Большой разбор акций Whoosh: отличная история роста или огромные риски?

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
29.223
Репутация
11.695
Реакции
61.957
RUB
50
Вообще Whoosh попал в список наших фаворитов на 2024 год и пока мы собирались писать про них статью успел долелеть до таргета и от него скорректироваться вниз.


Но так как компания нам по-прежнему кажется интересной и после публикации у нее вышел отчет за 2023 год целиком, предлагаем сегодня познакомиться с ней поподробнее и посмотреть остался ли там еще потенциал роста.

webp


Чем занимается Whoosh

Whoosh — один из лидеров в секторе микромобильности и предоставляет в аренду СИМ (средства индивидуальной мобильности). СИМ функционируют на собственной технологической платформе. То есть это не только самокаты, но и IT-продукт, на основе которого и функционирует сам сервис. В частности компания применяет технологии определения когда на самокате в нарушение правил передвигается одновременно два человека вместо одного, технологии компьютерного зрения, распознающие людей, препятствия и дорожную разметку, технологии определения правильности парковки и так далее.

Кроме того компания работает над разработкой собственного аккумулятора, за счет внедрения которого предполагается сокращение перезарядок в два раза и, как следствие, уменьшение затрат и увеличение рентабельности, а также работает над локализацией производства запчастей для самокатов, что предоставляет существенную экономию на комплектующих.

При чем компания работает и над улучшением самих самокатов: если смотреть историю их развития — то там и беспроводные зарядки для смартфона, и изменения в подвеске, и эксперименты с увеличением размера переднего колеса, и передняя подсветка, и многое другое. Кстати, вы знали, что у Whoosh кроме, собственно, самокатов есть также и электровелосипеды для передвижения на более длинные дистанции?

webp


Хочется сказать и пару слов о самой индустрии кикшеринга и о том, что люди, которые СИМ не пользуются, воспринимают самокаты зачастую как некоторое развлечение, «покатушки». Однако это не совсем так. В крупных городах кикшеринг – это транспорт первой и последней мили, который может служить альтернативой поездкам на такси, автомобилях каршеринга и общественному транспорту, а также пешеходному маршруту. То есть это история про доехать на самокате от метро до точки назначения в первую очередь, а не про покататься по центру города по велодорожке. Доля именно транспортных, а не рекреационных поездок у Whoosh — около 85%.

Если смотреть историю развития компании — то она выглядит достаточно впечатляюще: путь от стартапа до одного из лидеров кикшеринга занял всего 5 лет.

Компания осуществляет экспансию в новые города и страны: количество локаций за пять лет возросло с 4 до 55, количество устройств — с 1,3 тысяч до 149,9 тысяч, а в планах компаниии на 2024-й год — наращивание парка устройств на 44 тысячи (+29,4% год к году), а количества локаций — до 64 (+8 новых городов).

При чем в отличие от у Whoosh не наблюдается раскорреляция между ростом выручки и ростом ключевых натуральных метрик:

webp


Количество поездок на зарегистрированного пользователя и на СИМ год к году растет и здесь, в отличие от Делимобиля, выход в другие менее богатые по сравнению со столицами города не приводит к снижению натуральных метрик в пересчете на одного пользователя и одно устройство. Это говорит о том, что у Whoosh есть потенциал по дальнейшему наращиванию финансовых показателей при одновременном поддержании и даже улучшению и так не маленькой рентабельности, а также о том, что Whoosh удается успешно справляться с конкуренцией — количество поездок на пользователя продолжает расти.

Кстати, если вспомнить оценки рынка на момент выхода Whoosh на IPO — тот же SberCIB Investment Research писал, что к потенциальное количество активных пользователей сервисов микромобильности к 2026 году может составить 21 млн. пользователей, однако Whoosh, как и рынок в целом, вплотную подобрался к этой отметке уже в 2023 году. То есть рынок, на котором работает компания, не просто растущий и пока все еще с низкой степенью проникновения в городах, но и растет с темпами выше прогнозов аналитиков. Понятно, что не все зарегистрированные пользователи являются активными.

Если сравнивать метрики количество поездок/число активных пользователей и количество поездок/число зарегистрированных пользователей — метрики различются в 2,8 раз. Но тем не менее рост рынка происходит явно опережающими темпами.

Однако стоит обратить внимание, что на сайте компании не приведены сведения о средней длине поездки и среднем чеке. Если первое я высчитать не могу, то второе приблизительно посчитать самостоятельно вплоне возможно, разделив выручку на количество поездок:

  • средний чек в 2020 году — 201,4 рубля;
  • средний чек в 2021 году — 157,0 рублей;
  • средний чек в 2022 году — 115,0 рублей;
  • средний чек в 2023 году — 103,2 рублей.

О чем нам говорит эта картина в совокупности с ростом поездок на пользователя и ростом поездок в пересчете на одно устройство? О том, что кикшеринг становится полноценным транспортом, а не развлечением для широкой публики, и о том, что по мере увеличения количества доступных самокатов поездки становятся короче, то есть нужно больше и больше именно твоих самокатов, чтобы пользователь выбирал именно тебя, иначе в какой-то момент ключевые операционные метрики начнут стагнировать, а за ними начнут стагнировать и финансовые показатели, начиная с рентабельности и кончая выручкой.

Поэтому здесь наращивание флота — жесткая необходимость, чтобы не проиграть конкурентную войну. И наращивать флот желательно с темпами не менее, чем у конкурентов.

Кстати о конкурентах: если смотреть исследование truesharing. ru — по итогам 2023 года рынок в России продолжал активно развиваться: росли и выручка, и численность пользователей сервисов, и размер флота, и количество поездок. Крупнейшими игроками на рынке по-прежнему являются Whoosh, МТС Юрент и Яндекс с совокупной долей рынка около 96,4%.

В целом рынок кикшеринга по итогам года в цифрах выглядел так:

  • Суммарное количество самокатов составило 332,4 тыс. штук (45,1% приходится на Whoosh vs. 36% в 2021 году);
  • Количество поездок за сезон выросло до 211,7 млрд. штук (49,1% из которых приходится на Whoosh vs. 47% в 2021 году);
  • Количество активных пользователей в России — 21 млн. человек (у Whoosh аналогичное количество пользователей, но число активных пользователей — 7,2 млн. человек и неизвестно сколько из них приходится на Россию).

То есть пока Whoosh очень успешно справляется с конкуренцией и наращивает свою долю как в общем количестве самокатов, так и в общем количестве поездок за сезон. И truesharing. ru прогнозирует дальнейший рост количества поездок в России на 130% до 486 млн. штук за счет развития сервисов в городах присутствия, увеличения количества устройств до 510 тыс. штук, увеличения количества пользователей до 35 млн. пользователей и частотности их поездок.

Что касается рынков кикшеринга в Беларуси и Казахстане, где также оперирует Whoosh, — там наблюдается схожая картина с взрывным ростом рынка и делением его между несколькими крупными игроками. И риски по ужесточению законодательного регулирования там, кстати, аналогичные с РФ. Так в Казахстане, например, приняли закон о том, что пользователи самокатов должны будут иметь водительские права и носить шлемы, а в Беларуси идет дискуссия о необходимости ужесточения существующих правил пользования самокатами.

Кроме того в качестве рисков стоит отметить отсутствие необходимой инфраструктуры для СИМ во многих городах и отсутствие возможности под ее обустройство. Как следствие, некоторые города начинают бороться с СИМ и запрещать парковку в центре на муниципальных землях, или и вовсе запрещать передвижение на СИМ в границах определенных территорий.

Но на федеральном уровне существует дорожная карта по развитию микромобильности, в рамках которой предполагается, что уже в июне 2024 года Минстрой, МВД и Минтранс должны будут разработать план по развитию инфраструктуры для СИМ в России, а региональные власти в течение нескольких месяцев на основании этого плана должны утвердить собственные планы по созданию и интеграции инфраструктуры для СИМ в свои транспортные системы. Не знаем дойдем ли мы как в Амстердаме до отдельных дорожек для велосипедов и СИМ — но будет очень интересно за этим наблюдать:

webp


Резюмируя вышесказанное, Whoosh — это яркий представитель компаний роста с отличными перспективами как на рынке России, так и на зарубежных рынках (СНГ и Латинская америка). Пока Whoosh конкурентную борьбу однозначно выигрывает и умудряется расти с темпами выше темпов роста рынка. Однако дальнейший захват рынка сопряжен с повышенными расходами на наращивание флота СИМ, так как доля пользователей СИМ, использующих устройства именно как транспорт, а не как развлечение, постоянно растет, а дистанция поездок и средний чек — неуклонно падают.

Кроме того, в голове стоит держать и риски ужесточения законодательного урегулирования отрасли, проблем с выстраиванием полноценной инфраструктуры для СИМ во многих городах, а также валютные риски, так как компания генерирует выручку в рублях, а цены на СИМ устанавливаются в долларах и юанях.

Финансовые показатели Whoosh, прогноз, справедливая цена и дивиденды 2024

Согласно отчету компании за 12 месяцев 2023 года:

  • Выручка — 10,7 млрд. рублей (+54,2% г/г)
  • ebitda — 4,5 млрд. рублей (+37,9% г/г)
  • Чистая прибыль — 1,9 млрд. рублей (+38,1% г/г)
  • Рентабельность по ebitda — 42%
  • Чистая рентабельность — 17,8%
  • ND/ebitda — 1,9х

При первом приближении финансовая отчетность выглядит достаточно неплохо. Цифры демонстрируют увереннный рост. Однако стоит заметить, что свободный денежный поток у компании отрицательный. В потенциале это дополнительное снижение рентабельности и дальнейший рост долговой нагрузки, которая и так по итогам года существенно подросла.

Также стоит обратить внимание на то, что стоимость ремонта и технического обслуживания устройств растет в разы быстрее и выручки, и самого количества устройств — +130% г/г. С учетом того, что средний срок службы самоката 5 лет — это звучит достаточно угрожающе, так как расходы и на обслуживание и на замену самокатов будут дальше только расти. Сможет ли компания с этим справиться без потери рентабельности и без существенного наращивания долговой нагрузки — вопрос.

Раскорреляция между темпами роста выручки и ebitda вызвана опционной программной для мотивации сотрудников, для которой компания выкупает акции с рынка. В планах Whoosh осуществить байбэк около 1 млн. акций, из которых на 27.03.2024 было выкуплено около 0,3 млн. акций. Поэтому здесь мы видим позитив, так как программа байбэка не даст акциям значительно скорректироваться, а сотрудники компании будут заинтересованы в достижении целевых уровней EBITDA и росте курсовой стоимости акций компании.

С учетом цифр в отчете за 2023 год мы перестроили модель оценки компании и мультипликаторным подходом на конец года справедливая цена акций Whoosh составляет около 400 рублей за акцию, апсайд к текущим — 30%.

Что касается дивидендов — то дивидендная политика Whoosh на данный момент привязана к чистой прибыли и предполагает выплаты в зависимости от уровня долговой нагрузки. Так, при показателе «чистый долг/ebitda» ниже 1,5 компания планирует выплачивать в виде дивидендов 50% чистой прибыли, а если этот показатель будет в диапазоне от 1,5 до 2,5, выплаты составят 25% чистой прибыли. При коэффициенте долговой нагрузки выше 2,5 дивиденды не будут выплачиваться.

Это ориентирует нас на выплату около 4,5 рублей в виде дивидендов по итогам 2024 года и дает достаточно скромную дивидендную доходность около 1,5% к текущим котировкам.

Выводы

В целом компания выглядит на наш взгляд интересно, хотя лично у нас и есть некоторые вопросы к тому как компания справится со своими расходами на обслуживание и замену флота, а также с потенциальным ужесточением законодательного регулирования и отсутствием необходимой инфраструктуры для СИМ во многих городах.

Компания показывает очень хорошие темпы роста и конкуренцию пока выигрывает. Да и сам рынок кикшеринга растущий и даже за счет одного этого обстоятельства Whoosh вполне способен продолжать рост на горизонте нескольких лет. Но за показателями компании надо внимательно следить, так как тут есть несколько моментов, способных привести к негативной переоценке акций компании, начиная от потенциального роста долговой нагрузки и снижения рентабельности, до дальнейшего снижения длины поездок и среднего чека. Ну а мы продолжаем думать над добавлением данной акции себе в портфель, так как компания нам нравится.


 
  • Теги
    whoosh акции
  • Сверху Снизу