Что нужно сделать по ОКВЭД, чтобы фискалы и банки не мешали работать

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.308
Репутация
11.800
Реакции
62.004
RUB
50
Регистрируя бизнес, компании и ИП заявляют те виды деятельности, которыми планируют заниматься и получают соответствующие коды ОКВЭД.


Но время идет, ситуация меняется, бизнес растет или меняет свое направление. А про коды все успешно забывают.

Между тем, они находятся под пристальным вниманием фискалов и банков. Неразбериха в кодах у вас или у ваших контрагентов лишний раз притягивает внимание тех и других. Как результат - вам откажут в вычетах, а банкиры заблокируют счет. А контрагенты могут отказаться от сотрудничества. Чтобы не дошло до этого, эксперты рассказывают, что нужно сделать.

Проверьте свои коды​

Для начала нужно навести порядок в своих ОКВЭДах. Рассказываем подробнее.

👉 Вовремя вносим новые коды​

Помимо таких неприятных последствий, как штрафы до 10 тыс. руб., отсутствие нужных кодов может привести к проблемам с контрагентами. Крупные компании всегда перед заключением сделки проверяют выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по потенциальным деловым партнерам.

И если нужного кода в выписке не будет, вести бизнес с вами просто откажутся. Вывод в этой ситуации один: вы не можете позаботиться о наличии нужного кода, а это говорит о вашей неблагонадежности или даже мошенничестве.

А если ваша компания участвует в госзакупках, отсутствие нужного кода станет причиной того, что ваше предложение будет отклонено.

Давайте рассмотрим на примере, почему вам нужны новые коды ОКВЭД. Например, вы, как продавец, подписали договор либо выставили счет на товары/услуги, которыми раньше ваша компания не занималась. То есть, вы начали новый бизнес.

А значит, вам надо подобрать подходящий ему ОКВЭД и внести его в ЕГРЮЛ. На это вам выделяется 7 дней. Срок начинает считаться с даты заключения договора по новой деятельности. Если договор не подписывался, срок можно считать со дня выставления счета.

Чтобы добавить новый код, надо просто отправить в регистрирующую ФНС заявление №Р13014 для юрлиц и форму №24001 для ИП. Если свой дальнейший бизнес вы планируете по новому коду, то его нужно заявлять, как основной. При малом количестве операций по новой деятельности вы просто добавите дополнительный ОКВЭД.

Если фискалы поймут, что вы ведете бизнес, не заявленный в госреестре, готовьте деньги на штраф. Вот вам пример из практики.

Инспекторам в руки попал договор аренды и они решили проверить, есть ли в ЕГРЮЛ у арендодателя деятельность по сдаче в аренду. Ее не оказалось и директору фирмы сразу выписали штраф. Фискалы сделать это могут на протяжении года после начала нового бизнеса.

А этот директор так и не доказал суду, что сдача в аренду помещений – это разовая сделка, а не новая деятельность. Арбитры не приняли такие аргументы, так как компания ежемесячно получает деньги от аренды.

❗ Что касается действительно разовых сделок, получение выгоды от которых не связано с непосредственной деятельностью компании, то здесь можно обойтись без новых кодов.

Например, компания-сельхозпроизводитель решила продать часть своей техники, которая используется для основной деятельности - производства сельхозпродукции. Вырученные деньги непосредственно не связаны с основной деятельностью, это разовая сделка. Поэтому новый ОКВЭД не нужен.

Подкинули проблем и банки. Их новая система контроля с начала июля 2022 года решает, к какой группе риска отнести клиента. И если у вас коды по операциям не будут соответствовать ЕГРЮЛ/ЕГРИП, вам светит группа с более высокими рисками. А это может закончиться блокировкой счета.

👉 Убираем ненужные ОКВЭДы​

Следите не только за наличием нужных ОКВЭДов в госреестре, но и исключайте лишние. Тут опять подарочек от банков. Они смотрят, сколько у клиентов открытых ОКВЭДов из разных группировок. Например, организация общественного питания и ремонт автотранспорта относятся к разным группам. Чем больше таких кодов и чем разнообразнее группировки, тем больше шансов на то, что банки начнут подозревать неладное.

Они могут запросить у вас информацию о наличии персонала и производственных мощностей для таких разных видов бизнеса. Поэтому мы настоятельно советуем убрать из госреестра тот бизнес, которым вы не хотите заниматься.

Если операции по счету не будут попадать под открытые вами ОКВЭДы, любое движение денег по счетам станет подозрительными. А вам придется доказывать законность и экономическую целесообразность таких операций.

Проверьте, правильные ли коды у контрагента​

Эта проверка включает в себя несколько действий. Рассмотрим каждое из них более подробно.

👉 Сверьте код контрагента с вашей сделкой​

Коды можно посмотреть в договоре либо счете от контрагента. Эти коды сопоставьте с кодами ОКВЭД из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Выписку можно скачать на сайте ФНС. Если коды в выписке и договоре (счете) разные, такая сделка будет красной тряпкой для налоговиков.

Закрепим судебной практикой. Компания заключила договор субподряда. В ЕГРЮЛ субподрядчика проходил ОКВЭД на оптовую торговлю топливом. Само собой, фискалы начали тщательную проверку сделки и поставщика. В ее ходе вскрылись и иные факты, подтверждающие недобросовестность контрагента. Кроме того, налоговики нарыли доказательства, что сделка не исполнена. В итоге налог был доначислен. И суды компанию не спасли.

Если вы осторожничаете при выборе контрагента, то вполне можете сами обнаружить несоответствие кодов. В этом случае спросите у партнера, почему в договоре указан код, которого нет в выписке.

Вполне вероятно, ваш контрагент работает законно и ведет сразу несколько видов бизнеса. Если это так, то попросите его написать это в письме и при случае покажите его фискалам.

👉 Проверьте, что коммерсант указал в ЕГРИП ту деятельность, по которой вы перечисляете ему деньги​

Предприниматели в своем бизнесе должны пользоваться кодами, которые внесены в ЕГРИП. Поэтому при сотрудничестве с ними, проверьте по выписке его ОКВЭДы. Если вы отправляете предпринимателю деньги по другой деятельности, то проблемы начнутся не только у вас, но и у него.

Вам придется быть для коммерсанта налоговым агентом по НДФЛ. А оно вам надо? Поэтому если вы заметили несостыковку по кодам, договоритесь с ИП, чтобы он включил в ЕГРИП ту деятельность, по которой заключена сделка.

Что касается самого ИП, то для него неразбериха в ОКВЭДах может закончится доначислениями налогов.

Рассмотрим на примере.

Коммерсант на упрощенке с объектом «доходы» сдает в аренду торговые площади в ТЦ. Если соответствующий ОКВЭД будет отсутствовать в ЕГРИП, ему придется с доходов от аренды платить НДФЛ по ставке 13%. А налог по упрощенке сделают максимальным – 6%. Такой позиции придерживается Минфин.

Но налоговики не согласны с тем, что коды, указанные в ЕГРИП, влияют на расчет налогов. И эта позиция отражена в письме ведомства. То есть, делаем вывод, что коды в ЕГРИП не могут компанию заставить быть налоговым агентом. Но мы не советуем надеяться на удачу. Местные налоговики могут не согласиться с такой позицией. Лучше подстраховаться и разобраться с кодами, а не спорить с фискалами. Себе будет дороже.

👉 Не связывайтесь с контрагентами, у которых открыто много кодов​

Если вы сотрудничаете с контрагентом, у которого в ЕГРЮЛ 20 кодов и больше, внимание фискалов вам гарантировано. А это может кончиться тем, что вам снимут вычеты по НДС и расходы. Суды вам тут не помогут.

Таких контрагентов нужно проверять особо тщательно. Делайте это сами или поручите своим менеджерам. В ФНС можно запросить информацию о наличии у контрагента сотрудников и имущества по балансу. Советуем взять у партнера копию договора на аренду офиса. Также проверьте сайт и отзывы клиентов. Можно сделать скриншоты с сайта и сохранить их. А контрагента нужно попросить, чтобы он письменно подтвердил то, что у него хватит ресурсов для исполнения сделки.

➡️ Резюмируем​

Мы подготовили для вас инструкцию, в которой собрано 5 основных шагов, которые нужно сделать для наведения порядка в кодах ОКВЭД. Пользуйтесь ей.

✅ Проверяем себя​

Шаг № 1. Проверяем основной ОКВЭД


Ваш основной ОКВЭД должен соответствовать тому бизнесу, от которого вы получаете большую часть доходов. Проверьте это.

Шаг № 2. Добавляем новые ОКВЭДы


Добавляйте новый код на протяжении 7 дней со дня подписания договора или выставления счета по новому бизнесу.

Шаг № 3. Убираем лишние ОКВЭДы


Удалите из ЕГРЮЛ коды, по которым не собираетесь работать.

✅ Проверяем контрагентов​

Шаг № 4. Проверяем ОКВЭДы партнера-юрлица

  1. Проверьте, какие коды они указали в ЕГРЮЛ.
  2. Убедитесь, что ваши сделки совпадают с этими кодами. Идеально, если сделка заключена по основному коду. Если это не так, спросите у контрагента почему.
  3. Если ОКВЭДов сделки нет в ЕГРЮЛ, попросите контрагента их добавить.
  4. По новым партнерам такую проверку нужно проводит сразу после подписания договора.
Шаг № 5. Проверяем ОКВЭДы партнера-ИП


  1. Ваши сделки с ИП должны заключаться по кодам в ЕГРИП. Убедитесь в этом.
  2. Если их нет, попросите коммерсанта добавить нужные ОКВЭДы в ЕГРИП. Тогда вам не придется платить НДФЛ.
  3. По новым договорам с ИП проверить ОКВЭД нужно сразу.

➡️ О пользе правильных кодов ОКВЭД​

Наведение порядка в ваших кодах ОКВЭД принесет вам существенные бонусы:

  1. Вы сэкономите на взносах в ФСС. Для вновь зарегистрированных ИП и компаний тариф на взносы от несчастных случаев зависит от главного ОКВЭД. Например, основным кодом у вас заявлен ОКВЭД 43.31 “Производство штукатурных работ” со ставкой 0,9% на взносы в ФСС. А фактически вы продаете обои (код 47.53). На этот вид деятельности тариф составляет 0,2%. В этом случае переплата идет в 4 раза за неправильный код.
  2. Возможность купить патент. Например, вы хотите оформить ПСН на розничную торговлю, но в ЕГРИП такого кода нет. В этом случае в патенте вам откажут.
  3. Возможность работать на упрощенке для ИП. Если фискалы поймут, что на упрощенке вы занимаетесь не заявленным видом бизнеса, на полученные от него доходы начислят НДФЛ.
  4. Право на льготные ставки. Для некоторых видов бизнеса власти региона могут устанавливать льготы на ПСН и УСН, вплоть до 0%. А воспользоваться ими вы сможете, если нужный ОКВЭД окажется в госреестре.
  5. Одобрение на субсидии и льготные кредиты от государства. Не так давали коронавирусные льготы и субсидии. Но ими пользовались только те, у кого нужный ОКВЭД был зарегистрирован.
  6. Нет проблем с банком. Как уже говорилось выше, банки отслеживают, по каким операциям у вас и ваших контрагентов проходят платежи. И если они не будут соответствовать заявленным в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, для вас это закончится повышением группы риска и блокировкой счета.
  7. Доверие ФНС и деловых партнеров. Несоответствие кодов, указанных в ЕГРЮЛ/ЕГРИП, фактической деятельности - это косвенный признак фирмы-однодневки. С ними мало кто захочет заключать сделки. Так как расплачиваться за это придется и контрагенту, которому откажут в вычетах.
А если коммерсант продаст услуги/товары, которые не заявлены в ЕГРИП, с контрагента взыщут НДФЛ. Ведь сделка была проведена не в рамках предпринимательской деятельности.

Как вы видите, коды ОКВЭД – это не то, чем можно пренебречь. Если в них путаница, то неприятности будут ждать как со стороны налоговиков, так и банков. Поэтому лучше своевременно устранить все недочеты.

 
Сверху Снизу