Полезные знания Яндекс помогает распространять вредоносное ПО?

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.295
RUB
0
По роду деятельности мне приходится наблюдать за работой сотен рядовых пользователей ПК. Человек, который не первый день держит мышку, всё чаще сталкивается с проблемами при банальном скачивании бесплатного ПО. При разборе выясняется, что он всего лишь набрал в Яндексе «скачать Вайбер», а дальше что-то пошло не так. Я давно слежу за распространением заразы при непосредственном участии Яндекса. Когда-то это были единичные случаи, но теперь явление уже приобрело массовый характер. Объясню, в чём суть. Введём в запросе название любой популярной программы, которую условный домашний пользователь хочет скачать, и получим примерно такую выдачу:

image

Каждая строка с пометкой «реклама» — это платное объявление от физического или юридического лица, которое зарегистрировано в сервисе Яндекс.Директ со всеми адресами, телефонами и прочими ИНН. Каждое такое объявление проходит ручную модерацию, то есть, в данном случае модератора вовсе не смутил тот факт, что пять разных «официальных» сайтов подали рекламу для скачивания бесплатного приложения. И уж точно проверенный модератором номер (495) 111-22-33 не принадлежит Скайпу.

И, что самое интересное, порядок выдачи разных объявлений по одному запросу определяется аукционом. Если не вдаваться в подробности админки Директа — кто выставил бОльшую стоимость клика, того показывают выше. Да, каждое нажатие на такую ссылку обходится автору объявления в N рублей! За что именно борются рублём рекламодатели — неизвестно, вариантов много: от относительно безобидного майнинга криптовалюты на чужом железе до перехвата платёжных данных из Сбербанк.Онлайн или Алиэкспресса. Но логично, что альтруизмом здесь и не пахнет.

image


upd2 На двух предыдущих скринах результаты поиска прокручены, чтобы нижний рекламный блок оказался рядом с запросом.

На Директе мошенничество не заканчивается. Ниже обычная поисковая выдача без рекламы по запросу «anydesk» — популярного приложения от бывшей команды TeamViewer. anydesk.com — это настоящий сайт, который и должен вылезать первым по данному запросу. А уже второй результат (с точка ru) — фэйк. Достаточно одного взгляда на этот одностраничный сайт с морально устаревшим клипартом, чтобы понять, что перед нами подделка, нарисованная на коленке за 15 минут. НО только не для модераторов Яндекса. Обратите внимание: адрес этого сайта содержит заглавные и строчные буквы (AnyDesk, а не anydesk). Такое возможно только в одном случае: автор сайта зарегистрирован в сервисе Яндекс.Вебмастер и прошёл ручную модерацию на изменение регистра символов в адресе этого «официального сайта».

image


Помойка в выдаче повторяется для любого ПО, которое только приходит в голову, хоть платного, хоть бесплатного. Приписка «официальный сайт» положение не спасает, а популярная среди начинающих пользователей фраза «скачать бесплатно» наоборот только помогает попасть на поддельный сайт. Чудесные алгоритмы ранжирования Яндекса, которые совершенствуются каждый день, помогают подозрительным сайтам лезть выше. А как показывает практика, неопытный пользователь обычно жмёт первый результат поиска, доверяя лучшему отечественному поисковику.

И ещё немного про Директ. Сервис позволяет таргетировать рекламу по разным признакам. Например, показывать её только жителям Кировской области мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет. Это удобно для честной рекламы, скажем, магазина электроинструмента. Или можно показывать её только пользователям браузера Internet Explorer. Последние обычно ассоциируются с неопытными пользователями ПК, поэтому за такого «чайника» можно заплатить и побольше: рекламная ссылка в примере ниже вылезает даже выше искомого официального сайта. Этот запрос сделан в Internet Explorer, в альтернативном браузере рекламный блок здесь не появляется.

image


upd3 Проверим теорию с таргетингом: заходим под *nix, и всю платную рекламу по тем же запросам как рукой сняло — такие пользователи точно зря потратят стоимость клика.

image


Что делать с этой информацией? Ограничивать права учётных записей на компьютерах родственников, и объяснять, что верить никому нельзя.

И вопрос к Яндексу, если этот текст до него дойдёт: вы собираетесь как-то решать эту проблему?
Массовость проблемы подтверждает статистика запросов wordstat.yandex.ru: по каждому из ключевых слов тысячи и десятки тысяч ежемесячных запросов.




 
Самое интересное, что это не считают проблемой уже долгие годы работы директа
 
Сверху Снизу