Что такое оферта и как ее использовать

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.303
Репутация
11.800
Реакции
62.003
RUB
50
Что такое оферта.

Оферта — это адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение заключить договор, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего такое предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, который предложение примет. Оферта должна содержать все существенные условия договора. (ст. 435 Гражданского кодекса РФ).

Оферта может быть устной и письменной.

Оферент — это лицо, делающее предложение заключить договор.

Акцептант — это лицо, соглашающееся на предложение заключить договор.

Оферта может быть полезна в любой сфере экономической деятельности, так как позволяет продавать товары и услуги многим лицам без заключения отдельных договоров с каждым из них в отдельности.

Отличия оферты от договора.

Как оферта, так и договор используются для продажи товаров либо услуг. В чём же разница между этими терминами:

оферта — это предложение некоторому кругу лиц заключить сделку. Пока оферту никто не принял, она не создает никаких обязательств;
договор — это уже заключенное соглашение, по которому все его участники (две и более сторон) обязаны что-либо сделать.
Но не каждое предложение заключить договор можно считать офертой — для этого оно должно содержать все существенные условия предлагаемого к заключению договора.

Существенными считаются такие условия, без которых договор не может быть заключен в принципе:

  • условия о предмете договора;
  • условия, которые названы в законе существенными, а также необходимыми для договоров данного вида, или те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Примеры существенных условий оферты для разного вида договоров

Для обычного договора купли-продажи существенными являются только наименование и количество продаваемого товара. А вот цена по общему правилу существенным условием обычной купли-продажи не является и ее отсутствие может быть восполнено правилом о цене, которую обычно при сравнимых обстоятельствах взимают за аналогичные товары.

При этом в договоре купли-продажи недвижимости цена по закону включена в перечень существенных условий такого договора.

Примером условия, относительно которого по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение, может быть указанный в оферте срок оплаты.

Как правило, оферта признается законной, если из нее будет понятно, что и по какой цене продают покупателю. Перечисляем наиболее распространенные существенные условия договора, указываемые в оферте:

  • кто и чем торгует;
  • сколько это будет стоить;
  • как провести расчеты;
  • как проходит продажа и в какое время.

Если покупатель принимает условия оферты, то ему не нужно ставить подпись и печать, как в случае с договором. Чтобы продавец понял, что покупатель принимает ее условия, последнему достаточно совершить определенные действия — зарегистрироваться на сайте, оплатить товар, начать пользоваться услугой. Эти действия будут свидетельствовать, что покупатель совершает акцепт, то есть соглашается на озвученные в оферте условия.

Примеры разных форм оферты:

  • прайс-лист в парикмахерской со списком услуг и цен;
  • фото обуви в социальной сети с размерами и стоимостью;
  • раздел на маркетплейсе с информацией о товаре, условиями оплаты и доставки;
  • руководство на сайте по активации программы по бухучету;
  • письмо на электронную почту потенциальному клиенту с предложением воспользоваться льготной подпиской;
  • правила поведения в бассейне на ресепшене, где можно купить абонемент.

Когда нельзя заключить оферту

Оферту заключить намного проще, чем договор. Но в определенных случаях договор на бумаге нельзя заменить офертой:

  • если клиенты получают нестандартные услуги и для каждого из них условия меняются. «В этом случае просто невозможно составить универсальный документ, который устроит всех покупателей. Например, у вас заказывают изготовление и поставку высокотехнологичного оборудования»;
  • порой закон требует, чтобы договор был двусторонним и подписанным участниками. А в некоторых случаях требуется и нотариальное заверение. Например, в обязательном порядке договоры заключаются при покупке недвижимости, сдаче ее в аренду, для открытия общества с ограниченной ответственностью необходим учредительный договор;
  • если продавец не может продать продукт либо оказать услугу всем желающим.

Если клиент уже принял оферту, то менять в ней условия нельзя ни продавцу, ни покупателю.

Что такое акцепт

Акцепт — это безоговорочный ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. «Ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ является новой офертой».

Пример

Если в ответ на предложение купить товар за ₽100 покупатель написал, что готов купить, но только за ₽50, то такой ответ акцептом не является. Он будет считаться новой офертой.

Акцепт в большинстве ситуаций прописывается в оферте, но для некоторых сделок он обозначен законами. Акцептом признается определенное действие покупателя (акцептанта), чаще всего это оплата. «То есть если посетитель интернет-магазина оплатил покупку, он стал акцептантом».

Таким образом, можно вывести формулу:

✅ Оферта + Акцепт = Договор

После совершения акцепта каждая из сторон обязана выполнить условия заявленного предложения. Если этого сделано не будет и дело дойдет до суда, то спор решается согласно требованиям закона к конкретному виду сделок.

Безоговорочность акцепта предполагает абсолютное полное согласие с офертой. Допускается незначительное изменение условий, например уточнение реквизитов или исправление орфографических ошибок.

По общему правилу, молчание или бездействие клиента не является акцептом. Правило «молчание — знак согласия» здесь неприменимо.

➡️ Акцептом может считаться не только ответ на оферту, но и фактические действия акцептанта, совершенные в срок, указанный в оферте.

➡️ Если своевременно отправленный акцепт был получен оферентом с опозданием, то договор не будет считаться заключенным только в том случае, если оферент немедленно не уведомит акцептанта об опоздании акцепта. В ином случае договор будет считаться заключенным, несмотря на опоздание акцепта.

➡️ Если же в оферте нет указания на срок акцепта, то договор считается заключенным, если оферент получит акцепт до окончания срока, установленного законом или иными правовыми актами, а если такой срок не установлен, то в течение нормально необходимого для этого времени.

Акцепт можно отозвать, как и в случае с самой офертой, если извещение об отзыве акцепта поступило оференту ранее самого акцепта или одновременно с ним. В этом случае акцепт считается неполученным.

Когда акцепта недостаточно для заключения договора

Для заключения договора не во всех случаях достаточно акцептовать полученную оферту. Вячеслав Ушкалов уточняет, что в такую категорию попадают договоры, по которым законом прописаны условия, обязательные к соблюдению, чтобы договор считался заключенным.

Примеры, когда акцепта недостаточно для заключения договора:

✅ Договоры доверительного управления считаются заключенными только с момента передачи по ним соответствующего имущества. Просто подписания такого договора обеими сторонами недостаточно, чтобы он считался заключенным.

✅ Договор аренды недвижимости, подписанный обеими сторонами на срок более года, но не прошедший государственную регистрацию, свяжет арендодателя и арендатора договорными отношениями, но для третьих лиц такая недвижимость не будет считаться обремененной арендой.

Виды оферты

Оферта может быть двух видов в зависимости от числа адресатов, то есть лиц, кому предлагают заключить договор.

1. Публичная оферта — это предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, то есть отозваться может кто угодно.

Признаки публичной оферты:

  • для принятия оферты не нужно подписывать какие-либо документы, в большинстве случаев покупатель получает устное предложение;
  • покупателем может быть любой человек без учета пола, возраста, материального положения и прочего;
  • чаще всего такое предложение делается с помощью рекламы.

756742257302273.jpg


Что значит фраза «не является публичной офертой»

Фраза «не является публичной офертой» означает, что сторона не намерена заключать договор с любым, кто отзовется на предложение. «Такая фраза часто используется в рекламе, чтобы рекламу не могли признать публичной офертой, если текст рекламы предусматривает все существенные условия договора, которые актуальны для всех лиц, на нее откликнувшихся».

Не будет считаться публичной офертой реклама, в которой не указаны важные условия сделки — цена, срок и т. п. «Судебная практика говорит о том, что сама по себе фраза «не является публичной офертой» не может отменить для рекламодателя обязанности по продаже продукта/услуги по заявленной стоимости. Если нужно, чтобы реклама не выглядела как оферта, то ее структура должна быть примерно такой: смотрите, какой продукт я продаю. Если хотите приобрести его, напишите/позвоните мне. Расскажу о деталях».

756742312219329.jpg


2. Непубличная (простая) оферта — это предложение, которое имеет конкретного адресата.

По словам Натальи Водолагиной, простая оферта делится на два подвида.

Твердая оферта — имеет только одного адресата и, соответственно, составляется с учетом индивидуальных особенностей конкретного покупателя. Если за время действия предложения покупатель совершает акцепт, сделка будет считаться заключенной. При этом как продавцами, так и покупателями могут выступать и юрлица, и индивидуальные предприниматели, и обычные граждане.

Признаки твердой оферты:

  • в соглашении обозначен вид продукта/услуги;
  • согласован период, когда действует предложение;
  • при согласии лица сделка заключается в автоматическом порядке (договор купли-продажи не оформляется).

Свободная оферта — имеет несколько адресатов. Но в отличие от публичной оферты, где круг адресатов не ограничен, в свободной оферте адресаты уже определены, хотя их перечень может быть довольно широк.

Пример свободной оферты

Свободная оферта популярна среди компаний, выходящих на новый рынок либо в новый регион. Предложение рассылается продавцами определенным адресатам с целью изучить спрос и занять свою долю. Если кто-либо откликнется на оферту, бизнесмен должен предоставить заявленные продукты либо услуги.

3. Безотзывная оферта — это предложение, которое не может быть отозвано, то есть его условия стороны не вправе менять. Безотзывная оферта предполагает заключение соглашения на озвученных условиях с каждым желающим. При этом продавец не вправе поменять или отозвать сделанное предложение.

Безотзывные оферты часто применяются при деловом сотрудничестве, говорит Марат Самитов. Ее часто используют компании- эмитенты при выкупе или погашении ценных бумаг у своих акционеров, напоминает Наталья Водолагина.

Пример безотзывной оферты

Учредители компании рассылают потенциальным покупателям на электронную почту письма с предложением о покупке компании. В предложении указан срок действия оферты — один год. В течение этого времени отменить предложение и отозвать оферту будет нельзя.

Как изменить или расторгнуть оферту

Условия, при которых можно изменить или расторгнуть оферту:


  • возможность ее отзыва указана в самой оферте;
  • если до ее получения адресатом направить последнему извещение об отзыве оферты, причем так, чтобы адресат получил это извещение об отзыве раньше или - одновременно с самой офертой. В таком случае оферта будет считаться неполученной.

«Если покупатель уже нашелся и он совершил акцепт, то придется выполнять все ее условия. После акцепта обратного хода для продавца нет. Да, потом можно расторгнуть договор, но это может дорого обойтись тому, кто отказался от исполнения обязательств».

Примеры изменения условий оферты до акцепта:

  • стоимость стрижки у мастера увеличилась, пока к нему не было записи и в прейскурант уже внесли изменения;
  • в интернет-магазине отменена бесплатная доставка, о чем было сообщено на сайте до того, как был оплачен товар;
  • программа для бухучета была удалена с сервера до того, как покупатель захотел ее скачать;
  • фото обуви было удалено из соцсети до того, как было получено сообщение о намерении ее купить;
  • клиент получил по электронной почте сообщение о завершении акции на подписку до того, как он успел на нее среагировать;
  • для будущих покупателей абонемента посещение бассейна в дневные часы отменено и информация об этом опубликована.

 
Сверху Снизу