
Упаковка, которую можно переработать, становится одним из критериев при выборе товара. Продавцы рекламируют бутылки из пластика, выловленного в океане, убеждают в экологичности биоразлагаемой посуды и коробок из вторсырья. Почему заявления на упаковке не должны успокаивать ответственного потребителя, рассказывает руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор» Анна Гаркуша
Одноразовая упаковка составляет 54,2% от всего объема коммунальных отходов, попадающих на полигоны в России,
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в 2021 году специалисты российского отделения Greenpeace (организация
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
нежелательной в России). С тех пор ситуация только ухудшилась. Причина — развитие сервисов доставки продуктов. Только за последний год их выручка
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
более чем в 1,5 раза, а значит, вырос и объем поставок, и количество упаковки.При этом практически на всей таре стоит успокоительная маркировка с кодом переработки материала. Покупатель, видя значок, предполагает, что упаковка точно превратится во вторсырье, но на самом деле это не так. Маркировка только обозначает такую возможность.
Но, кроме этой несколько вводящей в заблуждение маркировки, есть и другие зеленые обещания производителей, которым не стоит доверять.
Упаковка с пониженным содержанием пластика
Чаще всего, чтобы снизить количество пластика в таре, компании заменяют некоторую долю полимеров бумагой. Получается смешанный материал, на котором есть все основания написать «меньше пластика».Такие «смеси» любят косметические бренды, которые сообщают потребителям о совершенном ради природы подвиге. «
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и Albéa изобрели тюбик для косметики на основе картона», — рассказывает рекламная статья, из которой следует, что основной возобновляемый компонент — целлюлоза. На самом деле картон, появившийся в тюбике для шампуня, нарушил привычную схему обращения с отходами: композитные материалы не могут быть переработаны из-за сложного состава.Исключение — многослойная упаковка типа тетрапак, которая легко выделяется при сортировке. Если в регионе существуют соответствующие мощности, эти пакеты относительно легко делятся на ценные фракции целлюлозы и смеси пластика с алюминием. Заводы по переработке тетрапака
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в 10 регионах России: Липецкой, Нижегородской, Новгородской, Тамбовской, Волгоградской, Новосибирской, Ульяновской и Ярославской областях, Татарстане и Санкт-Петербурге. В других регионах даже такая тара может поехать на полигон.Яркий пример изменения состава упаковки с лучшими намерениями — торжество бумажного одноразового стакана над пластиковым. При этом бумажный стаканчик также содержит пластиковое покрытие, чтобы обеспечить водонепроницаемость. Перерабатывать такие стаканы сложнее: их надо собрать отдельно и отвезти немногочисленным компаниям, которые работают с загрязненным картоном. Причем везти использованные стаканы необходимо быстро, чтобы бактерии, которые активно размножаются в таких отходах, не сделали стаканчики непригодными для превращения во вторсырье.
Подводя итог, следует отметить, что не всегда низкое содержание пластика означает экологичность упаковки, чаще это порождает новые проблемы. В идеальном мире, если компания предлагает покупателю новую упаковку, она также должна анонсировать запуск линий по ее переработке.
Сделано из возобновляемого сырья
Большинство людей, видя словосочетание «возобновляемое сырье», представляют себе материал из целлюлозы, кукурузного крахмала, гречневой лузги или съедобную посуду из очистков яблок. Подобные представления покупателей, полученные не без помощи маркетологов, приводят к заблуждению, что упаковку из возобновляемого сырья можно признать зеленой и даже заплатить за нее дороже, чем за пластиковый аналог. Но и здесь ответственных потребителей ждет разочарование.Примером снова послужит одноразовый стаканчик. Бизнес, идя на поводу у запроса клиентов, сделал стаканчик на 100% состоящим из бумаги, без какой-либо пластиковой пленки. Но даже такое изделие нельзя признать перерабатываемым. Подобные стаканчики необходимо собирать отдельно. В данном случае одноразовое сделать экологичным невозможно. Лучше использовать изготовленные из прочного пищевого пластика многоразовые
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. На этом поле тоже есть разработки. Так, компания «Оптиком»
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
проект пластмассового стакана, который могут использовать кафе в качестве оборотной тары. Маркировку «произведено из возобновляемого сырья» можно нанести и на пластик. Технологии позволяют из растительных материалов получить полимеры, по свойствам аналогичные «нефтяным». При этом способы переработки остаются такими же. Например, полиэтиленовые крышки для пакетов из тетрапака за рубежом уже производят из тростникового сырья, что не делает их сбор проще, а утилизацию более экологичной.
Упаковка из вторсырья
Один из путей экологизации упаковки — создать экономические стимулы, чтобы вернуть использованную упаковку в производство. В России для этого с 2025 года
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
нормы содержания вторичного сырья в некоторых видах продукции. Министерство природных ресурсов планирует с каждым годом расширять список товаров с обязательным использованием «вторички». Однако такой механизм не гарантирует, что упаковку переработают. Между тем производители стремятся доказать потребителю свою экологичность и даже изготавливают товары переработанного океанического мусора. То есть сначала пластик путешествует по миру, оказывается в море, а затем титаническими усилиями его собирают и добавляют в первичный пластик для изготовления тары. Именно такую инициативу в 2019 году
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Coca-Cola, но для сохранения окружающей среды это значит немного. Покупателю следует понимать, что неважно, океанический пластик или нет, перерабатывается он по тем же правилам, что и остальные материалы.Разочарование в биоразлагаемости
Около 10 назад в России случился бум пакетов, способных разложиться в природе, в отличие от обычных пластиков. Таким образом супермаркеты пытались найти экологичную замену обычному пакету во время
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
«Пакет? Спасибо нет!» против использования пластика. Пакет с маркировкой «биоразлагаемый» помогал покупателям не загрязнять природу выброшенными сумками, утверждали пресс-службы супермаркетов. Но быстро стало ясно, что обозначенное свойство — крайне непрозрачное понятие: ни на одном пакете нельзя найти состав, а также условия распада. В результате «биоразлагаемость» стала для экологической коммуникации дурным тоном и маркером гринвошинга. В последнее время на российском рынке активно
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
пакеты из кукурузного крахмала. Рекламная кампания строится вокруг их способности разлагаться. Однако это обещание для подавляющего большинства людей, не имеющих домашнего компостера, ничего не значит. Покупатели задаются вопросом, должны ли они бросить пакет рядом с местом пикника или оставить его на балконе компостироваться под лучами палящего солнца? Ни то ни другое предположение не верно. В реальности кукурузные пакеты отправят на полигоны, где отходы трамбуют и пересыпают слоями грунта. В таких условиях не разлагаются даже остатки пищи, зато они выделяют парниковый газ метан, а также загрязняют почву и воздух.Но есть вариант хуже. Компостируемые пакеты могут попасть в состав партии традиционных пластиковых отходов, которые собрали для переработки, и испортить сырье. В общем, использовать такие пакеты имеет смысл, только если вы положите их в личный компостный ящик.
Как Европа пытается сокращать пластиковые отходы
ЕС двигается к циклической экономике, в которой продукция должна перерабатываться максимальное число раз, а объем отходов — постепенно снижаться. Внимание европейцев приковано к одноразовому пластику в целом, а не только к упаковке. С июля 2021 года
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
в силу запрет на некоторые виды одноразовых товаров из пластмассы. Кроме того, производители будут ставить маркировку, которая сообщает потребителю, что продукт содержит полимеры, если это неочевидно. Так, теперь на бумажном стаканчике с ламинацией будет значиться «содержит пластик». На компостируемые пластики производитель должен
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
разъясняющие маркировки «Compostable», «Seedling» (требует промышленных условий утилизации), «Home Compostable» (продукту не нужна высокая температура для разложения, его можно класть в домашние компостные ящики).Однако старания ЕС пока тоже не похожи на идеальную государственную стратегию: не налажен отдельный сбор компостируемой упаковки, то есть опять потребителя призывают устранять проблемы системы и подталкивать изменения.
Основная проблема, порождающая пластиковое загрязнение, — отсутствие возможности сдать весь пластик на переработку. Пока этот недостаток пытаются компенсировать граждане при явно недостаточных условиях, созданных властями. Бизнес же стремится совместить в производстве все: требование потребителей по выпуску зеленых изделий, рекомендации властей по использованию вторичного сырья и собственную ответственность по сбору отходов.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация