Как фанера над Парижем

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.295
RUB
0
14 июля 1919 года на Елисейских Полях в Париже должен был состояться парад в честь победы в ПМВ. Надежность самолётов того времени еще оставляла желать и верховное командование приняло решение, что лётчики пройдут на параде в пешем строю. Решение вполне разумное, рухнувший на толпу зевак самолёт вряд ли добавил бы праздничной атмосферы. Однако французские лётчики восприняли это решение, как личное оскорбление. Они не имели права ослушаться прямого приказа, но небольшой кружок заговорщиков задумал устроить генералам достойную сатисфакцию. Месть обещала быть дерзкой, яркой и по-французски изящной. А именно — в самый разгар парада, в момент прохождения пешей колонны лётчиков, один из заговорщиков должен был пролететь на самолёте сквозь Триумфальную Арку. Армейское начальство в истерике, толпа в экстазе, дамы кричат «ура!» и в воздух лифчики бросают.

Как я уже написал, план был яркий, дерзкий, изящный, но отнюдь не простой. Размах крыльев выбранного для этой задачи Ньюпора 11 "Малютка" — 7.5 метра, ширина пролёта Триумфальной Арки — 14.5 метров. Таким образом у пилота остаётся чуть больше трех метров запаса с каждой стороны, расстояние по лётным меркам просто микроскопическое. Любая ошибка в пилотировании, сильный боковой порыв ветра - и лётчик рисковал дополнить своей тушкой скульптурные группы по бокам арки.



Главным исполнителем авиационной вендетты был выбран человек-легенда, «Часовой Вердена» Жан Наварр. Тому было несколько причин. Во-первых, он был опытный, умелый и отважный лётчик, один из первых асов ПМВ. Причем фраги он начинал набивать еще в самом начале войны, когда мало кто представлял воздушный бой даже в теории, самолёты изготавливались дендрофекальным методом, а лётчики в лучших традициях Дикого Запада палили друг в друга из револьверов и двустволок. Во-вторых, на сакраментальный вопрос «ты что, псих?!», он мог смело отвечать «ага, у меня и справка есть», что могло пригодиться на случай официального разбирательства. В-третьих, в связи с предыдущим пунктом он был демобилизован, а значит не подчинялся армейскому трибуналу. Вообще это был человек очень интересной и трагичной судьбы, за подробностями отсылаю к моей

Увы, за что боролись — на то и напоролись. За 4 дня до парада Жан Наварр в процессе подготовки к трюку попытался лихо пролететь под одним из мостов реки Рона и разбился насмерть. Случайно или умышленно — сложно сказать. Смерть Наварра сильно остудила пыл остальных участников заговора. Что уж там, появилась даже крамольная мысль, что высокие чины не так уж неправы, запретив полёты во время парада. После бурных и продолжительных дискуссий от полёта решили не отказываться, но перенесли его на несколько дней после парада.

Место Жана Наварра занял Шарль Годфруа. Он не был настолько яркой и экстравагантной личностью, как Наварр, зато налетал более 500 часов. Эдакий старый конь, который борозды не портит. Несколько дней он тренировался, пролетая под мостами, а также гулял со своим другом Жаком Мортаном по Елисейским Полям. Годфруа изучал подходы к арке и воздушные течения, а Мортан выбирал, где разместиться с кинокамерой, чтобы запечатлеть эпохальное событие.




07 августа 1919 года в 7.20 утра Шарль Годфруа переоделся в чужой мундир и вылетел с аэродрома Вилякубле. Через десять минут он уже был над Парижем. Его самолёт сделал два круга над Триумфальной Аркой, а затем резко спикировал со стороны проспекта Гранд-Арме.
От звука снижающегося самолёта прохожие бросились врассыпную, многие наверняка словили «верденские флэшбэки». Годфруа благополучно пролетел через арку и вернулся в Вилякубле. Весь полёт занял у него около получаса, на аэродроме его даже не хватились.

Честь французской авиации была удовлетворена. Реакция властей была на удивление умеренной. Во избежание огласки скандал решили не раздувать, Годфруа отделался лишь выговором при закрытых дверями. Впрочем, после своего легендарного полёта он всё равно ушел в отставку, уехал в родной город Суси, где занялся виноделием. Годфруа более никогда не садился за штурвал самолёта и благополучно скончался в своей постели в 1958 году.




Полиция запретила демонстрацию фото и кинозаписей пролёта через арку, а также публикации в газетах, обоснованно опасаясь толпы подражателей. По сути громкая слава к Годфруа пришла уже после его смерти. Удивительно, но за всё время подражателей у него нашлось всего два. В 1981 году пролёт через Триумфальную Арку повторил Ален Маршан, летчик-истребитель Второй Мировой, чем заработал свои 5 минут славы и 5000 франков штрафа. В 1991 году то же сделал еще один пилот, который предпочел остаться непойманным и неизвестным.




 
Сверху Снизу