нужно иметь большие накопления или кредитоваться. Мы выбрали второй вариант. Берем кредит → делаем поставки → получаем оплату → закрываем кредит → берем новый.

Кажется, что в таком случае ты просто не чувствуешь денег, которые зарабатываешь. Они в постоянном круговороте кредитов. Но на самом деле все просто, если считать.

В МоемСкладе ведем платежный календарь. Это таблица, куда пишем будущие поступления и расходы. В расходы записываем оплату по кредитам, задолженности поставщикам, оплату за сырье и т.п.

Скрин платежного календаря по будущим расходам за неделю. Расходы планируем каждую неделю. Точно знаем, когда пора платить кредиты и поставщикам.

Скрин платежного календаря по будущим расходам за неделю. Расходы планируем каждую неделю. Точно знаем, когда пора платить кредиты и поставщикам.
Когда поступает заказ от торговой сети, в МоемСкладе планируем сырье на производство. Для каждой позиции есть техкарты. В техкартах указано сырье: мед, упаковка, этикетка и т.п. Так мы рассчитываем себестоимость.

Видим, какой товар готов, а какой еще в процессе производства.

Видим, какой товар готов, а какой еще в процессе производства.
Там же контролируем остатки: проводим инвентаризацию, поставили запрет на отгрузку товаров с нулевыми остатками.

С МоимСкладом хорошо понимаем, сколько тратим и сколько зарабатываем. Выручка в месяц — 10 млн. А вот расходы:

В средний месяц прибыль 400 тыс. В сезон достигает 1 млн.

В средний месяц прибыль 400 тыс. В сезон достигает 1 млн.
В реальности я не вынимаю 400К. Беру только на еду, а остальное направляю в производство.

Себестоимость килограмма меда​

Себестоимость цветочного меда 1 кг выглядит так:

782b07accf0c2862f1f00dd5e62a7769.png

Маржинальность невысокая, как и во многих продуктах питания. Зарабатываешь только на больших объемах поставок.

Слева оборот 1 млн, справа оборот 120 млн

Слева оборот 1 млн, справа оборот 120 млн

Где продаем и на чем зарабатываем​

Чтобы не вбухивать большие деньги на маркетинг, решили продавать в сетях эконом-сегмента. Прошлись по местным сетям, посмотрели дизайн и упаковки конкурентов. С дизайнером разработали что-то похожее на то, что уже есть.

Заказали разные варианты тар: стеклянные, пластиковые, большие, маленькие. С этими образцами приехали в сеть магазинов «Покупочка». Так как сеть местная, можно легко приехать и договориться на месте. Им все понравилось, и они заказали тестовую партию меда на 150 000₽. Через 2 недели к нам пришли еще за одной партией.

Когда мы поняли, что товар пользуется спросом, пошли в «Светофор». Им тоже все понравилось, и мы начали поставлять и туда.

1668c147b5b63be0802748c7f9fc7027.png

Все сети магазинов работают по разным моделям реализации товара. Самые популярные из них: — отсрочка. Это значит, что ты получаешь оплату за продукцию через 40 дней после поступления товара к ним в магазин. По такой модели работает «Покупочка»— реализация товара по факту. То есть магазин оплатит весь поставленный товар только после того, как он будет продан. Обычно это занимает 2—3 месяца.

Как выбирали мед?​

В прошлом бизнесе на крем-меде у нас был партнер, который занимается медом. Он знал всех местных медовиков и скупал мед у них. Мы перестали быть партнерами, но стали работать с ним как с поставщиком. Он самостоятельно ездит по медовым хабам — деревням, где занимаются медом.

Мед в лабораторию отправляет поставщик, к нам приезжает уже с результатами. Результаты заносим в систему Меркурий.

Мед в лабораторию отправляет поставщик, к нам приезжает уже с результатами. Результаты заносим в систему Меркурий.
Товар в магазине проверяет Роспотребнадзор и Россельхознадзор. Они закупают мед и делают анализы. Если мед перегрет, с антибиотиками, не занесен в Меркурий — наказывают. Штрафуют от 10к до 100к или забирают продукцию и обновляют декларацию на соответствие.

Многие СМИ проводят собственные расследования и пишут статьи о том, что мед у производителей некачественный. Таких высказываний не избежать. Но так или иначе, весь мед, который продается в сетях соответствует ГОСТу. Если продукт не проходит, то это довольно быстро замечают.

Выводы​

Ведите отчетность. Это нужно для того, чтобы понимать, зарабатываете ли вы. Иначе ощущать деньги будете только когда будут большие заказы. Мы используем

Если облажались — признайте это. Не играйте в супер-героев, которые уверены в том, что спасут весь мир. Честно признайтесь себе, что не получилось, и закройте бизнес, который не приносит прибыли.

Если у вас новый, незнакомый людям продукт, будьте готовы много вкладываться в маркетинг. По нашему опыту на продвижение уходит 10‑20% от дохода. Если маркетинга не будет — клиентов не ждите.

Заработать на премиум товаре сложнее, чем на экономе. В премиум товаре разница между себестоимостью и конечной ценой больше, чем в экономе. Но эконом чаще покупают.








 
  • Теги
    бизнес с нуля
  • Сверху Снизу