«Роскосмосу» стоит всячески поддерживать туризм по своим объектам. Потому что по окончании экскурсии по космодрому «Восточный» у группы блогеров возникла серьезная проблема: хвалить отечественную космонавтику не принято, а мы видели новые, просторные, светлые и чистые корпуса, молодых сотрудников и признаки хорошей организации процессов. Напишешь восторженный материал — не поймут-с. А ужасов, проблем и косяков что-то не наблюдается. Лично мне так вообще пришлось давить желание написать панегирик в стиле советских индустриальных очерков. В итоге под катом информативный и безэмоциональный рассказ о том, как работает космодром и как идет стройка стартового комплекса для «Ангары».
Мобильная башня обслуживания на стартовом комплексе РН «Союз»
Наиболее полное ощущение присутствия на космодроме вы получите, если посмотрите отснятое мной в формате 360° видео.
Путем ракеты
Космодром — это находящиеся на значительном расстоянии друг от друга рабочие площадки, такому расположению трудно подобрать бытовую аналогию. «Восточный» гораздо компактней Байконура, и перемещение между объектами занимает заметное, но не значительное время. На космодроме идет активное строительство, так что имеет смысл привести схему того, как он будет выглядеть в будущем.
Изображение Роскосмоса
Вряд ли имеет смысл воспроизводить в рассказе порядок нашей поездки, мне кажется, будет понятней, если выбрать последовательность, напоминающую перемещение ракеты на старт — универсальный технический комплекс, стартовый комплекс, командный пункт, командно-измерительный пункт и напоследок склады с оборудованием и строящиеся объекты второй очереди космодрома.
Унифицированный технический комплекс
Для того, чтобы понять, как работает унифицированный технический комплекс (УТК), лучше всего взять спутниковую фотографию и дополнить ее пояснениями, что и куда движется.
Ракеты-носители, разгонные блоки и спутники прибывают в УТК на склад блоков, затем развозятся по своим монтажно-испытательным комплексам (МИКам) при помощи так называемой трансбордерной галереи. Она — особенность «Восточного», на Байконуре или в Плесецке такого нет. Представьте себе поддон размером с железнодорожный вагон, который перемещается в галерее не вдоль, а поперек. А вот так она выглядит изнутри. Поддон — желтая ферма в отдалении.
Передвижение поддона автоматизировано, и позиционируется он при помощи лазеров. Главный плюс трансбордерной галереи — сокращение перевозки блоков на мостовых кранах. Вид на поддон вблизи.
УТК построен с расчетом на дальнейшее развитие и будет наращиваться по принципу конструктора. Например, нам показали неприметную дверь, на месте которой будут располагаться ворота МИКа пилотируемых кораблей.
На складе блоков во время нашего визита располагались свежепривезенные части огромной барокамеры для пилотируемого корабля «Орел». Из-за диаметра в 9 метров ее пришлось доставлять Северным морским путем. Вообще, это довольно редкий случай доставки на российский космодром чего-либо морем. Воображение, конечно, начинает рисовать картины идущих по Северному морскому пути ракет большого диаметра, не скованных больше ограничениями железной дороги, но это пока что фантазия, даже в проекте сверхтяжелой ракеты предполагается использование блоков «железнодорожного» диаметра.
Огромные ангары и широкоугольные объективы скрадывают масштаб. Вот общий вид.
А вот с полем зрения, близким к нашему глазу, восприятие размера сильно меняется.
На стоящих рядом плакатах указано, что монтаж барокамеры будет вестись с 2020 по 2022 год, затем она будет испытываться, а сроком готовности названо первое мая 2023.
Переходим в МИК разгонных блоков и космических аппаратов (РБ и КА). Здесь реализована любопытная схема, при которой большой ангар поделен на множество огороженных рабочих мест — каждому спутнику или разгонному блоку выделили свою комнату. На фото ниже слева эти «комнаты», а справа кантователь — устройство, на котором собирают в одно целое разгонный блок, диспенсер, спутник(и) и половинки головного обтекателя.
Заглядываем внутрь. Например, вот оснастка для работы с разгонным блоком «Фрегат». Чтобы мы не нанесли грязи и пыли с улицы, ходим по МИКу в халатах и бахилах. А работу системы кондицирования можно заметить по ощутимо более влажному, чем на улице, воздуху.
Порядок подчеркивается тем, что у оборудования стоят таблички. Большое черное на заднем плане — грузомакет, а на переднем плане грузозахватные приспособления 373СМ83.
Переходим в МИК ракет-носителей. По обе стороны стоят два почти собранных «Союза-2» — первая и вторая ступени в сборе, третья — отдельно. Обратите внимание на лестницу на заднем плане, по которой можно примерно оценить размеры зала.
В этот зал из МИК РБ и КА доставляют головную часть, ракета собирается в одно целое, ставится на транспортер-установщик (бело-синяя конструкция на фото ниже) и отправляется на старт. По сторонам ангара стоят укутанные в транспортировочную ткань половинки головного обтекателя и еще один «Союз-2» в разобранном состоянии.
Стартовый комплекс
Отправляемся на стартовый комплекс. Особенность «Восточного» — мобильная башня обслуживания (МБО). Она основана на проекте для космодрома Куру во Французской Гвиане, больше и тяжелее первой версии — 1600 тонн против 800. Основное достоинство башни — она укрывает от ветра, холода, дождя и снега не только технику, но и, главное, людей (
После установки ракеты-носителя в стартовое сооружение МБО наезжает на нее для выполнения предпусковых подготовительных работ. Незадолго до старта башня отходит на примерно сто метров. Скорость движения башни 12 метров в минуту.
Заходим внутрь. Нужен очень широкоугольный объектив, чтобы охватить стартовое сооружение. Внизу — корзина обслуживания, она нужна чтобы, в том числе, установить
Поднимаемся на верхнюю площадку башни. На месте камеры при подготовке к старту стоит ракета.
Сбоку на башне есть маленький балкончик системы аварийной эвакуации персонала. С высоты примерно 50 метров открываются прекрасные виды.
Переключаемся на телеобъектив. Вот вид на УТК с расстояния 4 км.
Строящийся стартовый комплекс для ракеты-носителя «Ангара» почти в два раза ближе. Слева — будущее стартовое сооружение, по центру можно разглядеть накрытые зеленым огромные баки для хранилищ компонентов ракетного топлива (старт будет хранить две полные заправки «Ангары»), белые здания в отдалении — жилье рабочих. Наши экскурсоводы (как в анекдоте «не знаю, что это за блогеры, но экскурсоводы у них Дмитрий Рогозин и генеральный директор ЦЭНКИ Андрей Васильевич Охлопков») всячески подчеркивали их комфортность. Это действительно важно для нормальной работы.
Вид на газоход и окружающие пейзажи. Прямо скажем, повезло нам с погодой.
А вот это неблаговидно выглядящее отверстие — система аварийной эвакуации персонала с башни. Принцип прост — прыгаем в рукав, растопыриваем колени и локти и тормозим ими до поверхности. Если прыгнуть с прямыми ногами и прижатыми к туловищу руками, то можно разогнаться очень небезопасно для здоровья. Так что для пользования системой персонал проходит тренаж и сдает зачет.
Глубина чаши газохода — 22 метра, и, чтобы он поместился в кадр вблизи, приходится использовать возможности 360° камеры.
Командный пункт
Следующая наша остановка — командный пункт, с которого управляют подготовкой ракеты к запуску и непосредственно дают команду на пуск. Здание спроектировано с учетом возможных аварий, мы проходим сквозь бронированные двери, и нам не один раз рассказывают про избыточное давление внутри здания, сделанное специально для безопасности персонала. А на Байконуре вообще бункер с перископами.
В первом помещении расположены рабочие места операторов наземных систем — термостатирования, обеспечения сжиженными газами и др. За терминалами сидит сплошь молодежь, лично меня это порадовало.
А во втором помещении операторы работают с ракетой и управляют пуском.
Легендарный ключ на старт на «Восточном» превратился из
Командно-измерительный пункт
Когда ракета оторвалась от стартового стола, она передает телеметрию и
Самая большая антенна на фото работает с одним из спутников-ретрансляторов «Луч-5». Ретрансляторы на геостационарной орбите расширяют зоны видимости. Иначе бы связь со спутником пропадала, когда он заходит за горизонт.
Сотрудники обижаются, когда слышат, как антенные системы называют тарелками, тем более, что под некоторыми сферическими куполами расположены совсем не тарелкоподобные антенны с фазированной решеткой.
Строящаяся часть космодрома
Сейчас на «Восточном» активно строятся объекты второй очереди для ракеты-носителя «Ангара» — стартовое сооружение (ГП-1), командный пункт (ГП-3), помещения для хранения компонентов ракетного топлива (ГП-6 и -7), здание для обеспечения температурного режима и снабжения потребителей сжатыми газами (ГП-4). Стартовый комплекс строится с заделом на будущее, предусмотрены сооружения для работы с жидким водородом (ГП-5), который будет использовать разрабатываемый разгонный блок КВРБ. Он значительно поднимет грузоподъемность «Ангары».
Склады оборудования
Стартовый комплекс — это огромное количество оборудования, которое производится по всей России и привозится на космодром крупными блоками. Наша экскурсия началась со склада, в котором хранится оборудование, требующее постоянной температуры и влажности. Например, своей очереди ждет система заправки жидким кислородом. Гид рассказывает, что оборудование доставляется в срок или даже раньше срока.
Рядом под открытым небом лежат блоки кабель-заправочной башни. Огромное сооружение высотой 66 метров и массой 3000 тонн было произведено, разобрано на блоки массой от 17 до 50 тонн и доставлено на «Восточный».
Стартовый комплекс
Строящееся здание командного пункта. Функционально он похож на уже виденный нами командный пункт для «Союза», здесь так же будет два главных помещения, для наземного оборудования и ракеты, только здесь они расположатся на разных этажах. Не меньше внимания уделяется безопасности, строение рассчитано на прямое попадание аварийной ракеты, здесь так же будет система, создающая избыточное давление.
А это — часть доставленного совсем незадолго до нашего визита стартового стола для «Ангары».
Вдалеке виднеется мобильная башня обслуживания стартового комплекса «Союза».
Масштабы стройки отлично передает взгляд со стороны газохода. Старт «Ангары» будет похож на союзовский, только больше, и со стационарной башней обслуживания. Газоход будет аналогичной чашей, но, конечно же, больше и глубже.
Вид строго с торца.
А теперь мы спускаемся под поверхность будущего стартового сооружения. Уже скоро арматуру будут заливать бетоном.
Обратите внимание на количество стяжек и то, что пруты арматуры соединяют муфтами. Вместе с особенным бетоном, про который нам рассказывают, конструкция должна суметь выдержать огромные нагрузки.
Мобильная башня обслуживания на стартовом комплексе РН «Союз»
Наиболее полное ощущение присутствия на космодроме вы получите, если посмотрите отснятое мной в формате 360° видео.
Путем ракеты
Космодром — это находящиеся на значительном расстоянии друг от друга рабочие площадки, такому расположению трудно подобрать бытовую аналогию. «Восточный» гораздо компактней Байконура, и перемещение между объектами занимает заметное, но не значительное время. На космодроме идет активное строительство, так что имеет смысл привести схему того, как он будет выглядеть в будущем.
Изображение Роскосмоса
Вряд ли имеет смысл воспроизводить в рассказе порядок нашей поездки, мне кажется, будет понятней, если выбрать последовательность, напоминающую перемещение ракеты на старт — универсальный технический комплекс, стартовый комплекс, командный пункт, командно-измерительный пункт и напоследок склады с оборудованием и строящиеся объекты второй очереди космодрома.
Унифицированный технический комплекс
Для того, чтобы понять, как работает унифицированный технический комплекс (УТК), лучше всего взять спутниковую фотографию и дополнить ее пояснениями, что и куда движется.
Ракеты-носители, разгонные блоки и спутники прибывают в УТК на склад блоков, затем развозятся по своим монтажно-испытательным комплексам (МИКам) при помощи так называемой трансбордерной галереи. Она — особенность «Восточного», на Байконуре или в Плесецке такого нет. Представьте себе поддон размером с железнодорожный вагон, который перемещается в галерее не вдоль, а поперек. А вот так она выглядит изнутри. Поддон — желтая ферма в отдалении.
Передвижение поддона автоматизировано, и позиционируется он при помощи лазеров. Главный плюс трансбордерной галереи — сокращение перевозки блоков на мостовых кранах. Вид на поддон вблизи.
УТК построен с расчетом на дальнейшее развитие и будет наращиваться по принципу конструктора. Например, нам показали неприметную дверь, на месте которой будут располагаться ворота МИКа пилотируемых кораблей.
На складе блоков во время нашего визита располагались свежепривезенные части огромной барокамеры для пилотируемого корабля «Орел». Из-за диаметра в 9 метров ее пришлось доставлять Северным морским путем. Вообще, это довольно редкий случай доставки на российский космодром чего-либо морем. Воображение, конечно, начинает рисовать картины идущих по Северному морскому пути ракет большого диаметра, не скованных больше ограничениями железной дороги, но это пока что фантазия, даже в проекте сверхтяжелой ракеты предполагается использование блоков «железнодорожного» диаметра.
Огромные ангары и широкоугольные объективы скрадывают масштаб. Вот общий вид.
А вот с полем зрения, близким к нашему глазу, восприятие размера сильно меняется.
На стоящих рядом плакатах указано, что монтаж барокамеры будет вестись с 2020 по 2022 год, затем она будет испытываться, а сроком готовности названо первое мая 2023.
Переходим в МИК разгонных блоков и космических аппаратов (РБ и КА). Здесь реализована любопытная схема, при которой большой ангар поделен на множество огороженных рабочих мест — каждому спутнику или разгонному блоку выделили свою комнату. На фото ниже слева эти «комнаты», а справа кантователь — устройство, на котором собирают в одно целое разгонный блок, диспенсер, спутник(и) и половинки головного обтекателя.
Заглядываем внутрь. Например, вот оснастка для работы с разгонным блоком «Фрегат». Чтобы мы не нанесли грязи и пыли с улицы, ходим по МИКу в халатах и бахилах. А работу системы кондицирования можно заметить по ощутимо более влажному, чем на улице, воздуху.
Порядок подчеркивается тем, что у оборудования стоят таблички. Большое черное на заднем плане — грузомакет, а на переднем плане грузозахватные приспособления 373СМ83.
Переходим в МИК ракет-носителей. По обе стороны стоят два почти собранных «Союза-2» — первая и вторая ступени в сборе, третья — отдельно. Обратите внимание на лестницу на заднем плане, по которой можно примерно оценить размеры зала.
В этот зал из МИК РБ и КА доставляют головную часть, ракета собирается в одно целое, ставится на транспортер-установщик (бело-синяя конструкция на фото ниже) и отправляется на старт. По сторонам ангара стоят укутанные в транспортировочную ткань половинки головного обтекателя и еще один «Союз-2» в разобранном состоянии.
Стартовый комплекс
Отправляемся на стартовый комплекс. Особенность «Восточного» — мобильная башня обслуживания (МБО). Она основана на проекте для космодрома Куру во Французской Гвиане, больше и тяжелее первой версии — 1600 тонн против 800. Основное достоинство башни — она укрывает от ветра, холода, дождя и снега не только технику, но и, главное, людей (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
). Подготовка к пуску ракеты на открытых площадках Байконура или Плесецка гораздо менее комфортна.После установки ракеты-носителя в стартовое сооружение МБО наезжает на нее для выполнения предпусковых подготовительных работ. Незадолго до старта башня отходит на примерно сто метров. Скорость движения башни 12 метров в минуту.
Заходим внутрь. Нужен очень широкоугольный объектив, чтобы охватить стартовое сооружение. Внизу — корзина обслуживания, она нужна чтобы, в том числе, установить
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, которыми запускают двигатели первой и второй ступени. Перед стартом корзина убирается под стартовый стол.Поднимаемся на верхнюю площадку башни. На месте камеры при подготовке к старту стоит ракета.
Сбоку на башне есть маленький балкончик системы аварийной эвакуации персонала. С высоты примерно 50 метров открываются прекрасные виды.
Переключаемся на телеобъектив. Вот вид на УТК с расстояния 4 км.
Строящийся стартовый комплекс для ракеты-носителя «Ангара» почти в два раза ближе. Слева — будущее стартовое сооружение, по центру можно разглядеть накрытые зеленым огромные баки для хранилищ компонентов ракетного топлива (старт будет хранить две полные заправки «Ангары»), белые здания в отдалении — жилье рабочих. Наши экскурсоводы (как в анекдоте «не знаю, что это за блогеры, но экскурсоводы у них Дмитрий Рогозин и генеральный директор ЦЭНКИ Андрей Васильевич Охлопков») всячески подчеркивали их комфортность. Это действительно важно для нормальной работы.
Вид на газоход и окружающие пейзажи. Прямо скажем, повезло нам с погодой.
А вот это неблаговидно выглядящее отверстие — система аварийной эвакуации персонала с башни. Принцип прост — прыгаем в рукав, растопыриваем колени и локти и тормозим ими до поверхности. Если прыгнуть с прямыми ногами и прижатыми к туловищу руками, то можно разогнаться очень небезопасно для здоровья. Так что для пользования системой персонал проходит тренаж и сдает зачет.
Глубина чаши газохода — 22 метра, и, чтобы он поместился в кадр вблизи, приходится использовать возможности 360° камеры.
Командный пункт
Следующая наша остановка — командный пункт, с которого управляют подготовкой ракеты к запуску и непосредственно дают команду на пуск. Здание спроектировано с учетом возможных аварий, мы проходим сквозь бронированные двери, и нам не один раз рассказывают про избыточное давление внутри здания, сделанное специально для безопасности персонала. А на Байконуре вообще бункер с перископами.
В первом помещении расположены рабочие места операторов наземных систем — термостатирования, обеспечения сжиженными газами и др. За терминалами сидит сплошь молодежь, лично меня это порадовало.
А во втором помещении операторы работают с ракетой и управляют пуском.
Легендарный ключ на старт на «Восточном» превратился из
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в поворотный тумблер.Командно-измерительный пункт
Когда ракета оторвалась от стартового стола, она передает телеметрию и
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Когда спутник выходит на орбиту, с ним налаживается двусторонняя связь. Данные принимают и передают антенные системы на командно-измерительном пункте (КИП), расположенном в 11 км от старта. КИП Восточного — это небольшое здание (он самый компактный из четырех российских), со всех сторон окруженное антеннами.Самая большая антенна на фото работает с одним из спутников-ретрансляторов «Луч-5». Ретрансляторы на геостационарной орбите расширяют зоны видимости. Иначе бы связь со спутником пропадала, когда он заходит за горизонт.
Сотрудники обижаются, когда слышат, как антенные системы называют тарелками, тем более, что под некоторыми сферическими куполами расположены совсем не тарелкоподобные антенны с фазированной решеткой.
Строящаяся часть космодрома
Сейчас на «Восточном» активно строятся объекты второй очереди для ракеты-носителя «Ангара» — стартовое сооружение (ГП-1), командный пункт (ГП-3), помещения для хранения компонентов ракетного топлива (ГП-6 и -7), здание для обеспечения температурного режима и снабжения потребителей сжатыми газами (ГП-4). Стартовый комплекс строится с заделом на будущее, предусмотрены сооружения для работы с жидким водородом (ГП-5), который будет использовать разрабатываемый разгонный блок КВРБ. Он значительно поднимет грузоподъемность «Ангары».
Склады оборудования
Стартовый комплекс — это огромное количество оборудования, которое производится по всей России и привозится на космодром крупными блоками. Наша экскурсия началась со склада, в котором хранится оборудование, требующее постоянной температуры и влажности. Например, своей очереди ждет система заправки жидким кислородом. Гид рассказывает, что оборудование доставляется в срок или даже раньше срока.
Рядом под открытым небом лежат блоки кабель-заправочной башни. Огромное сооружение высотой 66 метров и массой 3000 тонн было произведено, разобрано на блоки массой от 17 до 50 тонн и доставлено на «Восточный».
Стартовый комплекс
Строящееся здание командного пункта. Функционально он похож на уже виденный нами командный пункт для «Союза», здесь так же будет два главных помещения, для наземного оборудования и ракеты, только здесь они расположатся на разных этажах. Не меньше внимания уделяется безопасности, строение рассчитано на прямое попадание аварийной ракеты, здесь так же будет система, создающая избыточное давление.
А это — часть доставленного совсем незадолго до нашего визита стартового стола для «Ангары».
Вдалеке виднеется мобильная башня обслуживания стартового комплекса «Союза».
Масштабы стройки отлично передает взгляд со стороны газохода. Старт «Ангары» будет похож на союзовский, только больше, и со стационарной башней обслуживания. Газоход будет аналогичной чашей, но, конечно же, больше и глубже.
Вид строго с торца.
А теперь мы спускаемся под поверхность будущего стартового сооружения. Уже скоро арматуру будут заливать бетоном.
Обратите внимание на количество стяжек и то, что пруты арматуры соединяют муфтами. Вместе с особенным бетоном, про который нам рассказывают, конструкция должна суметь выдержать огромные нагрузки.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация