Как грамотно закрыть ИП

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.284
Репутация
11.800
Реакции
61.987
RUB
50
Индивидуальный предприниматель не является отдельной структурой, имеющей свои обособленные права, обязанности и имущество. ИП - это прежде всего физическое лицо.


Поэтому, если гражданин по каким-либо причинам желает прекратить предпринимательскую деятельность, ему необходимо сняться с регистрационного учета.

Для того чтобы сократить материальные потери, предпринимателю нужно правильно подойти к процессу снятия с регистрационного учета. Сегодня ФНС вправе самостоятельно вычеркнуть бизнесмена из ЕГРИП, при условии, что он более 15 месяцев не сдавал отчетность и имеет задолженность перед бюджетом.

Важно понимать, что до тех пор, пока предприниматель не будет исключен из ЕГРИП, за ним сохраняется обязанность платить взносы во внебюджетные фонды. Поэтому официальная ликвидация необходима, если человек прекратил заниматься бизнесом.

Перед предпринимателями, решившими прекратить свою деятельность, стоит несколько задач. Если у них есть сотрудники, то в первую очередь нужно правильно расторгнуть трудовые отношения с ними, чтобы избежать судебных тяжб. Кроме того, важно сохранить документацию и разобраться с обязательствами по налогам. В данной статье мы обсудим все нюансы, связанные с процессом закрытия ИП.

[H2]
1. Увольнение сотрудников​
[/H2]
По статье 81 ТК РФ, бизнесмен может расторгнуть трудовые договора с сотрудниками при прекращении деятельности ИП по своей инициативе.

Для этого необходимо:
  • Уведомить работников (за 2 месяца до увольнения);
  • Уведомить Центр занятости (за 2 недели);
  • Подготовить приказы об увольнении, зарегистрировать их в журнале приказов по личному составу, подать на подпись сотрудникам;
  • Сдать отчетность по сотрудникам в ФНС, ФСС, ПФР;
  • Оплатить страховые взносы;
  • Сделать отметки в трудовых книжках;
  • В день увольнения произвести полный расчет по заработной плате, компенсациям за неиспользованный отпуск;
  • Выдать на руки работникам трудовые книжки, справку 2-НДФЛ за 2 года, документ о страховом стаже.
Уволенные сотрудники имеют право на выходное пособие и сохранение среднего заработка на период поиска новой работы, но только если данное право прописано в трудовом договоре с ИП.

После увольнения сотрудников нужно сняться с учета ФСС, направив заявление и копии приказа об увольнении последнего работника.

[H2]
2. Снятие онлайн-кассы с учета​
[/H2]

Согласно изменениям, которые были внесены в законодательство в 2018 году, снять онлайн-кассу с учета при закрытии ИП можно в упрощенном порядке. Бизнесмену не нужно подавать заявление и отчет о закрытии фискального накопителя в инспекцию. ФНС снимет кассу с учета самостоятельно, сразу же после того, как органу станет известно о смене статуса.

Таким образом, никаких действий, кроме мероприятий по ликвидации предпринимателю производить не нужно. Однако перед подачей документов о закрытии в ФНС лучше убедиться, что все документы кассы переданы ОФД. Для этого нужно войти в кабинет как администратор и сверить количество неотправленных документов. Их быть не должно.

[H2]
3. Оплата госпошлины​
[/H2]

Перед подачей заявления о закрытии ИП нужно оплатить госпошлину — единоразовый налог, взимаемый за изменение статуса физических и юридических лиц. Размер платежа составляет 160 рублей. Пошлина платится только при предъявлении документов в налоговую в бумажном виде. Если бизнесмен направил в ФНС электронные документы или воспользовался услугами МФЦ, оплачивать сбор не нужно.

Произвести платеж можно тремя способами:
  • В отделении банка, предварительно скачав и заполнив квитанцию. Сформировать бланк со всеми необходимыми реквизитами можно на сайте ФНС;
  • С помощью платежного приложения через смартфон или ПК;
  • На сайте ФНС в сервисе оплаты госпошлины.
Для оплаты сбора через официальный сайт следует:
  • Зайти на страницу «Уплата налогов и пошлин»;
  • Выбрать раздел «Индивидуальным предпринимателям»;
  • Нажать «Уплата госпошлины»;
  • Дать согласие на работу с личными данными;
  • В пункте «Расчетный документ» выбрать «Платежный»;
  • Заполнить реквизиты платежа;
  • Ввести данные бизнесмена;
  • Выбрать безналичный способ оплаты;
  • Выполнить платеж.
[H2]
[/H2]

[H2]
4. Подача документов в ФНС​
[/H2]

Пакет документов для ликвидации ИП состоит из:
  • Заявления по форме № Р26001;
  • Квитанции об уплате госпошлины (не уплачивается при подаче документов в электронном виде).
Сведения об индивидуальном учете в ПФ РФ предоставлять необязательно. При отсутствии документов информация будет передана налоговой по межведомственной связи.

Подать документы можно:
  • Лично в МФЦ или орган ФНС (с паспортом);
  • Через третье лицо (по доверенности, заверенной нотариально);
  • На сайте ФНС;
  • С помощью портала Госуслуги;
  • Направив в ФНС почтой, с объявленной ценностью и подписью, заверенной нотариусом.
Чтобы направить документацию в электронном виде будет нужна квалифицированная электронная подпись.

Через 5 дней после передачи документов ФНС закроет ИП. Для завершения процедуры гражданину нужно получить выписку из ЕГРИП и уведомление о снятии с учета.

[H2]
5. Уплата страховых взносов​
[/H2]

Перечислить страховые взносы по ИП необходимо в течение 15 календарных дней с момента закрытия статуса. По уволенным работникам — не позднее 15 календарных дней с даты подачи последнего расчета по страховым взносам.

Оплатить взносы можно:
  • В банке по квитанции. Получить бланк с заполненными реквизитами можно на сайте ФНС;
  • Платежным поручением через онлайн-банк.
После ликвидации ИП бывший бизнесмен продолжает нести ответственность по долгам. По истечении 15-дневного срока на сумму задолженности начинают начисляться пени.

[H2]
6. Оплата налогов и сдача отчетности​
[/H2]
Порядок уплаты налогов и предоставления отчетов при закрытии ИП зависит от вида налогообложения:

  • При ОСНО необходимо подать отчет 3-НДФЛ в течение пяти, а оплатить налог в течение 20 дней с момента ликвидации бизнеса. Декларация по НДС предоставляется в течение 25 дней после того, как окончился квартал. В уплате налога на добавленную стоимость изменений нет: сделать платеж необходимо одинаковыми долями в течение 3 месяцев после отчетного квартала;
  • При УСН декларацию необходимо сдать до 25 числа месяца, следующего за месяцем снятия с учета предпринимателя. В уплате налогов изменения отсутствуют. Авансы за кварталы, как и прежде, уплачиваются до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а налог — до 30 апреля следующего года.
ИП с сотрудниками следует представить отчеты РСВ и 6-НДФЛ — до даты передачи заявления о закрытии в ФНС. Отчет 2-НДФЛ сдается до 20 апреля года, следующего за отчетным.

При отсутствии операций ИП следует предоставить нулевую отчетность в стандартные сроки. Иначе налоговая применит штрафные санкции в размере 1000 рублей за каждую форму.

[H2]
7. Закрытие расчетного счета​
[/H2]

Бизнесмен не обязан закрывать расчетный счет при ликвидации ИП. Фактически, он может действовать весь срок, указанный в договоре с банком. Однако продолжать использовать расчетный счет ИП в статусе физического лица нельзя. Кроме того, даже при отсутствии движений по счету за его обслуживание продолжает взиматься плата.

Чтобы закрыть счет, необходимо:
  • Погасить долги перед банком за РКО;
  • Расплатиться с контрагентами, бюджетными и внебюджетными фондами;
  • Снять остаток денег со счета (перевести на карту или счет физлица);
  • Подать заявление на ликвидацию счета по форме банка;
  • Получить уведомление о закрытии.
Расторгнуть договор с банком необходимо до потери статуса ИП, поскольку физическое лицо не имеет права на действия с коммерческим счетом. Оповещать о данной процедуре ФНС, ПФ и ФСС, в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ, не нужно.

[H2]
8. Хранение документов​
[/H2]

Даже после ликвидации ИП проверить его деятельность ФНС может в течение 3 лет.

Статья 23 НК РФ устанавливает следующие сроки хранения документации:
  • Для «первички», подтверждающей факт выполнения хозяйственных операций и бухгалтерских документов, служащих основанием для расчета налогов — не менее 5 лет;
  • Книги учета доходов и расходов — не менее 5 лет;
  • Финансовая и налоговая отчетность — не менее 5 лет;
  • Документы, обосновывающие начисление страховых взносов — не менее 6 лет.

Длительность хранения кадровых документов составляет 75 лет. К ним относятся трудовые договора, личные карточки служащих, приказы о приеме и увольнении, расчетные ведомости по начислению заработной платы, лицевые счета.
 
И на всякий случай не забудьте проверить себя в списке , возможно вы были в выборке и должны были сдать отчетность. Не сдадите, в догонку штраф может прилететь.
 
Сверху Снизу