Единственный в России красивейший подземный коллектор проекта английского иженера В. Линдлея под Самарой

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.840
Реакции
277.292
RUB
0
Сегодня мы расскажем про интереснейший и не побоюсь этого слова красивый исторический гидротехнический подземный объект, построенный ещё до революции в Самаре.



И речь пойдёт о единственном в России, построенном по проекту знаменитого английского инженера Вильяма Хирлейна Линдлея в 1909 г. канализационном коллекторе. Точнее о его участке-коллекторе пивоваренного завода.



Для начала немного окунёмся в историю.



К концу XIX века Самара со стотысячным населением находилась в жутком антисанитарном состоянии, что было признано правительственной комиссией в 1898 г. А главным виновником распространения различной заразы по городу являлась неразвитая система канализации, не справляющаяся с городскими нечистотами, что отметил В. Х. Линдлей в своих записках после посещения города.



Местная городская дума тоже понимала это и собрав канализационную комиссию периодически рассматривала возможность строительства новой канализационной системы ещё с 1895 г., но денег на это никак не находилось.



Лишь в 1906 г. нашёлся спонсор, заинтересованный в этом проекте лично. Им стал владелец пивоваренного завода Альфред Филиппович Вакано, который выделил 15 000 царских рублей на строительство новой гидротехнической системы.



Разработку этого проекта было решено заказать у талантливого английского инженера Линдлея, имевшего большой опыт в проектировании различных гидротехнических объектов, который лично приехал в Самару для изучения местности и условий для строительства. И к концу 1908 г. был полностью составлен проект канализации и правила устройства домовых стоков, который был утверждён городской думой 25 февраля 1909 г. Согласно проекту городское общественное управление должно было построить новую систематическую сплавную сеть водостоков по раздельной системе для удаления всех стоков города. Часть стоков должна была осуществляться без приёма дождевых вод, а часть общесплавным способом в общие коллекторы.



Проект оказался большим и сложным, и тогда А. Ф. Вакано вынес предложение построить пробный участок системы, а для его реализации предоставить ещё 25 000 рублей безвозмездно, а ранее предоставленные 15 000 рублей в виде беспроцентной ссуды до погашения с первых доходов от подключения дворов к частной канализации. Так в 1909 г. под общим руководством Линдлея началось строительство на пробном участке, назначенным производителем работ инженером путей сообщения Р. Л. Утгофом и к октябрю того же года участок длиной более 4 км был готов, а взявший на себя все расходы Вакано поставил условие городским властям, что все доходы от подключения к канализации шли на её дальнейшее развитие, пока вся площадь города не будет подключена к системе канализации.



А с весны 1911 г. началась официальная история Самарской городской канализации, когда при городском управлении был учреждён канализационный отдел и в 1912 г. началось строительство основной городской канализационной сети, которое не прекращалось даже в годы Первой Мировой и Гражданских войн. Так к 1918 г. в Самаре было построено более тридцати километров канализационной сети, правда проект Линдлея был воплощён в ней лишь частично.



Ну а теперь давайте спустимся в известный исторический участок этой канализации через с виду обычный люк в городском тротуаре. Когда-то на месте современного люка лежал другой сборный люк, но он не сохранился.



Вниз уходит бетонная винтовая лестница.



Спустившись по которой...



Мы выходим в отлично сохранившийся столетний кирпичный участок.



От входа в разные стороны расходятся ходки с гладкими плавными формами.



А по центру на стене висит памятная табличка, посвящённая строительству канализации.



Раньше на этом месте висела другая табличка большего размера, что хорошо видно по следам на стене. В интернете пишут, что первая табличка была посвящена А. Ф. Вакано, но при одной из реконструкций соседствующей с этим коллектором теплосети, она куда-то испарилась...



Только посмотрите на качество этого строительства, подгонки кирпичей, плавности линий.



Разве это не шедевр подземной архитектуры? И где, в канализации!



Пройдём направо от входа.



И выйдем на небольшой балкончик.



Здесь находится большая камера сложной системы промывки канала, спроектированной Линдлеем.



Но в полной мере она так и не была воплощена. Можно увидеть, что одна из подключек забутована т.к. не была построена и соответственно не была подведена в камеру. Система промывки предполагала обустройство в коллекторах промывных дверей (по сути шиберных затворов), которые накапливали стоки, а открываясь пускали в коллектор повышенный напор стоков, который продавливал бы засоры.



Вдоль основного канала проходит борт переливного коллектора одного из так и не построенных ливнеспусков в Волгу.



Весь коллектор был построен из лучшего плотно обожжённого кирпича с самым лучшим цементным раствором, а лотки дна каналов выложены гончарными глазурованными подошвами, что не только облегчало укладку, но и препятствовало образованию отложений и упрощало промывку канала, а сам кирпич был изготовлен из местной глины.



Перейдём на другую сторону.



Вид на камеру с балкончика над руслом. Ниже виден ещё один балкончик.



Здесь находится большая камера сложной системы промывки канала, спроектированной Линдлеем.



Но в полной мере она так и не была воплощена. Можно увидеть, что одна из подключек забутована т.к. не была построена и соответственно не была подведена в камеру. Система промывки предполагала обустройство в коллекторах промывных дверей (по сути шиберных затворов), которые накапливали стоки, а открываясь пускали в коллектор повышенный напор стоков, который продавливал бы засоры.



Спустимся на нижний балкончик.







Здесь у выхода основного канала из камеры находится подключка ещё одного колодца со скоб-трапом.



К сожалению у нас не было с собой никаких бахил или сапог и мы не смогли осмотреть уходящий дальше основной канал коллектора, высота которого к слову редко превышает полтора метра, а порой и того меньше.



Так что на этом всё.
















 
Сверху Снизу