Если руководителя вызывают на допрос

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.256
Репутация
11.800
Реакции
61.966
RUB
50
Допрос свидетеля – мероприятие, в основе которого лежат ответы на вопросы инспектора в целях установления обстоятельств, связанных с исполнением законодательства о налогах и сборах.


Проведение налогового допроса регулируется ст. 90 НК РФ. Чаще всего допросы происходят в рамках ВНП.

Как правило, вопросы касаются причин уменьшения налоговых обязательств, возникновения убытка или предъявления НДС к возмещению.

Причины вызова — получить необходимые сведения.

Обычно пытаются выявить противоречия между показаниями свидетелей и документами, обнаружить подтверждение нарушений.

Например, в ходе ВНП вопрос о реальности/фиктивности взаимоотношений между налогоплательщиком и контрагентом в контексте применения ст. 54.1 НК РФ. Тогда вызывают генерального директора контрагента.

НК РФ прямо не регулирует порядок и форму вызова на допрос. В частности, в п. 5.1 Письма №АС-4-2/12837 ФНС зафиксировала, что «свидетель вызывается для дачи показаний по месту нахождения налогового органа повесткой».

❗ Если по каким-то причинам вы не можете явиться на допрос в указанное время, предупредите об этом и согласуйте иную дату. Как правило, идут навстречу.

В качестве свидетеля могут вызвать любое физлицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ).

На практике, в первую очередь вызывают лиц из руководства — гендиректора и главбуха, а также руководителей контрагентов. Одновременно могут допрашивать любых сотрудников, в том числе уволенных.

Давайте разберём, когда и зачем вас приглашают в налоговую.

Первый, самый простой вариант
– это когда происходит смена руководителя. Тогда вызывают нового. Здесь все просто, инспекторы хотят убедиться, что новый руководитель реальный и «живой», а не номинал.

Ему задают вопросы общего характера: как называется компания, чем будете заниматься и т.п. Любой в здравом уме сможет с лёгкостью на это ответить.

Второй вариант, самый распространённый, – когда вызывают из камерального отдела. Многие думают, что вызывают с целью определения способов и методов оптимизации. На самом деле они готовятся к встрече и уже все знают.

А задача в том, чтобы оценить шансы доначислений. Простыми словами, проверить, насколько качественно вы подготовились к оптимизации.

Поэтому все что вам требуется на первом этапе – это хорошо подготовиться.

Если не готовы, можно попробовать переносить и откладывать явку, но, на практике, спустя два переноса или неявки инспектор просто подключит БЭП. А эти люди подходят намного серьезнее.

Второй этап назовем «добро пожаловать».

Вот вы в кабинете. Чаще всего присутствует два инспектора. В редких случаях подключают сотрудников из других ведомств.

Сначала вас будут прощупывать и оценивать, поэтому первые 5 минут диалога будут фундаментом для дальнейшего развития событий.

Сразу дадим совет. Как бы уверенно вы себя не чувствовали, берите с собой адвоката. Он не сможет дать ответы за вас, но это будет сдерживать инспекторов, так как часто они любят подмешивать вопросы, на которые вы не должны отвечать.

Повторим, они знают все ваши оптимизации и хотят оценить вероятность успешного доначисления. И от того, насколько чётко вы отвечаете на вопросы и ведёте диалог, многое зависит.

✅ Из опыта - при уверенном общении и владении ситуацией вам ничего не грозит. Главное правило – если не знаете ответ, не выдумывайте, сошлитесь на память. Мы все – люди и что-то можем забыть.

Мы не сможем вам дать все вопросы и правильные ответы. Это сугубо индивидуально. К тому же налоговики часто креативят. Например, могут спросить, как выглядит ЭЦП, где её получали, кто является оператором и т.п.

Выводы дадим такие:

1. Уклоняться от допроса на стоит.

2. Готовьтесь основательно.

3. Если не знаете ответ, не выдумывайте.

При соблюдении данных простых правил всё пройдёт хорошо. А, вероятно, инспектор покажется вам приятным собеседником.
 
Сверху Снизу