Гоночный носорог: как устроен КАМАЗ-4326 для ралли-рейдов

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.302
RUB
0
У носорога, как известно, зрение плохое, но при его весе — это не его проблемы. Гоночный КАМАЗ отличается от носорога только тем, что у него со зрением проблем нет, а в остальном просто представьте себе автомобиль массой около 9 тонн, который может ехать со скоростью 140 км/ч. По бездорожью.


Гоночный грузовик КАМАЗ-4326


КАМАЗ-4326, который был выставлен в Тюмени в День города, появился в 2007 году. Поводом для создания машины послужили очередные изменения требований к грузовикам со стороны FIA, которые позволяли омологировать спортивный автомобиль на базе серийных узлов и агрегатов. Новый полноприводный спортивный внедорожник оснащался восьмицилиндровым двигателем ЯМЗ 7Э846.10-07 мощностью в 830 л.с., Двигатель автомобиля был перенесён на 400 мм, а кабина – на 200 мм в сторону задней оси. Это позволило улучшить развесовку грузовика. За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость — теперь при спуске с дюны машина без помех переходит в горизонтальное положение (раньше задевала бампером за поверхность).


Ход автомобиля стал более плавным за счет модернизации подвески, в частности, применения новых амортизаторов. Вес автомобиля удалось снизить, хотя до разрешенного устроителями Dakar минимального предела в 8,5 тонн дойти пока не получилось, но работа над этим ведётся и по сей день. Согласно требованиям FIA по уменьшению дымности, пришлось изменить настройки топливной системы, что, к сожалению, привело к уменьшению мощности. Сейчас же грузовик оснащается 16,2-литровым V8 мощностью около 950 л.с.



Двигатель КАМАЗ-4326


За ярким кузовом, украшенным логотипами партнёров команды, скрывается впечатляющая… пустота. Лёгкие алюминиевые панели крепятся на четырёх резиновых «защёлках» и лишь имитируют грузовой отсек. На самом деле, весь необходимый скарб экипаж перевозит в ящике, расположенном у задней оси — там хранится минимально необходимый набор инструментов и запчастей, сверху к нему приторочены сэндтраки, которые используются для выкапывания грузовика из песков, а также огнетушитель.



Компоновка кузова КАМАЗ-4326


Правила предписывают брать на борт минимум два запасных колеса и в «КАМАЗ-мастер» каждый грузовик имеет две запаски, которая частично видны в задней части кузова — 20-дюймовые диски с шинами Continental. За установленными колёсами видны рессоры и сдвоенные амортизаторы. Топливный бак вмещает 1 тонну солярки, поэтому если торопитесь и видите на заправке гоночный КАМАЗ, то за ним в очередь к колонке лучше не вставать. Средний расход топлива по асфальту около 50-60 литров на 100 км, на бездорожье — 130-150 литров, а по пустыне — около 200 литров. Тормоза у грузовика барабанные, потому что после попыток ставить дисковые механизмы от них отказались — горят после интенсивных торможений на горных участках. В команде работают над поиском специальных материалов для барабанов и колодок, чтобы сделать тормоза более выносливыми, но пока у «КАМАЗ-мастер» барабаны — у конкурентов есть дисковые тормоза, но у российских грузовиков с такими тормозами пока не получается.



Колёса КАМАЗ-4326


Дорожный просвет у полноприводного КАМАЗ-4326 такой, что под машину можно буквально зайти — взрослому пригнувшись, а ребёнок может прогуляться под днищем практически в полный рост. При этом все агрегаты надёжно защищены, чтобы обеспечить возможность мчать с предельной разрешённой на Dakar скоростью в 140 км/ч (на Africa Eco Race — 150 км/ч) по самому жёсткому бездорожью. Сотню с места машина, если кому интересно, разменивает за 10 секунд. Естественно, что в таких условиях важно обеспечить безопасность не только узлам грузовика, но и экипажу.



Защита агрегатов КАМАЗ-4326


Забраться в трёхместную кабину — целое искусство. Находятся сиденья высоко над землёй и с непривычки трудно сообразить, на что наступить и за что ухватиться, чтобы оказаться внутри. Дверная ручка находится на уровне макушки, а потом приходится подтягиваться на трубе каркаса безопасности, упираясь ногами то в гайки колеса, то в покрышку, чтобы перевалиться в салон и оказаться в тисках спортивного кресла-ковша.



Кресла подбираются под каждого члена экипажа, также как и схема их установки


Слева находится пилот, справа — место механика, а по центру располагается штурман, место которого отнесено назад, к задней стенке кабины, относительно кресел его напарников. Причина — массивный подиум, обрамлённый мощным поручнем, на котором в гонке крепятся выдаваемые организатором навигационные приборы и оборудование безопасности (Iritrack, Sentinel). Поэтому во время визита в Тюмени предназначенные для них места пустовали.



Консоль для штурманского оборудования в КАМАЗ-4326


Перед механиком свой приборный «иконостас»: в правом углу раллийный компьютер TverTrip, слева — четыре манометра с давлением в каждом из колёс, а по центру — полноцветный дисплей Bosch DDU 7, на котором отображается информация о состоянии узлов и агрегатов машины. Под ними рядком выстроены тумблеры — подкачки колёс передней и задней оси, настройки баланса тормозов, управления другими функциями.



Консоль с оборудованием механика в КАМАЗ-4326


У водителя вроде бы всё то же, что в гражданском КАМАЗе, но с гоночным уклоном. Спортивная «баранка» OMP, сквозь которую видно всё тот же Bosch DDU 7, а также россыпь подрулевых лепестков — управляют они интардером (трансмиссионный тормоз-замедлитель, встроенный в коробку передач, для снижения скорости без задействования основной тормозной системы) и отключаемыми стабилизаторами поперечной устойчивости. Там же и привычные переключатели указателей поворота и управление стеклоочистителями. Наверху панели манометры давления в двухконтурной пневмосистеме тормозов и высокоточный GPS-спидометр, который работает в связке с омологированным навигатором.



Место гонщика в КАМАЗ-4326


Справа от сиденья — рычаг 16-ступенчатой механической коробки передач ZF и центральная консоль, на которую вынесены кнопки «массы», включения световых приборов (светодиодные фары и дополнительный свет используются в темноте, когда на старт спецучастка отправляются ночью или возвращаются на бивак затемно, а также не самом спецучастке), блокировка дифференциалов (передний, межосевой и задний), тумблеры подкачки и ретардера с интардером.



Руль и панель приборов гоночного КАМАЗ-4326


Одна из консолей гоночного КАМАЗ-4326


Оптика гоночного КАМАЗ-4326


Салон предельно аскетичен, как и подобает гоночной машине. Экипаж втиснут в кресла, размещённые между каркасом безопасности и приборной панелью. В ногах — алюминиевые подставки, упираясь в которые на ходу можно зафиксировать тело и хоть как-то работать: штурману — с дорожной книгой, механику — с приборами. Пилот-то за руль держится!



«Очень важно правильно подобрать кресло по размеру тела и грамотно его установить, — рассказывает механик Игорь Леонов. — Когда ты целый день проводишь в машине, летящей по бездорожью, мелочей не бывает. От правильной посадки зависит и твоё здоровье, и возможность качественно делать свою работу».



Игорь Леонов (слева) и Андрей Каргинов во время визита в Тюмень


Пятиточечные ремни фиксируют тело намертво — затягивать их нужно максимально туго, иначе та слабина, которую ты решил оставить, накажет тебя во время бездорожья. Побьёшься о ремни просто-напросто! Точно также грамотно нужно настроить систему защиты шеи HANS, которая пристёгивается к шлему — излишняя свобода, конечно, позволит прибавить в комфорте, но при аварии эффективность элемента снизится, что чревато серьёзными травмами.



Под потолком на перекрестьях каркаса безопасности закреплены переговорное устройство, к которому подключаются все члены экипажа, а также перед каждым сиденьем закреплены трубки подачи питьевой воды и висят авиационные вентиляторы с резиновыми лопастями — необходимость, когда приходится гнать через пыль по жаре. Там же находятся камеры, снимающие происходящее в кабине, а также блок, собирающий информацию о работе систем грузовика.



Оборудование на потолке гоночного КАМАЗ-4326


Окна, которые можно опустить, и другие вентиляционные отверстия перед стартом закрывают, иначе жизни в салоне из-за попавшего внутрь песка не будет. В углах кабины — дисплеи. Сверху над пилотом изображение с камеры заднего вида и стропорез, а справа над штурманом (рядом также закреплён стропорез) — картинка с камеры, показывающей происходящее в районе переднего правого колеса. Учитывая высокую посадку и наличие этих мониторов, обзорность в КАМАЗ-4326 неплохая.



Монитор в кабине гоночного КАМАЗ-4326


Монитор в кабине гоночного КАМАЗ-4326


При этом на ходу грузовик оказывается тише, чем можешь себе представить. Конечно, мотор басовито ревёт, но когда ты в шлеме и подключён к системе внутренней связи, то уровень шума приемлемый. Подвеска на скорости, разрешённой в городе ПДД, ощущается жёсткой, но это понятно — настроена она на то, чтобы преодолевать бездорожье в темпе за 100 км/ч. 30-сантиметровые ходы явно не для асфальта городских улиц предусматривались!



.Сдвоенные амортизаторы гоночного КАМАЗ-4326


Особенности бескапотной компоновки диктуют и характер комфорта в кабине. Сидя над колёсами, на бездорожье экипаж подобен белью в барабане стиральной машины — трясёт во всех плоскостях и только ремни безопасности удерживают гонщиков на месте. Прибавьте к этому жару, пыль, многочасовые заезды по бездорожью и поймёте, что жизнь у экипажа машины боевой — не сахар, а победы достаются очень тяжело.
 
Сверху Снизу