Благочестивый мусульманский бунтарь, спасший тысячи христиан

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
55.044
Репутация
62.940
Реакции
277.294
RUB
0
Мусульманин, борец с французским колониализмом, исламский философ, заступник христиан, кавалер французского Ордена Почётного легиона… Стоп, что!?



Алжирский национальный герой Абд аль-Кадир аль-Джазаири смотрит тебе прямо в душу

Алжир многим известен как часть Варварского, или на французский манер — Варварийского берега. В течение многих веков всё побережье от Марокко до Египта было главным оплотом пиратов в Средиземном море, где процветала торговля христианскими невольниками. Даже периодически предпринимаемые Европой и США ответные меры в виде карательных экспедиций и флотских бомбардировок давали лишь временный эффект: власть меняется, Османская империя помогает восстановить войска, пиратство опять начинает цвести. Конфликт назревал долго и в силу желания реставрированного Карла X набрать политических очков, в силу его же нежелания платить долги, а также по причине заметного недостатка французских колоний на карте мира, перспектива вторжения стала очевидной. Масла в огонь подлил скандальный "инцидент с мухобойкой" 1827 года, когда французский посол оскорбил алжирского дея и закономерно получил по сусалам первым попавшимся предметом. В 1830 году французы вводят войска, закрепляются в прибрежной части страны и со временем начинают полноценную колонизацию Алжира.

В этот момент на сцену выходит наш сегодняшний герой — Абд аль-Кадир аль-Джазаири, только-только вернувшийся из хаджа, идеально подходящий на роль борца с неверными. Абд аль-Кадир происходил из древнего и знатного мусульманского рода, его отец был последователем влиятельного в исламском мире суфийского ордена Кадирия, и сына воспитывал, очевидно, в предельно религиозном ключе.



В 1832 году на совете племенных вождей Абд аль-Кадира выбирают эмиром, создаётся независимое государство со столицей в Маскаре. С этого момента начинается полноценная война с французами, которая будет с переменным успехом продолжаться до полного подчинения Алжира и сдачи в плен самого Абд аль-Кадира в 1847 году. Война сопровождалась большой жестокостью с обеих сторон. Многие мирные жители сочувствовали борцам за независимость, исламский мир и прочие радости арабо-берберского этноса. Галльский Птица из курятника сполна испачкал свои когти в крови "сочувствующих". Впрочем, борцы за независимость тоже не гнушались совершать набеги и карательные операции. Сёла вырезались, колодцы отравлялись: классическая война с участием партизан.

В скором времени после почти моментального разгрома союзного аль-Кадиру Марокко и перехода многих алжирских феодалов на сторону Франции, аль-Кадир сдался французскому генералу в обмен на обещание, что ему будет разрешено отправиться в Александрию или Акру, однако обещание генерал не сдержал: аль-Кадира пленили вместе со всей семьёй и отправили во французский замок. В заключении от болезней погибли его сын и дочь. Лишь спустя 5 лет, после очередного французского переворота, приведшего к власти Наполеона III, аль-Кадиру разрешили покинуть Францию, и он уехал в Стамбул, а позже переехал в Дамаск, где спокойно жил на правах крайне уважаемого религиозного деятеля, получал французскую пенсию, писал стихи и трактаты, но история вновь дала ему шанс проявить себя.

В 1860 году начался кровопролитный гражданский конфликт между маронитами (ветвь восточных католиков) и друзами (отделившаяся общность арабов, исповедующая свою околоисламскую религию) в Горном Ливане. Вследствие конфликта Дамаск наполнялся христианскими беженцами, а известия о победах друзов горячили кровь мусульман, которые, по некоторым воспоминания, радовались так, будто "Османская империя завоевала Россию". Дамаск начинает закипать.



Ещё с момента прибытия первых христианских беженцев Абд аль-Кадир, пользуясь своим высоким авторитетом, начинает предпринимать меры по снижению напряженности в городе: проводит собрания мусульманских лидеров, помогает беженцам обустроиться, жертвует им деньги, поручает своим людям вооруженную защиту христианских кварталов. К сожалению, это не помогло предотвратить начало погромов, которые войдут в историю, как "Дамасская резня". С попустительства дамасского губернатора, агрессивная, вооруженная чем попало толпа мусульман, в течение нескольких дней безнаказанно нападала на христианские кварталы, грабила, убивала и продавала в рабство бедуинам мирных людей. Несколько тысяч человек погибло. Под угрозой расправы оказались многие европейские консульства, в том числе консульство Российской империи, которое было особенно ненавистно погромщикам из-за недавней Крымской войны. К погромщикам часто присоединялись даже османские солдаты и городская стража. Во все дни беспорядков Абд аль-Кадир и его люди эвакуировали христиан из Дамаска или прятали их у себя дома. В какой-то момент озлобленная толпа хотела штурмовать заполненный христианами дом Абд аль-Кадира, но он со своими людьми вышел к погромщикам и пригрозил открыть по ним стрельбу. Российский вице-консул Макеев был спасён благодаря личному вмешательству бывшего алжирского борца за независимость, как и консулы многих других стран.

Конечно, когда всё затихло, османы устроили расследование и, со свойственной османскому праву жестокостью, наказали многих зачинщиков и бездействовавших чиновников, даже расстреляли губернатора Дамаска. Христианам выплатили компенсации, собранные с мусульман и дали возможность свободно переехать в места не столь горячие, чтобы у европейских держав не было лишнего повода оторвать кусочек угасающей империи.



Абд аль-Кадир берёт под свою защиту христиан Дамаска. Картина Жан-Батиста Гюйсманса.

За спасение и защиту тысяч христиан в кипящем ненавистью Дамаске Абд аль-Кадир удостоился нескольких орденов. В том числе Ордена Белого орла от Российской империи, орденов от Ватикана, Греции, Османской империи, а также, внимание, французского Ордена Почётного легиона. Да-да, человек, который выпил столько крови у французских колониальных войск, нанеся им не одно поражение, удостоился стать кавалером известного наполеоновского ордена. Следует ли говорить, что мало какого человека того времени так уважали и в христианском, и в мусульманском мире. Авраам Линкольн прислал ему в подарок пару пистолетов, что довольно комично в свете упомянутого эпизода с погромщиками у его порога.

Фигура Абд аль-Кадира навсегда останется редким лучиком света в тёмной истории христианско-мусульманских конфликтов. Его жизненный путь наглядно показывает, что даже после многолетней ожесточённой «священной» войны с иноверцами, ненавистью к которым, вероятно, дышит всё твоё окружение, можно и нужно оставаться человеком.

С вашего позволения далее я вставлю цитату, которую приписывают Абд аль-Кадиру. К сожалению, я не могу ручаться за достоверность, так как эту цитату приводят только разные исламские сайты, однако я убеждён, что Абд аль-Кадир исповедовал такие идеи:

«Во всех странах торжествует насилие, и его результаты постыдны. Но люди в наши дни, дни искушений потеряли голову настолько, что им и вовсе мало что кажется добрым… Печально видеть такое малое количество религиозных людей, и такое малое количество людей, которые ещё поступают по справедливости. Их настолько мало, что множество невежд полагают, что основа, источник веры Ислама в жестокости, грубости и отстранённости от всех иноверцев»
Есть в этой кровавой истории что-то примиряющее, не находите?







Автор: Рома Ульянов.
 
Сверху Снизу